НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Краснодарского края от 19.09.2007 № А32-39571/05

Арбитражный суд Краснодарского края

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Краснодар                                           Дело №

А-32-39571/2005-51/906-2006-51/175

“24”

сентября

2007 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2007г.

Полный текст постановления изготовлен 24.09.2007г

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего 

Шкира Д.М.

судей 

 Третьяковой Н.Н., Кодратова К.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей Шкира Д.М.

при участии

от заявителя:

Ильина Л.М. –  доверенность от 17.09.2007г. №257-01

от ответчика:

не явился

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу МРИ ФНС России №8 по Краснодарскому краю, г. Сочи

на

решение

Арбитражного суда Краснодарского края от         

19.02.2007г.

по делу №

А-32-39571/2005-51/906-2006-1/175

(судья

Базавлук И.И.)

по заявлению

Открытого акционерного общества «Мацестинский чай», г. Сочи

к  Межрайонной инспекции  ФНС России №8  по Краснодарскому краю, г. Сочи

третье лицо: Администрация г. Сочи, г. Сочи

о  признании недействительным решения в части

                                                       УСТАНОВИЛ:

     ОАО «Мацестинский чай», г. Сочи (далее по тексту - Общество) обратилась в арбитражный суд к Межрайонной инспекции ФНС России №8 по Краснодарскому краю, г. Сочи (далее по тексту – Инспекция) с требованием о признании недействительным и отмене решения Межрайонной инспекции №8 по Краснодарскому краю №16-12/13184/13199 от 21.06.05. о привлечении заявителя к налоговой ответственности (с учетом уточненных заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).

      Решением арбитражного суда от 16.12.2005г. оспариваемое решение налогового орган признано недействительным, в части отказа общества от заявленных требований производство по делу прекращено.

    Постановлением ФАС СКО от 19.04.06. решение отменено с указанием на неполное исследование обстоятельств по делу по вопросу правомерности отражения истцом в бухгалтерском учете выбытия основных средств, по факту выбытия имущества с баланса общества, отсутствие в материалах дела бухгалтерских документов за спорный период и  направлено на новое рассмотрение.

   При новом рассмотрении дела заявителем по делу представлены дополнительные бухгалтерские документы: уточненный баланс общества на 01.010.04., уточненная налоговая декларация по налогу на имущество организаций, налоговый расчет по авансовому платежу за 3 мес. 2005г., акты списания основных средств, акты приема-передачи и  другие документы.

       Решением суда от 19.02.07. оспариваемое решение налогового органа №16-12/13184/13119 от 21.06.05. признано недействительным как несоответствующее налоговому законодательству.

      Судебный акт мотивирован тем, что общество правомерно на основании решения суда произвело списание (выбытие) основных средств - жилого фонда и очистных сооружений и отразило в балансе предприятия. Следовательно, с 01.09.2004г. не подлежал начислению на стоимость выбывших основных средств налог на имущество.

   Инспекция с вынесенным решением суда первой инстанции не согласна, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 19.02.07. отменить принять по делу новый судебный акт.

     Свою жалобу обосновывает тем, что общество не правомерно списало с баланса объекты основных средств без передаточных актов, т.е. фактически выбытия не произошло. Вследствие чего налоговым органом правомерно доначислен налог на имущество со стоимости списанных основных средств за 2004г. и первый квартал 2005г.

     Надлежаще извещенный налоговый орган в заседание не явился. Свои доводы изложил в апелляционной жалобе.

    В судебном заседании представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражало. Поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.  

    Так указывает, что в уставный фонд жилой фонд не передавался. Основанием для списания является решение суда по делу А-32-23465/2003-31/502 от 21.04.2004г., которым суд обязал администрация г. Сочи принять в муниципальную собственность жилфонд и другое имущество. Выбытие основных средств произведено в точном соответствии с положением о бухгалтерском учете. В рассматриваемый период жилой фонд был приватизирован, а имущество являлось федеральной собственностью.

    Надлежаще извещенное третье лицо в заседание не явилось. Отзыв на апелляционную жалобу не представило.

     Апелляционная жалоба рассматривается по правилам главы 34 АПК РФ.

 Арбитражный суд апелляционной инстанции, выслушав в судебном заседании представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене, ввиду неправильного применения норм материального права, а также несоответствия выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела.

     Инспекцией в порядке статьи 88 НК РФ была проведена камеральная проверка представленных обществом налоговой декларации по налогу на имущество за 2004г. и расчета по налогу на имущество за три месяца 2005г.

      По результатам проведенной проверки Инспекцией было вынесено решение №16-12/13184/13199 от 21.06.2005г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.  

      Данным решением Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на имущество за 2004г. в размере 13 417руб., доначислено налога на имущество за 2004г. и три месяца 2005г. в сумме 110 571руб. и соответствующие пени в сумме 2 722,78руб.

    На основании вынесенного решения в адрес общества налоговым органом выставлено требование №142903 об уплате налога по состоянию на 24.06.05., которым предлагалось уплатить сумму доначисленного налога на имущество и соответствующие пени.

    Основанием доначисления налоговым органом сумм налога на имущество за 2004г. и три месяца 2005г. послужил факт необоснованного отражения в бухгалтерском учете на 01.089.2004г. выбытия основных средств без фактической передачи данного имущества другому лицу на основании акта приема-передачи.

    Общество по  основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных письменных пояснениях  с данным решением не согласно, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

    Общество является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 23 №003038575 от 21.11.02. и действует на основании устава.

     Согласно пункта 1.3. Устава общество создано на базе Мацестинского чайного совхоза имени В.И. Ленина реорганизованного в Общество в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.91г. №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и является правопреемником Мацестинского чайного совхоза им. В.И. Ленина.

     Общество в соответствии с пунктом 1 статьи 273 НК РФ является плательщиком налога на имущество.

    В соответствии с  пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

      У общества на балансе до 01.09.2004г. числилось федеральное имущество реорганизованного совхоза в составе 50 жилых домов и 10 объектов очистных сооружений и системы водоснабжения балансовой стоимостью на конец отчетного периода 20 834тыс. руб., которое не подлежало приватизации и не вошло в уставный капитал, что подтверждается представленной выпиской из реестра федерального имущества и представленными в материалы дела бухгалтерским балансом на 01.10.04 (см. т.2 л.д. 31).

      В соответствии с Постановлением Правительства РФ №724 от 17.07.95г. «О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность» предусматривалась передача объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность на основании решений трудовых коллективов указанных организаций, утвердивших перечни передаваемых объектов.

      Общим собранием трудового коллектива, оформленным протоколом от 30.09.92г. принято решение о передаче в муниципальную собственность г. Сочи объектов социальной и инженерной инфраструктуры, а именно: жилого фонда, водопроводов, с. Каевско-Армянского, с. Измайловское, с. Семеновка, теплотрассы 2-го подъема, здания очистных сооружений с сетями канализации. Данные фактические обстоятельства отражены в решении арбитражного суда по делу №А-32-23465/2003-31/502.

     В связи с тем, что администрацией указанное выше имущество не было принято в муниципальную собственность по причине отсутствия финансирования, общество обратилось  в арбитражный суд с требованием к Администрации г. Сочи, Управлению по финансам, бюджету и контролю Администрации г. Сочи, об обязании принять с баланса общества в муниципальную собственность имущество состоящее из 50 единиц жилого фонда с инженерными коммуникациями, очистные сооружения, каптаж, насосную станция и резервуар.

      Решением арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.04г. по делу №А-32-23465/2003-31/502 оставленным без изменения постановлением от 12.08.04. ФАС СКО суд обязал Администрацию г. Сочи и Комитет по управлению имуществом г. Сочи принять в муниципальную собственность г. Сочи от ОАО «Мацестинский чай» имущество, не вошедшее в план реорганизации (объекты социальной и инженерной инфраструктуры), а именно 50 единиц домов жилого фонда с инженерными коммуникациями, водопровод, очистные сооружения, каптаж, насосную станцию и резервуар.

      Обществом на основании того, что данные объекты были включены в реестр федеральной собственности по состоянию на 01.01.04г. и вступившего в законную  силу решения суда об обязании принять данное имущество в муниципальную собственность, без осуществления  фактической передачи имущества (без подписанных актов приема передачи) на приказом №10а от 25.08.04г. основании решения Наблюдательного совета общества имущество было списано с баланса предприятия и с 01.09.04г. остаточная стоимость основных средств составила 13019тыс. руб., что подтверждается представленными документами, а именно уточненным балансом на 01.10.04. и уточненным расчетом налога на имущество за девять месяцев 2004г. (см. т.3 л.д. 10-15)  и балансами на 01.01.05г. и 01.04.05г. (см. т.2 л.д.25-30).

     В результате списания основных средств в сумме 7 941 638руб. согласно представленного расчета общества (см. т.1 л.д. 142) общество при исчислении налога на имущество за 2004г. и три месяца 2005г. остаточную стоимость основных средств числящихся на балансе   указало в сумме  на 01.01.05г. – 14 009тыс. руб. на  01.04.05г. -13 920тыс. руб.

     Пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 к основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и контролирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

       Следовательно,   имущество общества, числившееся на балансе и состоящие из 50 единиц домов жилого фонда с инженерными коммуникациями, водопровод, очистные сооружения, каптаж, насосную станцию и резервуар относятся к основным средствам.

      Судом установлено, что указанное имущество находилось у общества после реорганизации в акционерное общество  на его балансе  в безвозмездном пользовании, что обществом не оспаривалось.

         Пунктом  4  Постановлением Правительства РФ №724 от 17.07.95г. «О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность» установлено, что объекты социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций передаются в муниципальную собственность безвозмездно вместе с технической документацией, необходимой для их эксплуатации, и без дополнительных условий по ремонту.

     Передача этих объектов производится в месячный срок с момента принятия решения трудовым коллективом сельскохозяйственной организации и оформляется актом приемки - передачи согласно Приложению N 1 к настоящим рекомендациям. Передающая сторона представляет в орган местного самоуправления документы согласно Приложению N 2 к настоящим рекомендациям.

      Согласно Приложению №2 к вышеуказанному Постановлению при передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций (далее именуются - объекты) передающая сторона представляет в орган местного самоуправления следующие документы:

1) характеристики объектов (составляются на основании акта осмотра и в соответствии с действующими формами статистической и бухгалтерской отчетности);

2) справку о балансовой стоимости объектов (составляется по данным первичного бухгалтерского учета, принятого в организации);

3) отчетную калькуляцию себестоимости содержания объектов (составляется в соответствии с порядком учета и калькулирования себестоимости жилищно - коммунальных услуг);

4) расчет экономически обоснованного тарифа на коммунальные услуги;

5) акты передачи технической документации на объекты;

6) баланс доходов и расходов по объектам.

      Пунктом 29  Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств»  ПБУ 6/01 (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н) установлено, что стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

     Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях,     передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.

     Пунктом 2 Приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (далее по тексту Методические указания) установлено, что при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

    Сроком полезного использования является период, в течение которого использование основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этих основных средств;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

     Судом по настоящему делу установлено, что обществом согласно представленным справкам прекращено начисление и сбор платежей с населения за обслуживание жилых домов исходя из занимаемой площади квартир с 01.06.2005г., а с 19.09.2004г. в одностороннем порядке были прекращены сборы с населения за водоснабжение и водоотведение.

      В соответствии с пунктом  76 Методических указаний выбытие объекта основных средств признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету, приведенных в пункте 2 настоящих Методических указаний.

     Выбытие объекта основных средств может иметь место в случаях:

    продажи;

    списания в случае морального и физического износа;

    ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

    передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций,  паевой фонд;

    передачи по договорам мены, дарения;

    передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;

    недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;

    частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;

    в иных случаях.

     Пунктом 81 Методических указаний установлено, что передача организацией объекта основных средств в собственность других лиц оформляется актом приемки-передачи основных средств.

    На основании указанного акта производится соответствующая запись в инвентарной карточке переданного объекта основных средств, которая прилагается к акту приемки-передачи основных средств. Об изъятии инвентарной карточки на выбывший объект основных средств делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта.

    Обществом согласно представленных в материалы дела актов о списании объектов основных средств и инвентарных карточек (см. т.2 л.д.2-109) в одностороннем порядке без надлежаще оформленных актов приема-передачи произведено списание с баланса основных средств – жилых домов и очистных сооружений и водопровода.

    Судом по настоящему делу установлено, что обществом фактически передача объектов жилого фонда и коммунальной сферы на основании актов приема-передачи подписанных уполномоченными сторонами от муниципального органа не произведена.

    Так в представленных в материалы дела актах приема-передачи объектов очистных сооружений отсутствуют подписи уполномоченных лиц на их подписание от муниципального органа  и не представлено доказательств приложения соответствующих документов указанных в Приложении №2  Постановления Правительства РФ №724 от 17.07.95г. «О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность».  Также не представлено надлежащих актов на передачу жилых домов.

     Следовательно, у общества отсутствовали основания для списания данного имущества с баланса предприятия до момента фактической передачи имущества в муниципальную собственность путем подписания соответствующих актов приема-передачи с организацией в управление которой данное имущество передавалось.

     Судом не могут быть приняты доводы общества изложенные в отзыве на жалобу и письменном пояснении к нему как не соответствующие  фактическим обстоятельствам, установленным судом по передаче объектов, так и не основанные на нормах права регулирующих порядок передачи основных средств в случае их выбытия для передачи в муниципальную собственность.

      Также не может быть принят предоставленный в материалы дела расчет налога на имущество исходя из остаточной стоимости объектов жилого фонда и очистных сооружений, как не обоснованный документально и не соответствующий стоимости основных средств отраженной в представленных в материалы дела балансах  на 01.10.04г. и 01.07.04г. (см. т.2 л.д.31-37)

     Таким образом, по состоянию на 01.01.2005г. и на 01.04.2005г.   указанные объекты подлежали отражению в балансе по остаточной стоимости отраженной в первичном балансе в сумме 20 834 000руб. на 01.10.04г. и исчислению с нее налога на имущество по стоимости с учетом начисленного износа (амортизации) согласно представленной в материалы дела обществом расшифровки (см. т.1 л.д. 142).

     При таких обстоятельствах налоговым органом правомерно произведено доначисление налога на имущество, соответствующих пени всего в сумме 113 293,78руб. и привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на имущество за 2004г. в виде штрафа  в сумме 13 417,60руб.  по представленной декларации за 2004г. и расчета за три месяца 2005г.

     Исходя из изложенного решение суда первой инстанции  по настоящему делу подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права. В удовлетворении требований общества следует отказать.

   С учетом  изложенного, руководствуясь статьей 266, 268, п. 2 ст. 269, 270, 271

        Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                      ПОСТАНОВИЛ:

    Решение арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2007г. по делу А32-39571/2005-2006-51/175 отменить.

     В удовлетворении заявленных требований отказать.

     Взыскать с ОАО «Мацестинский чай» г. Сочи в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей.

 Постановление вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в кассационную инстанцию ФАС СКО в течение двух месяцев с момента его вынесения.

Председательствующий

                                                                            Д.М. Шкира

Судьи

                                                                            К.Н. Кондратов

                                                                            Н.Н. Третьякова