НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Камчатского края от 29.09.2021 № А24-2320/2021

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-2320/2021

01 октября 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено октября 2021 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Пятковой,

судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сахалинской таможни,

апелляционное производство № 05АП-6034/2021

на решение от 23.07.2021

судьи Е.Ю. Лебедевой

по делу № А24-2320/2021 Арбитражного суда Камчатского края

по иску Сахалинской таможни (ИНН 6500000793, ОГРН 1026500535951)

к обществу с ограниченной ответственностью «Компания сфера» (ИНН 4105030602, ОГРН 1064141027081)

о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, пени в сумме 250 854,84 руб.,

при участии:

от Сахалинской таможни: Шингарева Л.В. (участие онлайн), по доверенности от 17.12.2020, сроком действия до 31.12.2021, паспорт, копия диплома ВСБ № 0753897),     

от общества с ограниченной ответственностью «Компания сфера» - представитель не явился,

УСТАНОВИЛ:

Сахалинская таможня (далее – заявитель, таможенный орган, таможня) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Компания сфера» (далее – общество, ООО «Компания сфера») о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени в общей сумме 250 854, 84 руб.

Решением суда от 23.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что необходимость соблюдения процедуры направления решений о внесении изменений в декларации на товары, представления корректировки  деклараций на товары являются объективными причинами, которые не позволили таможенному органу направить указанные уведомления в срок, в связи с чем указанный срок пропущен по уважительной причине и подлежал восстановлению. Кроме того, отмечает, что решения о внесении изменений в декларации на товары приняты таможенным органом и направлены обществу в пределах трехлетнего срока, установленного законом.

В судебном заседании представитель Сахалинской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.

Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечило, коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие.

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

ООО «Компания сфера» (покупатель) заключен контракт от 03.12.2014 № SF-JBS/14 (далее – контракт) с компанией «JBS PARAGUAY S.A.» (Парагвай) (продавец) с дополнениями на поставку на условиях CFR Владивосток или любого другого морского порта мяса говядины производства Парагвай в количестве 500 тонн на сумму 1 500 000 долларов США.

Согласно пункту 1.2 контракта наименование, количество и цена товара указываются в согласованных и подписанных сторонами приложениях, являющихся неотъемлемой частью контракта.

В счет исполнения дополнительного соглашения от 03.08.2017 № 17 к контракту по коносаментам от 22.09.2017, 14.12.2017 № PAY0101402 в контейнере TRIU8434834 ООО «Компания Сфера» ввезен и помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ №10702030/221217/0103168 товар «прочее мясо крупного рогатого скота, обваленное, мороженное: говядина бескостная (наружная часть тазобедренного отруба), «Frozen boneless beef silverside», для реализации на внутреннем рынке, вес нетто: 26 998, 310 кг, дата выработки: 31.07.2017 – 09.09.2017, код ОКП 921110 в порядке, указанном в дополнительном примечании Евразийского экономического союза 1 к группе 02, кроме включенных в подсубпозицию 0202309005 или 0202309006 процентное соотношение жира к мясу 20/80%, срок хранения 12 месяцев от даты выработки при температуре: - 18С, производитель № 49/С2 FRIGORIFICO CONCEPCION S.A. (Парагвай), товарный знак: товарным знаком не обозначен». Вес нетто 26 998,310 кг, вес брутто 27 868,470 кг, цена товара 91 794,26 долларов США, таможенная стоимость 5 375 435,15 рублей.

Также, в счет исполнения дополнительного соглашения от 20.09.2017 № 19 к контракту по коносаментам от 30.12.2017, 29.09.2017 № PAY0101452 в контейнере APRU6136705 ООО «Компания Сфера» ввезен и помещен под таможенную процедуру выпуска внутреннего потребления по ДТ №10702030/310118/0001161 товар «прочее мясо крупного рогатого скота, обваленное, мороженное: говядина бескостная (наружная часть тазобедренного отруба), «Frozen boneless beef silverside», для реализации на внутреннем рынке, вес нетто: 26 995,860 кг, дата выработки: 01.08.2017 – 16.09.2017, код ОКП 921110 в порядке, указанном в дополнительном примечании Евразийского экономического союза 1 к группе 02, кроме включенных в подсубпозицию 0202309005 или 0202309006 процентное соотношение жира к мясу 20/80%, срок хранения 12 месяцев от даты выработки при температуре: - 18С, производитель № 49/С2 FRIGORIFICO CONCEPCION S.A. (Парагвай), товарный 4 А24-2320/2021 знак: товарным знаком не обозначен». Вес нетто 26 995, 860 кг, вес брутто 27 995, 850 кг, цена товара 91 785,93 долларов США, таможенная стоимость 5 166 758, 50 рублей.

Сахалинской таможней проведена камеральная таможенная проверка ООО «Компания Сфера», в результате которой установлено нарушение пункта 3 статьи 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25.01.2008 (далее – Соглашение) и пункта 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действовавших до 31.12.2017, в части документального подтверждения сведений, относящихся к определению таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ №10702030/221217/0103168, 10702030/310118/0001161, повлекшее уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных платежей.

Согласно акту камеральной таможенной проверки от 12.10.2020 №10700000/210/121020/А000022 таможенным органом сделан вывод, что в нарушение требований, установленных пунктом 3 статьей 2 Соглашения, а также пунктов 7, 11 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 191, действовавших в период рассматриваемой поставки, ООО «Компания Сфера» при декларировании товаров по ДТ № 10702030/221217/0103168, 10702030/310118/0001161 представлены недостоверные (недействительные) документы, содержащие недостоверные сведения о цене сделки и ее условиях.

На основании подпункта «л» пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 №289, приняты решения от 21.12.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.

На основании указанных решений таможней сформированы уведомления (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, а именно:

– от 02.03.2021 № 10707000/У2021/0000101 в размере 122 507, 77 руб., в том числе: ввозная таможенная пошлина 51 287, 62 руб., налог на добавленную стоимость 50 717, 76 руб., пени за просрочку уплаты ввозных 10 308, 46 руб., пени за просрочку уплаты налога на добавленную стоимость 10 193, 93 руб. (ДТ № 10702030/310118/0001161);

– от 02.03.2021 № 10707000/У2021/0000102 в размере 128 346, 71 руб., в том числе: ввозная таможенная пошлина 53 359, 08 руб., налог на добавленную стоимость 52 766, 20 руб., пени за просрочку уплаты ввозных 11 172, 80 руб., пени за просрочку уплаты налога на добавленную стоимость 11 048, 63 руб. (ДТ № 10702030/221712/0103168).

Неуплата в установленный частью 19 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №289-ФЗ) срок сумм таможенных платежей, послужила основанием для обращения таможенного органа в Арбитражный суд Камчатского края с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, установив факт пропуска срока давности взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пени и отсутствие оснований для восстановления срока, отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, заслушав представителя таможни, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с Федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если Федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 статьи 215 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

В силу части 1 статьи 73 Закона № 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее для настоящей главы также - уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

В соответствии с пунктом 15 статьи 73 ТК ЕАЭС уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.

Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, направление уведомления в случае установления факта нарушения таможенного законодательства является формой реагирования на выявленные правонарушения и является обязанностью таможенного органа.

Частью 2 статьи 68 ТК ЕАЭС предусмотрено, что к мерам по взысканию таможенных пошлин, налогов относится взыскание таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих возврату в соответствии со статьями 67 и 76 настоящего Кодекса, и (или) сумм авансовых платежей, за счет обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) Договором о Союзе.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 68 ТК ЕАЭС меры по взысканию таможенных пошлин, налогов не принимаются  если срок взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, установленный законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, истек.

Частью 4 статьи 71 Закона №289-ФЗ предусмотрено, что взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится в судебном порядке, если в ходе применения таможенными органами мер взыскания, установленных настоящим Федеральным законом, такое взыскание не было произведено.

Согласно части 6 статьи 71 Закона №289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 71 Закона №289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

Согласно части  1 статьи 136 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.

Таким образом, уведомление о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей может быть направлено, а меры по взысканию могут быть приняты только лишь в пределах трех лет со дня регистрации таможенным органом декларации на товары.

Из материалов дела судом установлено, что 22.12.2017 по ДТ №10702030/221217/0103168 обществом был оформлен ввоз товаров, произведенный  22.09.2017 и 14.12.2017.

31.01.2018 обществом по ДТ № 10702030/310118/0001161 был оформлен ввоз товаров, произведенный 30.12.2017 и 29.09.2017.

Следовательно, обязанность по уплате таможенных пошлин возникла у ответчика в отношении указанных товаров 22.12.2017 и 31.01.2018 соответственно.

Соответственно, трехлетний срок для взыскания таможенным органом таможенных платежей истек по ДТ № 10702030/221217/0103168 – 22.12.2020, по ДТ № 10702030/310118/0001161 – 31.01.2021.

Таким образом, уведомления от 02.03.2021 № 10707000/У2021/0000101, 10707000/У2021/0000102 об уплате таможенных платежей выставлены с нарушением трехлетнего срока, установленного пунктом 1 части 8 статьи 71 Закона № 289-ФЗ.

В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган указал на необходимость соблюдения порядка принятия решений о внесении изменений в декларации на товары и осуществления корректировки таможенных деклараций, в связи с чем им был пропущен срок направления уведомления о не уплаченных в установленный срок таможенных платежах.

Приведенные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 68 ТК ЕАЭС законодатель прямо исключил право таможенных органов на взыскание таможенных пошлин, налогов по истечении срока их взыскания.

В связи с чем, уведомления о не уплаченных в установленный срок таможенных платежах не могут быть выставлены за пределами трехлетнего срока независимо от того соблюден ли таможенным органом срок направления обществу решений о внесении изменений в таможенные декларации, срок оформления корректировки декларации на товары.

Соответственно, срок направления обществу решений о внесении изменений в таможенные декларации, срок оформления корректировки декларации на товары, не влияет на исчисление трехлетнего срока, в течение которого могут быть взысканы таможенные платежи.

По смыслу приведенных нормативных положений, трехлетний срок для взыскания таможенных платежей и пеней является давностным, пресекательным, ограничивающим полномочия таможенного органа на инициирование им принудительных мер по их уплате строго определенными временными рамками, направлен, в том числе на обеспечение баланса государственных и частных интересов, на предотвращение и недопущение дестабилизации существующего положения хозяйствующего субъекта как участника соответствующих правоотношений в случае несвоевременной реализации самим государственным органом его контролирующих функций.

Доказательств невозможности направления уведомления о неуплаченных таможенных платежах ранее 02.03.2021 таможенным органом не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Вместе с тем, как правомерно установил суд первой инстанции, с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Камчатского края таможенный орган обратился лишь 20.05.2021, то есть после истечения трехлетнего пресекательного срока для направления уведомлений.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, таможенный орган в своем ходатайстве о восстановлении процессуального срока не указал и не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на подачу заявления в арбитражный суд.

Оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.

Статьей 9 АПК РФ закреплено, что участвующие в деле лица несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Пропуск установленных законом сроков обращения в суд влечет утрату таможенным органом права требовать взыскания задолженности.

По материалам судебного дела апелляционным судом установлено отсутствие доказательств того, что у заявителя имелись объективные препятствия для обращения в суд с рассматриваемым заявлением в более ранние сроки, что означает невозможность восстановления срока принудительного взыскания и является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.

Все изложенные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте, не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела.

Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено, а доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании статьи 333.37 НК РФ судебная коллегия не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 23.07.2021  по делу №А24-2320/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Пяткова

Судьи

Л.А. Бессчасная

Т.А. Солохина