НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 08.12.2020 № А40-306812/19-21-1543

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва                                                    Дело № А40-306812/19-21-1543

14 декабря 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года

Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2020 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ООО «Инфинити»: ФИО1 (дов. от 30.09.2020 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) ЦУ Ростехнадзора: ФИО2 (дов. № 260 от 26.12.2019 г.);

рассмотрев 08 декабря 2020 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО «Инфинити»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2020 г.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2020 г.

по делу № А40-306812/19-21-1543

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Инфинити»

к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании недействительными предписания об устранении выявленных нарушений от 07 ноября 2019 г. № 3.1-2884внП/0992-2019, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 15 ноября 2019 г., постановления по делу об административном правонарушении № 3.1.-Пс/0953-2884вн-2019 от 15 ноября 2019 г.,

УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «Инфинити» (далее – ООО «Инфинити», общество, заявитель) на основании разрешения на строительство от 01 июня 2018 г. № RU50-10-10878-2018, выданного Министерством строительного комплекса Московской области, на земельном участке с кадастровым номером 50:10:0010210:37 осуществляет строительство объекта капитального строительства – «жилой комплекс с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: <...> в районе дома 11а».

В период с 10 октября 2019 г. по 07 ноября 2019 г. на основании распоряжения заместителя руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – ЦУ Ростехнадзора, административный орган) от 07 октября 2019 г. № 2884-рп проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Инфинити» с целью контроля соблюдения обязательных требований безопасности в сфере теплоснабжения.

В ходе проведения проверки должностными лицами ЦУ Ростехнадзора установлено, что общество осуществляет деятельность по эксплуатации энергоустановок по адресу: <...> в районе дома 11а и допустило нарушение требований правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо – и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива продуктов его переработки, а именно:

пункт 1 – в ООО «Инфинити» отсутствует подготовленный теплоэнергетический персонал, осуществляющий эксплуатацию тепловой сети с рабочими параметрами 105/70С по адресу: <...> в районе дома 11а;

пункт 2 – в ООО «Инфинити» отсутствует для эксплуатации тепловых энергоустановок утверждённая инструкция по эксплуатации тепловых сетей с рабочими параметрами 105/70С по адресу: <...> в районе дома 11а;

пункт 3 – в ООО «Инфинити» отсутствуют должностные инструкции по каждому рабочему месту и инструкции по охране труда при эксплуатации тепловых сетей с рабочими параметрами 105/70С по адресу: <...> в районе дома 11а;

пункт 4 – не проведена проверка знаний Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в комиссии органов государственного энергетического надзора у ответственного и его заместителя за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок – не реже 1 раза в год;

пункт 5 – не проведена очередная проверка знаний для персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях, а также лиц, являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и их заместителей – не реже 1 раза в год;

пункт 6 – в ООО «Инфинити» отсутствует инструкция, утвержденная техническим руководителем организации, с четко разработанным оперативным планом действий при аварии на тепломагистрали по адресу: <...> в районе дома 11а, применительно к местным условиям и коммуникациям сетей;

пункт 7 – оперативным персоналом не в полном объёме ведется оперативная документация в соответствии с приложением № 4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных.

По результатам проверки составлен акт проверки от 07 ноября 2019 г. № 3.1-2884вн-А/0992-2019, в котором отражены выявленные нарушения требований безопасности в сфере теплоснабжения.

07 ноября 2019 г. ЦУ Ростехнадзора вынесено предписание № 3.1-2884вн-П/0992-2019 об устранении выявленных нарушений (далее – предписание), в соответствии с которым обществу предписано в срок до 07 февраля 2020 г. устранить выявленные нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115 (далее – Правила № 115).

На основании полученных данных 11 ноября 2019 г. ЦУ Ростехнадзора составлен протокол по делу об административном правонарушении № 3.1-2884вн-ПР/0953-2019, в котором зафиксировано выявленное правонарушение.

Постановлением ЦУ Ростехнадзора по делу об административном правонарушении № 3.1-2884вн-ПР/0953-2019 от 15 ноября 2019 г. ООО «Инфинити» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП России), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

15 ноября 2019 г. ЦУ Ростехнадзора в соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Считая свои права нарушенными, ООО «Инфинити» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ЦУ Ростехнадзору о признании недействительными предписания об устранении выявленных нарушений от 07 ноября 2019 г. № 3.1-2884внП/0992-2019, постановления по делу об административном правонарушении № 3.1.-Пс/0953-2884вн-2019 от 15 ноября 2019 г. и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 15 ноября 2019 г.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2020 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2020 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ООО «Инфинити» просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на то, что общество не является владельцем и (или) собственником тепловых сетей и энергоустановки и фактически не несет затраты на оплату по договору со специализированной организацией в интересах владельца/собственника тепловых сетей и энергоустановки. На момент проведения проверки указанные тепловые сети и энергоустановки являлись собственностью города (Химкинский филиал ООО «ТСК «Мосэнерго») и находились во временном пользовании общества в соответствии с Техническим заданием.

От ЦУ Ростехнадзора через систему подачи документов «Мой арбитр» поступили письменные пояснения на кассационную жалобу в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые возвращены в связи с отсутствием доказательств направления другим лицам, участвующим в деле (часть 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку письменные пояснения на кассационную жалобу поданы в электронном виде, бумажный носитель с текстом возврату не подлежит.

Отзывы на кассационную жалобу не поступили.

В заседании кассационной инстанции представитель ООО «Инфинити» поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ЦУ Ростехнадзора против ее удовлетворения возражал.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности установлен статьей 16 Федерального закона № 116-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 116-ФЗ под федеральным государственным надзором в области промышленной безопасности понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 Федерального закона № 116-ФЗ).

Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов. В случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта, предметом проверки является соблюдение требований такого обоснования безопасности (пункт 4 статьи 16 Федерального закона № 116-ФЗ).

Действия, связанные с нарушением правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 9.11 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу пунктов 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что оспариваемые предписание, представление и постановление по делу об административном правонарушении выданы уполномоченным органом, они соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку факт нарушения обществом законодательства в области промышленной безопасности и требований при осуществлении деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов, которые указаны в оспариваемом предписании, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.

Судами также принято во внимание, что вступившим в законную силу постановлением Химкинского городского суда Московской области от 05 декабря 2019 г. по делу № 12-24/2020 ООО «Инфинити» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного  статьей 9.1 КоАП РФ, которым установлен факт нарушения обществом требований промышленной безопасности, оспариваемых обществом в рамках настоящего дела.

Частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле (часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Установив указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Нарушений порядка проведения проверки и привлечения лица к административной ответственности, которые могли бы явиться основанием для отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

Вина ООО «Инфинити» в совершении административного правонарушения установлена.

Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля заявителя и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.

Размер штрафа соответствует санкции статьи 9.11 КоАП РФ.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом, однако при установленных судом обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2020 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2020 г. по делу № А40-306812/19-21-1543 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Инфинити» – без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                 Е.ФИО3

Судьи                                                                                                         И.Ю.Григорьева

                                                                                                          Р.Р.Латыпова