НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Ивановской области от 21.10.2019 № А17-11448/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А17-11448/2018

21 октября 2019 года

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Забурдаевой И.Л. ,

судей Александровой О.В., Чигракова А.И. ,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Доступное жилье 37»

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.03.2019 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019

по делу № А17-11448/2018

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Доступное жилье 37»

(ИНН: 3702155392, ОГРН: 1163702067374)

о признании незаконным и об отмене постановления Департамента строительства

и архитектуры Ивановской области

о привлечении к административной ответственности

и   у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Доступное жилье 37» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Департамента строительства и архитектуры Ивановской области (далее – Департамент) от 18.12.2018 № 72-П/2018 о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Решением суда от 27.03.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано, размер назначенного наказания снижен до 250 000 рублей.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 решение суда оставлено без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Федеральный  закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ), Федеральный закон от 03.07.2016 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Закон № 214-ФЗ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 304-ФЗ), постановление Правительства Ивановской области от 19.12.2012 № 537-п «Об утверждении положения о Департаменте строительства и архитектуры Ивановской области». Департамент не является  уполномоченным органом государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости Ивановской области. Следовательно, проверка в отношении Общества проведена незаконно, поэтому ее результаты не могут служить основанием для привлечения Общества к административной ответственности. Вина Общества в совершении вменяемого правонарушения отсутствует. Оспариваемое постановление подлежит отмене. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

Департамент в отзыве отклонил доводы жалобы и заявил ходатайство о ее рассмотрении без участия представителей.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.

Законность принятых Арбитражным судом Ивановской области и Вторым арбитражным апелляционным  судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа  в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Департамент с 31.10 по 28.11.2018 на основании приказа от 26.10.2018 № 79 в рамках государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости провел в отношении Общества внеплановую документарную проверку соблюдения обязательных требований, установленных Законом № 214-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что в нарушение частей 2, 2.1 статьи 3 Закона № 214-ФЗ для строительства (создания) многоквартирного дома на основании договора участия в долевом строительстве от 01.08.2018 № Кр7-89 Общество привлекло денежные средства гражданина в размере 2 549 400 рублей при отсутствии у него такого права, поскольку  размер его уставного капитала составлял 11 400 рублей, то есть меньше минимального размера уставного капитала на 9 998 600 рублей (размер уставного капитала застройщика или минимальный размер суммы уставного капитала застройщика и уставных (складочных) капиталов, уставных фондов связанных с застройщиком юридических лиц должен составлять десять миллионов рублей). Также в нарушение требований части 2 статьи 19 Закона № 214-ФЗ Общество не направило проектную декларацию в уполномоченный орган до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома. Результаты проверки зафиксированы в акте от 28.11.2018 № 3-АП/18.

Усмотрев в действии (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 14.28 КоАП РФ, Департамент составил протокол об административном правонарушении от 10.12.2018 № 74/2018 и принял постановление от 18.12.2018 № 72-П/2018 о назначении нарушителю наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Общество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Руководствуясь статьей 2.9, частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ, положениями Закона № 214-ФЗ, 294-ФЗ, положением о Департаменте строительства и архитектуры Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 19.12.2012 № 537-п  (далее – Положение № 537-п), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным и для замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ. Вместе с тем суд в соответствии с частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ счел возможным изменить размер назначенного заявителю штрафа, снизив его до 250 000 рублей.

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

В части 1 статьи 14.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Закон № 214-ФЗ регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства МКД и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в МКД и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (часть 1 статьи 1).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона № 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в МКД, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается на основании договора участия в долевом строительстве.

Привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований, установленных частью 2 данной статьи, запрещается (часть 2.1 статьи 1 Закона № 214-ФЗ).

Как разъяснено в  пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем», положения Закона № 214-ФЗ являются специальными по отношению к положениям Гражданского кодекса Российской Федерации о купле-продаже будущей вещи. В связи с этим привлечение средств граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости возможно только способами, указанными в части 2 статьи 1 Закона № 214-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Закона № 214-ФЗ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) МКД на основании договора участия в долевом строительстве имеет застройщик, отвечающий на дату направления проектной декларации в соответствии с частью 2 статьи 19 данного закона в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 данного закона, требованию о том, что уставный (складочный) капитал, уставный фонд юридического                      лица – застройщика должен быть полностью оплачен и составлять не менее чем минимальный размер, указанный в части 2.1 данной статьи, в зависимости от максимально допустимой суммы общей площади всех жилых помещений и площади всех нежилых помещений в составе всех МКД и (или) иных объектов недвижимости, строительство (создание) которых осуществляется застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства и которые не введены в эксплуатацию.

В случае, если уставный капитал застройщика не соответствует такому требованию, сумма полностью оплаченных уставного капитала застройщика, уставных (складочных) капиталов, уставных фондов поручителя или сопоручителей по заключенному в соответствии со статьей 15.3 данного закона договору поручительства с таким застройщиком и уставных (складочных) капиталов, уставных фондов иных застройщиков, также заключивших с указанными поручителем или сопоручителями в соответствии со статьей 15.3 данного закона другой договор поручительства, должна составлять не менее чем минимальный размер, указанный в части 2.1 данной статьи, в зависимости от максимально допустимой суммы общей площади всех жилых помещений и площади всех нежилых помещений в составе всех МКД и (или) иных объектов недвижимости, строительство которых осуществляется застройщиком или связанными с застройщиком юридическими лицами с привлечением средств участников долевого строительства и которые не введены в эксплуатацию.

В силу пункта 3 части 2.1 статьи 3 Закона № 214-ФЗ минимальный размер уставного капитала застройщика или минимальный размер суммы уставного капитала застройщика и уставных (складочных) капиталов, уставных фондов связанных с застройщиком юридических лиц составляет: десять миллионов рублей при максимальной площади всех объектов долевого строительства застройщика или застройщика и связанных с застройщиком юридических лиц не более десяти тысяч квадратных метров.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона № 214-ФЗ проектная декларация до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости направляется застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской федерации.

В части 2.1 статьи 19 Закона № 214-ФЗ предусмотрено, что  уполномоченный орган в срок не более тридцати дней со дня получения проектной декларации выдает застройщику заключение о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Закона № 214-ФЗ, или отказ в выдаче такого заключения.

Как следует из материалов дела и установили суды, общая площадь объекта долевого строительства  в соответствии с разрешениями на строительство от 01.06.2017    № 37-RU37302000-0110-2017 и от 26.06.2018 № 37-RU37302000-0176-2018 составила 8587 квадратных метров.

Следовательно, минимальный размер уставного капитала застройщика или минимальный размер суммы уставного капитала застройщика и уставных (складочных) капиталов, уставных фондов связанных с застройщиком юридических лиц должен составлять десять миллионов рублей.

В то же время согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц от 26.10.2018 размер уставного капитала Общества составлял 11 400 рублей.

Таким образом, Общество не имело права на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома на основании договора участия в долевом строительстве.

В нарушение Закона № 214-ФЗ Общество для строительства (создания) многоквартирного дома на основании договора участия в долевом строительстве от 01.08.2018 № Кр7-89 привлекло денежные средства гражданина в размере 2 549 400 рублей.

Кроме того, до заключения  договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома в целях получения заключения о соответствии застройщика требованиям, установленным частью 2 статьи 3 Закона № 214-ФЗ, Общество не направило в уполномоченный орган проектную декларацию. 

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о нарушении Обществом требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено.

Общество, являющееся профессиональным участником правоотношений в области привлечения денежных средств участников долевого строительства на жилищное строительство, должно осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства, не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него меры для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований.

С учетом изложенного суды сделали обоснованный  вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 14.28 КоАП РФ.

Довод заявителя об отсутствии у Департамента полномочий на проведение внеплановой проверки правомерно отклонен судами.

Суды верно указали, что в рассматриваемом случае действия Департамента по проведению не выходят за пределы полномочий контролирующего органа, указанных в части 6 статьи 23 Закона № 214-ФЗ. Отсутствие на момент проведения проверки установленного Правительством Ивановской области порядка осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства МКД не лишает Департамент полномочий, предусмотренных статьей 23 Закона № 214-ФЗ, в том числе на проведение внеплановых проверок, при наличии оснований, предусмотренных частью 11 статьи 23 Закона                             № 214-ФЗ. Процедура, установленная Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Ивановской области,  утвержденным приказом Департамента от 11.07.2014 № 86, Департаментом соблюдена.

Суды первой и апелляционной инстанций не установили со стороны Департамента  при проведении проверки грубых нарушений Закона № 294-ФЗ, влекущих признание ее результатов недействительными. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суды учли характер совершенного правонарушения, степень вины нарушителя, отсутствие отягчающих обстоятельств, признали избранную в отношении Общества меру ответственности чрезмерной и снизили размер штрафа до 250 000 рублей.

Утверждение Общества о том, что договор с первым участником долевого строительства МКД был заключен до внесения изменений в Закон № 214-ФЗ (часть 4 статьи 6 Закона № 304-ФЗ), поэтому заявитель не обязан представлять в уполномоченный орган проектную декларацию,  отклоняется, как противоречащее материалам дела.

Согласно имеющимся в деле документам первый договор долевого участия в отношении спорного объекта строительства был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области 27.04.2018.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают. По существу эти доводы сводятся к переоценке установленных судами фактических обстоятельств и исследованных доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный  апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит. 

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.03.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 по делу № А17-11448/2018  оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Доступное жилье 37» – без удовлетворения.

           Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Председательствующий

И.Л. Забурдаева

Судьи

О.В. Александрова

А.И. Чиграков