НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Московского округа от 06.09.2016 № А40-237068/15

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А40-237068/2015-84-1952

12 сентября 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2016 года

Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2016 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Агапова М.Р., Кузнецова В.В.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) Министерства обороны Российской Федерации: не явились, извещены;

от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Кырова Д.Н. (дов. № ИА/64335/15 от 16.11.2015 г.);

от третьего лица ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны Российской Федерации: Зверкова А.П. (дов. № 4/79 от 19.07.2016 г.);

от третьего лица Военной прокуратуры Западного военного округа: Склярова В.В. (дов. от 01.02.2016 г.);

рассмотрев 06 сентября 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации

на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 марта 2016 г.,

принятое судьей Сизовой О.В.,

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2016 г.,

принятое судьями Кочешковой М.В., Мухиным С.М., Яковлевой Л.Г.,

по делу № А40-237068/2015-84-1952

по заявлению Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284; 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19)

к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1047796269663; 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11)

о признании незаконным решения от 07 октября 2015 г . №1-15-124/00-04-15,

третьи лица: Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1107746633521; 119435, г. Москва, ул. Б. Пироговская, д. 21, стр. 1); Военная прокуратура Западного военного округа (ОГРН 1127847489670; 191055, г. Санкт-Петербург, Невский пр-кт., д. 4),

УСТАНОВИЛ: на основании материалов, направленных Счетной Палатой Российской Федерации (вх. № 4769-ДСП/15 от 20 января 2015 г.) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны Министерства обороны Российской Федерации (далее – заявитель), приказом Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России, антимонопольный орган) от 14 сентября 2015 г. № 838/15 возбуждено дело № 1-15-124/00-04-15 по признакам нарушения Министерством обороны Российской Федерации части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения поступивших материалов комиссией ФАС России было принято решение от 07 октября 2015 г. по делу № 1-15-124/00-04-15, согласно которому Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение, по мнению антимонопольного органа, выразилось в издании приказов № 650 от 19 июня 2013 г. и № 721 от 08 июля 2013 г.

Не согласившись с указанным решением, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании его незаконным.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, Военная прокуратура Западного военного округа.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 марта 2016 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

В отзыве на кассационную жалобу Военная прокуратура Западного военного округа просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Отзывы на кассационную жалобу от Министерства обороны Российской Федерации и ФАС России не поступили.

В заседании кассационной инстанции представитель ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации поддержал доводы кассационной жалобы. Представители ФАС России и Военной прокуратуры Западного военного округа возражали против ее удовлетворения.

Представители Министерства обороны Российской Федерации в заседание суда кассационной инстанции не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о размещении заказов) предусмотрено, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическим лицами по одной сделке. Указанием Центрального банка Российской Федерации от 20 июня 2007 г. № 1843-У предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами установлен 100 тысяч рублей.

Таким образом, пункт 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов применим только в случае заключения договоров поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую 100 000 рублей.

Согласно части 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов (далее также - охрана лесов) одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.

Особенности размещения заказа на выполнение работ по охране лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 5.2.28.32 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации», Министерство экономического развития Российской Федерации уполномочено принимать нормативные правовые акты, определяющие особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных статьей 19 Лесного кодекса.

Во исполнение указанных функций Министерства экономического развития Российской Федерации издан Приказ от 05 июля 2010 г. № 270 «Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров» (далее - Приказ № 270) (действующий на момент издания приказов № 650 и № 721), согласно которому при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов, указываемые в конкурсной документации или документации об аукционе, определяются исходя из лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков), лесоустроительной документации (на период ее действия, установленный лесным законодательством), результатов лесопатологических и иных обследований (пункт 1 приложения к Приказу № 270).

Как следует из пункта 2 приложения к Приказу № 270, размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины должно осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка (за исключением авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению пожаров).

При этом в извещении о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсной документации или документации об аукционе указывается предельный объем заготовки древесины при выполнении указанных работ (пункт 2 приложения к Приказу № 270), стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или аукциона, а также плата за заготовку древесины, размер которой определяется в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации (подпункт «б» пункта 2 приложения к Приказу № 270).

Согласно части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 236-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона (далее также - Перечень).

Деятельность по охране, защите и восстановлению лесов относится к коду по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности продукции и услуг (ОКДП) 0200000 «Услуги для лесоводства и лесозаготовок».

По смыслу приведенных норм контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с элементами купли-продажи лесных насаждений может быть заключен только по результатам торгов в виде конкурса либо аукциона.

В силу пункта 4 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, иным органам власти и организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается дача хозяйствующим субъектам указаний о заключении договоров в приоритетном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности принятого антимонопольным органом решения, поскольку издание Министерством обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Приказов № 650 и № 721 о заключении контрактов без проведения конкурентных процедур, путем проведения закупки способом, не предусмотренным Приказом Минэкономразвития России № 270 (действующим на момент издания приказов № 650 и № 721), свидетельствует о нарушении лесного законодательства Российской Федерации и привело к созданию преимущественного положения единственного исполнителя, лишив возможности иных хозяйствующих субъектов реализовать свое право на заключение государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины.

Об этом свидетельствует следующее.

Так, директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации был издан приказ от 19 июня 2013 г. № 650 «О задании ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России Российской Федерации на заключение государственного контракта на проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов с обществом с ограниченной ответственностью «Руслес» (далее – ООО «Руслес») и обществом с ограниченной ответственностью «Лескомплект» (далее – ООО «Лескомплект»), с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины в границах Морозовского лесничества Минобороны России» (далее - Приказ № 650).

Согласно Приказу № 650 ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России Российской Федерации заключены государственные контракты от 21 июня 2013 г. № 5/ГК с ООО «Руслес» на сумму 9 600 руб.00 коп. (далее - Контракт № 5/ГК), и № 6/ГК с ООО «ЛЕС «Комплект» на сумму 23 550 руб. 00 коп. (далее - Контракт № 6/ГК).

Директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации издан приказ от 08 июля 2013 г. № 721 «О задании ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России Российской Федерации на заключение государственного контракта на проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов с открытым акционерным обществом «Мальтийский военный лесхоз» (далее – ОАО «Мальтийский военный лесхоз»), с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины в границах Нижнеудинского лесничества Минобороны России (далее - Приказ № 721).

Согласно Приказу № 721 между ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России Российской Федерации и ОАО «Мальтийский военный лесхоз» заключен государственный контракт от 18 декабря 2013 г. № 7/ГК (цена контракта 50 000 руб. 00 коп.) (далее - Контракт № 7/ГК).

Таким образом, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России Российской Федерации в соответствии с приказами № 650 и № 721, минуя конкурентные процедуры, заключило Контракты № 5/ГК, № 6/ГК и № 7/ГК.

Судами также установлено, что комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (далее – Московское УФАС России) вынесено решение о нарушении Федеральным государственным казенным учреждением «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившемся в непроведении конкурентной процедуры отбора хозяйствующих субъектов при размещении заказов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов Морозовского военного лесничества с одновременной заготовкой древесины, предусмотренной федеральным законодательством, что создало преимущественное положение единственным исполнителям ООО «Руслес» и ООО «Лескомплект» и лишило возможности другие хозяйствующие субъекты реализовать свое право на заключение государственных контрактов на более выгодных для Министерства обороны Российской Федерации условиях.

Принимая во внимание изложенное, а также положения действующего законодательства, суд кассационной инстанции считает обоснованным выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В кассационной жалобе ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации ссылается на применение двойной меры публичной ответственности.

Приведенный довод был предметом рассмотрения и суда первой инстанции, и суда апелляционной инстанции.

Отклоняя приведенный довод, суды пришли к правильному выводу об отсутствии двойной меры ответственности, поскольку Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации являются самостоятельными юридическими лицами; предметы решений ФАС России и Московского УФАС России различны.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

При таком положении принятые по делу судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 15 марта 2016 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2016 г. по делу № А40-237068/2015-84-1952 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий-судья Е.А.Ананьина

Судьи М.Р.Агапов

В.В.Кузнецов