ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва
16 июня 2021 года Дело № А40-223287/20
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2021 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 09 июня 2021 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО «Автотур»
на решение от 22 декабря 2020 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 30 марта 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А40-223287/20
по заявлению ООО «Автотур»
об оспаривании постановления
к Центральному МУГАДН,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Автотур» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному МУГАДН (далее - Управление) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 27.10.2020 № 014665.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 декабря 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «Автотур» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 14.09.2020 в соответствии с распоряжением от 24.08.2020 № 10-1/34-21 при проведении осмотров транспортных средств в процессе их эксплуатации на основании планового (рейдового) задания по адресу: Тверская область, Калининский район, 146 км + 400 м а/д «М-10 Россия», проверено транспортное средство ИМЯ-М-3006, регистрационный знак М710РН 69 (эксплуатируется обществом согласно путевому листу от 14.09.2020 № 3987), под управлением водителя, осуществлявшего перевозку пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок в междугороднем сообщении «Тверь - Конаково».
По результатам проверки составлен акт от 14.09.2020 № М2/0333 результата планового (рейдового) осмотра транспортного средства ИМЯ-М-3006, регистрационный знак М710РН 69, с приложениями.
В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте TVERTAS.RU http://www.tvertas.ru/konakovo-0, yandex.ru «Яндекс Расписания» и www.e-traffic.ru размещено расписание движения автобусов по маршруту «Тверь - Конаково» (с отправлением от кассы «Автоэкспресс» по адресу: г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 47/102 (у гостиницы «Турист») время отправления - 06:00, 06:40, 08:50, 10:30, 12:05, 13:20, 14:30, 16:20, 17:30).
Публичная продажа билетов, договор фрахтования на перевозку пассажиров по заказу осуществляется через кассы «Автоэкспресс», также бронирование мест осуществляется через интернет-продажи на сайте TVERTAS.RU и через сайт www.etraffic.ru, yandex.ru «Яндекс Расписания».
Приложены: копия заказ-наряда от 14.09.2020 № 1029932 на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа: на рейс «Тверь - Конаково», дата и время отправления: 14.09.2020 в 10:30; копии договоров фрахтования (билетов): дата и время отправления по маршруту «Тверь - Конаково»; 14.09.2020 в 10:30.
Время отправления из пункта отправления «Тверь», указанное в копиях договоров фрахтования и копии заказ-наряда, совпадает со временем отправления, указанным на информационном сайте TVERTAS.RU http://www.tvertas.ru/konakovo-0, www.e-traffic.ru и yandex.ru «Яндекс Расписания».
Исходя из приложений к акту осмотра транспортного средства (копии заказ-наряда от 14.09.2020 № 1029932 на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа: на рейс «Тверь - Конаково», дата и время отправления: 14.09.2020 в 10:30; копии договоров фрахтования (билетов), дата и время отправления по маршруту «Тверь - Конаково»: 14.09.2020 в 10:30; распечатки с сайта TVERTAS.RU http://www.tvertas.ru/konakovo-0, www.e-traffic.ru, yandex.ru расписания движения по маршруту «Тверь-Конаково»), обществом осуществлялась перевозка пассажиров и иных лиц автобусами по фиксированному расписанию (одинаковое время отправления и прибытия), с одним и тем же пунктом отправления и прибытия.
Кроме того, о регулярном характере перевозок свидетельствует, в том числе, размещенное на сайте TVERTAS.RU http://www.tvertas.ru/konakovo-0, www.e-traffic.ru и yandex.ru «Яндекс Расписания» расписание на будущие дни, наличие постоянно действующей возможности по приобретению билетов (договоров фрахтования части транспортного средства) на будущее время при помощи сайта по продажи билетов TVERTAS.RU, www.e-traffic.ru и yandex.ru «Яндекс Расписания».
Также расписание движения по маршруту «Тверь-Конаково» находится в общем доступе на информационных стендах касс «Автоэкспресс».
Анализируя способ организации перевозок и публичный характер взаимоотношений между сайтами агрегаторами по продаже билетов TVERTAS.RU, www.e-traffic.ru, https://rasp.yandex.ru/ обществом и пассажирами, Управлением сделан вывод о том, что общество осуществляло регулярные перевозки пассажиров согласно расписанию, в котором содержалось время отправления каждого рейса.
Таким образом, общество осуществляло регулярные перевозки пассажиров по маршруту «Тверь - Конаково».
Согласно информации, имеющейся в разделе «Реестр межмуниципальных маршрутов» на официальном сайте Министерства транспорта Тверской области https://www.mintrans.tver.ru/transportnaya-otrasl/avtomobilnyy-transport/ в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области внесены маршруты № 521 «Тверь - Конаково», № 546т «Тверь - Конаково», вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, на маршруте № 546 «Тверь - Конаково» официальным перевозчиком является ООО «ТверьАвтоТранс».
Путь следования автобусов ООО «ТверьАвтоТранс» по межмуниципальному маршруту № 546 «Тверь - Конаково»: г. Тверь (улица Коминтерна - Волоколамский проспект - набережная реки Лазури - Московское шоссе) - автодорога М-10 «Россия» - автодорога «Москва - Санкт-Петербург» - Конаково - Иваньково» - Конаково (улица Свободы - улица Энергетиков).
Таким образом, под видом перевозок пассажиров по заказу фактически общество 14.09.2020 осуществляло регулярные перевозки пассажиров, дублируя при этом межмуниципальный маршрут регулярных перевозок № 546 «Тверь - Конаково», включенный в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области.
В соответствии Реестром межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области по состоянию на 14.09.2020 у общества отсутствовали свидетельство и карта маршрута об осуществлении перевозок по данному маршруту регулярных перевозок, а значит водитель транспортного средства ИМЯ-М-3006, регистрационный знак М710РН 69, используемого для осуществления регулярных перевозок, Яковлев А.А. не имел при себе карту маршрута регулярных перевозок.
Отсутствие указанных документов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По факту выявленного нарушения в отношении общества составлен протокол от 13.10.2020 № 013338 об административном правонарушении.
27.07.2020 по результатам рассмотрения дела Управлением вынесено постановление № 014665 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300.000 руб.
Не согласившись с постановлением Управления, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что общество привлечено к административной ответственности законно и обоснованно. При этом суды правомерно руководствовались следующим.
Частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ установлена ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, в виде наложения административного штрафа, в том числе на юридических лиц, в размере трехсот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила № 112).
По смыслу статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и раздела 2 Правил № 112, под регулярными перевозками понимаются систематические автомобильные перевозки пассажиров и багажа, которые выполняются в одно и то же время или с устоявшимися интервалами движения по одному же маршруту, по обращению любого физического лица.
То есть отличительными признаками регулярных перевозок от заказных перевозок являются - наличие публичного договора, как основание перевозки, их систематичность, наличие расписания.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2019 № 310-ЭС19-10668, в целях, в том числе обеспечения безопасности перевозок наземным транспортом на территории Российской Федерации, принят Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ).
Согласно Федеральному закону № 220-ФЗ, одним из обязательных для осуществления регулярных перевозок документов признана карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту, а также определен порядок оформления, переоформления карты маршрута регулярных перевозок.
Регулярная перевозка пассажиров с использованием автобуса должна осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с требованиями Федерального закона № 220-ФЗ.
Для целей проверки соблюдения требований Федерального закона № 220-ФЗ в части обязательного наличия карты маршрута к полномочиям Российской Федерации отнесено осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствия характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок (пункт 1 части 1 статьи 35 Федерального закона № 220-ФЗ); а для водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, предусмотрена обязанность иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (пункт 3 статьи 35 Федерального закона № 220-ФЗ).
Как обоснованно заключили суды, поскольку фактически общество осуществляло регулярные перевозки пассажиров, дублируя при этом межмуниципальные маршруты регулярных перевозок № 521т «Тверь - Канаково» и № 546 «Тверь - Канаково», отсутствие карты маршрута у водителя влечет за собой ответственность, установленную частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Доказательств того, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, судам не представлено (статья 2.1 КоАП РФ).
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление № 10), судами не установлено.
Суды установили, что сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, Управлением соблюдены.
Довод общества о нарушении прав водителя и игнорирования ходатайства о предоставлении защитника обоснованно отклонен судами, так как основан на неправильном толковании норм права.
Суды установили, что поскольку водитель выражал несогласие с выявленными нарушениями, протокол и постановление об административном правонарушении в отношении него 14.09.2020 не составлялись.
Вопрос о рассмотрении ходатайств о предоставлении защитника рассмотрен, именно поэтому протокол и постановление не выносились на месте выявления правонарушения, дабы не ограничить право лица на защиту.
Водителю предоставлено достаточно времени для обеспечения своих прав защитой.
Кроме того, суды отметили, что производство по делу об административном правонарушении в отношении водителя никоим образом не затрагивает прав общества.
Довод общества о ненадлежащем извещении о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении обоснованно отклонен судами, поскольку опровергается материалами дела.
В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 2 статьи 25.1 КоАП РФ).
Частями 3, 4, 5 и 6 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.
Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
При этом частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ определено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
При рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица или законного представителя физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункты 2 и 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что положения статьи 28.2 КоАП РФ направлены на обеспечение прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение указанных положений, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Согласно пункту 24 Постановления № 10, при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, с учетом приведенных норм права и правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, обеспечение административным органом лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности участвовать при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении является гарантией соблюдения его прав на защиту, а также создания необходимых предпосылок и условий для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Единственным основанием для составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является надлежащее его извещение о дате, времени и месте соответствующих процессуальных действий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В силу части 3 статьи 25.15 КоАП РФ, место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Суды установили, что согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес места нахождения общества: г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 99А, пом. 7, законным представителем общества является директор Колобков Р.И. Извещение о составлении протокола об административном правонарушении направлено должностным лицом в адрес общества 17.09.2020.
Согласно данному извещению составление протокола об административном правонарушении назначено на 13.10.2020 в 10:00 по адресу: г. Тверь, ул. А. Дементьева, 16, каб. 21.
В соответствии со сведениями с официального сайта АО «Почта России» об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 17095751993671 извещение возвращено отправителю (Управлению) из-за истечения срока хранения 05.10.2020.
Протокол об административном правонарушении в указанное в определении время и по указанному адресу составлен государственным инспектором Управления в отношении общества в отсутствие его законного представителя.
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 13.10.2020 № 0872 рассмотрение дела в отношении общества должностным лицом Управления назначено на 27.10.2020 в 10:30.
В соответствии со сведениями с официального сайта АО «Почта России» об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 17095753001701 определение возвращено отправителю (Управлению) из-за истечения срока хранения 26.10.2020.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 декабря 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2021 года по делу № А40-223287/20 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Автотур» - без удовлетворения.
Председательствующий-судья В.В. Кузнецов
Судьи Р.Р. Латыпова
Е.Е. Шевченко