НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 09.10.2018 № А40-231052/17

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

16 октября 2018 года

                            Дело № А40-231052/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2018 года

Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2018 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,

судей Каменской О.В., Кузнецова В.В.

при участии в заседании:

от заявителей:

от Правительства Калининградской области – ФИО1, доверенность от 28 декабря 2017 года;

от Министерства образования Калининградской области – ФИО2 доверенность от 10 ноября 2017 года;

от Министерства финансов Калининградской области – ФИО3 доверенность от 10 марта 2017 года ;

от заинтересованных лиц:

от Министерства финансов Российской Федерации – ФИО4 доверенность от 18 декабря 2017 года;

от Счетной палаты Российской Федерации –ФИО5 доверенность от 18 декабря 2017 года;

от третьего лица: Министерства образования и науки Российской Федерации – извещено, представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании 09 октября 2018 года кассационную жалобу Министерства финансов Калининградской области

на решение от 04 апреля 2018 года,

Арбитражного суда города Москвы

принятое судьей Поляковой А.Б.,

на постановление от 02 июля 2018 года,

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Мухиным С.М., Поповым В.И., Яковлевой Л.Г.,

по делу № А40-231052/2017,

по заявлению Правительства Калининградской области, Министерства образования Калининградской области, Министерства финансов Калининградской области

к Министерству финансов Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации

третье лицо: Министерство образования и науки Российской Федерации

о признании незаконным приказа,

УСТАНОВИЛ:

Правительство Калининградской области, Министерство образования Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации и Счетной палате Российской Федерации о признании незаконным приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01 ноября 2017 года N 989 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета" и о признании незаконным уведомления Счетной палаты Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N УВ-01-6/12-04 о применении бюджетных мер принуждения.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 апреля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2018 года, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с выводами судов, Министерство финансов Калининградской области обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.

В судебном заседании представители Правительства Калининградской области, Министерства образования Калининградской области, Министерства финансов Калининградской области поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представители Министерства финансов Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации возражали против удовлетворения кассационной жалобы.

Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 ноября 2017 года N 989 Федеральному казначейству предписано исполнить бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Калининградской области путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Калининградской области, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Калининградской области, в сумме 45 503 320 рублей 00 копеек и в срок с 01 марта 2018 года в сумме 409 529 880 рублей 00 копеек - всего в общей сумме 455 033 200 рублей 00 копеек, рассчитанной по состоянию на 29 сентября 2017 года, и перечислить, взысканные средства в федеральный бюджет.

Указанный приказ вынесен на основании уведомления Счетной палатой Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N УВ-01-6/12-04 о применении бюджетных мер принуждения, направленного в Министерство финансов Российской Федерации по результатам проведенной Счетной палатой камеральной проверки реализации предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы мероприятий по содействию создания в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в 2016 году (далее – Программа) в Министерстве образования и науки Российской Федерации, которой выявлены бюджетные нарушения, совершенные органами исполнительной власти Калининградской области, выразившиеся в нарушении условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета).

Полагая, что указанные уведомление и приказ нарушают права заявителей, Правительство Калининградской области, Министерство образования Калининградской области и Министерство финансов Калининградской области обратились в суд.

Отказывая в удовлетворении требований, суды, руководствуясь статьями 4, 198, 200 АПК РФ, статьями 31, 85, 132, 166, 219, 306.1, 306.2, 306.3, 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии в действиях заявителей незаконной экономии средств областного бюджета при одновременном полном израсходовании средств субсидии из федерального бюджета и неисполнении принятых Правительством Калининградской области расходных обязательств, в связи с чем признали приказ Министерства финансов Российской Федерации и уведомление Счетной палаты Российской Федерации законными.

Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.

В соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Калининградской области (получатель) заключено соглашение от 08 июня 2016 года N 08.G12.24.0011 (далее - Соглашение N 08.G12.24.0011) о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Калининградской области на софинансирование расходов, возникающих при выполнении Программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295.

Согласно пункту 1.2 Соглашения N 08.G12.24.0011 размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Калининградской области по настоящему соглашению, составляет 709 337 300 рублей.

Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Калининградской области (местных бюджетах) на исполнение расходных обязательств Калининградской области по настоящему соглашению, составляет 1 281 000 000 рублей.

Исходя из данного пункта Соглашения N 08.G12.24.0011, Счетная палата установила, что объем софинансирования расходов за счет субсидии из федерального бюджета составляет 709 337,3 тыс. рублей, или 35,6%. Финансирование за счет средств консолидированного бюджета Калининградской области - 1 281 000 тыс. рублей, или 64,4%.

В то же время, проверкой Счетной палатой Российской Федерации установлено, что кассовое исполнение расходов по Соглашению N 08.G12.24.0011 составило 714 337,3 тыс. рублей, из них 709 337,3 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета (то есть 99,3% общей суммы произведенных расходов вместо 35,6% по условиям Соглашения N 08.G12.24.0011), за счет средств консолидированного бюджета Калининградской области 5 000 тыс. рублей (0,7% вместо 64,4% по Соглашению N 08.G12.24.0011), что, как установили суды, не соответствует уровню софинансирования, предусмотренному Соглашением N 08.G12.24.0011.

Таким образом, суды обоснованно указали на совершение Правительством Калининградской области в 2016 году бюджетного нарушения, выразившегося в несоблюдении условий предоставления и расходования субсидии из федерального бюджета на финансирование мероприятий в рамках государственной Программы.

В связи с наличием доказательств фактов совершения Правительством Калининградской области бюджетного нарушения в виде нарушения условий предоставления и расходования средств субсидии из федерального бюджета (статья 306.8 БК РФ), выразившегося в несоблюдении уровня софинансирования при расходовании средств субсидии, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.

Доводы Министерства финансов Калининградской области, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов.

В соответствии со статьей 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.

При таких обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, в силу чего решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 апреля 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2018 года  по делу № А40-231052/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий-судья

Р.Р. Латыпова

Судьи

О.В. Каменская

В.В. Кузнецов