602/2023-63782(2) @
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров Дело № А28-12294/2022 07 августа 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2023 года. Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Щелокаевой Т.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савельевой А.Г.
при участии в судебном заседании представителя заявителя Онишкевича Д.Ю., действующего на основании доверенности от 01.02.2023,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кирову
на решение Арбитражного суда Кировской области от 23.05.2023 по делу № А28-12294/2022
по заявлению товарищества собственников недвижимости «Мирный» (ОГРН 1094345017293; ИНН 4345265206)
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кирову
о признании недействительным решения,
установил:
товарищество собственников недвижимости «Мирный» (далее – заявитель, Товарищество, ТСН) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения отдела по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кирову (далее – ответчик, УМВД, Управление) от 04.08.2022 № 3/225210655387, которым заявителю фактически отказано в предоставлении сведений о гражданах, зарегистрированных по адресу: Кировская область, г. Киров, ул. Солнечная, д. 35, кв. 36. Кроме того, заявитель просит суд возложить на Управление обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ТСН путем предоставления на основании запроса Товарищества от 29.07.2022 информации о зарегистрированных в помещении № 36 лицах, а также возместить за счет Управления судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 23.05.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, УМВД обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Управление указало, что суд не учел, что заявителем не соблюден порядок заполнения заявления о предоставлении адресно-справочной информации, в заявлении ТСН не были указаны данные гражданина (граждан), в отношении которого запрашивалась адресно-справочная информация (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения - по возможности). По мнению ответчика, для предоставления государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации законом предусмотрено обязательное получение согласия от лица, в отношении которого запрашивается адресно-справочная информация.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 04.07.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 05.07.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Товарищество в отзыве на апелляционную жалобу опровергло доводы жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Товарищество осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: Кировская область, г. Киров, ул. Солнечная, д. 35 (далее – МКД), на основании Устава, утвержденного решением общего собрания членов ТСН от 28.12.2017.
Пунктом 3.3 Устава определено, что в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирных домах своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов.
ТСН обратилось в УМВД с заявлением от 29.07.2022, подписанным председателем правления Товарищества Руденко Н.М., о предоставлении адресно-справочной информации о регистрации по месту пребывания и по месту жительства граждан, являющихся членами семьи нанимателя, совместно проживающих в помещении № 36 МКД. Заявителем указана цель обращения - необходимость взыскания задолженности за коммунальные услуги, а также известные Товариществу сведения о нанимателе с приложением документов, подтверждающих полномочия председателя правления ТСН.
В ответ на указанное заявление УМВД в письме от 04.08.2022 № 3/225210655387 сообщило следующее.
Предоставить сведения о количестве граждан или выделить всех лиц, зарегистрированных в жилом помещении по определенном адресу, по адресно-справочным и автоматизированным учетам территориального органа МВД России в настоящее время не представляется возможным. Адресно-справочная работа осуществляется на основе персонифицированных данных физических лиц (фамилия, имя, отчество, год рождения, место рождения, документ, удостоверяющий личность). Учетные документы по регистрационному учету граждан находятся в ведении лиц, ответственных за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан, а также у собственников жилых помещений.
С письмом в адрес ТСН направлен образец заявления с просьбой правильно его заполнить, указав полностью данные гражданина, в отношении которого запрашивается адресно-справочная информация, после чего направить в Управление.
Не согласившись с решением УМВД, заявитель обратился в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании его недействительным.
В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству Управления в муниципальном казенном учреждении «Кировское жилищное управление» (далее – Учреждение), осуществляющем, в числе прочего деятельность по ведению паспортного учета муниципальных жилых помещений, истребована информация о лицах, зарегистрированных в помещении № 36 МКД.
Согласно справке Учреждения от 06.02.2023 помещение № 36 МКД находится в муниципальной собственности, в данном жилом помещении зарегистрировано два гражданина: наниматель (дата регистрации 07.08.2012) и его мать (дата регистрации 19.12.2022). При этом сведения о нанимателе помещения, указанные в справке, отличаются от данных, имеющихся в распоряжении ТСН.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ в редакциях, действующих на момент возникновения спорного правоотношения) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Пунктом 2 статьи 3 Закона № 152-ФЗ установлено, что оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Целью Закона № 152-ФЗ является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В силу части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Законом № 152-ФЗ. Обработка персональных данных допускается в случае, если обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем. Заключаемый с субъектом персональных данных договор не может содержать положения, ограничивающие права и свободы субъекта персональных данных, устанавливающие случаи обработки персональных данных несовершеннолетних, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также положения, допускающие в качестве условия заключения договора бездействие субъекта персональных данных (пункт 5); если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных (пункт 7).
Частями 4, 5 статьи 6 Закона № 152-ФЗ предусмотрено, что лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в число которых входит управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила № 416) определено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
- ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации (подпункты «б» и «ж» пункта 4 Правил № 416).
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом, обязано предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию,
необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета.
В силу абзацев 7, 8 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами «е» и «ж» пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.
Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» (абзац 19 пункта 6 Правил № 354).
В рассматриваемом случае, осуществляя деятельность по управлению МКД, Товарищество является оператором персональных данных, поскольку в силу действующего жилищного законодательства оно имеет право и обязано осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирным домом обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 6, а также пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства должна размещаться информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан. Обязанность по размещению информации в указанной системе возлагается на территориальный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что запрашиваемые ТСН сведения носят открытый характер, право на их получение у имеется у Товарищества, а обязанность по их внесению в государственную информационную систему, равно как и по предоставлению указанных сведений, возложена на органы миграционного учета, в данном случае на ответчика.
Ответчик в жалобе указал, что заявителем не соблюден порядок заполнения заявления о предоставлении адресно-справочной информации, в заявлении ТСН не были указаны данные гражданина (граждан), в отношении которого запрашивалась адресно-справочная информация.
Данный довод обоснованно отклонен судом первой инстанции на том основании, что указание требуемой информации объективно было невозможно в момент подачи заявления, так как Товарищество как раз обращалось в УМВД за предоставлением информации о нанимателях (членах семьи) помещения № 36 МКД, которая у него отсутствовала.
Довод ответчика о необходимости получения согласия от лица, в отношении которого запрашивается адресно-справочная информация, для предоставления государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации отклоняется как несоответствующий положениям частей 1, 4 статьи 6 Закона № 152-ФЗ.
Таким образом, оспариваемое решение Управления является незаконным.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя, признав незаконными решение УМВД, изложенное в письме от 04.08.2022 № 3/225210655387.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд первой инстанции правомерно применил в качестве восстановительной меры возложение на УМВД обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем предоставления информации на основании запроса заявителя от 29.07.2022 (о зарегистрированных лицах по адресу: Кировская область, г. Киров, ул. Солнечная, д. 25, кв. 36).
Примененная судом первой инстанции восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
Несогласие ответчика с решением в части взыскания с него в пользу заявителя 3000 рублей не свидетельствует о незаконности решения суда первой инстанции в данной части.
В рассматриваемом случае 3000 рублей являются судебными расходами Товарищества, которые на основании частей 1, 2 статьи 110 АПК РФ, пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» подлежат взысканию с УМВД, как с проигравшей стороны спора.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов и обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Кировской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу УМВД – без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Кировской области от 23.05.2023 по делу № А28-12294/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кирову – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий | С.С. Волкова | ||||
Судьи | Г.Г. Ившина | ||||
Т.А. Щелокаева |
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 14.02.2023 9:02:00
Кому выдана Щелокаева Татьяна Анатольевна
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 27.02.2023 7:53:00
Кому выдана Ившина Галина Геннадьевна
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 27.02.2023 7:56:00
Кому выдана Волкова Светлана Сергеевна