610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров | Дело № А17-9969/2021 |
06 июня 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен июня 2022 года .
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Ившиной Г.Г., ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.03.2022 по делу
№ А17-9969/2021
по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области
(ИНН: 3731001044, ОГРН: 1023700547584)
к производственному кооперативу «Комфорт»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании штрафа,
установил:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к производственному кооперативу «Комфорт» (далее - Кооператив) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в отношении 6 застрахованных лиц в размере 3 000 рублей, по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 11 застрахованных лиц в размере 5 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 18.03.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель указывает, что в силу пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» время работы в кооперативе включается в трудовой стаж, соответственно, Кооператив обязан сдавать сведения по форме СЗВ-СТАЖ в Фонд. Кроме того, по сведениям налогового органа Кооператив осуществлял членам кооператива в спорный период регулярные ежемесячные выплаты. В представленных Кооперативом расчетах по страховым взносам суммы выплат и иных вознаграждений указаны с кодом категории застрахованного лица «НР», то есть лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. В сведениях о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ за 2019 год, в которых отражены суммы доходов по кодам «1010» - Дивиденды, «2000» - Вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей».
Кооператив отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при проведении сверки представленных Кооперативом за 2018, 2019 годы сведений по форме СЗВ-СТАЖ и данных расчетов по страховым взносам, представленных Кооперативом в налоговый орган, Фондом выявлены лица, на индивидуальных лицевых счетах которых учтены данные из расчетов по страховым взносам, а сведения о страховом стаже из отчетности по форме СЗВ-СТАЖ не представлены.
Фонд направил Кооперативу уведомление от 05.08.2020 № 10-12/2898 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда, в отношении 6-ти застрахованных лиц за 2018 год; 11-ти застрахованных лиц за 2019 год.
Кооператив сведения не представил.
По результатам проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также порядка предоставления указанных сведений в форме электронного документа, Фондом составлены акты от 16.11.2020 № 047S18200007378, от 16.11.2020 № 047S18200007384 и приняты решения от 15.12.2020 № 047S19200005308, от 15.12.2020 № 047S19200005309 о привлечении Кооператива к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) в виде штрафа размере 3 000 рублей и 5 500 рублей соответственно.
Поскольку требования об уплате финансовых санкций от 14.01.2021 №047S01210000020 и № 047S01210000021 Кооператив не исполнил, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Ивановской области руководствовался абзацем 1 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ), учитывал правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 27.04.2001 № 7-П, от 14.07.2003 № 12-П, и исходил из того, что из представленных Фондом доказательств не представляется возможным сделать вывод о наличии противоправного деяния и виновном характере действий Кооператива; Фондом не доказано наличие правовых оснований для привлечения Кооператива к ответственности.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В пункте 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Названные сведения о страховом стаже застрахованных лиц представляются по форме СЗВ-СТАЖ.
В статье 1 Закона № 27-ФЗ определено, что застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом № 167-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации:
работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями);
являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность;
священнослужители;
иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пояснениям Кооператива и представленным им в материалы дела документам (протокол общего собрания учредителей от 14.04.2018, заявления о вступлении в Кооператив) лица, в отношении которых не были представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ, являлись членами Кооператива, трудовые и гражданско-правовые договоры с ними не заключались.
В Законе № 167-ФЗ, в том числе в статье 7, члены производственных кооперативов в числе застрахованных лиц не указаны, в отличии, например, от Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (подпункт 4 части 1 статьи 2).
С учетом изложенного ссылка заявителя на часть 3 статьи 19 Федерального закона от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», судом апелляционной инстанции не принимается.
Кроме того, в отсутствие иного специального правового регулирования, к отношениям, связанным с вынесением решения по результатам рассмотрения акта (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежит применению порядок производства по делу о предусмотренных НК РФ правонарушениях, в данном случае установленный в пункте 101.4 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 101.4 НК РФ в акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций.
В соответствии с пунктом 9 статьи 101.4 НК РФ в решении о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, Фонд должен не только констатировать факт наличия расхождений в представленных сведениях, но и обязан определить все элементы состава данного правонарушения.
В рассматриваемой ситуации акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, и решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не содержат обстоятельств, из которых могло быть установлено, что физические лица являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования.
Фактически Фонд применяет штраф за несоответствие данных, представленных Кооперативом в Пенсионный фонд и в налоговый орган, поскольку ограничился описанием факта расхождения сведений, содержащихся в форме СЗВ-СТАЖ и расчетах по страховым взносам, не установив при этом, что физические лица относятся к застрахованным лицам в целях применения Закона № 27-ФЗ.
Расчеты по страховым взносам содержат информацию о произведенных выплатах в соответствующий период, которая сама по себе однозначно не свидетельствует о наличии в период проведения выплаты трудовых отношений с указанными лицами.
В ходе проверки не установлено, что лица, в отношении которых не были представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ, являлись застрахованными лицами в период проведения выплат. Из решений Фонда невозможно установить, и доказательствами в данном деле не подтверждено наличие трудовых отношений между страхователем и указанными в решении лицами.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Ивановской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда – без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.03.2022 по делу №А17-9969/2021оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий Судьи | Л.И. Черных ФИО2 ФИО1 |