АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июля 2016 года № Ф03-3033/2016
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2016 года .
Полный текст постановления изготовлен июля 2016 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Е.Н. Захаренко
судей: Г.А. Камалиевой, А.В. Солодилова
при участии:
без участия представителей сторон и третьего лица;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
на решение от 05.02.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016
по делу № А24-3981/2015 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Л.А. Барвинская; в суде апелляционной инстанции судьи: И.С. Чижиков, К.П. Засорин, Л.Ю. Ротко
по иску индивидуального предпринимателя Федоровского Александра Антоновича
кПетропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Управления финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
третье лицо: муниципальное автономное учреждение «Управление жилищно- коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского»
о взыскании 1 327 782 руб. 76 коп.
Индивидуальный предприниматель Федоровский Александр Антонович (ОГРНИП - 304410127800190; далее - ИП Федоровский А.А., предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Департамента финансов администрации Петропавловск - Камчатского городского округа (ОГРН - 1024101037344; далее - Департамент) о взыскании за счет средств казны Петропавловск-Камчатского городского округа 1 327 782 руб. 76 коп. задолженности в порядке субсидиарной ответственности.
Исковые требования мотивированы ссылкой на положения статей 63, 126, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Определением суда от 23.10.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное автономное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского».
Определением от 26.11.2015 суд принял изменение наименования ответчика на Управление финансов администрации Петропавловск- Камчатского городского округа.
Решением суда от 05.02.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016, исковые требования удовлетворены. В порядке субсидиарной ответственности с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Управления финансов Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа за счет средств казны Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу индивидуального предпринимателя Федоровского Александра Антоновича взыскано 1 301 765 руб. 11 коп. основного долга и 26 017 руб. 65 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины, всего 1 327 782 руб. 76 коп.
В кассационной жалобе Управление финансов просит Арбитражный суд Дальневосточного округа указанные судебные акты отменить, как вынесенные с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование заявитель указывает, что арбитражные суды не приняли во внимание положение пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон об автономных учреждениях). По мнению заявителя, ссылка судов на пункт 6 статьи 63 ГК РФ сделана без учета пункта 6 статьи 123.22 ГК РФ, части 5 статьи 2 Закона об автономных учреждениях.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Федоровский А.А. не согласился с ее доводами, просит обжалуемые судебные акты оставить в силе как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска- Камчатского», ранее имевшее наименование Городское жилищное управление г. Петропавловска-Камчатского - муниципальное учреждение, создано 13.08.2001, что подтверждается свидетельствами о внесении записи в ЕГРЮЛ и постановке на учет юридического лица в налоговом органе (серия 41 № 000161160, серия 41 № 000272770).
В соответствии с Уставом муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского», утвержденным приказом Комитета по управлению имуществом г. Петропавловска-Камчатского от 15.11.2005 (с учетом изменений от 11.05.2006), данное учреждение создано Петропавловск-Камчатским городским муниципальным образованием, несущим субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения при недостаточности у последнего денежных средств (пункты 1.3, 1.8).
Постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26.12.2008 № 3703 создано муниципальное автономное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска- Камчатского» путем изменения типа существующего муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского».
В Единый государственный реестр юридических лиц 02.04.2009 внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, об изменении типа учреждения - муниципальное автономное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского», что подтверждается Свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 41 № 000454198, а также выпиской из ЕГРЮЛ в отношении учреждения.
Согласно Уставу муниципального автономного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска- Камчатского», данное учреждение создано путем изменения типа существующего муниципального учреждения «Управление жилищно- коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского», является некоммерческой организацией, учредителем которой выступает Петропавловск-Камчатский городской округ в лице Комитета городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 01.09.2015 по делу № А24-1800/2015 с МАУ «УЖКХ г.Петропавловска-Камчатского» в пользу индивидуального предпринимателя Федоровского Александра Антоновича взыскано 1 301 765 рублей 11 копеек долга, 26 017 рублей 65 копеек государственной пошлины. Решение суда вступило в законную силу, взыскателю выдан исполнительный лист.
Задолженность в сумме 1 301 765 рублей 11 копеек, предъявленная к взысканию в рамках настоящего дела, установленная вступившим в законную силу решением суда возникла из следующих договоров: № 178.С- 10 от 01.11.2010, заключенного между ООО «Авача - Сервис» и МАУ «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» на выполнение работ по содержанию кровель; №10/О-11 от 17.01.2011, заключенного между ООО «Авача - Сервис» и МАУ «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» на обслуживание жилищного фонда; №21/Ц/10 от 31.05.2010, заключенного между ООО «Центр - Сервис» и МАУ «УЖКХ г. Петропавловска- Камчатского» на установку металлических козырьков над подъездами жилого дома №27/2 по Петропавловскому шоссе в г. Петропавловске- Камчатском; №635/ВОП-07 от 01.10.2007, заключенного между ООО «Центр - Сервис» и МАУ «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» на проведение работ по вскрытию и очистке пустующих жилых помещений; №181.С-10 от 01.11.2010, заключенного между ООО «Центр - Сервис» и МАУ «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» на выполнение работ по содержанию кровель; №9/О-1 от 17.01.2011, заключенного между ООО «Восток-Сервис» и МАУ «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» на обслуживание жилищного фонда.
Предприниматель Федоровский А.А. является новым кредитором должника по обязательствам, возникшим из вышеуказанных договоров, в связи с уступкой прав требований, что установлено решением Арбитражного суда Камчатского края от 01.09.2015 по делу № А24-1800/2015.
Комитетом городского хозяйства 12.04.2011 издан приказ № 22, которым принято решение ликвидировать учреждение.
Сообщение о принятии решения о ликвидации автономного учреждения опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» № 17(324) 04.05.2011.
Общая сумма задолженности, установленная судебным актом, включена в промежуточные ликвидационные балансы учреждения.
На момент рассмотрения спора по существу задолженность перед индивидуальным предпринимателем Федоровским А.А. в сумме 1 327 782 рубля 76 копеек не погашена.
Невозможность удовлетворения требований о взыскании за счет средств основного должника задолженности, возникшей в период с 2010- 2011 годы, подтвержденной вступившим в законную силу решением суда, послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В соответствии с пунктом 6 статьи 63 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорный правоотношений) при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов, последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения.
Пунктами 1, 2, 6 статьи 63 и пунктом 5 статьи 64 ГК РФ определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации.
По оценке судов, данное требование истцом соблюдено – соответствующие требования предъявлены ликвидационной комиссии учреждения до завершения процедуры ликвидации. Учреждение признало данные требования и подтвердило их включение в промежуточный ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс автономного учреждения - должника утвержден 03.04.2013.
В силу абзаца пятого пункта 2 статьи 120 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 03.11.2006 № 175-ФЗ), частей 1, 2 и 5 статьи 2 Закона об автономных учреждениях, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Однако поскольку спорная задолженность взыскивались с собственника ликвидируемого учреждения в связи с недостаточностью у последнего денежных средств для исполнения вступившего в законную силу судебного акта, как верно указывалось судами, применению подлежит специальная норма, регулирующая процедуру ликвидации учреждения - пункт 6 статьи 63 ГК РФ, а не общая норма о субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения (статья 120 ГК РФ).
Установив, что требования истца основаны на неисполнении МАУ «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда, в связи с отсутствием у данного учреждения денежных средств и иного имущества достаточного для удовлетворения требований кредитора, а также тот факт, что иск предпринимателя о взыскании задолженности предъявлен в процессе ликвидации учреждения, проводимой по решению собственника его имущества, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования в соответствии с положениями пункта 6 статьи 63 ГК РФ.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами при принятии обжалуемых судебных актов норм материального права, а основаны на неверном толковании и понимании ответчиком норм закона, регулирующих спорные правоотношения.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют нормам права, регулирующим рассматриваемые правоотношения, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, окружным судом не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя. Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление финансов освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.02.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 по делу № А24-3981/2015 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.Н. Захаренко
Судьи Г.А. Камалиева
А.В. Солодилов