ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А28-11112/2022 |
14 декабря 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2023 года .
Полный текст постановления изготовлен декабря 2023 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Черных Л.И., Бычихиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
при участии в судебном заседании с использованием веб-конференции представителя ответчика Сычевой Е.А., действующей на основании доверенности от 08.04.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Омутнинский металлургический завод»
на решение Арбитражного суда Кировской области от 24.03.2023 по делу № А28-11112/2022
по заявлению акционерного общества «Омутнинский металлургический завод» (ИНН 4322000130, ОГРН 1024300962971)
к Приволжской электронной таможне
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
акционерное общество «Омутнинский металлургический завод» (далее – заявитель, Общество, АО «ОМЗ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Приволжской электронной таможне (далее – ответчик, Таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 01.09.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10418000-688/2022, предусмотренном частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 24.03.2023 административное наказание заменено на предупреждение.
Не согласившись с принятым судебный актом, заявитель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В жалобе Общество указало, что срок предоставления таможенному органу недостающих сведений путем изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, установленный пунктом 3 статьи 115 ТК ЕАЭС, не тождественен сроку, который устанавливает таможенный орган для предоставления документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля; ввиду того, что товар по НТД 10418010/040321/0063964 перевозился по таможенной территории железнодорожным транспортом, графа 18 «Идентификация и страна регистрации транспортного средства при отправлении/прибытии» декларации на товары заполнению не подлежит; ввиду того, что при убытии товаров с таможенной территории по НТД 10418010/040321/0063964 будет производиться их перегрузка (перевалка) на другое транспортное средство, и декларант не мог представить необходимые сведения о вышеназванных транспортных средствах (с документальным подтверждением), АО «ОМЗ» в 21 графе ДТ, в соответствии с классификатором видов транспорта и транспортировки товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378, указало наименование вида (видов) транспорта, на котором будут находиться товары в месте их убытия с таможенной территории - МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ.
В дополнении к апелляционной жалобе заявитель указал, что информация о транспортных средствах международной перевозки была предоставлена в таможенный орган на момент перемещения товара через границу, что подтверждается поручением от 22.03.2021 на погрузку товара по НТД № 10418010/040321/0063964, представленным в Находкинскую таможню, в котором, в том числе были указаны следующие сведения: номер коносамента - 208856944; наименование транспортного средства - судно МАРТИНИКА-111S; таможенная декларация НТД № 10418010/040321/0063964; номер контейнера - MRSU0135580. Кроме того, информация о транспортных средствах международной перевозки товара по НТД № 10418010/040321/0063964 была внесена самостоятельно таможенным органом в таможенную базу Федеральной таможенной службы России, что подтверждается информацией, полученной декларантом через личный кабинет на сайте ФТС, внесенной таможенным органом после его разрешения на перемещение товара через границу.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 13.04.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 14.04.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы заявителя, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В силу статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство по делу откладывалось.
Определениями от 07.06.2023, от 02.08.2023, от 20.09.2023, от 15.11.2023 в соответствии со статьей 18 АПК РФ в составе суда производились замены.
В судебном заседании после отложения, проведенном с использованием веб-конференции, представитель ответчика поддержал занятую по делу правовую позицию.
Заявитель явку своих представителя в судебное заседание после отложения не обеспечил. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие заявителя.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 04.03.2021 АО «ОМЗ» в Приволжский таможенный пост (Центра электронного декларирования) Таможни с применением электронной формы таможенного декларирования подана неполная таможенная декларация на 1 товар: профиль стальной горячекатаный фасонный двутавровый. Товар предназначался к вывозу с таможенной территории Евразийского экономического союза в Германию, в адрес компании «VOL-STAHL GMBH» на условиях поставки CIF XIAMEN по контракту № DE/5900281/474 от 10.06.2013, в соответствии с инвойсом № 210391 от 04.03.2021. Декларантом заявлена таможенная процедура - экспорт «ЭК 10» Неполная таможенная декларация зарегистрирована под номером 10418010/040321/0063964.
По НТД № 10418010/040321/0063964 Общество не заявило сведения о транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров. В НТД № 10418010/040321/0063964 заявителем не указаны сведения о номере железнодорожного вагона (графа 18), наименовании судна (графа 21), сведения о железнодорожной накладной (графа 44) и не представлена железнодорожная накладная.
В графе 44 НТД № 10418010/040321/0063964 представлено обязательство о предоставлении недостающих сведений в срок до 12.07.2021, о чем свидетельствует запись в НТД «обязуюсь предоставить до 12.07.2021».
04.03.2021 осуществлен выпуск НТД № 10418010/040321/0063964.
Вместе с тем до истечения установленного срока предоставления недостающих документов и сведений по НТД № 10418010/040321/0063964 (не позднее 8 месяцев со дня выпуска товаров) в таможенный орган не представлены сведения о транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров.
05.08.2022 Общество представило по НТД № 10418010/040321/0063964 в таможенный орган декларирования железнодорожную накладную и, соответственно, сведения о номере железнодорожного вагона.
На основании изложенного административный орган пришел к выводу о том, что АО «ОМЗ» в нарушение статьи 115 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) не представлены в установленный таможенным органом срок сведения, необходимые для проведения таможенного контроля о транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров, при неполном декларировании по НТД № 10418010/040321/0063964. Дата совершения правонарушения – 05.11.2021.
18.08.2022 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
01.09.2022 должностное лицо Таможни по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10418000-688/2022, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей 00 копеек.
09.03.2023 Таможня вынесла определение об исправлении описки, допущенной в постановлении от 01.09.2022.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим требованием.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии и доказанности ответчиком в действиях заявителя всех элементов состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ, не усмотрев существенных нарушений в ходе проведения проверки и при производстве по делу об административном правонарушении, отказал в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления, заменил административный штраф на предупреждение.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 ТК ЕАЭС лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с настоящим Кодексом для совершения таможенных операций.
В силу пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В силу пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
При таможенном декларировании, в соответствии с пунктом 1 статьи 105 ТК ЕАЭС, применяются следующие виды таможенной декларации: декларация на товары; транзитная декларация; пассажирская таможенная декларация; декларация на транспортное средство.
В декларации на товары должны быть отражены сведения, в том числе о транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории ЕАЭС (подпункт 3 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС транспортные (перевозочные) документы являются документами, подтверждающими сведения, заявленные в таможенной декларации.
Особенности таможенного декларирования в случае, если декларант не располагает на момент подачи декларации на товары точными сведениями, необходимыми для заявления в такой декларации на товары (далее - неполное таможенное декларирование), определяются статьей 115 ТК ЕАЭС (пункт 7 статьи 104 ТК ЕАЭС).
Пунктом 1 статьи 115 ТК ЕАЭС предусмотрено, что неполное таможенное декларирование осуществляется в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС.
Согласно пункту 2 статьи 115 ТК ЕАЭС при неполном таможенном декларировании должны быть заявлены сведения, подлежащие указанию в декларации на товары в соответствии со статьей 106 настоящего Кодекса, за исключением следующих сведений, которые могут не указываться: 1) о получателе товаров; 2) о стране назначения товаров и (или) торгующей стране; 3) о транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров; 4) об упаковках товаров (количество, вид, маркировка и порядковые номера).
Пунктом 3 статьи 115 ТК ЕАЭС установлено, что после выпуска товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось в соответствии с настоящей статьей, декларант обязан представить таможенному органу недостающие сведения путем изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, не позднее 8 месяцев со дня выпуска товаров, если менее продолжительные сроки не установлены законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 утвержден Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее – Порядок № 289).
Согласно подпункту «а» пункта 11 Порядка № 289 после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится в случае, установленном пунктом 3 статьи 115 ТК ЕАЭС.
Согласно абзацу 3 пункта 12 Порядка № 289 обращение и документы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, либо документы, указанные в абзаце втором настоящего пункта, подаются в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ, либо иной таможенный орган, определенный в соответствии с законодательством государств-членов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено непредставление Обществом в Таможню до истечения установленного срока (не позднее 8 месяцев со дня выпуска товаров) предоставления недостающих документов и сведений по НТД № 10418010/040321/0063964 корректирующих сведений и недостающих документов.
При этом сам декларант при подаче НТД представил обязательство о предоставлении недостающих сведений в срок до 12.07.2021, о чем в графе 44 НТД сделана соответствующая запись.
В представленной в материалы дела копии НДТ имеется отметка об установлении срока подачи полной декларации – 04.11.2021.
Таким образом, АО «ОМЗ» было известно о наличии у него обязанности представить таможенному органу, в котором зарегистрирована декларация, корректирующие сведения и документы.
Следует отметить, что действующим таможенным законодательством не регламентировано оформление отдельного распорядительного документа, которым таможенный орган дополнительно устанавливает срок для представления сведений и документов.
В связи с чем, осуществив выпуск товара, задекларированного в НТД № 10418010/040321/0063964, таможенный орган тем самым установил для декларанта срок предоставления недостающих сведений при неполном таможенном декларировании до 01.11.2021.
Поскольку в установленный срок необходимые сведения и документы от декларанта в таможенный орган не поступили, то Общество допустило нарушение пункта 3 статьи 115 ТК ЕАЭС. Указанное правонарушение выявлено административным органом в ходе проведения таможенного контроля, предусмотренного пунктом 17 Порядка № 289. При указанных выше обстоятельствах событие вменяемого в вину заявителя правонарушения является доказанным.
Обществом в жалобе заявлено о том, что ввиду того, что товар по НТД 10418010/040321/0063964 перевозился по таможенной территории железнодорожным транспортом, графа 18 «Идентификация и страна регистрации транспортного средства при отправлении/прибытии» декларации на товары заполнению не подлежит; ввиду того, что при убытии товаров с таможенной территории по НТД 10418010/040321/0063964 будет производиться их перегрузка (перевалка) на другое транспортное средство, и декларант не мог представить необходимые сведения о вышеназванных транспортных средствах (с документальным подтверждением), АО «ОМЗ» в 21 графе ДТ указало наименование вида (видов) транспорта, на котором будут находиться товары в месте их убытия с таможенной территории - МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ.
Согласно подпункту 9 пункта 18 раздела III Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (далее – Порядок № 257), графа 18 декларации на товары заполняется, если декларирование товаров производится не в месте их убытия за пределы таможенной территории.
Графа 18 не заполняется в Российской Федерации при декларировании товаров путем подачи неполной, периодической, временной ДТ на товары, перевозимые железнодорожным транспортом (последний абзац подпункта 9 пункта 18 Порядка № 257).
В соответствии с подпунктом 11 пункта 18 раздела III Порядка № 257 в графе 21 декларации на товары указываются сведения о транспортных средствах, на которых находятся (будут находиться) декларируемые товары при убытии с таможенной территории.
Если при убытии товаров с таможенной территории будет производиться их перегрузка (перевалка) на другое транспортное средство и декларант не может представить необходимые сведения о вышеназванных транспортных средствах (с документальным подтверждением), в графе указывается наименование вида (видов) транспорта, на котором будут находиться товары в месте их убытия с таможенной территории, в соответствии с классификатором видов транспорта и транспортировки товаров.
Вместе с тем из подпунктов 9, 11 пункта 18 раздела III Порядка № 257 не следует, что после выпуска товаров при декларировании товаров путем подачи неполной декларации на товары, у декларанта отсутствует обязанность представить таможенному органу недостающие сведения.
Вопреки мнению заявителя, представление АО «ОМЗ» в Находкинскую таможню поручения от 22.03.2021 на погрузку товара по НТД № 10418010/040321/0063964, содержащего сведения о номере коносамента, о наименовании транспортного средства, о таможенной декларации, о номере контейнера, по своей сути не является исполнением обязанности, установленной пунктом 3 статьи 115 ТК ЕЭАС, так как порядок и форма представления недостающих сведений, установленные пунктом 11.1, абзацем 1 пункта 12 Порядка № 289, Обществом не соблюдены.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности, а также надлежащего контроля за исполнением обязанностей работниками, действующими от имени организации при осуществлении возложенных на них функций.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Административное наказание установлено Обществу с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного заявителем правонарушения.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Кировской области от 24.03.2023 по делу № А28-11112/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя – без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем заявителю подлежит возврату уплаченная по платежному поручению от 24.05.2023 № 41 государственная пошлина.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Кировской области от 24.03.2023 по делу № А28-11112/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества «Омутнинский металлургический завод» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | С.С. Волкова |
Судьи | Л.И. Черных С.А. Бычихина |