АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6
апелляционной инстанции по проверке законностии обоснованности решений арбитражного суда, не вступивших в законную силу
г. Краснодар Дело № | А-32-5817/2006-34/72 | ||||
“21” | февраля | 2007 г. | |||
Арбитражный суд Краснодарского края в составе: | |||||
Председательствующего | Буренкова Л.В. | ||||
судей | Бабаевой О.В. и ФИО1 | ||||
при ведении протокола судебного заседания председательствующим | |||||
Рассмотрел дело по апелляционной жалобе Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2006г. по делу № А-32-5817/2006-34/72 (судья Марчук Т.Н.) По заявлению ООО «Эскам» г. Москва К Новороссийской таможне г. Новороссийск об оспаривании действий и решения таможенного органа при участии в судебном заседании: заявитель: извещен, представитель в судебное заседание не явился заинтересованное лицо: извещено, представитель в судебное заседание не явилось | |||||
УСТАНОВИЛ: | |||||
Общество ОО «Эскам» (оющество) г. Москва обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий Новороссийской таможни г. Новороссийск по корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в ГТД №10317060/190905/П009024 и признании недействительным решения Новороссийской таможни о зачете денежных средств в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей от 28.11.05г. №152.
Решением арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.06г. действия Новороссийской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров (оцинкованного проката из нелегированной стали производства Турции), заявленных ООО «Эмкам» в ГТД № 10317060/190905/П009024 признаны незаконными ввиду несоответствия их статьям 15, 323, 350 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьям 24, 18 Закона Российской Федерации от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе», а Решение Новороссийской таможни о зачете денежных средств ООО «Эскам» в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей от 28.11.05 № 152 признано недействительным ввиду несоответствия его статьям 15, 323, 350 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьям 24, 18 Закона Российской Федерации от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе».
Новороссийская таможня не согласилась с принятым 14.09.06г. по настоящему делу судебным актом и подала апелляционную жалобу, в которой указала, что при оформлении товара по ГТД было установлено, что заявленная таможенная стоимость товара ниже стоимости аналогичных товаров ввозимых в текущий период времени; данные использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости не подтверждены документально, следовательно, таможенным органом правомерно применен шестой метод определения таможенной стоимости товара, поэтому заинтересованное лицо просит решение арбитражного суда от 14.09.06г. отменить.
ООО «Эскам» отзыв на апелляционную жалобу не представило и в судебное заседание не явилось, хотя о месте и времени судебного заседания было извещено надлежащим образом, что подтверждается уведомлением №6935 о вручении ему 05.02.06г. судебного извещения.
Новороссийская таможня в судебное заседание также не явилась, однако направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, поэтому апелляционная инстанция считает, что в этом случае дело следует рассмотреть в порядке ст. 156 АПК РФ – в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Дело пересматривается по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив имеющиеся в нем доказательства, с учетом их относимости и допустимости, суд апелляционной инстанции установил.
Как следует из материалов дела, общество ОО «Эскам» зарегистрировано в качестве юридического лица Московской областной регистрационной палатой 28.04.00 за № 50:50:00774, осуществляет, в соответствии с Уставом различные виды деятельности, в том числе оптовую и розничную торговлю товарами народного потребления и является участником внешнеэкономической деятельности.
В процессе хозяйственной деятельности общество, на основании контракта от 21.06.05 № tOl/06, заключенного с фирмой TezcanGalvanikizliYapiElemanalariSan. VeTicA.S. (Турция), осуществляет импорт оцинкованного стального плоского проката из нелегированной стали. Таможенное оформление импортируемого проката осуществляется на Новороссийском таможенном посту Новороссийской таможни.
19.09.05г. на очередную партию стального проката, поступившего в адрес общества от его иностранного контрагента, была подана ГТД № 10317060/190905/П009024.
При этом декларирование товаров осуществлялось таможенным брокером ООО «ДАЛК», что подтверждается печатью, проставленной в графе 54 ГТД № 10317060/290905/П009427, а также заключенным с ним 13.05.05 договором № 0003/00-05-277.
Таможенная стоимость товаров была определена путем применения первого метода определения таможенной стоимости (по цене сделки с ввозимыми товарами), что подтверждается ДТС, заполненной ООО «ДАЛК», и составила 22 192 079 рублей.
При этом, в подтверждение заявленной таможенной стоимости ООО «ДАЛК» были представлены таможенному органу следующие документы:
1)Контракт от 21.06.05 №t01/06;
2)Паспорт сделки № 05060002/2944/0000/2/0;
3)Инвойс от 13.09.05 №709017;
4)Коносамент от 17.09.05 № 1;
5)Упаковочный лист от 13.09.05 № 709017
6)ДУ № 10317070/20092005/0030313 от 20.09.05.
Наряду с перечисленным документами были представлены также иные документы, поименованные в описи (л.д.24, т.1).
Таможенный орган принял заявленную таможенную стоимость и потребовал от заявителя в срок до 29.09.05 подтвердить таможенную стоимость, её структуру и метод определения с представлением дополнительных документов для ее подтверждения согласно запросу № 1 от 19.09.05г. Товар был выпущен под обеспечение уплаты таможенных платежей, что подтверждается таможенной распиской № ТР-0095733, сумма которых составила 1 652 700,78 рублей (л.д. 31, т.1).
Рассчитанная заинтересованным лицом таможенная стоимость составила 29107145 рублей, а сумма таможенных платежей, подлежащих доплате- 1 652 700,78 рублей. Корректировка таможенной стоимости была проведена 07.11.05, что подтверждается датой, проставленной КТС № 0951167 (л.д. 112, 1), заполненной должностным лицом Новороссийской таможни.
28.11.05 Новороссийская таможня приняла решение № 152 о зачете денежных средств в сумме 1 652 700,78 руб. в счет погашения доначисленных таможенных платежей, процентов и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей без направления в адрес заявителя требования от 05.08.05 № 587 об уплате таможенных платежей, которое упоминается в тексте оспариваемого решения.
Указанные выше действия Новороссийской таможни, связанные с корректировкой таможенной стоимости товаров и решение заинтересованного лица №152, принятое им 28.11.05г. по результатам проведенной корректировки, явились основанием для обращения общества ОО «Эскам» с заявлением в суд.
Статьи 323, 361, 363, 367 Таможенного Кодекса Российской Федерации определяют право таможенных органов проводить таможенный контроль (в том числе и контроль за правильностью определения таможенной стоимости и начисления таможенных платежей) в любое время вне зависимости от выпуска товаров.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе», контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом Российской Федерации, производящим таможенное оформление товара.
В соответствии со статьей 18 указанного Закона определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервного метода.
Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.
В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
Основой для начисления таможенных платежей, согласно статье 322 Таможенного Кодекса Российской Федерации, является таможенная стоимость ввозимых товаров, определяемая декларантом в соответствии с Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе».
В соответствии со статьей 323 Таможенного Кодекса Российской Федерации, система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.
При необходимости подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости декларант обязан, по требованию таможенного органа Российской Федерации предоставить последнему нужные для этого сведения. При возникновении у таможенного органа сомнений в достоверности сведений, представляемых декларантом для определения таможенной стоимости, декларант имеет право доказать такую достоверность.
Согласно части 1 статьи 143 Таможенного Кодекса Российской Федерации, при совершении таможенных операций таможенный брокер (представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера (представителя) представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами, а поскольку в данном случае лицом, уполномочившим таможенного брокера на совершение таможенных операций, явился декларант, он (таможенный брокер) обладает всеми правами декларанта.
В соответствии с частью 2 статьи 139 Таможенного Кодекса Российской Федерации, таможенный брокер совершает таможенные операции от имени декларанта.
Таким образом, в результате совершения таможенным брокером тех или иных таможенных операций с товарами ООО «Эскам», все права и обязанности, связанные с совершением данных операций, возникают непосредственно у ООО «Эскам».
Как следует из отзыва на заявление ООО «Эскам» и объяснений представителя Новороссийской таможни в качестве причины невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости товара, заинтересованное лицо указало на то, что документы по запросу таможенного органа представлены не в полном объеме, а представленные не в полном объеме подтверждают заявленную таможенную стоимость.
Из имеющихся в деле документов следует, при декларировании товаров ООО «Эскам» (через таможенного брокера) представило таможенному органу контракт от 21.06.05 № Ю1/06, Приложение № 005 к нему, инвойс от 13.09.05 № 709017, а также упаковочный лист от 13.09.05 № 709017.
Приложение № 005 к контракту содержит: наименование поставляемого товара (оцинкованная горячим способом сталь в рулонах и листах); сведения о технических и коммерческих характеристиках товара (указание марки стали, ссылка на стандарт EN 10142, описание цинкового покрытия и т.д.); указание качества товара (сталь высшего качества); условия и сроки платежа (предоплата 100 %), условия поставки товаров (цена и фрахт до порта г. Новороссийск не позднее 31.08.05) и сведения о количестве, размерах, массе и стоимости поставляемых рулонов и листов. Данным Приложением так же предусмотрено, что количество фактически поставляемой стали, может отличаться от согласованного в данном приложении, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, но не более чем на 5 процентов.
Суд принимает довод заявителя о том, что возможность таких отклонений обусловлена технологическими особенностями, производства стали, заключающимися в том, что листы и рулоны одинаковых типоразмеров имеют незначительные различия, как по габаритам, так и по толщине листа. Данный довод также подтверждается российским стандартом ГОСТ 19904-90, которым установлены предельные отклонения, выпускаемой стали от заданных параметров.
Таким образом, партию стали массой порядка 1000 тонн невозможно сформировать таким образом, чтобы фактическая масса товарной партии после ее формирования совпала с ранее согласованной массой с точностью до одного килограмма. В то же время цена товара установлена сторонами сделки за единицу веса нетто товара, а не за количество листов и рулонов. Соответственно, отклонение количества фактически поставленной стали от согласованного сторонами в Приложении № 005 к контракту №101/06 от 21.06.05г. влечет изменение общей стоимости партии стали.
После формирования каждой конкретной партии стали, продавцом составляются инвойс и упаковочный лист.
В судебном заседании установлено, что цена за единицу массы товара, указанная в инвойсе, совпадает с ценой, указанной в Приложении № 005 к контракту. Так же сведения о массе стали каждого вида, указанные в упаковочном листе, совпадают со сведениями, содержащимися в инвойсе, при заключении данной сделки стороны согласовали все существенные условия, в т. ч. предмет сделки, а также предусмотрели механизм ценообразования, позволяющий определять цену, подлежащую уплате за фактически поставленную сталь.
Как следует из пункта 2 статьи 1209 Гражданского Кодекса Российской Федерации, форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой являетсяроссийское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву.
Согласно статье 161 Гражданского Кодекса Российской Федерации, сделки юридических лиц между собой совершаются в письменной форме. Соблюдение письменной формы сделок достигается путем составления документа, выражающего ее содержание и подписываемого лицами, совершающими сделку (ст. 160 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 Приложения к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.02 № 67 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением норм о договоре о залоге и иных обеспечительных сделках с ценными бумагами», под документом, выражающим содержание заключаемой сделки, понимается не только единый документ, но и несколько взаимосвязанных документов, каждый из которых подписывается ее сторонами. Контракт от 21.06.05 № tOl/06 и Приложение к нему № 005 соответствуют данным требованиям, поскольку содержат ссылки друг на друга, являются взаимосвязанными и подписаны сторонами сделки. Таким образом, указание сведений о поставляемых товарах и порядке их оплаты в данном Приложении полностью соответствует как требованиям действующего законодательства, так и обычаям делового оборота.
В обосновании своей позиции таможенный орган сослался на пункт 17 Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ГТК Российской Федерации от 18.06.04 № 696.
Согласно указанному пункту Инструкции, существенное отличие цены ввозимого товара от цен аналогичных товаров, информация о которых имеется у таможенного органа, влечет за собой необходимость проведения дополнительных проверочных мероприятий, в том числе запрос у декларанта дополнительных документов и сведений. В случае непредставления декларантом данных документов и сведений при отсутствии объективных причин, препятствующих их представлению, таможенный орган, согласно части 4 статьи 323 Таможенного Кодекса Российской Федерации, имеет право самостоятельно определить таможенную стоимость товаров. Такое толкование данных правовых норм подтверждается также Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.05 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров».
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №29 от 26.07.05 указано, что под отсутствием документального подтверждения следует понимать одно или несколько из следующих обстоятельств: отсутствие документального подтверждения заключения сделки; отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара; отсутствие информации об условиях поставки и оплаты товара и наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Как видно из перечня и анализа документов, представленных при таможенном оформлении товаров, первые три из данных обстоятельств не имеют места. Никаких указаний на конкретные обстоятельства, свидетельствующие о недостоверности информации, представленной при таможенном оформлении товаров, в письмах таможни не содержится.
Согласно справочника цен мирового рынка (л.д. 45, т.1) цена одной тонны оцинкованной стали на рынке в Западной Европы в июле месяце 2005 года составляла порядка 560-580 долларов США за тонну, в то время как средняя цена одной тонны стали турецкого производства, импортируемой ООО «Эскам», составила 709 долларов США., в этой связи довод таможни о низкой ценовой информации ввезенной заявителем из Турции стали является несостоятельным.
В качестве подтверждения достоверности заявленной таможенной стоимости общество ОО«Эскам» представило таможне и в суд поручение на перевод № 094 от 18.08.05г. (л.д.46, т.1).
В письме Таможни от 08.11.05 № 40-14/8926, в качестве, причины неприменения первого метода определения таможенной стоимости указывается, что документы «представлены не в полном объеме», а представленные документы «в недостаточной степени подтверждают заявленную таможенную стоимость», поэтому, по мнению таможни, обществом ОО «Эскам» не была выполнена обязанность по документальному подтверждению таможенной стоимости товаров.
Суд принимает доводы заявителя и в той части, что запрос таможни от 19.09.05г. о представлении обществом ОО «Эском» дополнительных документов содержит ссылку на документы, представление которых не предусмотрено действующим законодательством.
Как следует из перечня, содержащихся в указанном запросе документов, в него включены документы, представление которых не предусмотрено Перечнем документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденным приказом ГТК России от 16.09.03 № 1022, в частности экспортную декларацию страны отправления.
Кроме того, по делу установлено, что товар поставлялся на условиях CFR Новороссийск, по которому заключение договора перевозки и оплата транспортных расходов осуществляется продавцом.
Согласно Международным правилам толкования торговых терминов «Инкотермс 2000» условия поставки CFRпредполагают включение расходов по доставке товаров до порта назначения в цену сделки. На какие-либо вычеты транспортных расходов из таможенной стоимости ООО «Эскам» не претендовало, таким образом, представление им транспортного договора и инвойса не представлялось возможным, поскольку заключение данного договора и оплата услуг перевозчика являются обязанностью продавца и соответствующие документы у заявителя отсутствовали.
По делу установлено, что таможенным органом самостоятельно была произведена корректировка таможенной стоимости товаров по шестому (резервному) методу определения таможенной стоимости в связи с отсутствием соответствующей информации в базах данных таможенных органов. Однако в материалы дела не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие таковой информации. Кроме того, заявителем документально подтверждена заявленная им таможенная стоимость ввезенного по ГТД № 10317060/190905/П009024 товара, поэтому доводы заинтересованного лица о правомерности применения им шестого метода определения таможенной стоимости товара являются несостоятельными, поскольку основаны они на неправильном толковании Новороссийской таможней положений Закона Российской Федерации от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе».
По смыслу статей 15 и 16 указанного Закона и статьи 323 Таможенного Кодекса Российской Федерации, в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. В связи с этим, таможенный орган обязан опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров, заявленной в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе, доказать достоверность сведений (часть 2 статьи 15 Закона), поэтому непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности, заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами).
Таким образом, право таможенного органа подвергнуть сомнению достоверность и достаточность представленной декларантом информации о цене товаров не может рассматриваться как произвольно (бездоказательно) позволяющее ему осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Определяя таможенную стоимость иным методом, чем основной метод, таможня должна была не просто сомневаться в достоверности заявленной участником внешнеэкономической деятельности стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства, невозможности, применения первого метода определения стоимости товара.
Между тем, согласно пункту «г» части 2 статьи 24 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», при применении резервного метода определения таможенной стоимости не может использоваться произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара, а пункте 6 Постановления Пленума от 26.07.05г. №29 разъяснил, что ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой и иной информации для использования какого-либо метода определения таможенной стоимости может быть принята во внимание как обоснование неприменения этого метода лишь в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
В связи с принятием таможней 28.11.05г. окончательного решения о таможенной стоимости товаров, обществу не было выставлено требование об уплате таможенных платежей. Доказательств отправки заявителю такого требования таможня суду не представила и 28.11.2005г. приняла оспариваемое решение (№ 152) о зачете денежных средств заявителя в счет погашения доначисленных таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 350 Таможенного Кодекса Российской Федерации, меры по принудительному взысканию таможенных платежей принимаются таможенными органами лишь в случае неисполнения требования об уплате соответствующих платежей в установленные сроки. В то же время, согласно пункту 4 статьи 350 Таможенного Кодекса Российской Федерации, срок для исполнения требования исчисляется со дня его получения.
По делу установлено, что не удостоверившись в получении требования обществом ОО «Эскам» об уплате таможенных платежей, Новороссийская таможня не вправе была принимать меры по принудительному взысканию этих платежей путем зачета имеющихся на лицевом счета заявителя средств в счет погашения доначисленных таможенных платежей.
При таких обстоятельствах суд 1-ой инстанции правильно признал действия Новороссийской таможни, связанные с корректировкой таможенной стоимости товаров, незаконными, а Решение о зачете денежных средств, в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей от 28.11.05 № 152 недействительным, как противоречащих Таможенному Кодексу Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствие с требованиями норм материального и процессуального законодательства, имеющимся в деле доказательствам суд 1-ой инстанции дал надлежащую и правильную оценку, что достаточно полно нашло свое отражение в решении арбитражного суда от 14.09.2006г., поэтому апелляционная инстанция не находит оснований к отмене или изменению принятого 14.09.2006г. по настоящему делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.266-268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2006г. по делу
№ А-32-5817/2006-34/72 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий Буренков Л.В.
Судьи: Бабаева О.В.
ФИО1