АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июня 2018 года № Ф03-1609/2018
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2018 года .
Полный текст постановления изготовлен июня 2018 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой
Судей: Н.В. Меркуловой, Т.Н. Никитиной
при участии:
от краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий»: ФИО1, представитель по доверенности от 07.12.2017 № 115;
от Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю: представитель не явился;
от Правительства Камчатского края: ФИО2, представитель по доверенности от 25.04.2018 № 63;
от Министерства социального развития и труда Камчатского края: ФИО2, представитель по доверенности от 10.01.2018 № 30.02/35;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю
на решение от 25.12.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2018
по делу № А24-4910/2017 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.М. Сакун; в суде апелляционной инстанции судьи: Л.А. Бессчасная, В.В. Рубанова, Е.Л. Сидорович
по заявлениюкраевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 683023, <...>)
кУправлению Федерального казначейства по Камчатскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 683003, <...>)
третьи лица:Правительство Камчатского края, Министерство социального развития и труда Камчатского края
опризнании недействительными представления и предписания
Краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее – КГКУ «Центр выплат», учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительными представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее – УФК по Камчатскому краю, управление) от 28.07.2017 № 38-23-06/12-11 и предписания от 28.07.2017 № 38-23-06/12-12.
Определениями от 01.11.2017 и от 29.11.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Камчатского края и Министерство социального развития и труда Камчатского края.
Решением суда от 25.12.2017 (с учетом дополнительного решения от 12.01.2018), оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2018, оспариваемые представление и предписание признаны недействительными.
В кассационной жалобе УФК по Камчатскому краю просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить как принятые с нарушением норм материального права, дело направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя кассационной жалобы, судебными инстанциями неправомерно не были применены положения Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) о том, что за счет средств федерального бюджета инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере только 50 процентов. Указывает, что оспариваемые ненормативные акты вынесены, поскольку за счет средств федерального бюджета была произведена часть выплат, в размерах, превышающих льготы, установленные федеральным законодательством. При определении размера суммы подлежащей возврату, управление исходило из конкретных, подтвержденных квитанциями-счетами на оплату жилищно-коммунальных услуг, сведений.
Учреждение и третьи лица в отзывах на кассационную жалобу и их представители в судебном заседании просили принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, жалобу – без удовлетворения.
Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Определением от 17.05.2018 судебное разбирательство было отложено на 13.06.2018 на 16 часов 40 минут.
Учитывая, что судья И.А. Мильчина на дату рассмотрения дела находится в отпуске, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.06.2018 произведена замена судьи И.А. Мильчиной, участвовавшей 17.05.2018 в рассмотрении кассационной жалобы, на судью Н.В. Меркулову. Сформирован следующий состав суда для рассмотрения указанной кассационной жалобы: Е.П. Филимонова, Н.В. Меркулова, Т.Н. Никитина. Рассмотрение кассационной жалобы начато с самого начала.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, УФК по Камчатскому краю на основании приказа от 31.05.2017 № 245 «О назначении контрольного мероприятия» в период с 13.06.2017 по 28.06.2017 в отношении КГКУ «Центр выплат» проведена выездная проверка использования средств федерального бюджета, предоставленных бюджетам Российской Федерации на реализацию переданных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2016 году в соответствии с Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 861.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 28.06.2017.
В ходе проверки управлением установлено, что решениями о назначении ежемесячной денежной компенсации 12 гражданам-инвалидам часть платы за коммунальные услуги назначены и оплачены исходя из размера регионального стандарта в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Камчатского края от 18.12.2012 № 565-П «О предоставлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае» (далее – Постановление № 565-П).
Вместе с тем Постановление № 565-П решением Камчатского краевого суда от 29.07.2016 признано недействующим, поскольку размер льготы в виде скидки не соответствовал норме Федерального закона № 181-ФЗ, что привело к излишней выплате гражданам-инвалидам в 2016 году денежной компенсации в сумме 193 612, 17 руб.
28.07.2017 УФК по Камчатскому краю вынесено предписание № 38-23-06/12-12 на основании статей 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации в сумме 193 612, 17 руб. в добровольном или судебном порядке; произведении перерасчета ежемесячной денежной компенсации на оплату расходов по содержанию жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и уплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда) за 2016 год в размере 50%, с учетом фактически понесенных расходов отдельными категориями граждан, относящихся к категории инвалидов и семьям, имеющим детей-инвалидов, зарегистрированных учреждением и проживающих на территории Камчатского края по состоянию на 01.01.2017.
Одновременно вынесено представление от 28.07.2017 № 38-23-06/12-11 с требованием о рассмотрении информации об указанных в представлении нарушениях законодательства Российской Федерации и о принятии мер по устранению причин и условий их совершения.
Не согласившись с вышеуказанными представлением и предписанием, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно руководствовались статьями 265, 266.1, 269.2. 270.2 БК РФ, статьями 4, 5, 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ, статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 3 Постановления № 565-П и приложениями 2, 3 к нему.
Приложениями 2 и 3 к Постановлению № 565-П было предусмотрено исчисление ежемесячной денежной компенсации части платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги с учетом количества членов семьи в размере от 35 до 65 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости жилищных услуг и (или) от 35 до 65 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости коммунальных услуг (подпункты «а» - «д» пункта 5 части 1 приложения 2), а также ежегодной денежной компенсации части платы за твердое топливо (дрова и/или уголь), включая транспортные услуги для его доставки, с учетом количества членов семьи от 35 до 65 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости твердого топлива (дрова и/или уголь), и от 35 до 65 процентов стоимости транспортных услуг для его доставки (подпункты «а» – «д» пункта 3 части 1 приложения 3).
Решением Камчатского краевого суда от 29.07.2016 по делу № 3А-12/2016, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2016 № 60-АПГ16-10, Постановление № 565-П признано недействующим в вышеуказанной части со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку размер льготы в виде скидки не соответствовал норме Федерального закона № 181-ФЗ (50 процентов компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги).
Решение Камчатского краевого суда от 29.07.2016 по делу № 3А-12/2016 вступило в законную силу 14.12.2016, следовательно, с указанной даты не подлежат применению нормы Постановления № 565-П.
Постановлением Правительства Камчатского края от 12.05.2017 № 201-П Постановление № 565-П признано утратившим силу с 01.01.2017.
Как следует из материалов дела, КГКУ «Центр выплат» в период с 01.01.2016 по 13.12.2016 осуществило начисление и произвело выплаты денежной компенсации гражданам-инвалидам, исходя из размера регионального стандарта в порядке предусмотренном Постановлением № 565-П, в сумме 193 612, 17 руб.
С 13.12.2016 до конца календарного 2016 года выплат денежной компенсации в размере согласно Постановлению № 565-П учреждением не осуществлялось.
Таким образом, в 2016 году начисление и выплата ежемесячной и (или) ежегодной компенсации отдельным категориям граждан производились в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Камчатского края.
УФК по Камчатскому краю полагает, что вся сумма исчисленной и выплаченной денежной компенсации 12 гражданам-инвалидам в 2016 году (193 612, 17 руб.) в рамках Постановления № 565-П является излишней выплатой.
Делая вывод о неправомерной выплате денежной компенсации в 2016 году в названной сумме, управление указало на необходимость проведения расчета в виде 50 процентной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг. Вместе с тем, каких либо платежных документов, квитанций, подтверждающих фактическое несение расходов на оплату коммунальных услуг, превышающих 50 % размера компенсации, в материалы дела не представлено.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание отсутствие доказательств выплаты сумм компенсации за коммунальные услуги 12 гражданам-инвалидам исходя из размера, установленного Постановлением № 565-П, исключительно за счет средств федерального бюджета или превышения 50 % размера компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги, предусмотренного Федеральным законом № 181-ФЗ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что представление от 28.07.2017 № 38-23-06/12-11 и предписание от 28.07.2017 № 38-23-06/12-12 не соответствуют положениям бюджетного законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, свидетельствуют о несогласии управления с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.12.2017 (с учетом дополнительного решения от 12.01.2018), постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2018 по делу № А24-4910/2017 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.П. Филимонова
Судьи Н.В. Меркулова
Т.Н. Никитина