НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Краснодарского края от 13.11.2007 № А32-14081/07

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Краснодар                                               Дело №

А-32-14081/2007-23/350

“13”

ноября

2007 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего 

Буренкова Л. В.,

судей 

Козубовой М. Г. и Бабаевой О. В., 

При ведении протокола судебного заседания председательствующим

Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №4 по Краснодарскому краю, ст. Каневская на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.07г. по делу №А-32-14081/2007-23/350 (судья Ломакина И.П.)

По заявлению ОАО «Жилищно-коммунальные услуги», ст. Стародеревянковская

к  МРИ ФНС России № 4 по Краснодарскому краю, ст. Каневская

о признании недействительным уведомления налогового органа

при участии:

от заявителя – Дышпан И. А. – представитель, доверенность от 13.09.07.

от заинтересованного лица – Дыкань И. А. – представитель, доверенность от 07.11.07. №04-05-01/10

установил:

ОАО «Жилищно-коммунальные услуги» (общество), ст. Стародеревянковская Каневского района, обратилось в суд с заявлением о признании недействительным уведомления МРИ ФНС России №4 по Краснодарскому краю (налоговая инспекция, налоговый орган), ст.Каневская № 47 от 04.07.07г. о невозможности применения открытым АО «Жилищно-коммунальные услуги» упрощенной системы налогообложения и заявитель просит обязать налоговую инспекцию выдать уведомление о возможности применения обществом упрощенной системы налогообложения с даты постановки общества на налоговый учет (с 28.06.07г.).

Заявление ОАО «Жилищно-коммунальные услуги» мотивировано тем, что в день постановки на налоговый учет (28.06.2007г.) общество подало в МРИ ФНС России №4 по Краснодарскому краю заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Однако 11.07.07. из налоговой инспекции поступило уведомление (л.д. 5) о невозможности  применения обществом упрощенной системы налогообложения  на основании п.п. 14 п. 3 ст. 346.12. Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что акционерные общества, в том числе созданные с участием РФ или муниципальных образований наделены имуществом, разделенным на акции.

Общество считает данное уведомление недействительным, поскольку, указанное  в п.п. 14 п. 3 ст. 346.12. Налогового кодекса Российской Федерации, ограничение, при наличии которого организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения (организации, в которых доля участия других оганизаций составляет более 25%) к нему не может  применяться, так как его единственным участником выступает  муниципальное образование, не являющееся организацией в том  значении, какие ему придается нормами законодательства о налогах и сборах.

Решением  арбиражного суда от 21.09.07г. Уведомление МРИ ФНС России №4 по Краснодарскому краю № 47 от 04.07.07. о невозможности  применения открытым АО «Жилищно-коммунальные услуги» упрощенной системы налогообложения признано недействительным, как несоответствующее  п. 2 ст . 346.13, п.п. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, ч. 1 ст. 2 и ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации и суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и отказал в удовлетворении требований последнего об обязании МРИ ФНС России №4 по Краснодарскому краю выдать ОАО «Жилищно-коммунальные услуги» уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения с даты постановки общества на налоговый учет.

В обоснование принятого 21.09.2007г. решения суд указал, что ОАО «Жилищно-коммунальные услуги», 100% акций которого принадлежат муниципальному образованию Каневской район, является правопреемником МУП Каневского района «Жилищно-коммунальные услуги», применявшего упрощенную систему налогообложения по всем правам и обязанностям.

Участником ОАО «Жилищно-коммунальные услуги» является муниципальное образование, которое не может быть признано организацией в том смысле, которое придается данному понятию нормами Налогового кодекса Российской Федерации, а следовательно, на ОАО «Жилищно-коммунальные услуги» не могут распространяться положения п.п. 14 п. 3 ст. 346.12. Налогового кодекса Российского Федерации, поэтому уведомление МРИ ФНС России №4 о невозможности применения обществом упрощенной системы налогообложения является неправомерным.

В удовлетворении остальной части требований заявителю отказано на том основании, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность налогового органа направлять в адрес налогоплательщика уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения.

МРИ ФНС России №4 не согласилась с принятым 21.09.2007г. по настоящему делу судебным актом и подала апелляционную жалобу, в которой указала, что в соответствии с п.п. 14 п. 3 ст. 346.12. Налогового кодекса Российского Федерации, не вправе применять  упрощенную систему налогообложения организации,  в которых доля участия других организаций составляет более 25 %. Согласно ст.48 Гражданского кодекса Российской Федерации под участием в организации понимается участие в образовании имущества организации ее учредителей (участников).

Поскольку ОАО «Жилищно-коммунальные услуги» является организацией, которая наделена имуществом, разделенным на акции, на него распространяются требования п.п. 14 п. 3 ст. 346 Налогового кодекса Российского Федерации, а, следовательно, оно не вправе применять упрощенную систему налогообложения и инспекция просит решение арбитражного суда от 21.09.07г. по данному делу в части признания недействительным уведомления МРИ ФНС №4 по Краснодарскому краю № 47 от 04.07.07. и обязании МРИ ФНС устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Жилищно-коммунальные услуги» отменить.

 В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Жилищно-коммунальные услуги» указало, что предусмотренное п.п. 14. п. 3 ст. 346.12. Налогового кодекса Российского Федерации ограничение не может применяться к нему, так как его участником выступает муниципальное образование, не являющееся организацией в значении, придаваемом данному понятию нормами законодательства о налогах и сборах, поэтому считает вывод суда первой инстанции о неправомерности отказа МРИ ФНС России в применении ОАО «Жилищно-коммунальные услуги» упрощенной системы налогообложения правильным и просит решение арбитражного суда от 21.09.2007г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассматривается по правилам главы 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и оценив имеющиеся в деле доказательства с учетом их относимости и допустимости, суд апелляционной инстанции установил.

Как следует из материалов дела, ОАО «Жилищно-коммунальные услуги»  создано в результате реорганизации МУП  Каневского района «Жилищно-коммунальные услуги» путем преобразования его в открытое акционерное общество.

Это подтверждено Постановлением главы муниципального образования Каневской район №900 от 20.06.07. «О реорганизации муниципального унитарного предприятия Каневского района «Жилищно-коммунальные услуги» путем преобразования его в открытое акционерное общество, Уставом ОАО «Жилищно-коммунальные услуги», выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 28.06.07. (л.д. 23-45).

Согласно указанным документам все акции вновь созданного общества принадлежат единственному акционеру – муниципальному образованию Каневской район в лице муниципального учреждения - Комитета по управлению муниципальным имуществом Каневского района.

По делу установлено, что открытое АО «Жилищно-коммунальные услуги» 28.06.07г. обратилось в МРИ ФНС России №4 с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения.

04.07.07. Межрайонная инспекция направила ОАО «Жилищно-коммунальные услуги» Уведомление №47 о невозможности применения обществом упрощенной системы налогообложения со ссылкой на п.п. 14 п. 3 ст. 346.12. главы 26.2 Налогового кодекса Российского Федерации (л.д. 5), что и явилось основанием для обращения ОАО «Жилищно-коммунальные услуги» с заявлением в суд о признании указанного Уведомления недействительным

Согласно п.п. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, организации, в которых доля непосредственного участия других организаций  составляет более 25 %, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Организациями в соответствии с тем значением, которое придается этому понятию  нормами  налогового законодательства,  согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российского Федерации понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие  корпоративные образования, обладающие  гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, участниками гражданских правоотношений наряду с  гражданами и юридическими лицами являются Российская Федерация, субъекты  Российской Федерации и муниципальные образования.

К ним, согласно ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются нормы, регулируемые гражданским законодательством,  на равных началах с гражданами и юридическими лицами.

Таким образом, гражданское законодательство относит субъектов Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам,  лишь распространяя на них  правила, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях.

С учетом изложенных правовых норм, муниципальные образования по законодательству о налогах и сборах не могут быть отнесены  к организациям в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.

Из имеющихся в деле материалов следует, что муниципальное учреждение  Комитет по управлению муниципальным имуществом Каневского района выступил от имени муниципального образования Каневской район учредителем и единственным акционером вновь созданного ОАО «Жилищно-коммунальные услуги», а поскольку муниципальное образование не может быть признано организацией в том смысле, в котором ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации использует указанный термин, МРИ ФНС России №4 по Краснодарскому краю неправомерно отказала ОАО «Жилищно-коммунальные услуги» в применении обществом упрощенной системы налогообложения, направив последнему оспариваемое Уведомление. 

Довод налогового органа, о том, что открытое АО «Жилищно-коммунальные услуги» является акционерным обществом, а, следовательно, к нему должны применяться требования пп.14 п.3 ст.346.12 Налогового кодекса Российской Федерации является несосотоятельным, поскольку факт создания организации в форме акционерного общества,  не является основополагающим фактором, который однозначно  позволяет утверждать о невозможности  применения  к обществу упрощенной системы налогообложения, поскольку по смыслу п.п. 14 п. 3 ст. 346.12. Налогового кодекса Российской Федерации основанием  невозможности применения к организациям упрощенной системы налогообложения является только  факт участия в ней других организаций, доля которых составляет более 25 %, что в данном случае места не имеет, так как муниципальное образование не является организацией.

В то же время организационно-правовая форма организации, желающей перейти на упрощенную систему налогообложения, значения не имеет, поэтому суд первой инстанции правильно удовлетворил требования ОАО «Жилищно-коммунальные услуги» в части признания недействительным Уведомления №47 от 04.07.07г. МРИ ФНС России №4 по Краснодарскому краю.

Довод МРИ ФНС России №4 по Краснодарскому краю о том, что Уведомлением №47 от 04.07.207г. не были нарушены права и законные интересы заявителя является несостоятельным, поскольку оспариваемым Уведомлением налоговый орган определил свою позицию о последующих действиях заявителя в предоставлении последним налоговой отчетности.

Дело рассмотрено в соответствии с требованием норм материального и процессуального законодательства, имеющимся в деле доказательствам суд 1-й инстанции дал надлежащую и правильную оценку, что нашло свое отражение в решении арбитражного суда от 21.09.07г., поэтому апелляционная инстанция не находит оснований к отмене или изменению принятого 21.09.07г. по настоящему делу судебного акта.

Судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы следует возложить на МРИ ФНС России №4 по Краснодарскому краю, взыскав с неё в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 102, 110, 266-268, п. 1 ст. 269, ст. 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.07г. по делу № А-32-14081/2007-23/350 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с МРИ ФНС России № 4 по Краснодарскому краю, ст.Каневская в доход федерального бюджета 1 000 руб. госпошлины.

Председательствующий

Буренков Л. В.

Судьи

Козубова М. Г.

Бабаева О. В.