НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Камчатского края от 06.04.2017 № Ф03-736/17

191/2017-7553(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА 

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск 

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2017 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:  Председательствующего судьи: Ширяева И.В. 

Судей: Лесненко С.Ю., Михайловой А.И.

при участии: от общества с ограниченной ответственностью «Юсас-Строй»:  Царьков Д.А., представитель по доверенности от 26.01.2017; 

от управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому  краю: представитель не явился; 

от администрации Паратунского сельского поселения Елизовского  муниципального района: Царьков Д.А., представитель по доверенности от  09.01.2017; 

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу управления  Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю 

на решение от 06.10.2016, постановление Пятого арбитражного  апелляционного суда от 06.12.2016 

по делу № А24-3066/2016 Арбитражного суда Камчатского края 

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Довгалюк Д.Н., в суде  апелляционной инстанции судьи Бессчасная Л.А., Сидорович Е.Л., 

Рубанова В.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юсас-Строй» 

к управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю  третье лицо: администрация Паратунского сельского поселения Елизовского  муниципального района  

о признании недействительным решения


Общество с ограниченной ответственностью «Юсас-Строй»

(ОГРН 1064141027642, ИНН 4105030680, место нахождения: 684000,  Камчатский край, р-он Елизовский, г. Елизово, пр. Брусничный, 9, далее – ООО «Юсас-Строй») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с  заявлением о признании незаконным решения управления Федеральной  антимонопольной службы по Камчатскому краю (ОГРН 1024101041470,  ИНН 4101036307, место нахождения: 683000, Камчатский край, 

г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 52, далее – антимонопольный  орган, УФАС по Камчатскому краю) от 09.06.2016 по делу № 21-05/14-16А. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечена  администрация Паратунского сельского поселения Елизовского  муниципального района (далее – администрация). 

Решением суда от 06.10.2016, оставленным без изменения  постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016,  заявленное требование удовлетворено, решение антимонопольного органа от  09.06.2016 по делу № 21-05/14-16А признано недействительным по мотиву  его несоответствия Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 

УФАС по Камчатскому краю, не согласившись с принятыми по делу  судебными актами, указывая на необоснованность выводов судов и  неполноту исследования доказательств по делу, подало в Арбитражный суд  Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает  решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда  отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд  Камчатского края. Податель жалобы настаивает, что собранные в рамках  проверки по антимонопольному делу № 21-05/14-16А документы, в том  числе электронная переписка, подтверждают наличие заключенного между  администрацией и ООО «Юсас-Строй» соглашения относительно предмета  объекта закупки – квартир в многоквартирном доме № 43, расположенном на  ул. Ленина в г. Елизово Камчатского края. По мнению УФАС по  Камчатскому краю, основанному на анализе документации электронного  аукциона № 013830001714000007, победителем названного аукциона,  учитывая условия последнего, могло быть признано исключительно 

ООО «Юсас-Строй». Кроме того, антимонопольный орган указывает, что на  территории Елизовского городского поселения ООО «Юсас-Строй» не  является единственным застройщиком; подобного рода деятельность  осуществляет также ИП Кузнецов Н.Д. 

ООО «Юсас-Строй» в отзыве доводы кассационной жалобы отклонило,  настаивает на законности и обоснованности состоявшихся по делу судебных  актов. 


Определением окружного суда от 01.03.2017 на основании частей 2, 4  статьи 18 АПК РФ в автоматизированном порядке произведена замена судьи- докладчика по настоящему делу: вместо Т.Г. Брагиной, назначенной Указом  Президента Российской Федерации от 23.02.2017 № 90 заместителем  председателя Шестого арбитражного апелляционного суда, судьей- докладчиком определен И.В. Ширяев. 

В судебном заседании представитель общества и администрации  поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу. 

УФАС по Камчатскому краю, извещенное в надлежащем порядке о  времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе  посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к  производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку  своих представителей в судебное заседание не обеспечило. 

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и  отзыва на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)  применение судами норм материального права и соблюдение  процессуальных норм, суд кассационной инстанции не находит правовых  оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены или  изменения обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления  апелляционного суда. 

Как видно из материалов дела и установлено судами, Постановлением  Правительства Камчатского края 22.11.2013 № 520-П утверждена  государственная программа Камчатского края «Обеспечение доступным и  комфортным жильем жителей Камчатского края на 2014-2018 годы» (далее –  Государственная программа), которой предусмотрено переселение граждан  из аварийного жилищного фонда. 

 № 0138300001714000007 на приобретение жилых помещений для  муниципальных нужд в целях переселения граждан. 

На основании обращения прокуратуры Камчатского края от 03.02.2016   № 86-11-2016 УФАС по Камчатскому краю возбуждено дело № 21-05/14-16А 


по признакам нарушения ООО «Юсас-Строй» и администрацией пункта 4  статьи 16 Закона о защите конкуренции. 

Решением антимонопольного органа от 09.06.2016 действия  администрации и ООО «Юсас-Строй» признаны нарушившими пункт 4  статьи 16 Закона о защите конкуренции. Указанное нарушение, как указал  УФАС по Камчатскому краю, выразилось в достижении и реализации  ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к ограничению  доступа хозяйствующих субъектов на рынок реализации жилья для  муниципальных нужд в целях переселения граждан Елизовского района в  рамках реализации подпрограммы «Адресная программа по переселение  граждан из аварийного жилищного фонда в Камчатском крае». 

Не согласившись с названным решением, считая его незаконным,

ООО «Юсас-Строй» обратилось с заявлением в арбитражный суд, который  по результатам исследования, оценки по правилам главы 7 АПК РФ  доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование  своих требований и возражений, не установил наличие иных хозяйствующих  субъектов в г. Елизово, осуществляющих деятельность по строительству  многоквартирных домов. При таких обстоятельствах суд первой инстанции,  не выявив все признаки состава нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о  защите конкуренции в действиях администрации и ООО «Юсас-Строй»,  требование последнего удовлетворил, признав решение УФАС по  Камчатскому краю от 09.06.2016 по делу № 21-05/14-16А недействительным. 

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом,  повторно рассмотревшим по правилам главы 34 АПК РФ, с чем соглашается  окружной суд. 

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции  запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной  власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации,  органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции  указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или  между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими  органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения  или такое осуществление согласованных действий приводят или могут  привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в  частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного  рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов. 

Статьей 4 Закона о защите конкуренции установлено, что конкуренция  – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными  действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность 


каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия  обращения товаров на соответствующем товарном рынке. 

Признаками ограничения конкуренции является сокращение числа  хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном  рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими  изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке,  отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от  самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий  обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими  субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими  указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими  субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном  рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего  субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем  порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном  рынке, а также установление органами государственной власти, органами  местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении  государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении  таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не  предусмотренных законодательством Российской Федерации. 

Как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, для  признания администрации и ООО «Юсас-Строй» нарушившими требования  статьи 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить факт  заключения ими соглашения либо совершения согласованных действий,  которые не предусмотрены федеральными законами, нормативными  правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства  Российской Федерации и привели к таким негативным последствиям как  недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо создали реальную  угрозу их возникновения. 

Для целей квалификации соглашений, достигнутых между субъектами,  указанными в диспозиции статьи 16 Закона о защите конкуренции, как  совершенных с нарушением пункта 4 этой нормы установлению подлежит, в  том числе, законность заключения таких соглашений, а также наступление  или возможное наступление последствий в виде ограничения доступа на  товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него  хозяйствующих субъектов. 

Как усматривается из материалов дела и установлено УФАС по  Камчатскому краю при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного  законодательства № 21-05/14-16А на основании анализа характеристик,  включенных администрацией в техническое задание документации об  аукционе № 013830001714000007 (год постройки, место поставки товара, 


площади квартир, количество комнат, начальная максимальная цена  контрактов), и характеристик предлагаемых к реализации ООО «Юсас- Строй» квартир, только последнее могло подать заявку на участие в  вышеуказанных электронных аукционах. Данное обстоятельство, по мнению  антимонопольного органа, свидетельствует о достижении и реализации  ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к ограничению  доступа хозяйствующих субъектов на рынок реализации жилья для  муниципальных нужд в целях переселения граждан, то есть о нарушении  пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. 

Между тем, судами отмечено и УФАС по Камчатскому краю не  оспорено, что целью спорной закупки являлось приобретение жилых  помещений для муниципальных нужд в целях переселения граждан в рамках  реализации администрацией Государственной программы, которой  установлены способы переселения граждан из аварийного жилищного фонда  в Камчатском крае, в том числе: а) возмещение за жилое помещение; б)  строительство многоквартирных домов (в том числе разработка проектной  документации); в) приобретение жилых помещений у застройщиков; г)  приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками. 

Из таблицы № 3 Государственной программы видно, что для  Паратунского сельского поселения определены следующие способы  переселения граждан (с выделением на эти цели соответствующего  финансирования): приобретение жилых помещений у застройщиков; выкуп  жилых помещений у собственников. 

К основным характеристикам объекта закупки, исходя из приложения   № 1 к аукционной документации рассматриваемой закупки, относится  нахождение приобретаемых жилых помещений в монолитных  многоквартирных домах, строительство которых завершено и подписаны  акты ввода в эксплуатацию указанных домов не ранее 2013 года. Местом  поставки товара указан Камчатский край г. Елизово. 

Согласно справке Управления архитектуры и градостроительства  администрации Елизовского городского поселения от 23.05.2016 № 01-41/611  в 2013-2015 годах на территории Елизовского городского поселения  единственным застройщиком, осуществляющим строительство  коммерческого жилья, являлось ООО «Юсас-Строй». 

Технические характеристики, включенные администрацией в состав  аукционной документации, такие, как год постройки (не ранее 2013 года),  место поставки товара (г. Елизово), разбивка квартир по количеству комнат и  квадратуре, начальная (максимальная) цена муниципального контракта,  действительно соответствовали только квартирам, предлагаемым 

ООО «Юсас-Строй».


Вместе с тем, поскольку УФАС по Камчатскому края при  рассмотрении настоящего дела в судах первой и апелляционной инстанций в  порядке статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не опровергнуто, что на  момент проведения спорного электронного аукциона только 

ООО «Юсас-Строй», будучи единственным застройщиком многоквартирных  жилых домов в г. Елизово, могло принять в нем участие, судебные  инстанции, принимая во внимание цели рассматриваемой закупки  (приобретение жилых помещений для муниципальных нужд в целях  переселения граждан), ее соответствие Государственной программе,  мотивированно признали невоможным достижение и реализацию  ограничивающего конкуренцию соглашения между администрацией и 

ООО «Юсас-Строй», которое привело бы к ограничению доступа  хозяйствующих субъектов на рынок реализации жилья для муниципальных  нужд в целях переселения граждан. 

Обстоятельство не представления администрацией УФАС по  Камчатскому краю Адресной программы по переселению граждан из  аварийного жилищного фонда в Паратунском сельском поселении на 2014- 2017 годы правового значения для разрешения настоящего спора не имеет,  поскольку отсылка на данную программу имелась в техническом задании  рассматриваемого электронного аукциона № 013830001714000007, а  убедительных доводов о несоответствии названного электронного аукциона  целям вышеуказанной программы антимонопольным органом не  представлено. 

Доводы заявителя жалобы о том, что ООО «Юсас-Строй» на  территории Елизовского муниципального района не являлось единственным  застройщиком, со ссылкой на сведения, полученные после принятия  оспариваемого по настоящему делу решения, о том, что индивидуальный  предприниматель Кузнецов Николай Дмитриевич в декабре 2014 года ввел в  эксплуатацию 32 квартирный жилой дом по адресу Камчатский край,  Елизовский район, п. Новый, а также принимал участие в конкурсных  процедурах по переселению из ветхого и аварийного жилья, которые  проводила администрация Паратунского сельского поселения, не могут  служить основанием для опровержения выводов судов, поскольку местом  поставки товара в спорном аукционе указан Камчатский край г. Елизово, что  не соотносится с представленными данными. 

Каких-либо нарушений процесса организации и проведения закупок на  приобретение жилых помещений для муниципальных нужд в целях  переселения, предусмотренных требованиями Федерального закона от  05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в ходе  рассмотрения дела судами не выявлено; антимонопольным органом о таких  нарушениях также не заявлено. 


Учитывая вышеизложенное, судами сделан правомерный вывод о  необоснованном установлении антимонопольным органом нарушения  запрета на ограничение конкуренции, предусмотренного пунктом 4 статьи 16  Закона о защите конкуренции, в действиях администрации и 

ООО «Юсас-Строй».

Иные доводы кассационной жалобы, в том числе касающиеся  задокументированной переписки между администрацией и 

ООО «Юсас-Строй», отклоняются судом, поскольку они были предметом  рассмотрения судебных инстанций, по существу направлены на переоценку  доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что  недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела  судом кассационной инстанции (статьи 286 и 287 АПК РФ). 

Суды первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне  исследовали обстоятельства спора, надлежаще оценили представленные в  дело доказательства, выводы суда следует признать правильными.  Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4  статьи 288 АПК РФ), не установлены. Основания для отмены или изменения  оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы  отсутствуют. 

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.10.2016, постановление Пятого арбитражного  апелляционного суда от 06.12.2016 по делу № А24-3066/2016 Арбитражного  суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в  порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья И.В. Ширяев

Судьи С.Ю. Лесненко

 А.И. Михайлова