НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Камчатского края от 27.07.2022 № А24-1296/2022

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                            Дело

№ А24-1296/2022

августа 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено августа 2022 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т.А. Солохиной,

судей Л.А. Бессчасной, Г.Н. Палагеша,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю",

апелляционное производство № 05АП-3829/2022

на решение от 24.05.2022

судьи Е.Ю. Лебедевой

по делу № А24-1296/2022 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица: ФИО1, Чернявский Вячеслав Владимирович
о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 04.03.2022 № 38-24-07/12-3 в части,

при участии:

от ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю»: ФИО3 по доверенности от 21.07.2022, сроком действия до 30.09.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер 1762); 

от Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю: не явились;

от ФИО1: не явились;

от ФИО2: не явились;

УСТАНОВИЛ:

федеральное государственное казенное учреждение «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю» (далее - заявитель, ФГКУ «ОВО ВНГ России по Камчатскому краю», учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее - заинтересованное, УФК по Камчатскому краю, Управление, контрольный орган) от 04.03.2022 № 38-24-07/12-3 в части требований о возмещении в доход федерального бюджета неправомерно израсходованных средств федерального бюджета на сумму 6 781,34 руб.

Определением суда от 20.04.2022 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1 (далее - ФИО1), ФИО2 (далее - ФИО2).

Решением  от 24 мая 20022 года суд первой инстанции в  удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с принятым судебным актом,  учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в обоснование которой привело следующие доводы.

Согласно апелляционной жалобе, учреждение считает, что решение суда незаконно и подлежит отмене полностью в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильным применением норм материального права.

В соответствии со статьей  44 Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии и имеющих специальные звания полиции, распространяются положения Федеральных законов от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статьей 73 Федерального закона 342-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований, при которых сотрудник отстраняется от выполнения служебных обязанностей или может быть отстранен от выполнения служебных обязанностей: 1) избрания в отношении сотрудника меры пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу - до отмены избранной меры пресечения; 2) вынесения судьей  постановления о временном отстранении сотрудника от должности - до отмены временного отстранения от должности; 3) прекращения допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям, - до получения допуска к указанным сведениям, перевода на другую должность в органах внутренних дел или увольнения со службы в органах внутренних дел.

Сотрудник органов внутренних дел может быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей в случае: 1) уголовного преследования сотрудника без применения мер, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 73, - до прекращения уголовного преследования по основаниям, дающим право на реабилитацию в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) назначения служебной проверки по факту совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины, исключающего возможность выполнения им служебных обязанностей, - на период проведения служебной проверки и исполнения наложенного по ее результатам дисциплинарного взыскания; 3) возникновения конфликта интересов - до его урегулирования.

По утверждению апеллянта, ни одно из указанных оснований не подходит к рассматриваемому случаю освобождения от выполнения служебных обязанностей сотрудников войск национальной гвардии ФИО1 и ФИО2

  Согласно Порядку временного отстранения лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, от выполнения служебных обязанностей, утвержденного приказом Росгвардии от 31.07.2017 № 240, о временном отстранении сотрудника издается приказ, который должен содержать в себе основания, перечисленные в Федеральном законе 342-ФЗ.

По утверждению учреждения из изложенного следует, что должностные лица ФИО1 и ФИО2 не были отстранены от выполнения служебных обязанностей, в связи с чем основания для невыплаты премии отсутствовали.

Также, суд при принятии решения не учел, что служба в войсках национальной гвардии является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению государственной и общественной безопасности, правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, а  оплата труда сотрудников войск национальной гвардии является одной из основных социальных гарантий и носит в силу специфики службы особый характер.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 2 Федерального закона № 247-ФЗ, ч. 1 ст. 66 Федерального закона № 342-ФЗ, денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей, состоит из оклада месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.  В силу положений п.п. 28, 29 Порядка, премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей выплачиваются сотрудникам из расчёта три оклада денежного содержания в год, в размере 25 процентов оклада денежного содержания, установленного сотруднику на первое число месяца, за который производится выплата.

Порядок содержит исчерпывающий перечень условий, при которых данная премия не выплачивается (п.п. 34, 35, 36).

При этом, все перечисленные в Порядке условия невыплаты премии (п.п. 34, 35, 36) имеют исключительно негативный характер, свидетельствуют о ненадлежащем поведении сотрудника, в некоторых случаях способном оказать отрицательное влияние на репутацию и авторитет  войск  национальной  гвардии  (временное  отстранение  от

Таким образом, премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей входит в систему оплаты труда сотрудников войск национальной гвардии, выплачивается ежемесячно, право на её получение имеют все сотрудники, независимо от результатов труда, в связи с чем основания для её перерасчёта за месяцы, в которых сотрудники ФГКУ «ОВО ВНГ России по Камчатскому краю» ФИО1 и ФИО2 находились на изоляции, отсутствуют.

Из материалов дела коллегия установила следующее.

На основании приказа руководителя УФК по Камчатскому от 17.01.2022 № 14 «О назначении плановой выездной проверки федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю», в соответствии с пунктом 7 Плана контрольных мероприятий УФК по Камчатскому краю на 2022 год, в период с 19.01.2022 по 15.02.2022 в отношении ФГКУ «ОВО ВНГ России по Камчатскому краю» проведена плановая выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на выплату денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам Федеральной службы войск национальной гвардии ее территориальных органов» за период 2020-2021 годы.

В ходе проверки контрольным органом выявлены нарушения, зафиксированные в акте выездной проверки от 15.02.2022, в том числе:

- в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 30, 31,32 Порядка № 406 неправомерное использование учреждением бюджетных средств на сумму 6 781,34 руб. в связи с начислением премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей за соответствующие месяцы 2020 года не пропорционально времени выполнения сотрудниками служебных обязанностей.

По результатам проверки УФК по Камчатскому краю вынесено представление от 04.03.2022 № 38-24-07/12-3, в соответствии с которым на ФГКУ «ОВО ВНГ России по Камчатскому краю» возложена обязанность в срок до 31.05.2022:

1.       По пунктам 1-4 представления принять меры по устранению причин и условий
нарушений.

2. По пунктам 1-2 представления возместить в доход федерального бюджета
неправомерно израсходованные средства федерального бюджета на сумму 6 781,34 руб.
(3798,13+2983,21). При перечислении денежных средств в доход федерального бюджета
указать в платежных документах следующий код бюджетной классификации Российской
Федерации: 180 1 13 02991 01 0000 130.

Информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложений копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в УФК по Камчатскому краю не позднее 03.06.2022.

Также разъяснено, что срок исполнения указанного  представления может быть однократно продлен в соответствии с пунктами 19-22 федерального стандарта № 1095.

Полагая, что представление в части установленных нарушений подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 30, 31, 32 Порядка № 406 и требования о возмещении в доход федерального бюджета неправомерно израсходованных средств федерального бюджета на сумму 6 781,34 руб. является недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителя, учреждение обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с соответствующим заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании представителя апеллянта, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).

На основании пунктов 1, 4, 5.15.1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению об Управлении Федерального казначейства по Камчатскому краю, утвержденному приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316, УФК по Камчатскому краю является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Камчатского края, и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.

Управлением Федерального казначейства  по Камчатскому краю установлено, что на основании приказа Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю от 15.06.2020 № 96 л/с в соответствии с пунктом 2.1 указания Восточного округа войск национальной гвардии Российской Федерации от 21.04.2020 № 8/800/19-2312 начальник объекта контроля ФИО1, прибывший из г. Воронежа из отпуска, освобожден от исполнения служебных обязанностей по должности начальника объекта контроля в связи с проведением изоляционных мероприятий на 14 календарных дней - с 15.06.2020 по 28.06.2020. Названным приказом на указанный периодвозложено временное исполнение обязанностей начальника объекта контроля на заместителя начальника объекта контроля ФИО4

Согласно расчетно-платежной ведомости учреждения № 20 за июнь 2020 года ФИО1 начислена премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей в размере 25% от должностного оклада (24 407 руб.) и оклада по специальному званию (13 017 руб.) в размере 9 356 руб. ((24407,00+13017,00)*25%). Контрольный орган указал, что в соответствии с пунктами 30, 31, 32 Порядка № 406 учреждению надлежало начислить в июне 2020 года премию пропорционально времени выполнения сотрудником служебных обязанностей в соответствующем календарном месяце на сумму 4 989,87 руб. ((24407,00+13017,00)/30*16*25%).

На основании приказа ФГКУ «ОВО ВНГ России по Камчатскому краю» от 18.08.2020 № 241 л/с в соответствии с пунктом 2.1 указания Восточного округа войск национальной гвардии Российской Федерации от 21.04.2020 № 8/800/19-2312 главный специалист (по вооружению) группы вооружения,    вещевого   и    автотранспортного   обеспечения    отдела   материально­-технического, хозяйственного обеспечения и обслуживания ФИО2 в связи с контактированием с гражданином, у которого выявлен СО"УТ)-19, освобожден от служебных обязанностей с 17.08.2020 по 30.08.2020, в количестве 14 календарных дней.

Согласно расчетно-платежной ведомости учреждения № 31 за август 2020 года ФИО2 начислена премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей в размере 25% от должностного оклада (18 441 руб.) и оклада по специальному званию (11 932 руб.) в размере 7 593,25 руб. ((18411,00+11932,00)*25%).

Контрольный орган указал, что в соответствии с пунктами 30, 31, 32 Порядка № 406 учреждению надлежало начислить премию пропорционально времени выполнения сотрудником служебных обязанностей в соответствующем календарном месяце на сумму 4 164,04 руб. ((18441,00+11932,00)/31*17*25%).

В результате начисления учреждением премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей за соответствующие месяцы 2020 года непропорционально времени выполнения сотрудником служебных обязанностей неправомерно выплачена начальнику объекта контроля ФИО1 премия на сумму 3 798,13 руб. (9356,00 (фактически начислено) - 4989,87 руб. (следовало начислить) -568,00 (НДФЛ 13%));  ФИО2 - на сумму 2 983,21 руб. (7593,25 (фактически начислено) - 4164,04 (следовало начислить) -446,00 (НДФЛ 13%)).

Порядок обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат утвержден приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 26.09.2017 № 406.

Согласно пунктам 28, 29 Порядка № 406 сотрудникам выплачиваются премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета три оклада денежного содержания в год. Премия выплачивается ежемесячно из расчета 25 процентов оклада денежного содержания, установленного сотруднику на первое число месяца, за который производится выплата.

Правило о выплате премии  пропорционально времени выполнения сотрудником служебных обязанностей в соответствующем календарном месяце установлено пунктом 30 Порядка № 406.  При этом   в расчетный период для выплаты премии включается время обучения, отпусков с сохранением денежного довольствия, освобождения от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (пункт  31 Порядка № 406).   Однако должностные лица учреждения ФИО1 и ФИО2 освобождены от служебных обязанностей на основании приказа Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю от 15.06.2020 № 96 л/с и приказа ФГКУ «ОВО ВНГ России по Камчатскому краю» от 18.08.2020 № 241 л/с  по основаниям  - «проведение изоляционных мероприятий», «контактирование с гражданином, у которого выявлен «СОУГО-19» - не поименованным в пункте 31 Порядка № 406 как подлежащие включению в расчетный период для выплаты премии.

В соответствии с пунктом 32 Порядка № 406 размер премии за каждый календарный день службы определяется делением полной суммы премии за месяц, определенной в соответствии с пунктом 29 настоящего Порядка, на количество календарных дней в этом месяце.

Довод апелляционной жалобы о том, что должностные лица ФИО1 и ФИО2 не были отстранены от выполнения служебных обязанностей, в связи с чем основания для невыплаты премии отсутствовали, коллегией рассмотрен и отклонен, поскольку термин «невыплата» премии в рассматриваемом случае не может быть применен.  Указанные лица не были лишены премии, премия им была выплачена, но по правилу, установленному пунктом   31 Порядка № 406, учитывая, что указанным пунктом определен исчерпывающий перечень временных периодов, включаемых    в расчетный период для выплаты премии (время обучения, отпусков с сохранением денежного довольствия, освобождения от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью).

Учитывая изложенное выше, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в спорных случаях премии подлежали начислению пропорционально времени выполнения  сотрудниками служебных обязанностей в соответствующем календарном месяце.

Факт нарушения учреждением подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пунктов 30, 31, 32 порядка № 406 подтверждается материалами дела, следовательно, по верному суждению суда первой инстанции,  у Управления имелись законные основания для вынесения представления от 04.03.2022 № 38 -24-07/12-3 в оспариваемой части.

Учитывая, что спорное представление в оспариваемой части соответствует требованиям действующего законодательства, вынесено Управлением в пределах предоставленных ему полномочий и не нарушает права и законные интересы заявителя, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно  отказал учреждению в удовлетворении заявленных им требований.

Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Рассмотрев апелляционную жалобу учреждения, коллегия приходит к выводу о том, что заявителем жалобы не представлены в материалы дела надлежащие и бесспорные доказательства в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. В связи с этим доводы, заявленные апеллянтом, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

                                                 ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 24.05.2022  по делу №А24-1296/2022  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Т.А. Солохина

Судьи

Л.А. Бессчасная

Г.Н. Палагеша