АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
сентября 2018 года № Ф03-3859/2018
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2018 года .
Полный текст постановления изготовлен сентября 2018 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Шведова А.А.
Судей: Головниной Е.Н., Никитина Е.О.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Камчатского края
на решение от 20.03.2018, дополнительное решение от 12.04.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2018
по делу № А24-4889/2017
Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Барвинская Л.А., в апелляционном суде судьи: Сидорович Е.Л., Пяткова А.В., Солохина Т.А.
по иску муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» (ОГРН 1064101061375, ИНН 4101111297, место нахождения: 683049, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, пр-т Циолковского, д.9)
к Камчатскому краю в лице Министерства социального развития и труда Камчатского края (ОГРН 1084101000048, ИНН 4101121190, место нахождения: 683000, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, пл. им. В.И.Ленина, д.1), Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края (ИНН 4101121129, ОГРН 1074101008376, место нахождения: 683000, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, пл. им. В.И.Ленина, д.1)
о взыскании 237 775 руб.
третьи лица: краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Камчатского края», отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Камчатскому краю
установил:
муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» (далее – предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Министерству социального развития и труда Камчатского края (далее – Министерство соцтруда) и Министерству финансов Камчатского края (далее – Министерство финансов) о взыскании 217 242 руб. расходов на погребение умерших за период с января 2015 года по сентябрь 2017 года (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее – АПК РФ).
Иск обоснован тем, что постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 25.09.2006 № 1838 предприятие наделено функцией специализированной службы по вопросам похоронного дела в Петропавловск-Камчатском городском округе. Ссылаясь на то, что расходы на погребение в 2015-2017 годах невостребованных лиц не возмещены, предприятие считает заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании статей 9, 12 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее – учреждение), федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Камчатского края», отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Камчатскому краю.
Решением суда первой инстанции от 20.03.2018, с учетом принятого 12.04.2018 дополнительного решения, исковые требования удовлетворены частично, с казны Камчатского края в лице Министерства финансов в пользу предприятия взысканы убытки в размере 139 578 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 719 руб. В остальной части в иске отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2018 решение от 20.03.2018 и дополнительное решение от 12.04.2018 изменены. С казны Камчатского края в лице Министерства финансов в пользу предприятия взысканы убытки в размере 117 676 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 979 руб. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с решением от 20.03.2018, дополнительным решением от 12.04.2018, постановлением от 07.06.2018, Министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Ссылаясь на наличие в материалах дела доказательств, подтверждающих рождение детей живыми, заявитель жалобы не согласен с применением судами к спорным правоотношениям положений Закона о погребении, предусматривающих возложение обязанности по компенсации расходов по погребению только мертворожденных детей по истечении 154 дней беременности на бюджеты субъектов Российской Федерации. Также, по мнению заявителя, погребенные взрослые и дети являются невостребованными. Данная категория граждан не определена в Законе о погребении, соответственно, расходы по их погребению не отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Указывает на противоречия выводов относительно размера взысканных убытков, содержащихся в мотивировочной и резолютивной части решения. Считает, что Министерство финансов является ненадлежащим ответчиком, поскольку главным распорядителем средств в отношении рассматриваемого вида расходов в Камчатском крае является Министерство соцтруда.
Министерство соцтруда в отзыве поддержало позицию Министерства финансов, изложенную в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Поскольку постановлением суда апелляционной инстанции от 07.06.2018 решение от 20.03.2018 и дополнительное решение от 12.04.2018 изменены, суд округа в порядке кассационного производства проверяет постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2018.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
01.08.2013 между учреждением (заказчик) и предприятием (исполнитель) заключен договор № 19-юр (с учетом дополнительных соглашений), согласно которому заказчик возмещает исполнителю стоимость услуг на погребение граждан, если умершие не работали и не являлись пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Срок действия договора установлен по 31.12.2013 и может быть пролонгирован на каждый последующий календарный год.
В период с января 2015 года по сентябрь 2017 года предприятием оказаны услуги по погребению умерших невостребованных лиц на сумму 217 242 руб., в том числе в 2015 году – четырех человек; в 2016 году – восьми человек; в 2017 году – четырех человек).
Ссылаясь на то, что расходы на погребение названных категорий умерших в указанный период не возмещались, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:
- Пенсионного фонда РФ - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
- федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии);
- Фонда социального страхования - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;
- бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
При этом в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов по погребению детей, родившихся живыми, но умершими в послеродовой период, либо позднее, не указаны.
В тоже время пункт 2 статьи 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В подпункте 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указано, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено предоставление материальной и иной помощи для погребения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»):
- лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;
- государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
- лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
- члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
- священнослужители;
- лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с названным законом, являются застрахованными лицами (пункт 2 статьи 2 Закона № 255-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона № 255-ФЗ застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных данным законом, а также Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного статьей 4.5 указанного закона.
Таким образом, ключевой вопрос, при определения источника средств, за счет которых возмещаются расходы предприятия по погребению детей, родившихся живыми, но умершими в послеродовой период или позднее, состоит в том, к какой категории граждан из названных в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении, отнести этих детей и их родителей.
В подтверждения того, что все дети, поименованные в исковом заявлении, родились живыми, в материалы дела представлены справки о смерти, содержащие сведения о причинах смерти, точные даты рождения и смерти. Также в материалы дела представлены заявления матерей умерших детей с просьбой произвести захоронение за счет бюджетных средств.
Поскольку дети родившиеся живыми, но умершие в послеродовой или поздний период, не имели трудовой договор, трудовой стаж и не получали пенсионные выплаты, не являлись добровольно вступившими в отношения по обязательному социальному страхованию, сведений, подтверждающих наличие названных условий в отношении их родителей, в материалы дела не представлено, расходы на погребение рассматриваемой категории умерших, подлежат возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших.
Удовлетворяя исковые требования в сумме 117 676 руб., в том числе: 76 475 руб. – расходы на погребение в 2016 году семерых детей – Долган Эллины Сергеевны, Никоновой Александры Михайловны, Фешиной Елизаветы Ильиничны, Титовой Златы Александровны, Шелковникова Артема Евгеньевича, Закуцкой Ирины Романовны, Володина Ивана Николаевича; 41 201 руб. (10 334 руб. + 10 334 руб. (20 668 руб.) + 20 533 руб.) - расходы на погребение в 2017 году двух детей и одного взрослого - Кавав Ангелины Владимировны, Некрасова Никиты Александровича и Колесовой Ирины Геннадьевны (не работавшей и не получавшей пенсию) соответственно, суд апелляционной инстанции руководствовался названными выше нормами материального права и обоснованно в качестве источника средств, за счет которых возмещаются расходы предприятия по погребению детей, родившихся живыми, но умерших в послеродовой период или позднее, определил бюджет Камчатского края.
По указанным мотивам судом округа отклонены доводы кассационной жалобы относительно того, что расходы по погребению указанной категории умерших не отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы о неправильном расчете итоговой взысканной суммы убытков, противоречии в выводах относительно размера взысканных убытков, содержащихся в мотивировочной и резолютивной части решения, подлежат отклонению, поскольку итоговая сумма убытков определена правильно (76 475 руб. + 41 201 руб. = 117 676 руб.); иные противоречия, допущенные судом первой инстанции, устранены судом апелляционной инстанции.
При этом расчет убытков произведен на основании стоимости услуг, утвержденных постановлениями администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 10.07.2015 № 1693 с учетом изменений (на 2015-2016 годы), от 19.09.2016 № 1812 (на 2017 год).
Также судом округа признаны несостоятельными доводы жалобы о рассмотрении судами первой и апелляционной инстанций дела в отсутствие документов, истребованных у государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Камчатский краевой родильный дом» и государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Петропавловск-Камчатская городская больница № 2», так как ответ относительно истребованных у названных организаций документов представлен в материалы дела (том 3, л.д. 3).
Удовлетворяя исковое требование за счет казны Камчатского края в лице Министерства финансов, суд апелляционной инстанций руководствовался тем, что указанный орган государственной власти субъекта является главным распорядителем бюджетных средств Камчатского края.
Согласно подпункту 86 пункта 2.1 раздела 2 Положения о Министерстве финансов Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 436-П, Министерство финансов исполняет судебные акты по искам к Камчатскому краю в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 423-П утверждено Положение о Министерстве социального развития и труда Камчатского края, в соответствии подпунктом 37 пункта 2.1 раздела 2 которого, Министерство соцтруда осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство полномочий, в том числе обеспечивает контроль за соблюдением получателями субсидий, предоставленных Министерством, условий, установленных при их предоставлении.
Непосредственно Положением о Министерстве соцтруда полномочия, связанные с выплатой пособий или предоставлением средств для возмещения расходов на погребение, не предусмотрены.
В тоже время постановлением Правительства Камчатского края от 17.02.2009 № 77-П установлено, что за счет средств краевого бюджета возмещаются расходы, понесенные специализированной службой по вопросам похоронного дела в связи с оказанием услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе, в случаях если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности (в настоящее время 154 дня), за исключением случая, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, таким лицам за счет средств краевого бюджета выплачивается социальное пособие. Финансирование указанного постановления осуществляется через краевое государственное учреждение «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» за счет средств, предусмотренных на эти цели Министерству соцтруда краевым бюджетом на текущий финансовый год.
Вместе с тем из Закона Камчатского края «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 год», принятого Законодательным Собранием Камчатского края (с учетом внесенных изменений), не усматривается выделение Министерству соцтруда в оспариваемые периоды ассигнований на возмещение расходов по погребению соответствующей категории умерших.
В такой ситуации суд апелляционной инстанции правомерно взыскал убытки с казны Камчатского края в лице Министерства финансов как главного распорядителя бюджетных средств Камчатского края.
С учетом изложенного основания для отмены оспариваемого судебного акта по изложенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2018 по делу № А24-4889/2017 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.А. Шведов
Судьи Е.Н. Головнина
Е.О. Никитин