НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Камчатского края от 13.06.2018 № Ф03-1495/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июня 2018 года                                                                        № Ф03-1495/2018

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2018 года .

Полный текст постановления изготовлен июня 2018 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Т.Н. Никитиной

Судей:   Н.В. Меркуловой, Е.П. Филимоновой

при участии:

от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская станция скорой медицинской помощи» - Гудко Н.А.,  представитель по доверенности от 09.01.2018;

от Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю - представитель не явился;

от Министерства здравоохранения Камчатского края - Остринская Л.В., представитель по доверенности от 16.02.2018 №  21.08/1368;

от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края - представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю

на решение от 22.12.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018

по делу №   А24-5011/2017

Арбитражного суда Камчатского края

дело рассматривали:  в суде первой инстанции судья А.М. Сакун; в суде апелляционной инстанции судьи:  Е.Л. Сидорович, Л.А. Бессчасная, Т.А.Солохина

по заявлениюгосударственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская станция скорой медицинской помощи» (ОГРН 1024101029435, ИНН  4101041931, место нахождения: 683009, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Академика Королева, 61/1)

кУправлению Федерального казначейства по Камчатскому краю (ОГРН 1074101007793, ИНН  4101120541, место нахождения: 683003, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Ленинградская, 89)

третьи лица:Министерство здравоохранения Камчатского края, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Камчатского края

о признании недействительным предписания

государственное бюджетное учреждение здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская станция скорой медицинской помощи» (далее – учреждение, медицинская организация, ГБУ ЗКК «Петропавловск-Камчатская городская станция скорой медицинской помощи») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее – УФК по Камчатскому краю) от 13.06.2017 № 38-24-06/12-96.

К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство здравоохранения Камчатского края, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Камчатского края.

Решением суда от 22.12.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 требования ГБУ ЗКК «Петропавловск-Камчатская городская станция скорой медицинской помощи» удовлетворены, предписание УФК по Камчатскому краю от 13.06.2017 № 38-24-06/12-96 признано недействительным.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе УФК по Камчатскому краю, полагающего, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем просит их отменить.

В обоснование кассационной жалобы приводит доводы о том, что проведенной проверкой подтверждены обстоятельства, указывающие на использование  субвенции, предоставленной из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выплату районного коэффициента в повышенном размере к заработной плате работников учреждения на сумму 8 516 062,11 руб. 

Ссылаясь на Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» указывает, что для Камчатской области утвержден районный коэффициент к заработной плате 1,6. В соответствии с Законом Камчатского края от 29.12.2014 № 561 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях» (далее – Закон № 561) такой коэффициент к заработной плате установлен в размере 1,8. При этом в Законе № 561 определено, что указанные дополнительные гарантии, являются расходными обязательствами Камчатского края и осуществляются за счет средств краевого бюджета.

ГБУ ЗКК «Петропавловск-Камчатская городская станция скорой медицинской помощи» представлен отзыв, поддержанный представителем в судебном заседании суда кассационной инстанции, в котором выражено несогласие с доводами кассационной жалобы; считает, что судами сделан обоснованный вывод об отсутствии у УФК по Камчатскому краю полномочий для вынесения оспариваемого предписания; просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство здравоохранения Камчатского края и его представитель в судебном заседании указали на несостоятельность изложенных в жалобе доводов и отсутствие оснований для её удовлетворения.

Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Камчатского края представлен отзыв, в котором приведены доводы о законности оспариваемых судебных актов и несостоятельности кассационной жалобы. 

УФК по Камчатскому краю, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Камчатского края, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие. Указанными лицами, представлены ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей.

Определением от 09.06.2018 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ  в составе суда произведена замена (судья Мильчина И.А. заменена на судью Меркулову Н.В.), после чего судебное разбирательство произведено с самого начала.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав мнение представителей, а также проверив правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального законодательства, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

 Как следует из материалов дела, УФК по Камчатскому краю в период с 05.04.2017 по 12.05.2017 проведена выездная проверка в отношении ГБУ ЗКК «Петропавловск-Камчатская городская станция скорой медицинской помощи» по вопросу использования средств из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Федерального ФОМС), направленных на реализацию мероприятий подпрограмм государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

 По результатам выездной проверки составлен акт от 12.05.2017, в котором отражено, что в проверяемом периоде средства из федерального бюджета в учреждение не поступали; при этом проверкой правильности применения районного коэффициента и северных надбавок при начислении заработной платы установлено, что при начислении заработной платы работникам незаконно потрачены средства субвенции на выплату повышенного районного коэффициента 0,2% в сумме 8 516 062,11 руб., тогда как следовало выплатить за счет средств краевого бюджета.

  13.06.2017 УФК по Камчатскому краю было вынесено предписание №38-24-06/12-96, в соответствии с которым  на учреждение возложена обязанность  по возмещению причиненного Российской Федерации ущерба  в сумме 8 516 062, 11 руб.

Учреждение не согласилось с предписанием  и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

  Удовлетворяя заявленные требования, суды  руководствуясь статьями  14, 152, 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьями 9, 15, 27, 28, 35, 38 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ), статьей 313 Трудового кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1), пунктами 1, 2.8. Типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, являющегося приложением к приказу Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 № 1030н (далее – Типовой договор), пунктом 4.3 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Камчатского края на 2016 год, утверждённой постановлением Правительства Камчатского края от 25.01.2016 № 19-П (далее - Территориальная программа на 2016 год), Требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, утверждёнными приказом Федерального ФОМС от 18.11.2014 № 200 (далее - Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения), Правилами распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 462, исходили из недоказанности  факта использования для выплаты  спорной суммы именно средств субвенции, предоставленной из бюджета Федерального ФОМС, пришли к выводу о незаконности предписания.

Кроме того, суды сделали вывод об  отсутствии полномочий УФК по Камчатскому краю по выдаче предписания ГБУ ЗКК «Петропавловск-Камчатская городская станция скорой медицинской помощи», поскольку данное учреждение  не является объектом государственного финансового контроля. Данный вывод суд кассационной инстанции  находит ошибочным исходя из следующего.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (часть 1 статьи 265 БК РФ).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (часть 3 статьи 265 БК РФ).

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, государственные (муниципальные) учреждения (часть 1 статьи 266.1 БК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 названного Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 3 статьи  270.2 БК РФ).

Таким образом, предписание об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, может быть выдано по результатам внутреннего контроля, без каких-либо исключений для бюджетных учреждений в этой части.

К полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, в том числе: утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (подпункт 1 части 1 статьи 6 Закона №326).

Согласно части 1 статьи 27 Закона № 326-ФЗ субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона полномочий предоставляются в объеме, установленном федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период. Порядок и условия распределения и предоставления субвенций из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №462 (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил субвенции из бюджета Федерального ФОМС бюджетам территориальных фондов предоставляются в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении полномочий Российской Федерации в сфере ОМС, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона №326-ФЗ.

Статьей 14 БК РФ установлено, что бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Таким образом, передаваемые из бюджета Федерального  ФОМС субвенции обеспечивают расходные обязательства субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 15 Закона № 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Частью 1 статьи 38 Закона № 326-ФЗ, пунктом 1 Типового договора установлено, что территориальный фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере ОМС, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе ОМС, за счет целевых средств.

Судами установлено, что в проверенный период учреждение не получало средства субвенции из Федерального ФОМС, медицинское учреждение не могло оплатить спорную сумму  за  счет средств субвенции. Оказываемая учреждением медицинская помощь в части, приходящейся на заработную плату работников, оплачивалась страховыми компаниями в соответствии с заключенными договорами на предоставление медицинской помощи в системе  ОМС в пределах средств, полученных от территориального ФОМС.  В 2016 году оказание бесплатной медицинской помощи по ОМС гражданам и ее оплата осуществлялись на основании договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенных ГБУ ЗКК «Петропавловск-Камчатская городская станция скорой медицинской помощи» с АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» и  с ООО «Страховая компания ДАЛЬ-РОСМЕД».

Постановлением Правительства Камчатского края от 25.01.2016 № 19-П утверждена «Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Камчатского края на 2016 год».

Частью 4.3 Территориальной программы на 2016 год, установлено, что порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС устанавливаются в соответствии с Законом №326-ФЗ.

Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет структуру тарифа на оплату медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона №326-ФЗ).

Частью 7 статьи 35 Закона №326-ФЗ установлена  структура тарифа на оплату медицинской помощи, включающая  в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.

Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 № 158н в составе Правил обязательного медицинского страхования (раздел XI) (далее - Правила ОМС).

Указанной методикой (пункт 158.4 Правил ОМС) установлено, что затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются исходя из потребности в количестве персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с действующей системой оплаты труда.

 Статьями 1, 3 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 установлено, что гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем.

Как следует из материалов дела и установлено судами, во исполнение Краевого трехстороннего Соглашения между Правительством Камчатского края, Федерацией профсоюзов Камчатки и объединениями работодателей Камчатского края на 2014-2016 годы от 28.02.2014 работникам медицинской организации коллективными договорами от 23.10.2013 и от 17.11.2016 установлен районный коэффициент в размере 1,8 за работу в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Проанализировав, имеющиеся в материалах дела документы, суды установили, что средства ОМС использованы учреждением на оплату труда, с учетом  начислений на выплаты по оплате труда, то есть соблюдено условие о целевом использовании средств ОМС. Доказательств обратного не представлено.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, принимая  во внимание отсутствие доказательств выплаты спорной суммы  за счет средств субвенции, предоставленной  из бюджета  Федерального ФОМС, суды пришли к правильным выводам о незаконности предписания и  правомерно удовлетворили требование учреждения.

Приведенные в кассационной жалобе ссылки на судебную практику по иным делам судом округа во внимание не принимаются, поскольку они приняты по иным фактическим обстоятельствам.

Доводы кассационной жалобы о необходимости иной оценки доказательств (документов), являлись предметом рассмотрения в суде  апелляционной инстанции,  не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и несоответствии выводов судов обстоятельствам дела; несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств не может быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции.

Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанных судами выводов, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.

Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.12.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 по делу № А24-5011/2017 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           Т.Н. Никитина                    

Судьи                                                                                    Н.В. Меркулова         

                                                                                         Е.П. Филимонова