НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Камчатского края от 17.07.2019 № А24-3871/18

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-3871/2018

18 июля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июля 2019 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Л. Сидорович,

судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Наин»,

апелляционное производство № 05АП-4252/2019

на решение от 04.05.2019

судьи А.М. Сакуна

по делу № А24-3871/2018 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Наин»                            (ИНН 4100012896, ОГРН 1024101029061)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (ИНН 4101035889, ОГРН 1044100663507)

о признании возможности принудительного взыскания сумм недоимок, пеней и штрафов, указанных в справке № 113892 от 28.06.2018 всего на общую сумму 6 793 737,33 руб., утраченной и безнадежной к взысканию, обязанность по их уплате прекращенной,

третье лицо: Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда по г. Петропавловску-Камчатскому Камчатского края,

при участии: лица, участвующие в деле, не явились,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Наин» (далее – заявитель, ООО «Наин», общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее – налоговый орган, инспекция) о признании возможности принудительного взыскания сумм недоимок, пеней и штрафов, указанных в справке № 113892 от 28.06.2018 всего на общую сумму 6 793 737,33 руб., утраченной, сами эти суммы безнадежными к взысканию и обязанность истца по их уплате прекращенной:

- недоимок на сумму 4 127 825,91 руб.,

- пени на сумму 2 434 876,52 руб.,

- штрафов на сумму 231 034,90 руб., в том числе:

- ФБ налог на прибыль 11 368,00 руб., пени 3 782,58 руб.,

- ОБ налог на прибыль 64431,00 руб., пени 33 055,60 руб.,

- НДФЛ 778 107,00 руб., пени 572 238,47 руб., штрафы 221 482,00 руб.

- страховые взносы в ПФ до 01.01.2017 387,33 руб., пени 480 375,74 руб.,

- страховые взносы в ПФ с 01.01.2017 1 010 646,99 руб., пени 173 752,79 руб.,

- страховые взносы в ФСС до 01.01.2017 пени 73 732,44 руб.,

- страховые взносы в ФСС с 01.01.2017 114 689,57 руб., пени 21 030,86 руб., - страховые взносы в ФОМС до 01.01.2017 пени 114 795,81 руб.,

- страховые взносы в ФОМС с 01.01.2017 261 550,24 руб. пени 39 565,72 руб.,

- страховые взносы в ПФ по доп. тарифу пени 62,84 руб.,

- НДС 1 618 310,11 руб., пени 835 437,81 руб., штрафы 9 352,90 руб.,

- налог на имущество 16 260,00 руб., пени 23 107,65 руб.,

- транспортный налог 203 683,00 руб., пени 54 500,12 руб.,

- земельный налог 48 780,00 руб., пени 9 438,09 руб.,

- штрафы за нарушение налогового законодательства 200,00 руб.;

Определением суда от 19.12.2018 к участию в деле № А24-3871/2018, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Петропавловску-Камчатскому Камчатского края.

От инспекции поступило заявление о частичном признании иска в части требований общества о признании задолженности по начисленным пеням по НДС в сумме 105 849 руб. 65 коп., по транспортному налогу с организаций в сумме 9560 руб. 55 коп., по земельному налогу в сумме 707 руб. 01 коп., по налогу на имущество организаций в размере 5 835 руб. 16 коп., числящиеся на лицевом счете ООО «Наин» безнадежными ко взыскании, которое принято судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

  Решением от 04.05.2019 суд удовлетворил заявленные требования частично: признал задолженность по начисленным пеням по НДС в сумме 105 849 руб. 65 коп., по транспортному налогу с организаций в сумме 9560 руб. 55 коп., по земельному налогу в сумме 707 руб. 01 коп., по налогу на имущество организаций в размере 5 835 руб. 16 коп.., числящиеся на лицевом счете ООО «Наин», безнадежными ко взысканию, а обязанность по их уплате – прекращённой; в остальной части исковых требований отказал.

Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении требований, общество обжаловало его в апелляционном порядке, просит его отменить в обжалуемой части. 

Полагает, что требования заявителя подлежали удовлетворению в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Мотивы, по которым заявитель не согласен с принятым судебным актом, податель жалобы не приводит.

Налоговый орган в представленном в материалы дела в порядке статьи 262 АПК РФ письменном отзыве с апелляционной жалобой не согласился, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле не явилиcь, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу общества в отсутствие лиц, участвующих в деле.

В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

В связи с тем, что налогоплательщик и инспекция не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем части.

Исследовав материалы дела, судебной коллегией установлено следующее.

ООО «Наин» обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому за получением справки о состоянии расчетов по налогам и сборам.

28.06.2018 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому на основании обращения ООО «Наин» выдана справка № 113892, в которой отражена задолженность перед бюджетом на общую сумму 6 793 737 руб. 33 коп.

Полагая, что отражение в справке от 28.06.2018 указанной задолженности нарушает права и законные интересы налогоплательщика, истец обратился с настоящим заявлением в суд о признании задолженности на общую сумму 6 793 737 руб. 33 коп. безнадежной к взысканию, а обязанность по ее уплате прекращенной.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав апелляционную жалобу, отзыв на нее, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

При наличии недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога (пункт 2 статьи 70 НК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 70 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате пеней, штрафов.

Согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу положений пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства (пункт 1 статьи 46 НК РФ).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 НК РФ).

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (пункт 7 статьи 46 НК РФ).

В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 1 статьи 47 НК РФ).

Согласно пунктам 9, 10 статьи 46 и пункту 8 статьи 47 НК РФ положения данных статей применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов.

Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 № 13592/04, взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Именно с момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.

Предусмотренные статьями 46 и 47 Кодекса меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.

Следовательно, Налоговым кодексом Российской Федерации для каждого этапа установлен соответствующий порядок и конкретные сроки реализации, при нарушении одного из этапов процедуры взыскания налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие действия по осуществлению последующего этапа процедуры взыскания, то есть налоговый орган утрачивает полномочия по бесспорному внесудебному взысканию.

В соответствии подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 30.07.2013 № 57 (далее – Постановление № 57) по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Аналогичное мнение высказал Конституционный Суд РФ в Определении от 26.05.2016 № 1150-О.

Как следует из материалов дела, налоговый орган признал требования в части задолженности по начисленным пеням по НДС в сумме 105 849 руб. 65 коп., по транспортному налогу с организаций в сумме 9 560 руб. 55 коп., по земельному налогу в сумме 707 руб. 01 коп., по налогу на имущество организаций в размере 5 835 руб. 16 коп., числящиеся на лицевом счете ООО «Наин» безнадежными к взысканию, в связи с отсутствием доказательств принятием мер по взысканию с налогоплательщика начисленных пеней за периоды соответственно с 2007 по 2015 годы. В связи с чем суд удовлетворил требования заявителя в части признания инспекцией требований общества. ООО «Наин» в указанной части решение суда не обжалует.

Как следует из материалов дела и текста письма Инспекции от 07.09.2018 № 09-24/17346, задолженность сложилась из сумм начислений, заявленных к уплате в бюджет по данным налоговых деклараций, расчетов по страховым взносам представленных ООО «Наин» и обязательств, возникших по результатам проведения камеральных проверок и выездной налоговой проверки, а именно:

1) расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 9 месяцев 2017 года, 2017 год, 1 квартал 2018 года;

2) расчетов по страховым взносам за 9 месяцев 2017 года, 2017 год, 1 квартал 2018 года;

3) декларации по транспортному налогу за 2017 год;

4) деклараций по налогу на добавленную стоимость за 3 и 4 кварталы 2017 года, 1 квартал 2018 года;

5) деклараций по налогу на имущество организаций за 2017 год, 1 квартал 2018 года;

6) деклараций по земельному налогу за 2016 и 2017 годы;

7) решения инспекции о доначислениях по выездной налоговой проверке от 17.01.2017 №13-12/2 по налогу на доходы физических лиц за 2014–2016 годы – недоимка 1 186 515 руб., пени 203 766 руб. и штраф по 123 НК РФ в размере 94 979 руб. 20 коп.;

8) решения инспекции о доначислениях по выездной налоговой проверке от 20.01.2015 №13-12/2 по налогу на добавленную стоимость за 2011-2012 годы – недоимка 772 273 руб., пени 216 708 руб. и штраф по 122 НК РФ в размере 72 944 руб. 20 коп.;

9) решения инспекции о доначислениях по камеральной проверке от 07.11.2017 № 10-09/7107 штрафа по статье 126 НК РФ в размере 200 руб.;

10) решения инспекции о доначислениях по камеральной проверке 14.07.2015 № 4534 штрафа по статье 119 НК РФ в размере 9352 руб.;

11) решения инспекции о доначислениях по камеральной проверке от 25.12.2017 № 10-08/10103 штрафа НДФЛ по статье 123 НК РФ в размере 71295 руб. 20 коп.;

12) решения инспекции о доначислениях по камеральной проверке от 24.03.2017 № 10-08/8441 штрафа НДФЛ по статье 123 НК РФ в размере 55 207 руб.;

13) деклараций по налогу на прибыль организаций за 2017 год и 1 квартал 2018 года;

14) переданного сальдо по страховым взносам до 01.01.2017 от Пенсионного фонда Российской Федерации.

По материалам дела установлено, что в отношении общества инспекцией были приняты меры, предусмотренные статьями 45, 46, 47, 69, 70 НК РФ, что подтверждается представленными в материалы дела требованиями об уплате налогов, пеней, штрафных санкций, решениями о взыскании денежных средств, находящихся на расчетных счетах налогоплательщика (статья 46 НК РФ), решениями о взыскании за счет имущества налогоплательщика (статья 47 НК РФ), постановлениями, выставленными в порядке статьей 46, 47 НК РФ.

Кроме того, из материалов дела следует, что задолженность общества перед бюджетом, ранее отраженная в справке № 113892 от 28.06.2018 частично погашена на день судебного разбирательства, в связи с чем, как правильно указал суд первой инстанции, она признанию безнадежной к взысканию не подлежит.

Так, недоимка по налогу на прибыль организаций, зачисляемого федеральный бюджет составляет всего 59 руб. (из 11 368 руб.), пени не погашены – задолженность та же, что и в справке от 28.06.2018 – 3 782 руб. 58 коп.; недоимка по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации составляет всего 345 руб. (из 64 431 руб.), пени не погашены – задолженность та же, что и в справке от 28.06.2018 – 33 055 руб. 60 коп.; недоимка по налогу на добавленную стоимость составляет 0 руб., т.е. погашена в полном объеме (из 1 618 310 руб.), пени не погашены в полном объеме, задолженность составляет 780 060 руб. 51 коп. (из 835 437 руб. 81 коп.); недоимка по налогу на доходы физических лиц составляет 0 руб., т.е. погашена в полном объеме (из 778 107 руб. и из 1186 515 руб.), пени и штрафы не погашены в полном объеме, задолженность составляет 203 766 руб. 66 коп, по пени и по штрафу – 94 979 руб. 20 коп.; недоимка по налогу на имущество организаций составляет 0 руб., т.е. погашена в полном объеме (из 16 260 руб.), пени не погашены в полном объеме, задолженность составляет 23 107 руб. 65 коп.; недоимка по транспортному налогу составляет 0 руб., т.е. погашена в полном объеме (из 203 683 руб.), пени не погашены в полном объеме, задолженность составляет 54 500 руб. 12 коп.; недоимка по земельному налогу составляет 0 руб., т.е. погашена в полном объеме (из 48 780 руб.), пени не погашены в полном объеме, задолженность составляет 9 438 руб. 09 коп.; недоимка по уплате страховых взносов в ПФ РФ составляет 0 руб., т.е. погашена в полном объеме (из 1 010 646 руб. 99 коп.), недоимка по обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности составляет 0 руб., т.е. погашена в полном объеме (из 114 689 руб. 00 коп.), недоимка по уплате страховых взносов в ФФОМС составляет 0 руб., т.е. погашена в полном объеме (из 261 550 руб. 24 коп.), пени не погашены в полном объеме, задолженность в ПФ РФ составляет 480 375 руб. 74 коп., на обязательное социальное страхование 21 030 руб. 96 коп., в ФФОМС 114 795 руб. 81 коп.

Согласно информации, представленной налоговым органом, по состоянию на 31.12.2016 за налогоплательщиком числилась задолженность по уплате пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 114 795,81 руб., пени в ФСС в сумме 73 732,44 руб. и пени в ПФ РФ.

По состоянию на день судебного разбирательства меры принудительного взыскания не окончены. Таким образом, задолженность в указанных суммах не может быть признана безнадежной к взысканию.

По задолженности по страховым взносам за периоды с 01.01.2017 судом установлено следующее.

Налоговым органом выявлена недоимка по страховым взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ с 01.01.2017 в сумме 1 010 646,99 руб. начислены пени в сумме 173 752,79 руб., по страховым взносам в ФСС в сумме 114 689,57 руб., начислены пени в сумме 21 030,86 руб., по страховым взносам в ФОМС в сумме 261 550,24 руб., начислены пени в сумме 39 565,72 руб.

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а также в случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 23 Закона № 212-ФЗ недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказалось невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам» (далее - Постановление № 820).

В пункте 1 Постановления № 820 приведен перечень случаев, которые являются основанием для признания безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящейся за отдельными плательщиками страховых взносов, и задолженности по начисленным пеням и штрафам, к числу которых подпунктом «г» отнесено принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе при вынесении судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Признание задолженности безнадежной к взысканию, с учетом статьи 23 Федерального закона № 212-ФЗ, подразумевает под собой придание определенного статуса задолженности плательщика перед бюджетом, при которой ее взыскание невозможно осуществить (она числится на лицевых счетах за плательщиком), но субъект административных полномочий (пенсионный орган) не имеет правовых оснований для начала и осуществления процедуры ее взыскания (как в судебном, так и внесудебном порядках).

При этом, признание безнадежной к взысканию задолженности в самостоятельном судебном производстве (в отличие от случаев оспаривания ненормативных актов) возможно только тогда, когда пенсионным органом не предпринято каких-либо действий по ее взысканию, либо принятые меры к взысканию оспорены, признаны недействительными, а сроки принятия новых мер истекли.

В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ (ред. от 30.11.2016) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» инспекции в отношении налогоплательщика принято из ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Петропавловску-Камчатскому Камчатского края краю сальдовые остатки, в связи с чем, у налогоплательщика образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС и ФСС.

В целях реализации положений, изложенных в статьях 6, 7 Федерального закона № 436-ФЗ, ФНС России и ПФ РФ в соответствии совместным письмом от 02.03.2018 № ГД-4-8/4126/НП-30-24/3917, проведена работа по согласованию и передаче территориальными органами ПФ РФ в налоговые органы списков плательщиков страховых взносов, имеющих суммы задолженности, по которым истекли сроки взыскания после 01.01.2017.

В результате указанной работы установлено, что в списках налогоплательщик не отражен и спорная задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС, ФСС и ПФ РФ не является задолженностью, по которой истекли сроки взыскания после 01.01.2017, и списанию, в соответствии со статьями 6, 7 Федерального закона № 436-ФЗ, не подлежит.

Из представленных в материалы дела доказательств, не установлено оснований для признания задолженности по страховым взносам безнадежной ко взысканию, поскольку меры принудительного взыскания указанной задолженности не окончены.

При этом, судом первой инстанции правильно отмечено, что задолженность, которая в результате предпринятых предусмотренными статьями 46, 47, 69 НК РФ мер принудительно взыскана, или уплачена истцом, означает отсутствие у налогоплательщика указанной задолженности и, соответственно отсутствие обязанности по ее уплате, не может быть признана судом безнадежной к взысканию и списана налоговым органом в порядке, определенном статьей 59 НК РФ, ввиду отсутствия установленных законом оснований.

Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которым бы суд первой инстанции не дал правовой оценки и которые бы влияли на оценку судебного акта первой инстанции.

На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 рублей возлагаются на её заявителя.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 04.05.2019  по делу №А24-3871/2018  в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Е.Л. Сидорович

Судьи

Л.А. Бессчасная

Т.А. Солохина