АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А28-1610/2019 |
22 ноября 2019 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е. ,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А. ,
при участии представителей
от истца: Каргалева К.Н. (доверенность от 08.11.2019 № 17),
от Федерального агентства по государственным резервам: Очкиной Ж.А.
(доверенность от 05.04.2019),
от Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации:
Каргалева К.Н. (доверенность от 09.01.2019 № Д/Р-5)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Федерального агентства по государственным резервам
на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.04.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.07.2019
по делу № А28-1610/2019 ,
по иску Войсковой части 6819
(ИНН: 4324006240, ОГРН: 1034314501430)
к Федеральному государственному казенному учреждению комбинат «Механик»
Управления Федерального агентства по государственным резервам
по Приволжскому Федеральному округу
(ИНН: 4324001643, ОГРН: 1034314500440)
о взыскании 2 079 033 рублей 14 копеек,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ˗
Федеральное агентство по государственным резервам
(ИНН: 7710474294, ОГРН: 1047710037440),
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации
(ИНН: 7722377866, ОГРН: 5167746175977),
и у с т а н о в и л :
войсковая часть 6819 (далее ˗ Войсковая часть) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению комбинат «Механик» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому Федеральному округу (далее ˗ Комбинат) о взыскании 2 079 033 рублей 14 копеек компенсации военнослужащим войсковой части за наем (поднаем) жилых помещений с 01.07.2017 по 30.09.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по государственным резервам (далее – Росрезерв), Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – Росгвардия).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.04.2019 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.07.2019 решение суда оставлено без изменения.
Росрезерв не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащие применению нормы права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Ссылаясь на статьи 13, 38, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Правила осуществления взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2004 № 565, Росрезерв указывает, что вопрос финансирования расходов бюджета на выплату денежной компенсации военнослужащим в рамках сметы получателя бюджетных средств относится к сфере регулирования бюджетных отношений, которые на момент рассмотрения спора прекратились в связи с исполнением бюджета. Компенсация расходов за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащих осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба. Военная служба в системе Росрезерва не предусмотрена. Лимиты бюджетных обязательств на выплату компенсации военнослужащим Войсковой части за наем (поднаем) жилых помещений в 2017 и 2018 годах Росрезервом, как главным распорядителем бюджетных средств, ответчику не выделялись. Финансовое обеспечение войск национальной гвардии является расходным обязательством Росгвардии. Войсковой части в 2017 и 2018 годах из федерального бюджета выделены средства на выплату денежной компенсации военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Комбинат в отзыве поддержал позицию Росрезерва, заявил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Войсковая часть в отзыве, ее представитель и представитель Росгвардии в судебном заседании отклонили доводы заявителя, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
В Арбитражный суд Волго-Вятского округа 18.11.2019 поступило ходатайство Росрезерва о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Суд округа с учетом его компетенции, установленной в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не принял дополнительно представленные заявителем документы, в связи с чем они подлежат возврату.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Войсковая часть выполняет служебно-боевые задачи по охране важного государственного объекта – Комбината.
В связи с отсутствием у ответчика служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитии Войсковая часть в 2017–2018 годах понесла расходы на выплату денежной компенсации военнослужащим Войсковой части за наем (поднаем) жилых помещений в сумме 2 079 033 рублей 14 копеек.
В письме от 15.10.2018 истец направил ответчику заявку в потребности необходимых денежных средств на выплату компенсации за 2017, 2018 годы.
В претензиях от 29.10.2018 и 04.12.2018 истец просил Комбинат оплатить задолженность.
Комбинат в письме от 14.12.2018 отказал истцу в возмещении расходов, указав на отсутствие выделенных лимитов на соответствующие обязательства и необоснованное завышение истребуемой суммы.
Неисполнение Комбинатом требования Войсковой части в добровольном порядке послужило основанием для обращения последней в суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2 и 27 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Закон о войсках национальной гвардии), Арбитражный суд Кировской области удовлетворил заявленное требование. Суд исходил из того, что обязанность по компенсированию понесенных войсковыми частями расходов на обеспечение военнослужащих национальной гвардии Российской Федерации жильем законодательно возложена на организации, важные государственные объекты, которые подлежат охране войсками национальной гвардии.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 части 1 статьи 27 Закона о войсках национальной гвардии организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона о войсках национальной гвардии организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда обязаны предоставлять военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, не обеспеченным жилыми помещениями в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, а также проживающим совместно с ними членам их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности.
Военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели (часть 3 статьи 27 Закона о войсках национальной гвардии).
Согласно части 4 статьи 27 Закона о войсках национальной гвардии в случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 настоящей статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Суды установили, что охрана важного государственного объекта – Комбината – осуществляется войсками национальной гвардии Российской Федерации. Данное обстоятельство сторонами по делу не оспаривается.
Войсковая часть понесла расходы на выплату денежных компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, исполнявшим обязанности по охране объектов Комбината в 2017–2018 годах, что подтверждено представленными в материалы дела раздаточными ведомостями на выплату денежной компенсации за поднаем, реестрами зачисления денежных средств на счета сотрудников.
Размер компенсации определен Войсковой частью в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».
Доказательств компенсации понесенных Войсковой частью расходов на выплату военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений во исполнение части 4 статьи 27 Закона о войсках национальной гвардии ответчик не представил, размер заявленной ко взысканию суммы не оспорил.
На основании изложенного суды обоснованно указали на обязанность ответчика компенсировать истцу понесенные расходы по выплате денежных компенсаций военнослужащим, осуществлявшим охрану объектов Комбината, за наем (поднаем) жилых помещений и удовлетворили исковое требование.
Доводы заявителя жалобы об обратном были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Как верно указали суды, обязанность по компенсированию понесенных войсковыми частями расходов на обеспечение военнослужащих национальной гвардии Российской Федерации жильем законодательно возложена на организации, важные государственные объекты которых подлежат охране войсками национальной гвардии. Каких-либо исключений в отношении компенсации расходов войсковых частей казенными учреждениями в части 4 статьи 27 Закона о войсках национальной гвардии не содержится. Невыделение ответчику лимитов бюджетных обязательств не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Кировской области от 19.04.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.07.2019 по делу № А28-1610/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства по государственным резервам – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | О.Е. Бердников | |
Судьи | Ю.В. Новиков О.А. Шемякина |