ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва
08 февраля 2017 года Дело № А40-180207/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дербенева А.А.
судей Буяновой Н.В., Матюшенковой Ю.Л.
при участии в заседании:
заявитель – индивидуальный предприниматель Стойкович Мария Владимировна, паспорт;
от ответчика – Государственного учреждения-Главное управление ПФР №3 по Москве и Московской области - Афанасьева А.Г., доверенность от 09.01.2017 № 203/33-13,
рассмотрев 01 февраля 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения-Главное управление ПФР №3 по Москве и Московской области
на решение от 26.05.2016
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Суставовой О.Ю.,
на постановление от 19.09.2016
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е., Поташовой Ж.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Стойкович Марии Владимировны (ОГРНИП 308502716900084)
к Государственному учреждению-Главное управление ПФР №3 по Москве и Московской области (ОГРН: 1027722019555)
о признании недействительными требований
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Стойкович Мария Владимировна (далее – ИП Стойкович М.В., заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному учреждению – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 3 по г. Москве и Московской области (далее по тексту – ГУ – Главное управление ПФР № 3 по г. Москве и Московской области, заинтересованное лицо, фонд) о признании недействительными требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №06002740154169 от 30.03.2012, №06002740236924 от 27.08.2015, №06002740236925 от 27.08.2015, №06002740236926 от 27.08.2015, №06002740724995/1 от 18.12.2014.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 3 по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2016 и постановление Девятого арбитражного апелляционного от 19.09.2016, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Ответчик - Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 3 по г. Москве и Московской области в лице своего представителя в судебном заседании суда кассационной инстанции настаивал на удовлетворении кассационной жалобы по основаниям, в ней изложенным.
Заявитель - индивидуальный предприниматель Стойкович Мария Владимировна возражала относительно удовлетворения кассационной жалобы, полагая, что принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 25 января 2017 года судебное заседание отложено на 01 февраля 2017 года.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 30 января 2017 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Черпухиной В.А. на судью Дербенева А.А.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов суда первой и апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, 09.09.2015 индивидуальным предпринимателем Стойкович М.В. нарочно получено письмо N 203-7070 от 04.09.2015 с приложенными к нему требованиями об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 06002740154169 от 30.03.2012, N 06002740236924 от 27.08.2015, N 06002740236925 от 27.08.2015, N 06002740236926 от 27.08.2015, N 06002740724995/1 от 18.12.2014 и таблицы расчета пени.
В соответствии с требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафом N 06002740154169 от 30.03.2012 за предпринимателем по состоянию на 30.03.2012 числится задолженность в сумме 5.480, 27 руб., в том числе: недоимка по страховым взносам страховой части трудовой пенсии в размере 4.127, 70 руб.; недоимка по страховым взносам накопительной части трудовой пенсии в размере 1.238, 10 руб.; начислены пени на недоимку по страховым взносам страховой части трудовой пенсии в сумме 88, 06 руб.; по страховым взносам накопительной части трудовой пенсии в размере 26, 41 руб. и предложено уплатить задолженность в добровольном порядке в срок до 10.04.2012.
В соответствии с уточненным требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафом N 06002740236924 от 27.08.2015 за предпринимателем по состоянию на 27.08.2015 числится задолженность за 2012 в сумме 1.815, 95 руб., в том числе: пени на недоимку по страховым взносам страховой части трудовой пенсии в сумме 1.089, 64 руб.; по страховым взносам накопительной части трудовой пенсии в размере 326, 84 руб.; пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 399, 47 руб., предложено уплатить задолженность в добровольном порядке в срок до 15.09.2015.
В соответствии с уточненным требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафом N 06002740236925 от 27.08.2015 за предпринимателем по состоянию на 27.08.2015 числится задолженность за 2013 в сумме 34.756, 35 руб., в том числе: недоимка по страховым взносам страховой части трудовой пенсии в размере 22.307, 14 руб.; недоимка по страховым взносам накопительной части трудовой пенсии в размере 6.692, 14 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2.844, 16 руб.; пени на недоимку по страховым взносам страховой части трудовой пенсии в сумме 2.040, 57 руб.; по страховым взносам накопительной части трудовой пенсии в размере 612, 17 руб.; пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 260, 17 руб., предложено уплатить задолженность в добровольном порядке в срок до 15.09.2015.
В соответствии с уточненным требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафом N 06002740236926 от 27.08.2015 за предпринимателем по состоянию на 27.08.2015 числится задолженность за 2014 год в сумме 13.314, 42 руб., в том числе: недоимка по страховым взносам страховой части трудовой пенсии в размере 10.444, 56 руб.; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2.048, 74 руб.; пени на недоимку по страховым взносам страховой части трудовой пенсии в сумме 686, 47 руб.; пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 134, 65 руб., предложено уплатить задолженность в добровольном порядке в срок до 15.09.2015.
В соответствии с уточненным требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафом N 06002740724995/1 от 18.12.2014 за предпринимателем по состоянию на 18.12.2014 числится задолженность за 2011, 2012, 2013 в сумме 2.995, 19 руб., в том числе: пени на недоимку по страховым взносам страховой части трудовой пенсии в сумме 1.982, 49 руб.; по страховым взносам накопительной части трудовой пенсии в размере 594, 72 руб.; пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 417, 98 руб.. предложено уплатить указанные суммы в добровольном порядке в срок до 13.01.2015.
Не согласившись с требованиями, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемых актов нормам действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в том числе относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, такие как организация.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ камеральная проверка проводится в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Таким образом, камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам либо с даты установленного законом срока уплаты обязательных платежей.
Согласно ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Из содержания ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в ч. 5 ст. 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов соответствующего решения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном ст. 22 настоящего Федерального закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов направляется плательщику органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 3-х месяцев со дня выявления недоимки.
Частью 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
В соответствии с ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Частью 7 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
На основании п. 8 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ орган контроля над уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование, если у плательщика страховых взносов изменилась обязанность по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Как установлено судами, Фондом в отношении предпринимателя выявлена недоимка по страховым взносам за период 2011-2014 и задолженность по пени, образовавшаяся за указанный период.
При этом Фондом пропущены сроки для взыскания задолженности за 2011-2013, а в отношении требования об уплате задолженности за 2014 (и также в отношении задолженности за 2011 – 2013), кроме пропуска срока заинтересованным лицом не соблюдены сроки и порядок выставления требования страхователю, регламентированные ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Как правильно установлено судами, оспариваемые требования не отвечают содержанию требованиям, предусмотренным ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Частью 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как установлено судами, Фондом не представлены документы, подтверждающие основания возникновения задолженности по спорным требованиям, учитывая требования ст. ст. 34, 38, 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в случае если недоимка выявлена в ходе камеральных проверок, фондом нарушен пресекательный срок как для взыскания спорной задолженности во внесудебном порядке, предусмотренном ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, так и для взыскания в судебном порядке.
09.09.2015 предпринимателю нарочно вручены уточненные требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафом N 06002740236924 от 27.08.2015, N 06002740236925 от 27.08.2015, N 06002740236926 от 27.08.2015, N 06002740724995/1 от 18.12.2014.
Между тем, как правильно указано судами обеих инстанций, необходимость выставления страхователю уточненного требования должна быть обусловлена изменением суммы задолженности после направления первоначального требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
С учетом установленных обстоятельств по делу судами правильно указано, что в данном случае не представляется возможным определить, что такая обязанность предпринимателя по уплате задолженности после направления ему первоначальных требований изменялась.
Справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме 3-ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов", решение по итогам камеральных проверок (в случае если они имели место быть) в материалы дела фондом не представлены.
Судами сделан правомерный вывод, что уточненные требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафом не отвечают признакам, предусмотренным п. 8 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Доказательств, подтверждающих направление первоначальных требований об уплате, так и своевременности направления уточненных требований страхователю, в материалы дела заинтересованным лицом не представлены.
Кроме того, как установлено судами, требования вручены страхователю 09.09.2015 нарочно, после обращения предпринимателя в арбитражный суд.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что Фондом документально не подтвержден факт наличия недоимки, в том числе размер и обоснованность ее взыскания.
При этом судами правомерно отмечено, что исполнение обязанности по уплате пеней как способа обеспечения своевременной уплаты страховых взносов не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате самих взносов.
Кроме того, как установлено судами, указанные требования не содержат сведений об основаниях взыскания спорной суммы пени, ее расчет, отсутствуют указания, в том числе на установленный законом срок уплаты страховых взносов, сумму недоимки по страховым взносам, на которую начисления пеня, период просрочки уплаты недоимки, ставку пеней.
Содержание указанных требований не позволяет плательщику страховых взносов получить полную и достоверную информацию об основаниях начисления пени.
Таким образом, вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу, что оспариваемые требования не соответствуют требованиям законодательства о страховых взносах и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Исходя из изложенного, судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражными судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2016 года по делу № А40-180207/2015,- оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения-Главное управление ПФР №3 по Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий-судья А.А. Дербенев
Судьи Н.В. Буянова
Ю.Л. Матюшенкова