НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Камчатского края от 22.05.2019 № А24-7691/18

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-7691/2018

27 мая 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено мая 2019 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т.А. Солохиной,

судей А.В. Гончаровой, Е.Л. Сидорович,

  при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу         федерального государственного казенного учреждения «Камчатский спасательный центр МЧС России»,

апелляционное производство № 05АП-2865/2019

на решение от 12.03.2019

судьи А.А. Копыловой

по делу № А24-7691/2018 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению федерального государственного казенного учреждения «Камчатский спасательный центр МЧС России»

 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

 к Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительными пункта 1 предписания от 23.10.2018 № 38-22- 11/12-147, пункта 9 представления от 23.10.2018 № 38-22-11/12-148,

при участии:

извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились

УСТАНОВИЛ:

         Федеральное государственное казенное учреждение «Камчатский спасательный  центр МЧС России» (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2 представления №38-22-11/12-148 от 23.10.2018 и пунктов 1, 2 предписания №38-22-11/12-147 от 23.10.2018, выданных Управлением Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее - Управление).

         В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, заявитель уточнил требования и просил признать недействительными пункт 1 предписания от 23.10.2018 № 38-22-11/12-147, пункт 9 представления от 23.10.2018 № 38-22-11/12-148, выданных Управлением.

         Решением суда от 12.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

         Учреждение, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В доводах жалобы указывает на то, что ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу работника ФИО1 установлена на основании Приказа начальника ФГКУ «Камчатского СЦ МЧС России» от 09.01.2017 №1 и в соответствии с пунктом 4.2.7 приложения №3 к Приказу МЧС России от 28.12.2015 №700 относится к выплатам стимулирующего характера. Перечень должностей работников, которым выплачивается такая надбавка утверждается руководителем учреждения. Заявитель считает, что выплата данной надбавки не противоречит пункту 4.2.7 приложения 3 к Приказу МЧС России от 28.12.2015 №700 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России», так как выплачивается на основании приказа руководителя учреждения.

         В отношении требования по пункту 9 представления от 23.10.2018 №38-22-11/12-148 заявитель указывает на то, что в своей работе по обеспечению военнослужащих вещевым имуществом учреждение пользуется статьей 14 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Постановлением Правительства РФ от 22.06.2006 №390 «О вещевом обеспечении в федеральных государственных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время». На этом основании заявитель считает, что нарушения пункта 385 Инструкции 157н им допущено не было.

          Извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 156, статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

         Из материалов дела следует, что Приказом Управления от 07.08.2018 №315 назначена выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности учреждения за 2017 год.

         По результатам проверки составлен акт от 25.09.2018 в котором отражены допущенные учреждением нарушения в финансово-бюджетной сфере в том числе, неправомерное начисление, перечисление и выдача из кассы ведущему специалисту гражданской обороны по организации закупок ФИО1, в должностные обязанности которой не входит ведение учета вооружения, боеприпасов, боевой техники, имущества и денежных средств, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за непосредственное ведение такого учета в размере 49057, 12 рубля, а также не отражение на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» форменного обмундирования, специальной одежды на сумму 693 593, 78 рубля, выданного в личное пользование военнослужащим.

         23.10.2018 Управлением выдано предписание №38-22-11/12-147 со сроком исполнения - 30.11.2018, в котором в частности указано нарушение Учреждением статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части оплаты труда работника казенного учреждения ФИО1, с указанием суммы ущерба 49 057, 12 рубля и обязании возместить причиненный ущерб Российской Федерации, а также представление № 38-22-11/12-148 в пункте 9 которого указано на нарушение абзаца 5 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 7 Закона № 402-ФЗ, абзацев 8,9 пункта 3, пункта 358 Инструкции №157н, которое выразилось в отсутствие отражения в бухгалтерском учете Учреждения на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)», выданной военнослужащим в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей форменного обмундирования, специальной одежды на сумму 693 593, 78 рубля.

         Не согласившись с указанными представлением и предписанием в обжалуемой части учреждение обратилось в суд с заявлением об их оспаривании.

         Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, лиц, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит в связи со следующим.

         По условиям статьи 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации: конкретный вид поручаемой работнику работы).

         Пунктом 4.2.7 условий, размеров и порядка осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формировании МЧС России, утвержденных 11риказом МЧС России от 28.12.2015 №700 (далее - Приказ № 700), установлено, что за интенсивность и высокие результаты работы выплачивается надбавка работникам, непосредственно занятым ведением учета вооружения, боеприпасов, боевой техники, имущества и денежных средств по перечням, утверждаемым руководителем (начальником) учреждения МЧС России - от 20 до 30 процентов оклада.

         Согласно приказу о приеме работника на работу oт 03.03.2015 № 44-1С, пункту 1.2 трудового договора, заключенного 03.03.2015 между учреждением и ФИО1 (далее – трудовой договор), работник принимается на должность ведущего специалиста гражданской обороны по организации закупок.

         В соответствии с пунктом 2.1 трудового договора права и обязанности работника регламентированы трудовым законодательством, названным трудовым договором и должностной инструкцией работника.

         В пункте 2.3 трудового договора установлено, что работник обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.

         Должностные обязанности ведущего специалиста гражданской обороны по организации закупок утверждены начальником учреждения 03.03.2015 (далее -должностные обязанности).

         Так, в должностные обязанности ведущего специалиста гражданской обороны по организации закупок входят функции ответственного исполнителя по ведению работы в соответствии с требованиями статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на стадии планирования закупок, стадии определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), стадии исполнения, изменения, расторжения контракта.

         В то же время, названными должностными обязанностями ведущего специалиста гражданской обороны по организации закупок обязанность учета вооружения, боеприпасов, боевой техники, имущества и денежных средств не предусмотрена.

         В соответствии с пунктом 2.1 раздела II «Функции и полномочия контрактной службы» Положения о контрактной службе, утвержденного начальником учреждения - 30.05.2014 (далее - Положение), ведущий специалист гражданской обороны (по организации закупок), помимо обязанностей, указанных в его должностной инструкции:

         - разрабатывает план закупок;

         - организует утверждение плана закупок;

         - размещает в единой информационной системе в сфере закупок план закупок и внесенные в него изменения;

         - разрабатывает план-график;

         - организует утверждение плана- графика;

         - организует обязательное общественное обсуждение закупки товара, работы или услуги в случаях, предусмотренных законодательством;

         - участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков;

         - осуществляет храпение документации по закупкам и хранение аудиозаписей процедур по закупкам.

         Учет вооружения, боеприпасов, боевой техники, имущества и денежных средств пунктом 2.1 раздела II «Функции и полномочия контрактной службы» Положения также не предусмотрен.

         В результате проверки содержания приказов начальника учреждения в отношении ведущего специалиста гражданской обороны по организации закупок ФИО1 установлено, что указанное лицо в 2017 году обязанности работников, непосредственно осуществляющих учет вооружения, имущества, денежных средств (главного бухгалтера, начальника финансовой службы, бухгалтеров финансовой службы или заведующих складами), не выполняла (не замещала).

         Из материалов дела судом установлено, что учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным государственным казенным учреждением.

         В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон №402-ФЗ), бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных названным Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными названным Федеральным законом.

         Согласно статье 5 Закона №402-ФЗ объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

         Вооружение, боеприпасы, боевая техника, имущество и денежные средства являются активами учреждения и подлежат' бухгалтерскому учету в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

         В соответствии с пунктом 11 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий паук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н (далее - Инструкция №157н), систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется субъектом учета в регистрах бухгалтерского учета.

         Согласно материалам дела, в   ходе   проведения   проверки   установлено,   что   ведение   регистров бухгалтерского учета, в которых осуществляется учет наличных и безналичных денежных   средств   в   соответствии   с   требованиями   Инструкции   № 157н, Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными   органами),   органами   местного  самоуправления,  органами управления   государственными   внебюджетными   фондами,   государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 №52н, должностными обязанностями работника ФИО2 не предусмотрено.

         Вместе с тем, приказом начальника учреждения от 09.01.2017 № l-к «О выплате ежемесячных надбавок работникам спасательного центра, непосредственно занятым ведением учета», ведущему специалисту гражданской обороны по организации закупок ФИО1 с 01.01.2017 по 31.12.2017 установлена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за непосредственное ведение учета вооружения, боеприпасов, боевой техники, имущества и денежных средств в размере 20 (двадцати) процентов должностного оклада.

         Таким образом, в нарушение статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части оплаты труда работников каченных учреждений, статьи 162 Бюджетного кодекса Российской   Федерации   в  части  обеспечения  результативности   использования предусмотренных бюджетных ассигнований, пункта 4.2.7 Приказа № 700 в 2017 году ведущему специалисту гражданской обороны по организации закупок ФИО1,   в  должностные  обязанности   которой   не   входит   ведение  учета вооружения, боеприпасов, боевой техники, имущества и денежных средств по расчетно-платежным ведомостям за январь 2017 г. № 3, февраль 2017 г. № б/н, март 2017 г. № 17, апрель 2017 г. № 28, май 2017 г. №35, июнь 2017 г. № 41, июль 2017 г. №51, август 2017 г. № 59. сентябрь 2017 г. №66, октябрь 2017 г. № 76, ноябрь 2017 г. № 85, декабрь 2017 г. № 94 неправомерно начислена, по заявкам на кассовый расход    (далее    -    ЗКР)    от    18.01.2017    №ДУ000024,    от    01.02.2017 № ДУ000079, от 02.03.2017 №ДУ000143, от 15.03.2017 № ДУ000190, от 23.03.2017 № ДУ000232, от 07.04.2017 № ДУ000277, от 24.04.2017 № ДУ000344, от 04.05.2017 № ДУ000407, от 24.05.2017 №ДУ000458, от 08.06.2017 № ДУ000524, от 22.06.2017 № ДУ000570, от 17.07.2017 № ДУ00061, от 02.08.2017 № ДУ000659, от 17.08.2017 № ДУ000713, от 29.08.2017 № ДУ000776, от 18.09.2017 №ДУ000840, от 26.09.2017 № ДУ000901, от 17.10.2017 № ДУ000986, от 26.10.2017 № ДУ001020, от 15.11.2017 № ДУ001068, от 27.11.2017 № ДУ001115, от 15.12.2017 № ДУ001174, от 18.12.2017 № ДУ001 190 перечислена на карточный счет и по платежной ведомости за февраль 2017 г. № 11 к расходному кассовому ордеру от 22.02.2017 №20 выплачена из кассы ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за непосредственное ведение учета вооружения, боеприпасов, боевой техники, имущества и денежных средств в размере 49057 рублей 12 копеек.

         В доводах жалобы учреждение фактически приводит ссылки на положения приказов и должностной инструкции, однако доказательств, подтверждающих замещение ФИО1 в период 2017 года должностей, предусматривающих ведение учета вооружения, боеприпасов, боевой техники, имущества и денежных средств, суду не представлено.

         Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал пункт 1 оспариваемого предписания обоснованным и соответствующим действующему законодательству.

         В отношении факта ненадлежащего учета форменного обмундирования, специальной одежды па сумму 693593 рубля 78 копеек, выданных военнослужащим в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, судом установлено следующее.

         В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - Закон № 58-ФЗ) система государственной службы включает в себя:

         - государственную гражданскую службу;

         - военную службу;

         - государственную службу иных видов.

         Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

         В статье 4 Закона № 58-ФЗ установлено, что федеральная государственная   служба - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов.

         Согласно статье 2 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования). Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

         В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы, военных сборов по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти пли федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба). Порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом определяется Правительством Российской Федерации.

         Согласно пункту 4 Правил №390 под вещевым имуществом понимаются предметы военной формы одежды, знаки различия, белье, постельное белье и постельные принадлежности, специальное и санитарно-хозяйственное имущество, палатки, брезенты, мягкие контейнеры, спортивное и альпинистское имущество, ткани и материалы для изготовления вещевого имущества, расходные материалы.

         Пунктом 12 Правил №390 установлено, что сроком носки (эксплуатации) предмета вещевого имущества является установленный нормой снабжения период времени, в течение которого предмет вещевого имущества должен находиться в пользовании военнослужащего.

         В соответствии с пунктом 27 Правил №390 вещевое имущество личного пользования, выданное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, переходит в их собственность по окончании срока его носки.

         Согласно информации; размещенной на официальном сайте информации об учреждениях bus.gov.ru, в соответствии с Общероссийским классификатором организационно-правовых форм учреждению присвоен код - 75104 «Федеральное государственное казенное учреждение».

         Согласно абзацу 1 пункта 1 Инструкции № 157п данная Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий  наук,  государственных (муниципальных) учреждений устанавливает единый    порядок    применения    субъектами    учета    единого    плана    счетов бухгалтерского  учета  для   государственных  органов   власти   (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными   фондами,   государственных   академии   наук,   государственных (муниципальных) учреждений (далее - Единый план счетов), обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов, в том числе требования по их признанию, оценке, группировке, общие способы и правила организации и ведения бюджетного учета учреждениями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств

         Согласно абзацу 3 пункта 1 Инструкции №157н, единый план счетов предназначен для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных академий наук, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, и полученных по указанным операциям финансовых результатах (далее - объекты учета).

         В соответствии с абзацем 8 пункта 3 Инструкции № 157н, информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе па забалансовых, рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат па се формирование.

         Пунктом 385 Инструкции №157н установлено, что забалансовый счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» предназначен для учета форменного обмундирования, специальной одежды и иного имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.

         Из материалов дела усматривается, что в нарушение абзаца 5 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 7 Закона № 402-ФЗ, абзацев 8, 9 пункта 3, пункта 385 Инструкции №157н в 2017 году форменное обмундирование, специальная одежда на сумму 693 593 рубля 78 копеек, выданные военнослужащим в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, отнесены учреждением на расходы текущего финансового года по дебету счета 040120272 «Расходование материальных запасов» без отражения в бухгалтерском учете учреждения на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».

        Как верно указал суд первой инстанции, статус лица (сотрудник, работник, военнослужащий), которому выданы материальные ценности во владение и безвозмездное пользование до истечения срока носки, не имеет правового значения для ведения такого учета.

         Учитывая изложенное, оспариваемые предписание и представление соответствуют положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

         Выводы суда первой инстанции коллегия признает обоснованными, сделанными при правильном применением норм материального права, в связи с чем, основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого по делу решения, коллегия также не установила.

         Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 12.03.2019  по делу №А24-7691/2018  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

         Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Т.А. Солохина

Судьи

А.В. Гончарова

Е.Л. Сидорович