НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Ивановской области от 27.06.2017 № А17-3720/16

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А17-3720/2016

30 июня 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2017 года .      

Полный текст постановления изготовлен июня 2017 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Поляковой С.Г.

судей Савельева А.Б., Тетервака А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,

при участии в судебном заседании представителей сторон –

от истца – по доверенности Шкуратовой Т.П.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.01.2017  по делу № А17-3720/2016, принятое судом в составе судьи Романовой Т.В.

по иску Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7704761773, ОГРН: 1107746633521)

к общественной организации охотников и рыболовов Южского муниципального района Ивановской области «Сокол» (ИНН: 3706017890, ОГРН: 1113700000150), Департаменту природных ресурсов и экологии Ивановской области (ИНН: 3702640857, ОГРН: 1113702005251),

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требования относительно предмета спора: Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области,

о признании недействительным охотхозяйственного соглашения и применении последствий недействительности сделки,

установил:

Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (далее – истец, Управление лесного хозяйства и природопользования) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области к общественной организации охотников и рыболовов Южского муниципального района Ивановской области «Сокол» (далее – ответчик, Общественная организация охотников и рыболовов «Сокол»), Департаменту природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее – ответчик, Департамент) с иском (с учетом уточнения) о признании недействительным охотхозяйственного соглашения от 19.01.2012 № 37/86-2012 в части предоставления кварталов 9-19, 27-32, 41-46, 58-63, 75-79, 94-99, 114-125, 141-152, 169-179, 199, 200, 219-222, применении последствий недействительности ничтожной сделки в отношении земель обороны.

Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 166, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 19.01.2017 иск оставлен без удовлетворения.

Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

В обоснование апелляционной жалобы истец указал, что при заключении охотхозяйственного соглашения не было получено согласование с органом военного управления. Выпиской из ЕГРП от 14.09.2016 подтверждено переоформление спорного земельного участка за ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России. Судом первой инстанции не учтено письменное объяснение от 13.01.2016 № 22, направленное в адрес суда до принятия решения относительно доводов срока исковой давности, а также, кто является правообладателем спорного участка. Истец узнал о заключении ответчиками охотхозяйственного соглашения не ранее августа 2013 года в ходе запроса, направленного Департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ в адрес Службы по охране объектов животного мира Ивановской области. В связи с чем, начало срока исковой давности подлежит исчислению с 20.09.2013, который истекает 20.09.2023.

Ответчик Общественная организация охотников и рыболовов «Сокол» в отзыве на апелляционную жалобу указал, что доводы апелляционной жалобы являются необоснованными, не подлежащими удовлетворению. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Ответчик Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Определением от 25.04.2017 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции, так как посчитал необходимым привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство обороны Российской Федерации и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области.

Основанием для привлечения в качестве третьих лиц послужило то, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в частности, земельными участками. Установлено, что Минобороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции, правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами. Исходя из доводов истца, на момент заключения охотхозяйственного соглашения от 19.01.2012 № 37/86-2012 необходимо было получение согласования с органом военного управления, в ведении которого находился земельный участок. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области осуществляет функции по учету, контролю за использованием и сохранностью федерального имущества, что также явилось основанием для привлечения данного лица к участию в деле.

Третье лицо Министерство обороны РФ в отзыве на апелляционную жалобу указало, что считает исковые требования законными и подлежащими удовлетворению. Земли, предоставленные Вооруженным Силам РФ, находятся в федеральной собственности. Ответчиками не представлено доказательств заключения договора аренды земельных (лесных) участков для осуществления охотхозяйственной деятельности. Ответчик Общественная организация охотников и рыболовов «Сокол» незаконно в целях осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства использует участки лесного фонда Министерства обороны РФ, не позволяет ему осуществлять в отношении этих участков правомочия собственника. В отсутствие договора аренды лесных участков и разработанного в соответствии с ним проекта освоения лесов ответчиком не выполняются противопожарные и санитарные мероприятия. Для включения земель обороны в границы охотхозяйственного соглашения требуется согласие Министерства обороны РФ. Полагает, что срок исковой давности истцом не пропущен. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области в отзыве на апелляционную жалобу указало, что Администрация не имела права распоряжаться спорным имуществом, в связи с чем оспариваемая сделка противоречит действующему законодательству. В данном случае срок исковой давности, правила исчисления которого были предусмотрены ранее действующим законодательством, не истек до 01.09.2013, необходимо применять правила о сроке исковой давности и его исчислении, установленные положениями ГК РФ в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ. Истцом срок исковой давности не пропущен. Полагает требования истца подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании представитель истца Шкуратова Т.П. поддержала доводы апелляционной жалобы

Ответчики, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области направило в суд ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей ответчиков, третьих лиц. 

Судом установлено и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

Согласно передаточному акту от 30.08.2011 Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «Гороховецкая квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации передало все права и обязанности в отношении находящегося на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка 37:21:000000:0005 Федеральному государственному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

19.01.2012 между Общественной организацией охотников и рыболовов «Сокол» (охотопользователь) и Службой по охране объектов животного мира Ивановской области (администрация) на основании статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации; протокола о результата аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения по лоту № 37 от 23.12.2011; приказа службы по охране объектов животного мира Ивановской области от 10.01.2012 № 2 «О заключении охотхозяйственного соглашения с победителем (единственным участников) аукциона» заключено охотохозяйственное соглашение №37/86-2012.

Согласно пункту 1.1 соглашения охотопользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона – Администрация, обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, указанный в части 2 статьи 25 Закона об охоте земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно соглашению.

В пункте 2.2 соглашения определены границы охотничьего угодья.

Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 19.01.2016 № 55 земельный участок 37:21:0000 00:0005 площадью 113 870 000 кв.м. передан в постоянное (бессрочное) пользование Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

Из кадастровой выписки о земельном участке от 29.06.2016 следует, что земельный участок с кадастровым номером 37:21:000000:0005 принадлежит на праве собственности Российской Федерации и передан Гороховецкой квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа на праве постоянного бессрочного пользования.

Полагая, что при заключении Соглашения в состав передаваемых в охотопользование земельных участков вошёл земельный участок, находящийся в ведении Министерства обороны РФ, без соответствующего согласования, истец обратился в арбитражный суд с иском о признании Соглашения ничтожным в части и применении последствий недействительности сделки.

В соответствии с частью первой статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

Как следует из части первой статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пунктом 1 части второй указанной статьи предусмотрено, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).

Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что спорный земельный участок с лесным массивом расположен в границах Мугреевского участкового лесничества Министерства обороны РФ. Земельный участок с кадастровым номером 37:21:000000:5 относится к землям обороны и является федеральной собственностью, правом распоряжения спорным земельным участком наделено Министерство обороны РФ в силу пунктов 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» и подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082.

В обоснование заявленного иска истец ссылается на то, что заключение оспариваемого охотхозяйственного соглашения по предоставлению спорного земельного участка было произведено без согласования с Министерством обороны РФ.

В ходе судебного разбирательства ответчиками Общественной организацией охотников и рыболовов «Сокол», Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области было заявлено о применении к спорным правоотношениям срока исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 07.05.2013 № 100-ФЗ в главу 9 параграф 2 «Недействительность сделок» Гражданского кодекса Российской Федерации внесены изменения. Данный закон вступил в силу 01.09.2013 (за исключением отдельных положений).

В силу пункта 3 статьи 3 Федерального законом от 07.05.2013 № 100-ФЗ положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу пункта 6 статьи 3 Федерального законом от 07.05.2013 № 100-ФЗ нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) об основаниях и о последствиях недействительности сделок (статьи 166 - 176, 178 - 181) применяются к сделкам, совершенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату совершения оспариваемой сделки – январь 2012 года) срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

На основании изложенного срок исковой давности по иску о признании сделки ничтожной начинает течь с начала ее исполнения, субъективный фактор по таким требованиям правового значения не имеет.

Таким образом, в рассматриваемом случае исковая давность по требованию о признании недействительным охотхозяйственного соглашения от 19.01.2012 № 37/86-2012 и применении последствий недействительности ничтожной сделки подлежит исчислению с момента исполнения данной сделки сторонами.

На дату обращения Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации с иском (16.05.2016 согласно штампу суда на заявлении (т.1 л.д. 3) установленный законом трехгодичный срок исковой давности для признания недействительным охотхозяйственного соглашения от 19.01.2012 № 27/86-2012 и применении последствий недействительности ничтожной сделки истек, поскольку исполнение сделки началось с момента освоения Общественной организацией охотников и рыболовов «Сокол» охотничьих угодий, то есть в 2012 году.

В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Суд не принимает позицию истца об исчислении срока исковой давности с 20.09.2013 в связи с направлением соответствующего запроса, так как истец не был лишен права своевременно узнать о допущенном нарушении и заявить соответствующие требования.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации  не имеется.

На основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.

С учетом процессуальной необходимости привлечения к участию в деле третьих лиц, апелляционная жалоба истца подлежит удовлетворению, а обжалуемое судебное решение – отмене с вынесением по делу нового судебного акта.

Основанием для отмены обжалуемого решения является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пункт 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

апелляционную жалобу истца Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.01.2017 по делу № А17-3720/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении иска Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации к общественной организации охотников и рыболовов Южского муниципального района Ивановской области «Сокол», Департаменту природных ресурсов и экологии Ивановской области о признании недействительным охотхозяйственного соглашения № 37/86-2012 от 19.01.2012 в части и применении последствий недействительности ничтожной сделки отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий                                                             С.Г. Полякова

Судьи                                                                                                          А.Б. Савельев

                                                                                                          А.В. Тетервак