НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Кировской области от 13.06.2019 № А28-17414/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А28-17414/2017

18 июня 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13.06.2019.

Постановление в полном объеме изготовлено 18.06.2019.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Елисеевой Е.В.,

судей Жегловой О.Н., Ногтевой В.А.

при участии представителя

от государственного учреждения – межрайонного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятскополянском районе Кировской области:

ФИО1 по доверенности от 09.01.2019

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

государственного учреждения – межрайонного Управления Пенсионного фонда

Российской Федерации в Вятскополянском районе Кировской области

на определение Арбитражного суда Кировской области от 22.10.2018,

принятое судьей Шилоносовой В.А., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019,

принятое судьями Черных Л.И., Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,

по делу № А28-17414/2017

по заявлениям государственного учреждения – межрайонного Управления

Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятскополянском районе Кировской области

и Федеральной налоговой службы России в лице

Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области

о включении требования в размере 1279 рублей 69 копеек

в реестр требований кредиторов ФИО2

и у с т а н о в и л :

в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ФИО2 (далее – должник) в Арбитражный суд Кировской области обратились государственное
учреждение – межрайонное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятскополянском районе Кировской области (далее – Управление; Пенсионный фонд) и Федеральная налоговая служба России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области (далее – ФНС России; уполномоченный орган) с заявлениями, объединенными судом в одно производство для совместного рассмотрения, о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 1279 рублей 69 копеек, составляющего задолженность, связанную с выплатой ФИО2 социальной доплаты к пенсии за период с 02.12.2016 по 31.01.2017, на получение которой она не имела права.

Суд первой инстанции определением от 22.10.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019, удовлетворил заявление уполномоченного органа, включив его требование в размере 1279 рублей
69 копеек в состав третьей очереди реестра требований кредиторов должника, и отказал в удовлетворении требований Пенсионного фонда.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами в части признания конкурсным кредитором, требования которого подлежат включению в реестр требований кредиторов должника, ФНС России, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 22.10.2018 и постановление от 18.03.2019 в обжалованной части и принять новый судебный акт о включении в реестр требований кредиторов должника требования Пенсионного фонда в заявленном размере.

В обоснование кассационной жалобы заявитель указал, что федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается гражданину территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации; о поступлении на работу пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение; финансовое обеспечение расходов на выплату федеральных социальных доплат к пенсии осуществляется за счет предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. При этом удержания из страховой пенсии фиксированной выплаты к ней производится на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, с учетом изложенного федеральная социальная доплата к пенсии не является обязательным платежом и выплачивается не из бюджета Российской Федерации, а является расходной частью бюджета Пенсионного фонда России.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кировской области.

Финансовый управляющий должника ФИО3 в письменном отзыве на кассационную жалобу возразил относительно доводов, приведенных в жалобе, и просил оставить обжалованные судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность определения Арбитражного суда Кировской области от 22.10.2018 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в обжалованной части в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Изучив представленные в дело доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и в отзыве на нее, и заслушав представителя Пенсионного фонда, суд округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.

Как следует из материалов дела, Арбитражный суд Кировской области решением от 21.05.2017 признал ФИО2 несостоятельной (банкротом), ввел процедуру реализации имущества гражданина и утвердил финансовым управляющим должника ФИО3

ФИО2 с 11.12.2008 являлась получателем страховой пенсии; с 01.01.2016 ей установлена и выплачивалась федеральная социальная доплата к пенсии; в период с 02.12.2016 по 31.01.2017 ФИО2 осуществляла трудовую деятельность, не сообщив об этом в Управление Пенсионного фонда.

В связи с изложенным Пенсионный фонд принял решение от 06.07.2017 № 75 о взыскании с ФИО2 излишне выплаченной доплаты к пенсии в сумме 1281 рубля, в котором предусмотрел удерживать по 20 процентов из причитающейся к выплате доплаты к пенсии ежемесячно до полного погашения долга. Для осуществления соответствующих удержаний решение Пенсионного фонда от 06.07.2017 № 75 направлено в государственное учреждение – Центр по выплате пенсии и обработке информации Пенсионного фонда.
На основании решения Управления с ФИО2 удержана задолженность в размере
1 рубля 41 копейки. Распоряжением Пенсионного фонда от 26.10.2017 выплата
ФИО2 доплаты к пенсии приостановлена с 01.11.2017 в связи с достижением общей суммы материального обеспечения пенсионера величины прожиточного минимума в регионе; остаток задолженности составил 1279 рублей 69 копеек.

Наличие у ФИО2 1279 рублей 69 копеек задолженности, связанной с выплатой социальной доплаты к пенсии за период с 02.12.2016 по 31.01.2017, на получение которой она не имела права, послужило основанием для обращения Пенсионного фонда и ФНС России в суд с заявлениями о включении требований в указанном размере в реестр требований кредиторов должника.

По правилам пункта 4 статьи 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 данного федерального закона. Пропущенный кредитором по уважительной причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом.

В силу пункта 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

В данном случае предметом кассационного обжалования является установление кредитора, чьи требования, составляющие задолженность, связанную с выплатой ФИО2 социальной доплаты к пенсии, на получение которой она не имела права, подлежат включению в реестр требований кредиторов должника.

В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» финансовое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, включая трудовые пенсии, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 названного Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

Правовой статус Пенсионного фонда России определяется в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1, на основании пункта 2 которого Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи пенсионерам установлены в Федеральном законе от 17.07.1999 № 178-ФЗ
«О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ).

В пункте 4 статьи 12.1 Закона № 178-ФЗ предусмотрено, что федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

По правилам пункта 15 статьи 12.1 Закона № 178-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату федеральных социальных доплат к пенсии, включая финансовое обеспечение организации доставки указанных доплат, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития (пункт 11 статьи 12.1 Закона № 178-ФЗ).

Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (пункт 12 статьи 12.1 Закона № 178-ФЗ).

В подпункте 2 пункта 1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 данного Федерального закона.

Под федеральным уполномоченным органом в целях банкротства на основании абзаца девятого статьи 2 Закона о банкротстве понимается федеральный орган исполнительной власти, наделенный Правительством Российской Федерации полномочиями на представление в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» таким федеральным органом исполнительной власти является ФНС России (Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016).

Таким образом, в рассмотренном случае подлежат применению специальные нормы Закона о банкротстве, поскольку положения Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривают процедуру взыскания с пенсионера излишне полученных сумм федеральных социальных доплат к пенсии вне рамок дела о его банкротстве.

С учетом того, что федеральная социальная доплата к пенсии является расходным обязательством Российской Федерации и выплачивается пенсионеру за счет средств федерального бюджета, суды первой и апелляционной инстанций верно признали обязанность пенсионера, необоснованно получившего такую доплату, возвратить ее в собственность Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах, приняв во внимание, что задолженность, связанная с выплатой ФИО2 социальной доплаты к пенсии за период с 02.12.2016 по 31.01.2017, на получение которой она не имела права, подпадает под денежное обязательство перед Российской Федерацией, суды двух инстанций обоснованно признали именно за уполномоченным органом право на включение его требования в размере
1279 рублей 69 копеек в реестр требований кредиторов должника.

Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в сиу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с кассационными жалобами по данной категории споров государственная пошлина не уплачивается.

Руководствуясьстатьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

П О С Т А Н О В И Л :

определение Арбитражного суда Кировской области от 22.10.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.03.2019 по делу № А28-17414/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения – межрайонного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятскополянском районе Кировской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Е.В. Елисеева

Судьи

О.Н. Жеглова

В.А. Ногтева