610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А28-5985/2021 |
30 мая 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен мая 2022 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующегоКононова П.И.,
судейИвшиной Г.Г., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.
при участии в судебном заседании:
-представителей заявителя – ФИО2, действующего на основании доверенности от 30.12.2021;
-представителей ответчика – ФИО3, действующего на основании доверенности от 09.01.2020, ФИО4, действующей на основании доверенности от 24.12.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области, Управления Федерального казначейства по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 24.01.2022 по делу № А28-5985/2021
по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
с участием в деле третьего лица: общество с ограниченной ответственностью «СК Реновация» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), общество с ограниченной ответственностью «Покровстрой» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), общество с ограниченной ответственностью «Родник» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании недействительным представления в части,
установил:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области (далее – заявитель, УМВД России по Кировской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (далее – ответчик, УФК по Кировской области) о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 4 мотивировочной части представления УФК от 21.04.2021 № 140-23-09/10, частично пункта 1 (в части принятия мер по устранению нарушений, указанных в пункте 2 представления), пунктов 2, 3, 4 резолютивной части представления УФК от 21.04.2021 № 140-23-09/10.
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью «СК Реновация» (далее – ООО «СК Реновация»), общество с ограниченной ответственностью «Покровстрой» (далее – ООО «Покровстрой»), общество с ограниченной ответственностью «Родник» (далее – ООО «Родник»).
РешениемАрбитражного судаКировской областиот24.01.2022 заявленные требованияудовлетворены частично. Представление УФК по Кировской области от 21.04.2021 № 140-23-09/10 признано судом недействительным в части установления денежной суммы принятых и оплаченных фактически не выполненных работ в размере 19 095 рублей 58 копеек в пункте 4 мотивировочной части и в пункте 4 резолютивной части представления Управления Федерального казначейства по Кировской области от 21.04.2021 № 140-23-09/10. В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано.
УМВД России по Кировской области и УФК по Кировской области с указанным решением суда не согласны, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
УФК по Кировской области просит решение Арбитражного суда Кировской области от 24.01.2022 изменить в части признания недействительным представления от 21.04.2021 № 40-23-09/10 в части установления денежной суммы принятых и оплаченных фактически не выполненных работ в размере 19 095 рублей 58 копеек в пункте 4 мотивировочной части и в пункте 4 резолютивной части указанного представления.
По мнению ответчика, изменения (дополнения) в локальную смету № 4-2 «Наружное и охранное электроосвещение» (основание 224-ЭСН) внесены ошибочно после установки светильников по акту о приемке выполненных работ от 31.05.2020 № 4-2-2 и в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), без проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, УФК по Кировской области при расчете стоимости фактически невыполненных работ учтена стоимость неустановленных светильников в количестве 5 штук по 143 рубля 66 копеек за штуку.
УМВД России по Кировской области в апелляционной жалобе отмечает, что относительно нарушения, установленного пунктом 1 оспариваемого представления, в УФК по Кировской области были направлены возражения на акт проверки от 24.02.2021, которые помимо прочего содержали Дополнительное соглашение № 6 к ГК № 71, согласно которому были исключены ряд работ и скорректирована их цена.
УМВД России по Кировской области в апелляционной жалобе указывает, что работы на общую сумму 40 314 рублей 60 копеек проведены в целях благоустройства общей территории, на которой расположены как существующее здание МО МВД России «Вятскополянский», так и строящийся объект – специальный приёмник для содержания лиц, арестованных в административном порядке, совместно с изолятором временного содержания на 27 мест МО МВД России «Вятскополянский». Также, заявитель указывает на то, что фактическое выполнение дополнительных непредвиденных работ подтверждено первичными учетными документами (акт о приёмке выполненных работ (форма КС-2)) и справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3)).
В связи с чем, УМВД России по Кировской области просит решение Арбитражного суда Кировской области от 24.01.2022 отменить в части и признать недействительными пункты 1,2,3 мотивировочной части представления УФК по Кировской области от 21.04.2021 № 140-23-09/10 и частично пункт 1 (в части принятия мер по устранению нарушений, указанных в пункте 2 представления), пункты 2,3 резолютивной части.
УМВД России по Кировской области представило отзыв на апелляционную жалобу УФК по Кировской области, в котором указало на несостоятельность доводов жалобы ответчика. Решение, в обжалуемой УФК по Кировской области части, просит оставить без изменения.
УФК по Кировской области в отзыве на апелляционную жалобу УМВД по Кировской области находит её доводы несостоятельными, просит оставить её без удовлетворения.
Более подробно позиции сторон изложены в апелляционных жалобах и отзывах на указанные жалобы.
ООО "СК Реновация"; ООО "Покровстрой"; ООО "Родник"; ООО "Родник"; ООО "Родник" отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционных жалоб к производству вынесено 05.03.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 06.03.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционных жалоб.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ протокольным определением от 06.04.2022 судебное разбирательство по настоящему делу было отложено до 13 часов 00 минут 25.05.2022.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Законностьрешения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела, УМВД России по Кировской области в целях строительства объекта ИВС «Вятскополянский» заключены следующие государственные контракте (далее — ГК):
- по результатам аукциона в электронной форме с ООО «СК РЕНОВАЦИЯ» заключен государственный контракт от 28.05.2019 № 191918810070200<***>/70 на выполнение подрядных строительно-монтажных работ «под ключ» и передаче в эксплуатацию объекта: «Строительство специального приёмника для содержания лиц, арестованных в административном порядке совместно с изолятором временного содержания на 27 мест МО МВД России «Вятскополянский» (в рамках государственного оборонного заказа) на общую сумму 43 428 168,00 руб. (далее - ГК № 70, Контракт);
- с ООО «Родник» в целях выполнения работ по подключению к наружным сетям холодного водоснабжения по новым техническим условиям заключен государственный контракт от 22.09.2020 № 2118890117200<***>/117 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения на сумму 446 250,00 руб. (далее - ГК № 117).
- по результатам аукциона в электронной форме с ООО «Покровстрой» заключен государственный контракт от 14.05.2020 № 202118810071200<***>/71 на выполнение подрядных строительно-монтажных работ «под ключ» и передаче в эксплуатацию объекта: «Строительство специального приёмника для содержания лиц, арестованных в административном порядке совместно с изолятором временного содержания на 20 мест МО МВД России «Нолинский» (в рамках государственного оборонного заказа) на общую сумму 43 990 000,00 руб. (далее - ГК №71, Контракт).
Согласно пункту 2.2.7. ГК № 70 цена контракта включает в себя, помимо прочего, непредвиденные затраты и устройство временных зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 2.6. ГК № 70 оплата выполненных подрядчиком работ, осуществляется ежемесячно в случае своевременного завершения процедуры сдачи-приёмки выполненных подрядчиком работ, согласно требованиям раздела 5 ГК, исходя из фактически выполненных подрядчиком объемов работ и в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации. Срок оплаты заказчиком, выполненных подрядчиком работ, должен составлять не более двадцати дней с даты подписания заказчиком документов о приемке (акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3)).
Пунктом 2.9 ГК № 70 определено, что оплата непредвиденных затрат производится на основании проектной документации, сметных расчетов и исходя из фактически выполненных и документально подтвержденных объемов работ, в пределах резерва средств на непредвиденные затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете стоимости строительства объекта.
Пунктами 5.1-5.3, 5.6 ГК № 70 определен порядок сдачи-приемки выполненных работ:
-приемка работ осуществляется Заказчиком посредством оценки выполненных работ и проверки соответствия выполненных работ требованиям Контракта, проектной документации, требованиям государственных стандартов Российской Федерации, СНиП, СП и технологических регламентов;
- оценка выполненных работ - совокупность мероприятий, осуществляемых представителями Заказчика, целью которых является определение соответствия качества и объемов выполненных работ, а также используемых при проведении работ материалов;
- Подрядчик не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем), уведомляет Заказчика в письменной форме о своей готовности представить выполненные работы для приемки и направляет в адрес Заказчика подписанные со своей стороны следующие документы: акты о приемке выполненных работ (формы № КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), исполнительную документацию на выполненный в соответствии с представленными формами КС-2, КС-3 объем работ, счет-фактуру на фактически выполненный объем работ в соответствующем отчетном месяце;
- Заказчик в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента полученияуказанных в пункте 5.3. Контракта документов рассматривает и направляет Подрядчику подписанные со своей стороны по 1 (одному) экземпляру указанных документов или мотивированный отказ от приемки выполненных работ или/и документов с перечнем необходимых к устранению недостатков и замечаний, и сроков их устранения.
ГК № 70, проектной документацией предусмотрена установка светильников наружного освещения марки GKH-7Wt в количестве 21 шт. на здании и 11 шт. на периметральном ограждении. Сметной документацией предусмотрен монтаж 21 светильника наружной установки при необходимом количестве 32 шт. В связи с отсутствием в продаже светильников марки GKH-7Wt, ООО «СК Реновация» (подрядчик) предложена поставка светильников марки ЛУЧ-220 С64 МВФ с датчиком движения (имеющие улучшенные характеристики относительно предусмотренных проектом - большая светоотдача при меньшей мощности). В связи с необходимостью внесения изменений в сметную документацию между подрядчиком и УМВД России по Кировской области (заказчик) заключено дополнительное соглашение на установку светильников, неучтенных сметой контракта в количестве 11 шт. (дополнительное соглашение № 2 от 31.03.2020, Приложение Локальная смета № 4-2 Дополнительные Наружное и охранное электроосвещение). В соответствии с дополнительным соглашением, стоимость светильников светодиодных IP 65 с датчиком движения составила 143.66 руб./шт. (в базовой стоимости). После подписания указанного соглашения общее количество светильников по сметам составило 32 шт., из них 21 с первоначальной стоимостью 56,28 руб. (в базовой стоимости, учтено первоначальной сметой) и 11 с рыночной стоимостью 143,66 руб. Монтаж светильников осуществлялся в следующем порядке: первоначально по периметру ограждения и на входных группах здания, далее на эксплуатируемой кровле.
В соответствии с актом выполненных работ № 4-2-2 от 31.05.2020 было смонтировано 14 светильников из них 3 светильника с первоначальной стоимостью 56,28 руб. и 11 со стоимостью 143,66 руб. Актом № 4-2-3 от 31.07.2020 закрыто еще 3 светильника со стоимостью 56,28 руб. На объекте строительства было заключено дополнительное соглашение № 5 от 30.09.2020, которым в Локальную смету № 2-1-6 ошибочно включены дополнительные светильники в количестве 4 шт. со стоимостью 56,28 руб. Актом № 2-1-6 от 30.09.2020 светильники приняты и оплачены.
ГК № 71 предусмотрено, чтоподрядчик обязуется выполнить строительно-монтажные работы и иные предусмотренные Контрактом мероприятия по строительству объекта «под ключ» и передать в эксплуатацию объект: «Специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке совместно с изолятором временного содержания на 20 мест МО МВД «Нолинский» (пункт 1).
Сметой Контракта №71 (Приложение № 2 к ГК № 71) определена стоимость каждого комплекса работ, в том числе выполнение работ «Наружные сети водоснабжения» на общую сумму 387 767,00 руб., что соответствует объему работ по Локальной смете № 06-01-01.
Графиком выполнения работ (Приложение № 3 к ГК № 71) определены сроки исполнения каждого комплекса работ, в том числе по комплексу работ «Наружные сети водоснабжения» (позиция № 38) - по 30.09.2020.
В соответствии с пунктом 2.2.8 ГК № 71 цена Контракта № 71 включает в себя в том числе затраты на подключение (врезку) к существующим инженерным коммуникациям.
Пунктом 4.1.14 ГК № 71 определено, что подрядчик обязан выполнять работы в объемах, предусмотренных настоящим Контрактом, и предъявлять к приемке заказчику, в установленном порядке.
Пунктом 4.3.2 ГК № 71 определено, что Заказчик обязан обеспечивать оплату выполненных работ по Контракту в соответствии с условиями Контракта №71.
В соответствии с приказом УФК по Кировской области от 12.01.2021 № 8 в отношении УМВД России по Кировской области в период с 15.01.2021 по 20.02.2021 проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на осуществление строительства (реконструкции), приобретение объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности в территориальных органах, подведомственных учреждениях и организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, за 2018 - истекший период 2021 года.
По результатам проверки, отраженным в Акте выездной проверки УМВД от 24.02.2021 (далее – Акт проверки от 24.02.2021), ответчиком заявителю выдано представление от 21.04.2021 № 140-23-09/10. В данном представлении, в том числе, указано следующее.
В нарушение пункта 5 статьи 161, пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), части 2 статьи 94, части 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ, пункта 1.4 Положения об организации строительства объектов «Под ключ», утвержденного постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 № 147, пункта 1.1 государственного контракта от 14.05.2020 № 202118810071200<***>/71, в 2020 году УМВД России по Кировской области при наличии государственного контракта от 14.05.2020 № 02118810071200<***>/71, заключенного с ООО «Покровстрой» на выполнение подрядных строительно-монтажных работ «под ключ» по строительству ИВС «Нолинский» (в том числе выполнение работ по прокладке наружной сети водопровода), заключен государственный контракт от 22.09.2020 № 2118890117200<***>/117 с ООО «Родник» на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения (с выполнением работ по прокладке наружной сети водопровода) на сумму 446 250,00 рублей, в результате чего УМВД России по Кировской области дважды предусмотрены работы по прокладке наружной сети водопровода, что приведет к завышению стоимости строительства объекта ИВС «Нолинский» на сумму дополнительно заключенного государственного контракта (пункт 1).
В нарушение пункта 2 статьи 219 БК РФ, статьи 309, пункта 1 статьи 746, пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, пункта 4.33 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, пунктов 2.6, 2.9, 5.1, 5.2, 5.3 государственного контракта от 28.05.2019 № 191918810070200<***>/70 в 2019-2020 годах УМВД России по Кировской области в ходе строительства объекта «Специальный приемник для содержания лиц арестованных в административном порядке совместно с изолятором временного содержания на 27 мест по адресу: <...>» приняты и оплачены непредвиденные работы и затраты на общую сумму 851 535,77 руб. без оформления актов о приемке выполненных работ, в результате чего оплата произведена не за фактически выполненные работы, а в размере 2 % от документально подтвержденных работ (пункт 2).
В нарушение статьи 38, пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ, пункта 48.4.3.3 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденного приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, в 2019-2020 годах УМВД России по Кировской области за счет бюджетных средств, выделенных на строительство объекта «Специальный приемник для содержания лиц арестованных в административном порядке совместно с изолятором временного содержания на 27 мест по адресу: <...>» по государственному контракту от 28.05.2019 № 191918810070200<***>/70, приняты и оплачены работы по восстановлению, ремонту элементов существующих зданий и помещений МО МВД «Вятскополянский», на общую сумму 40 314,60 руб., не предусмотренные проектно-сметной документацией на строительство объекта ИВС «Вятскополянский», что в соответствии с частью 1 статьи 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств (пункт 3).
В нарушение пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ, статьи 746 ГК РФ, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, пунктов 2.6, 5.1, 5.2 государственного контракта от 28.05.2019 № 191918810070200<***>/70 в 2020 году УМВД России по Кировской области в ходе строительства объекта «Специальный приемник для содержания лиц арестованных в административном порядке совместно с изолятором временного содержания на 27 мест по адресу: <...>» по актам о приемке выполненных работ формы КС-2 от 30.06.2020 № 2-1-6-4, от 31.07.2020 № 2-1-6-5, от 30.09.2020 № 2-1-6-6, от 31.05.2020 № 4-2-2, от 31.07.2020 № 4-2-3, от 30.09.2020 № 7-1-11 приняты и оплачены фактически не выполненные работы на общую сумму 19 095,58 рублей, в том числе: по установке 8 светильников на сумму 17 713,46 рублей.; по установке 4 кронштейнов для спирального барьера безопасности на сумму 1 382,12 рубля (пункт 4).
В представлении УФК по Кировской области от 21.04.2021 № 140-23-09/10 в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктом 7 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2020 г. № 1095, сформулированы обращенные к УМВД России по Кировской области следующие требования:
1. По выявленным нарушениям, указанным в пунктах 2, 5-7 настоящего Представления, принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений, в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего Представления.
2. По выявленному нарушению, указанному в пункте 1 настоящего Представления, принять меры по устранению причин и условий его совершения в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего Представления. Принять меры по прекращению бюджетных обязательств и соответствующему снижению цены государственного контракта от 14.05.2020 № 202118810071200<***>/71 с ООО «Покровстрой» в части исключения объема и стоимости дублирующих работ по прокладке наружной сети водопровода, предусмотренных государственным контрактом от 22.09.2020 № 2118890117200<***>/117 с ООО «Родник», в срок до 30 июня 2021 года включительно.
3. По выявленному нарушению, указанному в пункте 3 настоящего Представления, принять меры по устранению причин и условий его совершения в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего Представления. Принять меры по взысканию с подрядной организации ООО «СК Реновация» денежных средств в общей сумме 40 314,60 рублей, необоснованно израсходованных на строительство объекта «Специальный приемник для содержания лиц арестованных в административном порядке совместно с изолятором временного содержания на 27 мест по адресу: <...>», с последующим перечислением в доход федерального бюджета по КБК 18811302991016000130 «Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)» в срок до 31 августа 2021 года включительно.
4. По выявленному нарушению, указанному в пункте 4 настоящего Представления, принять меры по устранению причин и условий его совершения в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего Представления. Принять меры по взысканию с подрядной организации ООО «СК Реновация» денежных средств в общей сумме 19 095,58 рублей, необоснованно израсходованных на строительство объекта «Специальный приемник для содержания лиц арестованных в административном порядке совместно с изолятором временного содержания на 27 мест по адресу: <...>», с последующим перечислением в доход федерального бюджета по КБК 1881 1302991016000130 «Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)» в срок до 31 августа 2021 года включительно.
Не согласившись с указанным представлением ответчика в части пунктов 1, 2, 3, 4 мотивировочной части представления, частично пункта 1 (в части принятия мер по устранению нарушений, указанных в пункте 2 представления), пунктов 2, 3, 4 резолютивной части представления, УМВД России по Кировской области обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями, которые обжалуемым решением суда первой инстанции были удовлетворены частично.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб УМВД по Кировской области и УФК по Кировской области, отзыва УМВД России по Кировской области на жалобу УФК по Кировской области, отзыва УФК по Кировской области на жалобу УМВД России по Кировской области, заслушав представителей сторон, поддержавших занятые по делу позиции, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемогорешения суда, исходя из нижеследующего.
На основании статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Оценив на основе приведенных положений АПК РФ законность оспариваемого УМВД России по Кировской области в части представления УФК по Кировской области от 21.04.2021 № 140-23-09/10, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие и учет бюджетных и денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств (пункт 2 статьи 219 БК РФ). Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с распоряжениями о совершении казначейских платежей и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты (пункт 4 статьи 219 БК РФ).
В соответствии со статьей 266.1 БК РФ получатели бюджетных средств являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля. Объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.
В соответствии со статьей 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (абзац 2 части 1 статьи 265 БК РФ).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) (часть 3 статьи 265 БК РФ). Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности (часть 5 статьи 265 БК РФ).
Согласно части 1 статьи 267.1 БК РФ методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование.
Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки, ревизии оформляются актом (часть 2 статьи 267.1 БК РФ).
В соответствии с положениями статьи 269.2 БК РФ и статьи 99 Закона № 44-ФЗ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отнесен, в том числе контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Часть 2 статьи 269.2 БК РФ устанавливает, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях; назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований; получается необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне; направляются в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В рассматриваемом в рамках настоящего дела случае представлением от 21.04.2021, вынесенным УФК по Кировской области, являющимся органом внутреннего государственного финансового контроля и наделенным в силу приведенных выше нормативных положений полномочиями на проведение проверок соблюдения получателями бюджетных средств условий заключенных ими государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд, УМВД России по Кировской области вменено нарушение норм БК РФ, Закона № 44-ФЗ и условий ГК № 70, выразившееся в принятии и оплате непредвиденных работ и затрат на общую сумму 851 535,77 рублей без оформления актов о приемке выполненных работ, в результате чего оплата произведена не за фактически выполненные работы, а в размере 2 % от документально подтвержденных работ (пункт 2); в принятии и оплате работы по восстановлению, ремонту элементов существующих зданий и помещений МО МВД «Вятскополянский», на общую сумму 40 314,60 рублей, не предусмотренных проектно-сметной документацией на строительство объекта ИВС «Вятскополянский», что является нецелевым использованием бюджетных средств (пункт 3).
Относительно доводов УМВД России по Кировской области об отсутствии в его действиях нарушений бюджетного законодательства, вмененных представлением УФК по Кировской области в оспариваемой части, апелляционный суд приходит к следующему.
1. В акте проверки от 24.02.2021 и оспариваемом представлении УФК по Кировской области указывает на то, чтоУМВД России по Кировской области заключены ГК №71 и ГК № 117 в которых предусмотрены работы по подключению (технологическому присоединению) к централизованной системе холодного водоснабжения (с выполнением работ по прокладке наружной сети водопровода), в результате чего УМВД России по Кировской области дважды предусмотрены работы по прокладке наружной сети водопровода, что ведет к завышению стоимости строительства объекта ИВС «Нолинский» на сумму дополнительно заключенного ГК № 117 в размере 446 250 рублей.
Как следует из представленных в материалы настоящего дела доказательств, в период с мая по сентябрь 2020 года подрядчиком в рамках ГК № 71 выполнено три комплекса работ: разбивка основных осей здания, нулевой цикл, монолитный пояс. Работы по прокладке наружных сетей водоснабжения не выполнялись.
В июне 2020 года (после заключения ГК № 71) УМВД России по Кировской области в адрес ООО «Родник» направлено заявление от 03.06.2020 № 43/482 о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Новыми техническими условиями предусмотрена прокладка водопровода к другому существующему колодцу и протяженность водопроводных сетей увеличилась на 33,35 м (170 м-136,65 м).
Работы по подключению к наружным сетям холодного водоснабжения по новым техническим условиям предусмотрены и выполнены в рамках ГК № 117.
Согласно пункту 14 ГК № 117 цена Контракта № 117 составляет 446 250,00 руб.
Пунктом 1 ГК № 117 определено, что головной исполнитель обязуется выполнить действия по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения (включая их проектирование (при необходимости), строительство, реконструкцию) к подключению (технологическому присоединению) объекта заказчика и в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения по форме согласно Приложению № 1, подключить объект к сетям централизованной системы холодного водоснабжения, а заказчик обязуется внести плату за подключение (технологическое присоединение).
Согласно пункту 2 ГК № 117 головной исполнитель до точки подключения объекта заказчика осуществляет следующие мероприятия: 1) создание (строительство) нового участка водопровода, подготовка сети водоснабжения к подключению объекта капитального строительства; 2)установка колодца, запорной арматуры, пожарного гидранта; 3) реконструкция существующей сети водоснабжения (замена труб на имеющейся трассе). Проверка выполнения Заказчиком условий подключения (технологического присоединения) в порядке, предусмотренном настоящим контрактом. Работы по непосредственному подключению (технологическому присоединению) внутриплощадочных или внутридомовых сетей и оборудования объекта в точке подключения в порядке и в сроки, которые предусмотрены настоящим контрактом.
Пунктом 3.1 ГК № 117 определено, что технологическое присоединение (подключение) к централизованной системе холодного водоснабжения объекта осуществляется в связи с исполнением государственного контракта на строительство ИБС «Нолинский» и включается в сводный сметный расчет.
В соответствии с пунктом 17 ГК № 117 в состав платы за подключение (технологическое присоединение) включена плата за работы по присоединению внутриплощадочных или внутридомовых сетей объекта в точке подключения к централизованной системе холодного водоснабжения головного исполнителя.
Таким образом, УФК по Кировской области пришло к обоснованному выводу о том, что в 2020 году УМВД России по Кировской области заключено два государственных контракта ГК № 71 и ГК № 117, предусматривающих выполнение одних и тех же работ по прокладке наружных сетей водоснабжения.
Пунктом 5 статьи 161 БК РФ, определено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Пунктом 1 статьи 162 БК РФ установлено, что получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с частью 2 статьи 94 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
Частью 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ определено, что объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Согласно части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что изменение условий контракта при его исполнении допускается при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.
Как следует из материалов настоящего дела, в 2020 году УМВД России по Кировской области при наличии ГК № 71, заключенного с ООО «Покровстрой» на выполнение подрядных строительно-монтажных работ «под ключ» по строительству ИВС «Нолинский» (в том числе на выполнение работ по прокладке наружной сети водопровода), заключен ГК № 117 с ООО «Родник» на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения (с выполнением работ по прокладке наружной сети водопровода) на сумму 446 250,00 рублей. Таким образом, в обоих указанных государственных контрактах предусмотрено выполнение одних и тех же работ по прокладке наружной сети водопровода.
На момент проведения УФК по Кировской области проверки по ГК № 71 работы по прокладке наружных сетей водоснабжения, предусмотренные сметой контракта (позиция № 38), не приняты и не оплачены, то есть УМВД России по Кировской области принято новое бюджетное обязательство путем заключения ГК № 117 без учета принятых и неисполненных обязательств по ГК № 71, работы по которому были выполнены.
Ссылки УМВД России по Кировской области на заключение дополнительного соглашения № 6 к ГК № 71, в соответствии с которым изменен объем работ, в том числе по прокладке наружных сетей водоснабжения, отклоняются апелляционным судом, так как из представленных документов следует, что при этом цена ГК № 71 не была снижена на стоимость исключенных указанных работ.
На момент проведения проверки и выдачи оспариваемого представления УМВД России по Кировской области изменения по уменьшению стоимости контракта в ГК № 71 не внесены, что привело к завышению стоимости строительства ИВС «Нолинский», определенной сводным сметным расчетом № 226, на стоимость работ по прокладке наружных сетей водоснабжения по ГК № 117.
Содержащееся в пункте 2 резолютивной части оспариваемого представления УФК по Кировской области требование о прекращении бюджетных обязательств и соответствующем снижении цены ГК № 71 не нарушает имущественных прав УМВД России по Кировской области и направлено лишь на устранение возникшего несоответствия по объему выполненных за счет бюджетных средств работ и их стоимости.
При названных обстоятельствах пункт 1 мотивировочной части и пункт 2 резолютивной части представления от 21.04.2021 № 140-23-09/10 не противоречат приведенным выше нормативным положениям и не нарушают права и законные интересы УМВД России по Кировской области в сфере экономической деятельности.
2. В акте проверки от 24.02.2021 и в оспариваемом представлении УФК по Кировской области указывает на то, что принятые у подрядчика- ООО «СК Реновация» и оплаченные заказчиком- УМВД России по Кировской области непредвиденные работы и затраты не подтверждены документально в соответствии с порядком, предусмотренным государственным контрактом, что, по мнению ответчика, в принципе исключает возможность принятия и оплаты обозначенных работ.
Суд апелляционной инстанции находит данные выводы ответчика соответствующими материалам дела и обоснованными в связи со следующим.
В силу положений части 4 статьи 753 ГК РФ, части 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ приемка результатов выполненной работы осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке (актом), подписанным сторонами контракта.
Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 утверждена Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (далее - Методика).
Пунктом 4.96 Методики определено, что резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте, он включается в сводный сметный расчет стоимости строительства.
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется в размерах, не превышающих 2 % итоговой суммы расчетов, предусмотренных главами 1-12 сводного сметного расчета стоимости строительства в отношении объектов капитального строительства непроизводственного назначения, строительство, которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 4.33 Методики определено, что при расчетах между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика. В этом случае объемы фактически выполняемых работ фиксируются в обосновывающих расчеты документах, в том числе и тех работ, которые дополнительно могут возникать при изменении заказчиком в ходе строительства ранее принятых проектных решений.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат).
Пунктом 1 статьи 746 ГК РФ определено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной.
В соответствии с частями 1, 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
Форма акта КС-2 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 №100. Акт КС-2 содержит следующие графы: номер по порядку/ позиции по смете; номер единичной расценки (шифр и номер позиции норматива); наименование работ; единица измерения; выполнено работ: количество, цена за единицу, общая стоимость.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что возникшие в ходе выполнения работ непредвиденные расходы оплачиваются при условии расшифровки видов и объемов выполненных работ в актах формы КС-2.
По смыслу условий ГК № 70 (раздел 5 порядок сдачи-приемки выполненных работ) приемка выполненных подрядчиком работ должна производиться заказчиком посредством составления актов приемки унифицированной формы КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат унифицированной формы КС-3 с представлением исполнительной документации на выполненный в соответствии с представленными формами КС-2, КС-3 объем работ.
Как следует из материалов настоящего дела, в нарушение названных условий государственного контракта в составленных в 2019 и 2020 годах 106 актах приемки выполненных работ формы КС-2 содержится лишь указание на произведенные расходы и затраты на производство непредвиденных работ в размере 2% от фактически выполненных работ без раскрытия видов, объемов и стоимости таких непредвиденных работ. В нарушение пункта 2.9 ГК № 70 УМВД по Кировской области оплатило ООО «Реновация» указанные непредвиденные работы, принятые с нарушением установленного порядка их приемки.
На момент проведения УФК по Кировской области проверки и составления акта проверки от 24.02.2021 надлежащие документы, подтверждающие виды, объемы и стоимость непредвиденных работ, составленные в соответствии с требованиями ГК № 70 УМВД России по Кировской области представлены не были.
При указанных обстоятельствах УФК по Кировской области пришло к обоснованному и правильному выводу о том, что УМВД России по Кировской области не подтвердило документально, надлежащим образом факт выполнения подрядчиком непредвиденных работ на общую сумму 851 535,77 рублей, в связи с чем эти работы в нарушение положений статьи 219 БК РФ были оплачены незаконно.
3. В ходе проверки ответчиком установлено, что УМВД России по Кировской области приняты и оплачены работы по восстановлению, ремонту элементов существующих зданий и помещений МО МВД «Вятскополянский» на общую сумму 40 314,60 рублей, не предусмотренные проектно-сметной документацией на строительство изолятора временного содержания «Вятскополянский» (далее – ИВС «Вятскополянский»).
Общий объем израсходованных бюджетных средств на отдельные работы по восстановлению, ремонту элементов существующих зданий и помещений МО МВД «Вятскополянский» составил 40 314,60 рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе ведомостью расчета стоимости работ, выполненных на существующих объектах МО МВД «Вятскополянский» по локальной смете № 5 «Дополнительные работы в счет непредвиденных»; пояснением по дополнительным работам при строительстве объекта от 19.02.2021; актом осмотра от 04.02.2021; актом проверки от 24.02.2021; оборотно-сальдовой ведомостью по счету 101.00 за 2020 год; журналом бетонных работ № 1.
Согласно акту проверки от 24.02.2021 помещения старого ИВС располагались в подвале здания МО МВД «Вятскополянский» с отдельным выходом на прогулочный дворик. Проектно-сметной документацией на строительство объекта не предусмотрены работы по бетонированию ступеней и восстановлению кирпичной кладки здания МО МВД «Вятскополянский» в местах выхода старого ИВС, вентиляции выхода старого ИВС. Выполнение данных работ не связано со строительством и эксплуатацией ИВС «Вятскополянский». Помещения гаражей находятся на балансе МО МВД «Вятскополянский» и использовались до строительства ИВС «Вятскополянский» для размещения автотранспорта МО МВД «Вятскополянский». Данные гаражи не используются в работе ИВС «Вятскополянский». Бетонирование порогов гаражей не предусмотрено проектно-сметной документацией на строительство объекта, не связано с предотвращением несанкционированного доступа на объект физических лиц, транспортных средств. Проектом строительства предусмотрено, что служебные собаки находятся непосредственно под окнами камерных помещений. Посты служебных собак имеют ограждение из металлической сетки, на территории постов для жизни собак предусмотрены трехстенные будки с полом. Вольеры для размещения собак, в которых произведены работы по смете № 5 (непредвиденные), являются пристроем к помещениям кирпичных гаражей МО МВД «Вятскополянский» и не эксплуатируются. Проектно-сметной документацией на строительство объекта не предусмотрены работы по кладке/разборке кирпичных стен вольеров, разборке и устройству полов вольеров. Вольер для собак не используется по назначению, не связан со строительством и эксплуатацией ИВС «Вятскополянский».
В силу статьи 38 БК РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Доводы УМВД России по Кировской области о том, что перечисленные выше работы были выполнены в рамках благоустройства общей территории, что предусмотрено разделом 2 «Схема планирования организации земельного участка» отклоняются судом апелляционной инстанции, так как выполненные работы не предусмотрены проектно-сметной документацией на строительство ИВС «Вятскополянский».Необходимость выполнения примыкания устраиваемого покрытия из брусчатки к покрытиям гаражей, к стенам и входным группам основного здания МО МВД «Вятскополянский», к стенам существующего кирпичного вольера с учетом рассмотренных обстоятельств не свидетельствует об обоснованности проведения вышеназванных работ за счет средств, выделенных на строительство ИВС «Вятскополянский».
В этой связи вывод УФК по Кировской области онецелевым использованием бюджетных средств в сумме 40 314,60 рублей, используемых на УМВД России по Кировской области на восстановление, ремонт элементов существующих зданий и помещений МО МВД «Вятскополянский» является законным и обоснованным, а доводы УМВД России по Кировской области об отсутствии указанного нарушения подлежат отклонению.
Относительно доводов апелляционной жалобы УФК по Кировской области апелляционный суд отмечает следующее.
Судом первой инстанции установлено, что проектной документацией на строительство объекта «Специальный приемник для содержания лиц арестованных в административном порядке совместно с изолятором временного содержания на 27 мест по адресу: <...>» была предусмотрена установка светильников наружного освещения марки GKH-7Wt в количестве 21 шт. на здании и 11 шт. на периметральном ограждении, то есть всего 32 светильников. В смете и спецификациях было учтено 15 шт. (Рабочая документация «Силовое электрооборудование» 224-ЭМО, Локальная смета 2-1-6 Электроосвещение) и 6 шт. (Рабочая документация «Наружные электросети и наружное освещение» 224-ЭСН, Локальная Смета 4-2 «Наружное и охранное электроосвещение»). Таким образом, сметной документацией был предусмотрен монтаж 21 светильника наружной установки при необходимом согласно проекту количестве 32 шт.
Материалы дела свидетельствуют, что 31.03.2020 УМВД России по Кировской области и ООО «СК Реновация» заключили дополнительное соглашение № 2 к ГК № 70. Данным соглашением предусмотрено внесение изменений в проектную документацию (приложение к Дополнительному соглашению – сметы на дополнительные и исключительные работы).
Дополнительное соглашение от 31.03.2020 № 2 заключено с целью корректировки объемов работ, необходимость выполнения (или не выполнения) которых выявлена в процессе строительства объекта. В указанном соглашении присутствуют дополнительные сметы (указывающие на необходимость выполнения объемов работ, не учтенных в смете контракта) и исключаемые сметы (указывающие на объемы работ, необходимость выполнения которых в процессе строительства отсутствует). В связи с тем, что данные сметы вносят изменения в сметы контракта, нумерация строк по ним не совпадает с нумерацией строк по актам выполненных работ.
Локальной сметой № 4-2 Дополнительные Наружное и охранное электроосвещение предусмотрена установка 11 светильников светодиодных антивандальных IP 65 с датчиком движения в количестве 11 шт. стоимостью 143,66 руб. за шт. (в базовой цене).
Таким образом, после подписания соглашения общее количество светильников по сметам составило 32 шт., из них 21 с первоначальной стоимостью 56,28 руб. (в базовой цене, учтено первоначальной сметой) и 11 с рыночной стоимостью 143,66 руб. (с пересчетом в базовую цену).
Согласно акту о приемке выполненных работ от 31.05.2020 № 4-2-2 установлены светильники светодиодные антивандальные IP 65 с датчиком движения в количестве 11 шт. стоимостью 143,66 руб. за шт. (в базовой цене).
В этой связи материалами дела подтверждается тот факт, что 11 светильников антивандальных IP 65 с датчиком движения стоимостью 143,66 руб. за шт. (в базовой цене) включены в Локальную смету № 4-2 Дополнительные Наружное и охранное электроосвещение до их установки согласно акту о приемке выполненных работ от 31.05.2020 № 4-2-2.
30.09.2020 заключено дополнительное соглашение № 5 которым в Локальную смету № 2-1-6 ошибочно включены дополнительные светильники в количестве 4 шт. (итого 19 шт. - к 15-ти имеющимся в смете добавлены еще 4 шт.) со стоимостью 56,28 руб. (в базовой цене). Актом № 2-1-6 от 30.09.2020 светильники приняты и оплачены.
В ходе выполнения и приемки работ была допущена техническая ошибка - дважды подсчитаны и включены в смету светильники по стоимости 56,28 руб. При данных условиях расчет стоимости суммы взыскания, выполненный УФК по Кировской области, является неверным, так как в него включены светильники в количестве 5 шт. со стоимостью 143,66 руб. (в базовой цене).
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами Арбитражного суда Кировской области об отсутствии в материалах настоящего дела документов, подтверждающих факт того, что расчет стоимости излишне оплаченных светильников долженбезусловно осуществляться с учетом цены 143,66 руб. (в базовой цене). Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Таким образом, представление УФК от 21.04.2021 № 140-23-09/10 в части установления денежной суммы принятых и оплаченных фактически не выполненных работ в размере 19 095,58 рублей (пункт 4 мотивировочной части представления) и в части возложения на заявителя обязанности по взысканию указанной суммы с подрядчика (пункт 4 резолютивной части представления) является необоснованным.
Относительно довода УФК по Кировской области о том, что УМВД России по Кировской области допущено нарушение подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44 -ФЗ, апелляционный суд отмечает, что указанная норма, действовавшая на в период возникновения спорных правоотношений, не распространялась на контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционных жалоб УФК по Кировской области и УМВД России по Кировской области, однако они не опровергают выводы, изложенные в обжалуемом решении суда. Обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 24.01.2022 по делу № А28-5985/2021 следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области и Управления Федерального казначейства по Кировской области - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации УФК по Кировской области и УМВД России по Кировской области освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решениеАрбитражного суда Кировской областиот24.01.2022по делу № А28-5985/2021оставить без изменения, а апелляционные жалобыУправления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области и Управления Федерального казначейства по Кировской области– без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий Судьи | П.И. Кононов ФИО5 ФИО1 |