НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Кировской области от 15.08.2022 № А28-11333/2021

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А28-11333/2021

18 августа 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года .  

Полный текст постановления изготовлен августа 2022 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Минаевой Е.В.,

судей Ившиной Г.Г., Бычихиной С.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.

при участии в судебном заседании представителя заявителя – Мякишевой Е.Г., действующей на основании доверенности от 09.08.2021;

представителя ответчика – Подлевских В.Н., действующего на основании доверенности от 09.01.2020,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрация Бурмакинского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.06.2022 по делу №А28-11333/2021

по заявлению администрации Бурмакинского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области (ИНН: 4312032407, ОГРН: 1054313551610)

к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (ИНН 4347015804, ОГРН 1024301337246)

с участием в деле третьих лиц: министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН: 4345421582, ОГРН: 1154350002641), администрация муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области (ИНН: 4312001663, ОГРН: 1034313500594)

о признании недействительным представления,

установил:

администрация Бурмакинского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее - ответчик, Управление, УФК по Кировской области) от 22.06.2021 № 40-24-09/41.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, администрация муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 01.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить требования заявителя в полном объеме.

Администрация полагает, что вывод суда о том, что на заявителе не лежит обязанность учитывать желание гражданина получить новое жилое помещение в конкретном месте (районе) населенного пункта, сделан с нарушением норм материального права. Администрация указывает, что законом прямо предусмотрена возможность переселить гражданина из аварийного жилья в другой населенный пункт в пределах того же субъекта Российской Федерации при наличии письменного согласия гражданина, при этом неоднократные отказы гражданина от предоставляемого помещения не могут являться основанием для отказа в предоставлении ему других жилых помещений. Также заявитель считает, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции не были доказаны обстоятельства, имеющиеся значение для дела. Администрация считает, что оспариваемое представление Управления основано исключительно на предположении ответчика о том, что уменьшение границ рынка г. Кирова могло повлиять на количество возможных к приобретению жилых помещений. Кроме того из жалобы следует, что наличие на территории муниципального образования МКД с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года без учета наличия (отсутствия) возможности приобрести в нем жилое помещение не может являться основанием для лишения заявителя права приобрести жилое помещение в МКД, введенном в эксплуатацию не ранее 1990 года.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу указало, что на органе местного самоуправления не лежит обязанность учитывать желание гражданина получить новое жилье в конкретном районе. По мнению ответчика, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требований Администрации, поскольку собранные по делу доказательства свидетельствует о нарушении Администрацией пункта 8.3 областной адресной программы и пункта 4.5.9.2 соглашения от 01.04.2020.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.07.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 12.07.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

В судебном заседании стороны поддержали занятые по делу правовые позиции.

Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.04.2020 министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, администрация муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район Кировской области, администрация Бурмакинского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области подписали трехстороннее соглашение № 4-2020/А о предоставлении в 2020 году субсидий из областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Пунктом 4.5.9 соглашения от 01.04.2020 предусмотрено, что при заключении договоров на приобретение жилых помещений в домах и муниципальных контрактов на строительство домов обеспечить соблюдение «Требований к жилью, строящемуся или приобретаемому в рамках Программы» (пункт 8 областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 27.03.2019 № 113-П).

15.07.2020 подписано дополнительное соглашение № 2 к соглашению от 01.04.2020 (далее - дополнительное соглашение № 2), в соответствии с которым соглашение от 01.04.2020 дополнено пунктом 4.5.9.2 следующего содержания: «4.5.9.2. В исключительных случаях, при отсутствии на территории муниципального образования многоквартирных жилых домов с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года, возможно приобретение готовых жилых помещений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года, для представления гражданам жилых помещений по договорам социального найма и по договорам мены с согласия в письменной форме переселяемых в них граждан».

В период с 19.04.2021 по 07.05.2021 Управлением проведена выездная проверка на основании приказа УФК от 16.04.2021 № 277 «О назначении плановой выездной проверки в администрации Бурмакинского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области». Тема выездной проверки: соблюдение целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда». Проверяемый период: с 01.01.2020 по истекший период 2021 года.

В ходе проверки установлено, что Администрацией в Министерство строительства Кировской области направлено письмо «О подготовке заявки 2020 года» от 06.12.2019 № б/н с приложением перечня аварийных многоквартирных домов, предлагаемых к расселению в 2020 году и плана реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, по способам переселения по Бурмакинскому сельскому поселению. Реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2020 году осуществлялась за счет средств, которые предоставлялись на основании соглашения от 01.04.2020.

В рамках реализации областной адресной программы Администрацией сельского поселения 04.09.2021 заключен контракт № 03402000033200095690001, предметом которого является приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: Российская Федерация, Кировская область, город Киров, проспект Строителей, дом 5, корпус 1, квартира 5 с кадастровым номером: 43:40:000129:420. Цена указанного контракта составляет 1 671 287,50 рублей. В Техническом паспорте на Квартиру указан год постройки многоквартирного дома - 1993. Согласно общедоступной информации, размещенной на сайте www.reformagkh.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», паспорт многоквартирного дома, в котором расположена приобретаемая Квартира содержит сведения о годе ввода в эксплуатацию настоящего дома - 1993. В Акте соответствия (несоответствия) качественных, технических и функциональных характеристик жилого помещения (квартиры) от 10.09.2020 (приложение № 1 к Контракту от 04.09.2020) указаны, в том числе характеристики дома, в котором приобретена Квартира, в частности указан год ввода дома в эксплуатацию 1993. Актом приема-передачи жилого помещения от 10.09.2020 Квартира принята Администрацией сельского поселения в муниципальную собственность.

По Договору мены жилых помещений от 30.09.2020 на основании Акта приема-передачи жилого помещения от 30.09.2020 Квартира передана собственнику, изымаемой квартиры, расположенной в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим расселению. Согласно отметкам в указанном Договоре мены жилых помещений от 30.09.2020 Управлением Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Кировской области 02.11.2020 произведена регистрация права собственности. В Реестре контрактов на строительство многоквартирных домов, приобретение жилых помещений в многоквартирных домах на 01.01.2021, который предоставляется в министерство строительства Кировской области в графе «дата ввода дома в эксплуатацию» у жилого помещения с адресом: г. Киров, пр-т Строителей, д. 5, к. 1 дата ввода дома в эксплуатацию указана - 20.01.1993.

В нарушение пункта 8.3 областной адресной программы, пункта 4.5.9.2 соглашения от 01.04.2020 (в редакции дополнительного соглашения № 2) Администрацией сельского поселения неправомерно приобретено жилое помещение для гражданина, переселяемого из аварийного жилищного фонда, в многоквартирном доме, который не соответствует требованию Программы в части соблюдения требований к году ввода в эксплуатацию такого многоквартирного дома.

Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 13.05.2021.

22.06.2021 заявителю Управлением выдано представление № 40-24-09/41,  в котором отражены, в том числе нарушения пункта 8.3 раздела 8 областной адресной программы, пункта 4.5.9.2 соглашения от 01.04.2020, в связи с чем Управление потребовало принять меры по устранению причин и условий его совершения в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего представления и возвратить средства субсидии, предоставленные из областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, источником которых являлись средства Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства в общей сумме 1 654 574,96 рублей, выделенных из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на лицевой счет министерства строительства Кировской области, в срок до 31.12.2021 включительно.

Не согласившись с представлением Управления от 22.06.2021 № 40-24-09/41, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого представления и отсутствия нарушения им прав и законных интересов заявителя.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к принципам бюджетной системы Российской Федерации относятся адресность и целевой характер бюджетных средств.

Согласно пункту 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

В силу пункта 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

Как следует из пункта 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.

Пунктом 3 статьи 2 Закона № 185-ФЗ определено следующее понятие переселения граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 20 Закона № 185-ФЗ получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты.

Частью 1.1 статьи 20 Закона № 185-ФЗ предусмотрено, что контроль за использованием средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации системы коммунальной инфраструктуры, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

Проверку использования средств Фонда в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (часть 1.2 статьи 20 Закона № 185-ФЗ).

Оспариваемое в рамках настоящего дела представление от 22.06.2021 № 40-24-09/41 выдано УФК по Кировской области в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством. Указанное обстоятельство не оспаривается заявителем.

Одним из условий предоставления финансовой поддержки, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, является утверждение региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждаемой в соответствии со статьей 16 Закона № 185-ФЗ.

В целях реализации положений статьи 16 Закона № 185-ФЗ постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 753-П утверждена государственная программа Кировской области «Обеспечение граждан доступным жильем» (далее – Программа Кировской области № 753-П), источниками ее финансирования являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда.

В качестве Приложения № 8 к Программе Кировской области № 753-П утвержден Порядок предоставления и распределения субсидии местным бюджетам из областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее – Порядок № 753-П).

Пунктом 2 Порядка № 753-П установлено, что субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Распределение субсидий осуществляется между муниципальными образованиями Кировской области - участниками Программы № 113-П, которые выполнили установленные статьей 14 Закона № 185-ФЗ условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, на территории которых расположены аварийные многоквартирные дома, признанные таковыми до 01.01.2017 (пункт 4Порядка № 753-П).

Пунктом 6 Порядка № 753-П предусмотрено предоставление субсидии муниципальным образованиям при соблюдении следующих условий: при наличии муниципальной программы, содержащей мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия из областного бюджета; при заключении соглашения о предоставлении субсидии между министерством и муниципальным образованием.

В соответствии с пунктом 9-1 Порядка № 753-П (в редакции, действовавшей в проверяемый УФК по Кировской области период) получатели средств местных бюджетов производят расходы на цели, указанные в части 6 статьи 16 Закона № 185-ФЗ, а в случае приобретения жилых помещений на вторичном рынке недвижимости производят расходы на приобретение жилых помещений, на которые отсутствует обременение, в том числе договором аренды недвижимого имущества.

В соответствии с частью 6 статьи 16 Закона № 185-ФЗ средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов могут расходоваться на:

1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;

2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;

4) предоставление субсидий лицам, заключившим с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий и (или) договоры о комплексном развитии территорий в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению, а также передаче в государственную или муниципальную собственность благоустроенных жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории, в отношении которой принято решение о развитии, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и расположенных на территории, в отношении которой принято решение о развитии. При этом субсидия предоставляется по мере исполнения указанными лицами данных обязательств и не может превышать 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра. В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Кировской области от 27.03.2019 № 113-ПВ соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» утверждена областная адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» на 2019 - 2025 годы (далее – Программа № 113-П).

Разделом 8 Программы № 113-П установлены требования к жилью, одним из которых является требование к году ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, в котором приобретается готовое жилье, - не ранее 2000 года (пункт 8.3 Программы № 113-П).

Постановлением Правительства Кировской области от 25.06.2020 № 343-П пункт 8.3 Программы № 113-П дополнен положением о том, что при отсутствии на территории муниципального образования многоквартирных жилых домов с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года возможно приобретение жилых помещений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года, для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма и по договорам мены, если это предусмотрено соглашением, заключенным между министерством и муниципальным образованием.

Реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2020 году осуществлялась за счет средств, которые предоставлялись на основании трехстороннего соглашения 01.04.2020.

Согласно пунктам 1.1, 4.5.1, 4.5.9 соглашения от 01.04.2020 предоставление из областного бюджета в 2020 году бюджету муниципального образования Кирово-Чепецкого муниципального района Кировской области субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в рамках государственной программы Кировской области «Обеспечение граждан доступным жильем», утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 № 753-П. Администрация Бурмакинского сельского поселения обязуется обеспечивать использование субсидии по целевому назначению в соответствии с приложением № 1 к настоящему соглашению; при заключении договоров на приобретение жилых помещений в домах и муниципальных контрактов на строительство домов обеспечить соблюдение требований к жилью, приобретаемому в рамках Программы № 113-П.

Пунктом 4.5.9.2 соглашения от 01.04.2020 в редакции дополнительного соглашения № 2 установлено, что в исключительных случаях, при отсутствии на территории муниципального образования многоквартирных жилых домов с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года, возможно приобретение готовых жилых помещений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года, для представления гражданам жилых помещений по договорам социального найма и по договорам мены с согласия в письменной форме переселяемых в них граждан.

Таким образом, субсидия за счет средств Фонда предоставлялась на осуществление мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а именно, на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, соответствующих установленным требованиям, в том числе к году ввода дома в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 14.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

При проведении плановой выездной проверки УФК по Кировской области установлено, что положения пункта 4.5.9.2 соглашения от 01.04.2020 в части возможности приобретения готовых жилых помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года применимы лишь в исключительных случаях. Однако Администрацией не подтверждена необходимость применения исключительных мер по следующим основаниям.

При обосновании начальной (максимальной) цены контракта от 04.09.2020 Администрацией использован метод, не предусмотренный частью 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.

В соответствии с частью 12 статьи 22 Закона № 44-ФЗ в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.

В форме обоснования НМЦК, размещенной в аукционной документации закупки в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в информационной телекоммуникационной сети «Интернет», по результатам которой заключен Контракт от 04.09.2020 указан метод обоснования - «иной».

Ввиду отсутствия обоснования невозможности применения методов обоснования НМЦК поименованных в части 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, при обосновании НМЦК могли быть использованы лишь вышеперечисленные методы, следовательно, обоснование НМЦК в рамках данной закупки не может быть признано достаточным для определения НМЦК.

Кроме того, в аукционном задании на проведение электронного аукциона Администрацией были установлены географические границы товарного рынка г. Кирова в границах улиц: пр. Строителей, ул. Московской, ул. Воровского, ул. Ульяновской.

При таких обстоятельствах приобретение указанной Квартиры в нарушение требований пункта 8.3 областной адресной программы осуществлено в отсутствие достаточных оснований для признания данной сделки обоснованной в части соблюдения требований к году ввода в эксплуатацию дома, в котором расположена Квартира.

В целях соблюдения условий предоставления субсидии при подготовке аукционной документации Администрации следовало указать требования к объекту закупки в соответствии с пунктом 8.3 областной целевой программы и пункта 4.5.9.2 соглашения от 01.04.2020 в части года ввода в эксплуатацию МКД. Местом положения жилого помещения, с учетом желания гражданина, должно быть указано муниципальное образование «Город Киров».

Заявитель установил, что на территории Бурмакинского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области отсутствуют жилые помещения необходимых характеристик, расположенные в многоквартирных домах с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года. Администрация обосновывает приобретение Квартиры в конкретном районе г. Кирова (в пределах границ улиц: пр. Строителей, ул. Московская, ул. Воровского, ул. Ульяновская) тем, что от жилых помещений в иных районах г. Кирова гражданин отказался.

В подтверждение своей правовой позиции Администрация ссылается на часть 3 статьи 16 Закона № 185-ФЗ. Названной нормой предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Таким образом, правовая позиция Администрации основана на наличии у органа местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений гражданам в целях переселения их из аварийного жилищного фонда даже в случаях неоднократных отказов граждан от предоставляемого им жилого помещения. Однако доводы Администрации заявлены без учета порядка реализации средств субсидии.

В рассматриваемом случае при установлении бюджетного нарушения Управление исходило из того, что Администрацией не подтверждена необходимость применения исключительных мерприобретения готовых жилых помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1990 года.

По условиям пункта 8.3 областной адресной программы, пункта 4.5.9.2 соглашения от 01.04.2020 приобретение жилого помещения в многоквартирном доме с вводом в эксплуатацию не ранее 1990 года возможно только в том случае, если на территории муниципального образования отсутствуют многоквартирные жилые дома с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года.

Однако данные, свидетельствующие о том, что в границах муниципального образования «Город Киров» отсутствуют многоквартирные жилые дома с вводом в эксплуатацию не ранее 2000 года, в которых возможно приобретение жилых помещений по цене, заложенной в Программу, в материалах дела отсутствуют.

При указанных обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что при приобретении жилого помещения по Контракту от 04.09.2020 Администрацией нарушены условия предоставления субсидии, установленные пунктом 8.3 областной адресной программы и пункта 4.5.9.2 дополнительного соглашения № 2.

При указанных выше фактических обстоятельствах и приведенном нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений в действиях Администрации по приобретению жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилого фонда, находящегося в многоквартирном доме 1993 года, усматривается нецелевое использование выделенных на его приобретение средств субсидии в размере 1 654 574,96 рублей. Возражения в части суммы подлежащих возврат в бюджет средств субсидии Администрация не заявила.

Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы Администрации, однако они не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

При изложенных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 01.06.2022 по делу № А28-11333/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации – без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 стать 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кировской области от 01.06.2022 по делу № А28-11333/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Бурмакинского сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий              

Е.В. Минаева

Судьи

Г.Г. Ившина

С.А. Бычихина