НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Краснодарского края от 18.04.2007 № А32-23492/06

Арбитражный суд Краснодарского края

350063, г. Краснодар, ул. Красная 6

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

________________арбитражного суда апелляционной инстанции_________________

г. Краснодар                                                               Дело № А-32-23492/2006-54/445

23 апреля 2007 г.


Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 18.04.2007г. Датой изготовления полного текста постановления является 23.04.2007г.

Арбитражный суд Краснодарского краяв составе:

Председательствующего: Чабан А. И.

Судей: Грязевой В. В., Шкира Д. М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сухановым Р. Ю.

Рассмотрев апелляционную жалобу Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур им. В. С. Пустовойта Российской академии сельскохозяйственных наук  на решение арбитражного суда от 30.01.2007г., принятое судьей Капункиным Ю. Б.

по заявлению:

ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии, г. Краснодар                                          ______________                                                                      

к Инспекции ФНС РФ №4 по г. Краснодару, г. Краснодар                      __________________

3-е лицо: Управление Казначейства РФ по Краснодарскому краю, г. Краснодар___________

о признании недействительным решения налоговой инспекции №14228/400 от 28.06.2006г.                                                                                                              

при участии в заседании:

от ГНУ ВНИИМК Россельхоакадемии: Болоценко Р. А. – дов. от 09.01.2007г., Голубцова О. В. – дов. от 03.07.2006г., Михайлова Н. П. – дов. от 09.01.2007г., Буданов А. И. – дов. от 09.01.2007г.;

от ИФНС РФ №4 по г. Краснодару: Самодуров А. М. – дов. от 06.02.2007г.

У С Т А Н О В И Л:

 Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур им. В. С. Пустовойта Российской академии сельскохозяйственных наук обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решения Инспекции ФНС РФ №4 по г. Краснодару №14228/400 от 28.06.2006г.

Ответчик обратился с встречным заявлением о взыскании с ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии штрафных санкций в сумме 193450,71 руб. за нарушение налогового законодательства.

Решением суда от 30.01.2007г. в удовлетворении первоначально заявленных требований отказано. С Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур им. В. С. Пустовойта Российской академии сельскохозяйственных науквзысканы налоговые санкции по ст. 122 Налогового кодекса РФ в сумме 193450,71 руб., в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 5369,01 руб.

Не согласившись с указанным судебным актом, ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 30.01.2007г. ссылаясь на его несоответствие нормам права, фактическим обстоятельствам дела мотивируя следующим. Имущество, находящееся в оперативном управлении у заявителя передано Россельхозакадемией на основании договора о закреплении за Государственным научным учреждением Всероссийским научно-исследовательским институтом масличных культур им. В. С. Пустовойта Российской академии сельскохозяйственных наук федерального имущества на праве оперативного управления от 02.07.2004г. №II.20.

На сдачу в аренду спорного недвижимого имущества Россельхозакадемией было дано разрешение от 24.12.2004г. о сдаче в аренду в 2005г. без права выкупа и отчуждения указанного имущества по утвержденному списку.

В соответствии с п.п. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы, являются в том числе, доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией – источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

Статьей 29 Федерального закона №173-ФЗ от 23.12.2004г. «О федеральном бюджете на 2005г.» установлено, что доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, учреждениям научного обслуживания отраслевых академией наук, имеющих государственный статус и финансируемым на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений. Поступившие средства отражаются на лицевых счетах указанных бюджетных учреждений, открытых в органах федерального казначейства, и направляются на их содержание в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы.

Заявитель направлял полученные суммы бюджетного финансирования исключительно на цели, предусмотренные сметой доходов и расходов. Расходование указанных средств не связано с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

В п. 14 ст. 250 Налогового кодекса РФ указано, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.

Все средства, полученные заявителем в качестве дополнительного бюджетного финансирования имеют целевое назначение и являются источниками бюджетного финансирования. Сдача в аренду федерального имущества по договорам аренды не связана с предпринимательской деятельностью, доход заявитель не получает.

В судебном заседании, представитель налоговой инспекции пояснил, что оспариваемое решение №14228/400 от 28.06.2006г. вынесено в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, просит суд апелляционной инстанции обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело пересматривается по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5.1 Устава Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур имени В. С. Пустовойта Российской академии сельскохозяйственных наук имущество научного учреждения является собственностью Российской академии сельскохозяйственных наук в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ №84 от 30.01.1992г., закрепляется за научным учреждением на праве оперативного управления и отражается на его самостоятельном балансе. Научное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним учредителем имуществом, а также осуществляет право пользования отведенной ему землей в пределах, определяемых действующих законодательством.

Согласно ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны: 

1) уплачивать законно установленные налоги; 2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом; 3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете"; 5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; 6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; 7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; 8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По итогам камеральной налоговой проверки представленной заявителем декларации по налогу на прибыль за 2005г. решением №14228/400 от 28.06.2006г. ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии доначислен налог на прибыль в сумме 1637349 руб. в результате занижения налоговой базы на доходы от сдачи имущества в аренду в размере 6926636 руб., не включенные в состав внереализационных доходов, пени в сумме 65665,15 руб.

Указанным решением заявитель привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ по налогу на прибыль в сумме 193450,7 руб.  

Суд первой инстанции в обжалуемом решении обоснованно указал, что в соответствии со ст. 246 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций  признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

В силу п.п. 1 ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признается: для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.

К доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации); внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 Налогового кодекса РФ с учетом положений главы 25 Налогового кодекса РФ.

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 Налогового кодекса РФ (доходы от реализации).

Пунктом 3.1 Устава Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур имени В. С. Пустовойта Российской академии сельскохозяйственных наук предусмотрено, что научное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета и осуществляет свою деятельность за счет средств федерального бюджета в части государственного плана НИР и ОКР, бюджетов других уровней и внебюджетных источников, осуществляет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, переданным ему собственником Россельхозакадемией в оперативное управление.

Научное учреждение в установленном порядке вправе от своего имени и в пределах своих полномочий совершать сделки, заключать договоры, приобретать имущественные права и нести обязанности

Предметом  деятельности научного учреждения является осуществление научной деятельности в области селекции семеноводства, технологии возделывания и механизации производства масличных, эфиромасличных и других сельскохозяйственных культур.

Пунктом 4.2.16 Устава предусмотрено, что научное учреждение вправе осуществлять другие виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, за исключением казенных предприятий и автономных учреждений, в целях Бюджетного кодекса РФ признаются бюджетными учреждениями.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Из материалов дела следует, что в проверяемый период ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии осуществляло сдачу в аренду федерального имущества с письменного разрешения Россельхозакадемии.

Судом апелляционной инстанции не принимаются ссылки заявителя на Федеральные законы № 173-ФЗ от 23.12.2004 г. «О федеральном бюджете на 2005 год» и № 127-ФЗ от 23.08.1996 г., «О науке и государственной научно-технической политике» в обоснование доводов апелляционной жалобы о том, что все средства, полученные заявителем в качестве дополнительного бюджетного финансирования, имеют целевое назначение и являются источниками бюджетного финансирования, а также сдача в аренду федерального имущества по договорам аренды не связана с предпринимательской деятельностью.  

Вышеуказанные законы не содержат нормы, освобождающие заявителя от уплаты налога на прибыль с доходов, полученных от сдачи в аренду федерального имущества.

Статьей 29 Федерального закона №173-ФЗ от 23.12.2004г. установлено, что в 2005 году доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, учреждениям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям федеральной почтовой связи Федерального агентства связи, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, имеющим государственный статус и финансируемым на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений.

Поступившие средства отражаются на лицевых счетах указанных бюджетных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на их содержание в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы сверх сумм, установленных статьей 33 настоящего Федерального закона.

Аналогичная норма права содержится в ст. 6 Федерального закона №127-ФЗ от 23.08.1996г. «О науке и государственной научно-технической политике».

Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанные выше законы устанавливают учет доходов от сдачи в аренду имущества в полном объеме в доходах федерального бюджета после выполнения требований Бюджетного кодекса РФ и Налогового кодекса РФ, и дальнейшее направление их использования, а именно в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования соответствующего учреждения.

В соответствии со ст. 321.1 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

В целях главы 25 Налогового кодекса РФ иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном настоящей главой.

Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений ведется по каждому виду поступлений с учетом требований настоящей главы.

Согласно п.п. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

В силу ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений.

В доходах бюджетов учитываются: средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. (ст. 42 Бюджетного кодекса РФ - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности)

Суд первой инстанции в обжалуемом решении сделал правильный вывод о том, что  приведенные положения законодательства не позволяют классифицировать доходы, полученные заявителем от осуществления приносящей доход деятельности, в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы по налогу на прибыль, в том числе и в случае расходования указанных средств на финансирование уставной деятельности учреждения.

В пункте 4 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда  РФ  № 98 от 22.12.2005 года «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации» указано, что получаемый государственными и муниципальными учреждениями доход от осуществления приносящей доход деятельности не может быть квалифицирован в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В соответствии со ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Неправомерное не включение в статью расходов в смете доходов и расходов средств, полученных от сдачи в аренду имущества, соответствующей суммы налога на прибыль не влечет за собой безусловное освобождение заявителя от уплаты указанного налога.

Согласно ст. 122 Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) - влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Решением налоговой инспекции №14228/400 от 28.06.2006г. ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии доначислен налог на прибыль в сумме 1637349 руб. в результате занижения налоговой базы на доходы от сдачи имущества в аренду в размере 6926636 руб., не включенные в состав внереализационных доходов, пени в сумме 65665,15 руб.

Указанным решением заявитель привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ по налогу на прибыль в сумме 193450,7 руб.  

На основании вышеизложенного, судом правомерно взысканы с Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур им. В. С. Пустовойта Российской академии сельскохозяйственных наук штрафные санкции в сумме 193450,71 руб. за нарушение налогового законодательства.

При разбирательстве дела и рассмотрении ходатайств судом первой инстанции не нарушены нормы процессуального права, в том числе установленные в качестве безусловного основания к отмене судебного акта.

Согласно п. 1 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2007г. по делу №А-32-23492/2006-54/445 – оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его вынесения, и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий:                                                Чабан А. И.

Судьи:                                                                                Грязева В. В.

                                                                                             Шкира Д. М.