НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 09.03.2022 № А41-36079/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

15 марта 2022 года Дело № А41-36079/21

Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2022 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,

судей Горшковой М.П., Кочеткова А.А.,

при участии в заседании:

от Администрации Одинцовского городского округа Московской области не явился, уведомлен,

от Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Швыркова Ю.С., доверенность от 27.12.2121 №377,

рассмотрев 09 марта 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу

Администрации Одинцовского городского округа Московской области

на решение от 14 сентября 2021 года Арбитражного суда Московской области,

на постановление от 26 ноября 2021 года Десятого арбитражного апелляционного суда,

принятые по иску Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов

к Администрации Одинцовского городского округа Московской области

о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Серпуховского Одинцовского городского округа Московской области (далее - ответчик) о взыскании 16 299 811,02 руб. в счет возмещения расходов, связанных с реализацией дополнительных мер социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов отдельным категориям граждан.

Решением Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением от 26 ноября 2021 года Десятого арбитражного апелляционного суда, с ответчика в пользу истца взыскано 16 005 961,59 руб. убытков, в удовлетворении остальной части иска отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем просит отменить решение от 14 сентября 2021 года Арбитражного суда Московской области и постановление от 26 ноября 2021 года Десятого арбитражного апелляционного суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

Изучив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что названные судебные акты должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения в связи со следующим.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в рамках агентских договоров от 24.04.2014 № 2157 и от 11.04.2019 № 2048500000119000008, заключенных между фондом и агентом, в период с января 2018 по декабрь 2019 агент осуществлял начисление взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Одинцовского района, с учетом льгот отдельным категориям граждан согласно реестрам, предоставленным фонду вышеуказанными органами местного самоуправления.

Согласно отчетам агента за указанный период общая сумма льгот в виде скидок по оплате взносов на капитальный ремонт составила 16 299 811,02 руб.

30.04.2020 истец направил в адрес ответчика претензию с требованием возместить расходы, связанные с реализацией мер социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в виде перечисления субсидии в размере 16 299 811,02 руб.

Указанная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.

В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.

Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Законом Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 15.03.2006 № 5/171-П) предусмотрены меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, в т.ч. ежемесячная денежная компенсация взносов на капитальный ремонт.

Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг», Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» предусмотрено принятие муниципальных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий. Постановлением Администрации сп Захаровское Одинцовского муниципального района Московской области от 31.08.2017 № 92 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета сельского поселения Захаровское Одинцовского муниципального района Московской области юридическим лицам в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением гражданам муниципальных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг».

Постановлениями Администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 25.01.2018 № 26 и от 15.01.2019 № 12 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета городского поселения Одинцово предприятиям жилищно-коммунального хозяйства в целях компенсации недополученных доходов предприятий, связанных с предоставлением гражданам муниципальных льгот в виде скидок по оплате жилищно-коммунальных услуг», Постановлениями Администрации сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области от 01.08.2017 № 60 «Об утверждении типовой формы соглашения между распорядителем средств бюджета сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района и юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом - производителем товаров, работ, услуг о предоставлении субсидии из бюджета сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения, компенсации) затрат, связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг» и от 04.07.2018 № 53 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета сельского поселения Жаворонковское предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, ТСЖ, ТСН и Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Московской области в целях возмещения недополученных доходов предприятий, связанных с предоставлением гражданам муниципальных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг» предусмотрены условия и порядок предоставления субсидий в связи с предоставлением муниципальных льгот по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг, в том числе взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1 Закона Московской области от 25.01.2019 № 2/2019-ОЗ "Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород» (принят постановлением Мособлдумы от 17.01.2019 № 11/72-П) объединены территории городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района, городского поселения Голицыно Одинцовского муниципального района, городского поселения Заречье Одинцовского муниципального района, городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района, городского поселения Лесной Городок Одинцовского муниципального района, городского поселения Новоивановское Одинцовского муниципального района, городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района, сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Захаровское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Никольское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Успенское Одинцовского муниципального района, сельского поселения Часцовское Одинцовского муниципального района, Одинцовского муниципального района и городского округа Звенигород, образовано муниципальное образование Одинцовский городской округ Московской области.

В силу ст. 5 указанного закона со дня формирования органов местного самоуправления Одинцовского городского округа прекращены полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления вышеуказанных муниципальных образований.

Согласно ч. 5 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публичноправовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Частью 9 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что заключение договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета юридическим лицам, указанным в пунктах 1, 7 - 8.1 настоящей статьи, осуществляются в случаях, предусмотренных соответственно решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми в определяемом ими порядке.

Указанные нормы Бюджетного кодекса РФ определяют порядок заключения соглашений о предоставлении субсидий, но не предусматривают обязательности их заключения. В соответствии с п. 3.5 постановления Администрации сп Захаровское от 31.08.2017 № 92, предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключаемого администрацией с получателем субсидии.

Согласно п. 4 постановления юридическое лицо претендующее на получение субсидии, представляет в администрацию заявку, копию устава и свидетельства о регистрации, плановый расчет затрат и отчетные данные связанные с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. По результатам рассмотрения пакета документов принимается положительное либо отрицательное решение о заключении соглашения. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии является: несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям п. 4.1 порядка либо их непредставление/представление не в полном объеме; недостоверность представленной информации (п. 4.5). Субсидия перечисляется ежемесячно в течение 10 рабочих дней на расчетный счет получателю субсидии на основании представленных получателем субсидии в администрацию отчетов о предоставлении льгот (п. 4.7).

В соответствии с п. 12 постановления Администрации сп Жаворонковское № 53 от 04.07.2018 предоставлении субсидии осуществляется на основании соглашений, заключенных между администрацией и предприятием. Цель предоставления субсидий - возмещение недополученных доходов предприятиям, связанных с предоставлением гражданам муниципальных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (п. 2). Предоставление муниципальных льгот осуществляется после использования гражданами прав на льготы (п. 5). Субсидии перечисляются предприятию в течение 10 рабочих дней с момента предоставления предприятием правильно оформленных документов, указанных в разделе 4 порядка (п. 14).

В соответствии с постановлением Администрации гп Одинцово от 25.01.2018 № 26, постановлением Администрации гп Одинцово от 15.01.2019 № 12, цель предоставления субсидии - компенсация недополученных доходов предприятия, связанных с предоставлением гражданам муниципальных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим порядком. Льготы предоставляются в виде скидок по оплате за жилищно-коммунальные услуги (п. 1.3). Предоставление муниципальных льгот осуществляется после использования гражданами права на меры социальной поддержки (п. 1.4). Согласно п. 3.1, предприятие должно предоставить в администрацию заявление о предоставлении субсидий, расчет льгот и копии документов подтверждающих право граждан на получение льгот. Администрация рассматривает заявление и принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении (п. 3.2). Основаниями для отказа в предоставлении субсидии является: несоответствие представленных предприятием документов требованиям, определенным порядком или непредоставление/предоставление не в полном объеме указанных документов; недостоверность представленной информации (п. 3.3). Компенсация производится на основании документов: соглашение с администрацией о компенсации, отчет о фактически предоставленных льготах, счет, счет-фактура, акт выполненных работ, копии документов подтверждающих право на муниципальную льготу (п. 4.2).

В силу разъяснений, содержащихся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" в силу пункта 3 статьи 154 и пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (пункт 2 статьи 432 ГК РФ), путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах, иным способом, например, договор считается заключенным и в том случае, когда из поведения сторон явствует их воля на заключение договора (пункт 2 статьи 158, пункт 3 статьи 432 ГК РФ).

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что из представленной переписки следует, что истцом принимались меры по заключению соглашений на предоставление субсидий. Ни в одном письме, ни одна из администраций не возражала относительно обязанности предоставления субсидии.

Отказ от предоставлении субсидий по основаниям, предусмотренным утвержденными порядками, в т.ч.: несоответствие представленных получателем субсидий документов либо их не предоставление/предоставление не в полном объеме, администрациями не принимался.

Уклонение органами местного самоуправления от заключения соглашений создало ситуацию, при которой муниципальное образование получило формальные основания не выплачивать субсидии.

Невыполнение ответчиком своих обязательств предусмотренных законодательством Российской Федерации, Московской области и муниципальными правовыми актами, повлекло для истца неблагоприятные последствия в виде убытков, образованных в результате предоставления вышеуказанных льгот.

Размер предоставленных истцом субсидий в размере 16 299 811,02 руб. за период с 01.01.2018 по 31.12.2019 подтверждается справкой о задолженности по возмещению расходов фонду на основании предоставленных отчетов.

Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций, установив наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками истца, удовлетворили иск в части взыскания с ответчика убытков за период с 01.03.2018 по 31.12.2019 в размере16 005 961,59 руб.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков за период январь - февраль 2018 года, суды обеих инстанций исходили из пропуска истцом срока исковой давности по указанным требованиям.

Кассационная инстанция соглашается с выводами судов и находит их законными, обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.

При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены ими правильно.

Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.

Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

В соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.

Таким образом, кассационную жалобу надлежит оставить без удовлетворения, а вынесенные по делу судебные акты - без изменения.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2021 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2021 года по делу № А41-36079/21 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий-судья

Е.Ю. Воронина

Судьи:

М.П. Горшкова

А.А. Кочетков