ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
«17» сентября 2014 года Дело № А40-178417/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Шишовой О.А.,
судей Буяновой Н.В., Егоровой Т.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Жигина А.А.- доверенность № 446 от 03 декабря 2013;
Аванесян А.Ю. – доверенность № 446 от 03 декабря 2013; Жадаева Е.А. – доверенность № 1 от 09 января 2013; Копаница С.Н. – доверенность № 294 от 29 июля 2013;
от инспекции: Соснова М.Г. – доверенность № 05-34/14624 от 22 апреля 2014,
рассмотрев 10 сентября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу
ИФНС России № 7 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 марта 2014 года,
принятое судьёй Карповой Г.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2014 года,
принятое судьями Окуловой Н.О., Голобородько В.Я., Солоповой Е.А.,
по делу № А40-178417/2013 по заявлению
Некоммерческой организации «Негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние» (ОГРН: 1027739112103, ИНН: 7710180174)
к ИФНС России № 7 по г. Москве (ОГРН: 1047707042130, ИНН: 7707081688)
о признании недействительным решения и об обязании возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация «Негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние» (далее – НПФ «Благосостояние», Фонд, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 7 по г. Москве (далее – ИФНС России № 7 по г. Москве, заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 06.08.2013 № 629 об отказе в осуществлении зачета (возврата) и об обязании возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль за 2010 год в размере 3 475 723 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2014 по делу № А40-178417/2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014, заявленные требования НПФ «Благосостояние» удовлетворены.
ИФНС России № 7 по г. Москве обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе Фонду в удовлетворении заявленных требований.
Фонд представил в Арбитражный суд Московского округа отзыв на кассационную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Представитель ИФНС России № 7 по г. Москве в заседании суда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель НПФ «Благосостояние» в заседании суда кассационной инстанции против доводов кассационной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, считая решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей сторон, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Фонд является юридическим лицом, созданным в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон №75-ФЗ).
Одним из основных видов деятельности Фонда является размещение пенсионных резервов.
Фонд за отчетный период 9 месяцев 2010 года получил прибыль от операций по размещению пенсионных резервов в размере 23 377 933 руб.
Полученная прибыль отражена заявителем в листе 06 «Доходы, расходы и налоговая база, полученная негосударственным пенсионным фондом от размещения пенсионных резервов» налоговой декларации по налогу на прибыль за отчетный период 9 месяцев 2010 года, представленной в налоговый орган.
Общая сумма налога на прибыль по операциям размещения пенсионных резервов составила 3 475 273 руб., которая была уплачена фондом платежным поручением № 4747 от 27.10.2010.
За 2010 год фондом был получен доход от размещения средств пенсионных резервов в государственные и муниципальные ценные бумаги в фактическом размере 152 349 060 руб.
Расчетная величина соответствующего дохода фонда составила 119 979 929 руб.
Сумма отчислений от доходов от размещения средств пенсионных резервов в государственные и муниципальные ценные бумаги составила 99 855 165 руб.
Таким образом, за налоговый период 2010 года Фонд получил убыток от операций по размещению пенсионных резервов в размере 67 486 034 руб.
Полученный убыток отражен Фондом в листе 06 налоговой декларации по налогу на прибыль за налоговый период 2010 года, представленной в налоговый орган.
Поскольку за налоговый период 2010 года у фонда возникла отрицательная разница между определенными в установленном порядке доходами и расходами по операциям размещения пенсионных резервов, то 12.07.2013 фонд подал в налоговый орган заявление о возврате 3 475 273 руб. излишне уплаченного налога на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.
Решением ИФНС России № 7 по г. Москве от 06.08.2013 № 629 Фонду отказано в возврате суммы налога, в связи с тем, что сумма переплаты не подтверждается данными налогового обязательства.
Считая решения налоговой инспекции незаконными, Фонд обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что по итогам 2010 года Фонд получил не прибыль, а убыток от операций по размещению пенсионных резервов в размере 67 486 034 руб., руководствуясь статьями 295, 296 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), обоснованно пришли к выводу, что налог на прибыль по итогам налогового периода не возникает, а уплаченная по итогам 9 месяцев 2010 года сумма налога (авансового платежа) в размере 3 475 723 руб. является излишне уплаченной и подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.
Согласно статье 25 Закона № 75-ФЗ негосударственные пенсионные фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Банком России. Размещение средств пенсионных резервов, сформированных в соответствии с пенсионными правилами фонда, производится исключительно в целях сохранения и прироста средств пенсионных резервов в интересах участников. Деятельность фондов по размещению средств пенсионных резервов не относится к предпринимательской.
В целях налогообложения прибыли главой 25 Кодекса для фондов установлены особенности учета доходов и расходов.
Доходы от размещения средств пенсионных резервов и связанные с ними расходы учитываются обособленно от других видов доходов и расходов (п. 1 ст. 295 и п. 1 ст. 296 НК РФ).
В целях налогообложения доход, полученный от размещения пенсионных резервов, определяется как положительная разница между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Банка России и суммы размещенного резерва, с учетом времени фактического размещения, по итогам налогового периода (п. 2 ст. 295 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 296 НК РФ к расходам, связанным с получением дохода от размещения средств пенсионных резервов, относятся, в том числе:
- отчисления на формирование имущества, предназначенного в обеспечение осуществления уставной деятельности этих фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- отчисления на формирование страхового резерва осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, до достижения установленного советом фонда размера страхового резерва, но не более 50% величины резервов покрытия пенсионных обязательств.
Судами установлено и налоговым органом не оспаривается, что Фонд правильно отразил суммы полученного за 9 месяцев 2010 года дохода от размещения средств пенсионных резервов в государственные и муниципальные ценные бумаги. Также не оспаривается факт уплаты в бюджет начисленной суммы налога на прибыль за 9 месяцев 2010 года в размере 3 475 723 руб. и порядок отражения доходов от размещения пенсионных резервов в декларации Фонда за налоговый период 2010 год инспекцией.
Налоговый орган оспаривает правомерность отражения расходов в виде отчислений на формирование имущества и на формирование страхового резерва в листе 06 декларации, т.е. в качестве расходов, уменьшающих доходы от размещения средств пенсионных резервов.
Между тем данный довод судом не принимается, поскольку противоречит положениям статьи 27 Закона № 75-ФЗ и пункта 2 статьи 296 НК РФ.
Довод налоговой инспекции о неподтверждении отчислений, в связи с представлением только Выписки из протокола заседания Совета Фонда от 14.03.2011, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен.
В соответствии со статьёй 20 Закона № 75-ФЗ порядок формирования страхового резерва определяется уполномоченным федеральным органом.
Приказом ФСФР России от 18.03.2008 № 08-11/пз-н утверждено Положение о страховом резерве негосударственного пенсионного фонда, согласно пункту 2.2 которого часть дохода от размещения средств пенсионных резервов направляется в страховой резерв по итогам деятельности фонда за отчетный год. Отчисление части дохода от размещения средств пенсионных резервов в страховой резерв осуществляется на основании внутреннего распорядительного документа фонда путем проведения записей по соответствующим счетам бухгалтерского учета целевых средств и пенсионных резервов фонда по правилам ведения бухгалтерского учета.
Отчисления на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, осуществляются на основании решения Совета Фонда по окончании отчетного года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона №75-ФЗ такие отчисления осуществляются после вычета вознаграждения управляющей компании и специализированному депозитарию. Поскольку размер вознаграждения управляющей компании и специализированному депозитарию может быть определен только по окончании отчетного года (ст.36.23 Закона №75-ФЗ), то очевидно, что отчисления на формирование имущества, осуществляемые после вычета вознаграждения управляющей компании и специализированному депозитарию, могут быть отражены на пенсионных счетах и, соответственно, на счетах бухгалтерского учета за отчетный год тоже только после его окончания.
Представленная в материалы дела Выписка из протокола заседания Совета Фонда от 14.03.2011 является внутренним распорядительным документом, принятым по итогам деятельности Фонда за отчетный год, в котором отражены суммы отчислений в страховой резерв и на формирование имущества Фонда, предназначенного для обеспечения уставной деятельности.
На основании этого документа в бухгалтерском учете за 2010 год были отражены соответствующие проводки (записи).
Показатели бухгалтерского баланса (строки 410 и 420) подтверждают, что отчисления на формирование имущества Фонда и на пополнение средств пенсионных резервов, произведенные по решению Совета Фонда, принятому на заседании 14.03.2011, отражены в бухгалтерском учете за 2010 год.
В соответствии с пунктом 14.6 приказа ФНС России от 15.12.2010 № ММВ-7-3/730@ о порядке заполнения налоговой декларации, отчисления, отражаемые по строке 240 Листа 06 (т.е. спорные расходы), определяются по данным бухгалтерского учета за отчетный (налоговый) период.
Таким образом, Фонд отразил суммы спорных отчислений в расходах в соответствии с требованиями НК РФ и в порядке, установленном ФНС России.
Выводы судебных инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки указанных выводов судов.
Несогласие инспекции с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены принятых по делу и обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 марта 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2014 года по делу № А40-178417/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России № 7 по городу Москве – без удовлетворения.
Председательствующий-судья О.А. Шишова
Судьи: Н.В. Буянова
Т.А. Егорова