129/2024-2176(2)
Пятый арбитражный апелляционный суд ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А24-2346/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2024 года. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.А.Щёлкиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1,
апелляционное производство № 05АП-7717/2023
на решение от 01.11.2023
судьи В.М.Тюшняковой
по делу № А24-2346/2023 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю
о признании незаконными действий по начислению налога на имущество, расположенного по адресу: <...> (41:05:0101081:1018) за 2019 год по ставке 0,5 % в размере 12 471 рублей, выраженных в уведомлении № 34024198 от 01.09.2022 и обязании в пересчете указанной суммы в сторону уменьшения; о признании незаконными действий по начислению налога на имущество, расположенного по адресу: <...> (41:05:0101081:1018) за 2020 и 2021 годы по ставке 2 % и обязании в пересчете указанной суммы налога за указанные периоды по ставке 0,1 % в сторону уменьшения,
при участии:
от Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю - представитель ФИО2 (в режиме веб-конференции), по доверенности от 26.12.2023, сроком действия по 31.12.2024, паспорт, свидетельство о заключении брака, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 17);
от индивидуального предпринимателя ФИО1 – представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ФИО1, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
(далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее – налоговый орган, УФНС по Камчатскому краю) по начислению налога на имущество, расположенного по адресу: <...> (41:05:0101081:1018) за 2019 год по ставке 0,5 % в размере 12 471 рублей, выраженных в уведомлении № 34024198 от 01.09.2022 и обязании в пересчете указанной суммы в сторону уменьшения, а также о признании незаконными действий по начислению налога на имущество, расположенного по адресу: <...> (41:05:0101081:1018) за 2020 и 2021 годы по ставке 2 % и обязании в пересчете указанной суммы налога за указанные периоды по ставке 0,1 % в сторону уменьшения.
Решением суда от 01.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, предприниматель обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 01.11.2023, заявитель просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ФИО1 В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель, ссылаясь на пункт 2.1 статьи 52 НК РФ, указывает на доначислении налога на имущества дважды за 2019 год. Также настаивает на наличие оснований для освобождения от уплаты налога во втором квартале 2020 года на основании статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», согласно пункта 3 которой организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации. Указывает также на необходимость применения льготы согласно статьи 6 Закона Камчатского края от 03.06.2016 № 798, от 19.09.2016 № 839, от 16.04.2018 № 215.
Налоговый орган по мотивам, в представленном суду письменном отзыве на апелляционную жалобу, поддержанном в судебном заседании его представителем, с доводами апелляционной жалобы не согласился, указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просил суд решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ИП ФИО1, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечила, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В адрес ФИО1 налоговым органом направлено налоговое уведомление № 34024198 от 01.09.2022 о необходимости уплаты в срок не позднее 01.12.2022, в числе прочих, налога на имущество на объект с кадастровым номером 41:05:0101081:1018 за 2019 год – в размере 12 471 рубля, по налоговой ставке, определённой в размере 0,5 %, а также за 2021 год – в размере 451 949 рублей по налоговой ставке, определённой в
размере 2 %. Также в адрес заявителя налоговым органом направлено налоговое уведомление № 19359360 от 01.09.2021 о необходимости уплаты в срок не позднее 01.12.2021, в числе прочих, налога на имущество на объект с кадастровым номером 41:05:0101081:1018 за 2020 год – в размере 49 883 рублей, по налоговой ставке, определённой в размере 2%.
Кроме того, 27.01.2023 ФИО1 в УФНС по Камчатскому краю подано заявление о пересчете налога на имущество за 2019 год, поскольку предприниматель использует упрощенную систему налогообложения и имеет право на предоставление ему льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество в отношении недвижимости, используемой в предпринимательской деятельности. Ввиду этого оплаченная предпринимателем сумма налога в размере 3244 рублей на имущество за 2018 и 2019 гг. установленная в налоговых уведомлениях от 25.07.2019 № 51676623 (в размере 991 рубля) и от 03.08.2020 № 21139967 от 03.08.2020 (в размере 2253 рублей) по ставке 0,1 % подлежит возмещению. Вместе с тем налоговым органом нарушены установленные Конституцией РФ и НК РФ требования законодательства, поскольку ФИО1 дважды начислили налог за 2019 год, также без учета освобождения предпринимателя, использующего УСН, от налогообложения. Кроме того, поскольку объект недвижимого имущества с кадастровым номером 41:05:0101081:1018 является частью многоквартирного жилого дома (встроеннопристроенное КБО) по адресу <...>, соответственно, на указанный объект распространяется налоговая ставка в размере 0,1%.
Ответными письмами от 09.02.2023 № 11-28/0736зг, от 15.02.2023 № 11-28/0834зг налоговым органом даны разъяснения, что налоговые ставки за 2019 и 2021 год установлены в размере 2 %, поскольку принадлежащий Предпринимателю ФИО3 подпадает в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 и 2021 год соответственно, утвержденных Приказами Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 03.12.2018 № 172 и от 28.12.2020 № 60/214 соответственно, в связи с чем оснований для пересчета налога и предоставления налоговой льготы по УСН для предпринимателя не требуется, примененные при расчете налоговым органом ставки соответствуют нормам законодательства.
Указанные обстоятельства явились основаниями для обращения предпринимателя с настоящим заявлением в суд.
В ходе рассмотрения настоящего дела, 25.07.2023 предприниматель обжаловал в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по Дальневосточному Федеральному округу действия (бездействие) должностных лиц УФНС по Камчатскому краю, выразившиеся в начислении налога на имущество физических лиц по объекту недвижимого имущества с кадастровым номером 41:05:0101081:1018 за 2019 год по ставке 0,5 %, а также за периоды 2020-2021 года по ставке 2 %. Решением от 18.08.2023 №
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе предпринимателя, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из содержания статей 198, 200 АПК РФ следует, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов - на лицо, обратившееся в суд.
В настоящем случае суд первой инстанции не усмотрел нарушений прав и законных интересов предпринимателя оспариваемыми действиями инспекции, не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований, с чем согласен суд апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налог на имущество физических лиц устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 399 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления.
Согласно пункту 2.1. статьи 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено указанным пунктом. При этом абзацем 2 пункта 2.1. НК РФ определено, что перерасчет, предусмотренный абзацем первым указанного пункта, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Пунктом 1 статьи 408 НК РФ определено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту
налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных статьей 408 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 данной статьи.
В соответствии со статьей 85 НК РФ сведения о зарегистрированных правах физических лиц на недвижимое имущество поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Налоговые органы являются пользователями представляемой информации и не наделены правом вносить какие-либо изменения в сведения, представленные в установленном порядке регистрирующими органами.
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН. При этом сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением таких сведений, содержащихся в ЕГРН регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ).
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (пункт 2 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода и прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права с внесением записи в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ, в связи с чем возникает, изменяется и прекращается с момента такой государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 403 НК РФ налоговая база по налогу определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих, указанных в пункте 2 статьи 406 НК РФ.
Статьей 406 НК РФ (в редакции, действовавшей спорный период) предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В силу пункта 2 статьи 406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:
объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
К числу таких объектов согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из материалов жалобы следует, что спорный объект недвижимого имущества расположен в Пионерском сельском поселении Елизовского муниципального района Камчатского края, на территории которого с 01.01.2016 согласно статьям 1 и 2 решения Собрания депутатов Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района в Камчатском крае от 20.11.2015 № 05 «Об установлении и введении в действие на территории Пионерского сельского поселения налога на имущество физических лиц» (далее - Решение от 20.11.2015 № 05) установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, порядок определения налоговой базы по которому определен исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно подпункту 2 статьи 3 Решения от 20.11.2015 № 05 в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, на территории Пионерского сельского поселения установлена и применяется налоговая ставка в размере 2 процентов.
Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость с применением налоговой ставки 2 %
утверждены соответствующими приказами Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость». Указанные перечни размещены на официальном сайте Правительства Камчатского края https://www.kamgov.ru/mingosim/perecen.
Налоговым органом верно установлено, что спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером 41:05:0101081:1018 приказами Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 03.12.2018 № 172, от 05.12.2019 № 165, от 28.12.2020 № 60/214 включен в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, соответственно на 2019, 2020 и 2021 годы.
Таким образом, с учетом вышеприведенным норм налогообложение спорного объекта недвижимого имущества за указанные налоговые периоды осуществляется по ставке 2 процента.
Суд также учитывает тот факт, что в рамках дела № 3а-21/2023 ФИО1 обратилась в Камчатский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующими Перечни на 2020-2022 годы в части включения в них вышеназванного объекта недвижимого имущества. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником спорного объекта недвижимости (кадастровый номер: 41:05:0101081:1018), который, по ее мнению, не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость. Также в обоснование правовой позиции указала, что в соответствии с проектом здание не является отдельно стоящим торговым центром, а является встроенно-пристроенным помещением многоквартирного дома, включение его в Перечни противоречит статье 378.2 НК РФ и нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Камчатского краевого суда от 14.07.2023, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12.10.2023 № 66а1586/2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. Указанными судебными актами установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером № 41:05:0101081:1018, имеющее наименование - Дом быта, назначение - нежилое, общей площадью 517,7 кв. м, расположенное по адресу: 684017, <...>. Данное здание расположено на земельном участке категория земель - земли населенный пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации здания дома быта, дата постановки на кадастровый учет - 1 января 2003 года. В соответствии с техническим паспортом по состоянию на 17 августа 2006 года назначение нежилого строения - здание дома быта; согласно экспликации к поэтажному плану здание имеет следующие помещения: тамбур, основная, подсобная, коридор, вентиляция, санузел, бытовая, кабинет. Мотивируя принятое решение, суд исходил из соответствия вида разрешенного использования земельного участка коду 3.3. «Бытовое обслуживание» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, согласно которому к данному коду отнесено размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).
Судом вышестоящей инстанции в определении Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12.10.2023 № 66а-1586/2023 также отмечено, что данный вид разрешенного использования соответствует и коду 3.3. «Бытовое обслуживание» Классификатора видов разрешенного
использования земельных участков, утвержденного приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412, предусматривающему аналогичное описание вида разрешенного использования. ГОСТ Р 57137-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения» (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 11 октября 2016 года № 1356-ст) устанавливает, что бытовое обслуживание населения - отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ). В данном стандарте определено, что дом быта - это многопрофильное предприятие бытового обслуживания, объединяющее приемные пункты, мастерские, ателье и другие предприятия, предоставляющее широкий перечень бытовых услуг.
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к выводу, что здание с кадастровым номером № 41:05:0101081:1018 расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, то есть соответствует требованиям подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и позволяет отнести названный объект к торговому центру.
В связи с чем у Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края в силу положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации имелись основания для включения спорного здания в Перечень на 2020-2022 годы, а доводы административного истца в части утверждение том, что спорный объект недвижимости является помещением признаны судами несостоятельными и опровергаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, представленной в материалы дела.
Указанные судебные акты в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, в связи с чем налогообложение спорного объекта недвижимого имущества за спорные налоговые периоды осуществляются по ставке 2 %.
Согласно сведениям, поступившим в налоговый орган от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю установлено, что с 07.07.2016 и по настоящее время зарегистрирован объект недвижимого имущества с кадастровым номером 41:05:0101081:1018, расположенный по адресу: 684017, Камчатский край, Елизовский р-он, <...>, имеющий следующие технические характеристики: вид объекта - здание, назначение - нежилое, вид собственности - иные строения, помещения и сооружения, наименование объекта - дом быта, площадь - 517,70 кв. м. Данный объект недвижимости принадлежит ФИО1
На основании полученных от регистрирующего органа сведений Управлением в отношении спорного объекта недвижимости произведено начисление налога за 2019 год по ставке 0,1 % в сумме 2 253 руб., что отражено в уведомлении от 03.08.2020 № 9211139967.
При этом при подготовке к начислениям налога за 2021 год, налоговым органом выявлено некорректное применение налоговой ставки на вышеуказанный объект недвижимого имущества за налоговый период 2019 года, а также необоснованное предоставление заявителю налоговой льготы на основании ее заявления от 28.12.2020, о чем ФИО1 сообщено письмом от 15.02.2023 № 11-28/0834зг (ранее сообщалось письмом от 26.12.2022 № 11-27/3799зг), в котором в том числе указано на недействительность ранее направленного письмом от 14.01.2021 № 11-28/0107зг@ подтверждения о предоставлении освобождения.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с 09.01.2017 и по настоящее время зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и применяет УСН.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их
освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).
Поскольку принадлежащий ФИО1 объект недвижимости, относится к перечню, определяемому в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, налогоплательщик не подлежит освобождению от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц.
Также, учитывая, что спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером 41:05:0101081:1018 включен Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края в соответствующие перечни на 2019, 2020 и 2021 годы, освобождение от уплаты налога по данному объекту недвижимости не предоставляется в силу прямого на то указания в пункте 3 статьи 346.11 НК РФ, в связи с чем ошибочно предоставленное ФИО1 освобождение аннулировано Управлением правомерно.
В связи с приведенными обстоятельствами Управлением в порядке пункта 2.1. статьи 52 НК РФ в отношении спорного объекта недвижимости произведен перерасчет налога за 2019 год, при этом ранее произведенные начисления согласно уведомлению от 03.08.2020 № 9211139967 в сумме 2 253 руб. уменьшены (отменены), таким образом, довод жалобы о повторном начислении налога на один и тот же объект по одним и тем же основаниям не соответствует действительности.
Перерасчет налога за 2019 год в отношении спорного объекта недвижимости произведен Управлением 18.06.2022 по ставке 0,5 % в сумме 12 471 руб., что отражено в уточненном уведомлении от 01.09.2022 № 34024198.
Вопреки доводами Заявителя, материалы не содержат каких-либо доказательств уплаты произведенных ФИО1 начислений налога за 2019 год по спорному объекту недвижимости согласно уведомлению от 03.08.2020 № 9211139967 в размере 2 253 руб. Согласно информации, представленной Управлением, уплата налога за 2019 год в отношении спорного объекта недвижимости ФИО1 не производилась.
Указанное свидетельствует о соблюдении налоговым органом положений пункта 2.1. статьи 52 НК РФ, в том числе в части установленного ограничения на перерасчет (перерасчет налога произведен не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уведомления от 01.09.2022 № 34024198 в связи с перерасчетом), таким образом, основания для признания произведенного перерасчета начислений налога за 2019 год незаконным отсутствуют.
Вместе с тем, суд отмечает, что Управлением при исчислении налога за 2019 год неверно применена налоговая ставка - 0,5% вместо 2%. При этом указанное обстоятельство не нарушает прав и законных интересов Заявителя и не может повлечь за собой отмену произведенных уточненных начислений в размере 12 471 руб. согласно уведомлению от 01.09.2022 № 34024198. С учетом изложенного, доводы Заявителя в указанной части суд апелляционной инстанции признает несостоятельными.
Из материалов дела следует, что Управлением на основании полученных от регистрирующего органа сведений в отношении спорного объекта недвижимости произведено начисление налога за налоговые периоды 2020 и 2021 годов с применением ставки 2 % в следующих размерах:
за 2020 год - на сумму 49 883 руб., исходя из кадастровой стоимости, определенной в размере 2 494 159 руб., что отражено в уведомлении от 01.09.2021 № 19359360;
за 2021 год - на сумму 451 949 руб., исходя из кадастровой стоимости, определенной в размере 22 597 457 руб., что отражено в уведомлении от 01.09.2022 № 34024198.
С учетом приведенных выше норм права, произведенные налоговым органом за налоговые периоды 2020 и 2021 годов начисления налога с применением ставки налога в
размере 2 % в отношении спорного объекта недвижимости с кадастровым номером 41:05:0101081:1018 являются правомерными и подлежат уплате, основания для перерасчета произведенных начислений по налогу за налоговые периоды 2020 и 2021 годов отсутствуют.
Довод ФИО1 о том, что в результате ухудшения ситуации в связи с распространением новой короновирусной инфекции предприниматель во 2 кв. 2020 года по спорному объекту, являющемуся коммерческой недвижимостью (здание «Дом быта»), должен быть освобожден от уплаты соответствующего налога судом первой инстанции признан несостоятельным, при этом суд правомерно руководствовался следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 172-ФЗ установлены условия освобождения от уплаты торгового сбора, исчисленного за второй квартал 2020 года, в том числе освобождаются индивидуальные предприниматели и включенные в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на основании налоговой отчетности за 2018 год в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства организации, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона № 172-ФЗ от уплаты налогов за 2 квартал 2020 год освобождены организации, включенные в Реестр МСП, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 2 Закона № 172-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации. На официальном сайте ФНС России (https://service.nalog.ru/covid4) предусмотрена возможность проверки освобождения от уплаты налогов, страховых взносов за 2 кв. 2020 года.
При этом пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечение устойчивого развития экономики» установлено, что осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени
пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст (далее - ОКВЭД 2), предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них и используется для определения основного и дополнительных видов деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, в целях единообразного их применения как самими хозяйствующими субъектами, так и для учета в государственных информационных системах различными органами.
При этом указанные в нем коды основного и дополнительного видов экономической деятельности по ОКВЭД 2 определяются экономическими субъектами при государственной регистрации самостоятельно. В случае изменения каких-либо сведений о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) и документации, такие изменения вносятся им в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица (статья 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
Согласно сведениям из ЕГРИП (в период с 09.01.2017 по 30.03.2022) в отношении ИП ФИО1 отражен код основного вида деятельности - 68.20 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. Дата внесения в ЕГРИП записи, содержащей указанные сведения – 09.01.2017 и 69.10 Деятельность в области права (с 13.09.2022 по настоящее время).
Поскольку перечень, утвержденный постановлением № 434, не включает в себя такой вид деятельности (код ОКВЭД 68.20), оснований для освобожден от уплаты соответствующего налога во 2 кв. 2020 года по спорному объекту, являющемуся коммерческой недвижимостью (здание «Дом быта»), у налогового органа не имелось.
Довод апеллянта о необходимость применения льготы согласно статьи 6 Закона Камчатского края от 03.06.2016 № 798, от 19.09.2016 № 839, от 16.04.2018 № 215 основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
В настоящем случае суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений прав и законных интересов предпринимателя оспариваемым действием инспекции, оснований для удовлетворения заявленных требований. С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно на основании части 3 статьи 201 АПК РФ отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 руб. подлежат отнесению на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 01.11.2023 по делу № А242346/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного
округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий Л.А. Бессчасная
Судьи А.В. Пяткова
Е.Л. Сидорович