АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А28-6057/2018 |
15 мая 2019 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В. ,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В. ,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу третьего лица –
министерства финансов Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 27.11.2018,
принятое судьей Мочаловой Т.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019,
принятое судьями Барминым Д.Ю., Барьяхтар И.Ю., Поляшовой Т.М.,
по делу № А28-6057/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго ФИО1»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании 5 856 831 рубля,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –
министерство финансов Кировской области, региональная служба по тарифам Кировской области, муниципальное учреждение администрация Куменского района, муниципальное учреждение Дума муниципального образования Куменского городского поселения Куменского района Кировской области, муниципальное учреждение администрация муниципального образования Куменское городское поселение Куменского района Кировской области,
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго ФИО1» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее – Министерство энергетики) о взыскании 5 856 831 рубля убытков, связанных с возмещением межтарифной разницы за период с сентября по декабрь 2017 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство финансов Кировской области (далее – Министерство финансов), региональная служба по тарифам Кировской области (далее – РСТ Кировской области) и муниципальные учреждения – администрация Куменского района, Дума муниципального образования Куменского городского поселения Куменского района Кировской области (далее – Дума Поселения), администрация муниципального образования Куменское городское поселение Куменского района Кировской области.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 27.11.2018 исковое требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Министерство энергетики не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении искового требования в полном объеме.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили статьи 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 (далее – Основы № 400), Порядок предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, утвержденный постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 № 144/146 (далее – Порядок
№ 144/146), решение Думы Поселения третьего созыва от 16.03.2017 № 61/236 «Об утверждении уровня платежей граждан за коммунальные услуги на 2017 год» (далее – Решение № 61/236).
По мнению заявителя, истец не доказал наличия причинно-следственной связи между действиями Министерства энергетики и Министерства финансов и возникшими у него убытками, а также вину указанных лиц. Кассатор полагает, что суды двух инстанций не дали оценки доводу ответчика о несоответствии Решения № 61/236 Основам № 400. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Другие третьи лица и стороны отзывы на кассационную жалобу в окружной суд не представили.
Министерство финансов ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, и это не противоречит материалам дела, Общество является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии в многоквартирные дома, находящиеся на территории Поселения.
Решением правления РСТ Кировской области от 25.10.2016 № 40/5-тэ-2016 «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго ФИО1», о долгосрочных параметрах регулирования» на период с 25.10.2016 по 31.12.2019 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям Общества, в том числе от котельных, расположенных в Поселении. Так, на период с 01.07.2017 по 31.12.2017 такой тариф для населения составил 4900 рублей 54 копейки за гигакалорию.
Решением № 61/236 Дума утвердила и ввела на 2017 год стандарты уровня платежей граждан за коммунальные услуги, в том числе за теплоснабжение, по организациям коммунального комплекса в зависимости от характеристик многоквартирных и жилых домов (этажность, год постройки, наличие приборов учета).
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее – Министерство строительства) и Общество 01.11.2017 заключили соглашение № 451/в, предметом которого является предоставление из областного бюджета в 2017 году субсидии на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными индексами (пункт 1.1).
Согласно пункту 1.2 соглашения субсидия предоставляется при соблюдении получателем условий, предусмотренных в пункте 2.3 Порядка № 144/146.
В пункте 2.1.1 соглашения предусмотрено, что организация ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в соответствии с Порядком № 144/146 представляет в Министерство строительства расчет суммы субсидии с нарастающим итогом по утвержденной Министерством строительства форме.
Для получения субсидии по итогам работы за декабрь организация представляет соответствующие документы в Министерство строительства в срок до 15 февраля следующего финансового года (пункт 2.1.2 соглашения).
В соответствии с пунктом 2.2.2 соглашения Министерство строительства ежемесячно, в течение 10 рабочих дней после проверки расчета и при соблюдении получателем условий и Порядка № 144/146 перечисляет в соответствии с кассовым планом субсидию на расчетный счет организации в пределах объемов финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели в соответствующем финансовом году.
Указом Губернатора Кировской области о 20.10.2017 № 26 в структуре органов исполнительной власти Кировской области образовано Министерство энергетики; дополнительным соглашением от 01.12.2017 к соглашению № 451/в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области заменено на Министерство энергетики.
В спорный период Общество во исполнение соглашения № 451/в направляло в Министерство энергетики расчеты сумм субсидий (письма от 16.10.2017 № 1733, от 15.11.2017 № 1911, от 15.12.2017 № 2063, от 15.02.2018 № 202).
По утверждению истца, в связи с наличием межтарифной разницы у него возникли недополученные доходы в размере 5 856 831 рубля, которые подлежат возмещению Министерством энергетики. В письме от 27.04.2017 № 1081-43-01-05 Министерство энергетики отказало в предоставлении субсидии, сославшись на письмо РСТ Кировской области от 13.06.2017, согласно которому стандарты уровня платежей граждан за услугу отопления в 2016 и 2017 годах утверждены Думой не в соответствии с Основами № 400.
В претензии от 10.04.2018 № 466 Общество потребовало от Министерства энергетики выплатить указанную сумму. Данное требование оставлено без удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Руководствуясь статьями 15, 16, 125, 424, 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 6 и 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьями 5, 7 и 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ), постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.1998 № 19-П и от 29.03.2011 № 2-П и Порядком № 144/146, Положением о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 № 67-П (далее – Положение № 67-П), учитывая разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в пункте 1 постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в пунктах 1 и 3 постановления от 06.12.2013
№ 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» (далее – Постановление № 87), его правовую позицию, изложенную в пункте 6 информационного письма от 31.05.2011 № 145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами», Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу о том, что требование истца является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 3 Закона № 190-ФЗ, согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее – предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований (пункт 1).
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее – индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (пункт 2).
Согласно Порядку пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, утвержденному постановлением Правительства Кировской области от 28.09.2007 № 107/401, пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (пункт 4). Управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, обслуживающие жилищный фонд, ресурсоснабжающие организации, оказывающие коммунальные услуги, приводят начисление гражданам суммы оплаты за коммунальные услуги в соответствие с принятым уполномоченным органом местного самоуправления решением (пункт 6).
В соответствии с Порядком № 144/146 целью предоставления субсидий является возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг, связанных с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами (пункт 1.3).
Ресурсоснабжающие, управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг, претендующие на получение субсидии, должны выполнять следующие условия: наличие у ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг заключенных в соответствии с действующим законодательством договоров с населением и (или) с исполнителями коммунальных услуг на предоставление коммунальных услуг населению, действующих на момент подачи документов на предоставление субсидий и (или) документов, подтверждающих фактическое предоставление коммунальных услуг (ресурсов); предоставление коммунальных услуг (ресурсов) по тарифам, установленным с учетом пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 2.2 Порядка № 144/146).
В силу пункта 2.3 Порядка № 144/146 субсидии предоставляются ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг при следующих условиях: субсидии предоставляются в пределах объемов финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели в соответствующем финансовом году; субсидии предоставляются при наличии нормативного правового акта органа местного самоуправления о пересмотре размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами на соответствующий финансовый год; субсидии предоставляются при наличии расчета субсидии, составленного по утвержденной Министерством строительства форме; субсидии предоставляются при наличии соглашения с Министерством строительства о предоставлении субсидий.
В пункте 3.6 Порядка № 144/146 предусмотрено, что для получения субсидии ресурсоснабжающие, управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Министерство строительства, в том числе, расчет суммы субсидии с нарастающим итогом по утвержденной форме.
В течение января по итогам финансового года Министерством строительства производится сверка расчетов сумм субсидии.
Если объем полученной в прошедшем финансовом году субсидии ниже фактически сложившейся потребности в предоставлении субсидии, предусмотренной расчетами ее сумм, представленными в Министерство строительства, ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг производится финансирование недополученного объема субсидии одновременно с расчетом за декабрь прошедшего года.
Для получения субсидии по итогам работы за декабрь ресурсоснабжающие, управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг представляют соответствующие документы в Министерство строительства в срок до 15 февраля следующего финансового года.
В пункте 3.7-1 Порядка № 144/146 определено, что основаниями для отказа в предоставлении субсидий являются: несоответствие ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг условиям предоставления субсидий, установленным пунктом 2.3 данного порядка; недостоверность сведений, возникшая в результате ошибки (неточности), допущенной при заполнении ежемесячного расчета субсидии; нарушение сроков представления документов, предусмотренных пунктом 3.6 этого порядка.
Расчет субсидии производится в соответствии с разделом 4 Порядка № 144/146.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П, а также разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления № 87, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности требования истца.
При этом суды правомерно исходили из того, что соблюдение Обществом условий предоставления субсидии, установленных в пункте 2.3 Порядка № 144/146, возникновение у него убытков, вызванных межтарифной разницей, и их размер, ответчиком и иными лицами не оспаривался. Наличие оснований для отказа в предоставлении субсидии, предусмотренных Порядком № 144/146 и соглашением от 01.11.2017 № 451/в (пункт 4.1), судами двух инстанций не установлено.
Аргумент заявителя о несоответствии решения № 61/236 Основам № 400 был предметом рассмотрения судов двух инстанций и был мотивированно отклонен.
Довод Министерства финансов об исполнении обязательств по выплате субсидии в полном объеме, со ссылкой на пункт 3.1 соглашенияот 01.11.2017 № 451/в, отклоняется судом кассационной инстанции.
Действительно, согласно пункту 3.1 соглашения субсидии предоставляются организации в соответствии с Порядком № 144/146 в пределах объемов финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели в соответствующем финансовом году.
Вместе с тем в пункте 3.3 соглашения стороны предусмотрели, что в случае недостатка средств в областном бюджете, предусмотренных на соответствующие цели в соответствующем финансовом году, субсидии перечисляются в следующем финансовом году по документам, представленным в Министерство строительства в сроки, предусмотренные пунктом 3.6 Порядка № 144/146.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковое требование.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны на основе всестороннего и полного исследования материалов дела и им не противоречат. Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Министерства финансов не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 27.11.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 по делу № А28-6057/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий | Ю.В. Новиков | |
Судьи | И.В. Чижов Т.В. Шутикова |