НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Ханты-Мансийского АО от 20.02.2007 № А75-5046/06

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

628012, Тюменская область, г.Ханты-Мансийск

ул. Ленина 54/1, тел. 3-10-34

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражного суда апелляционной инстанции

город Ханты-Мансийск

Дело №А75-5046/2006

«26» февраля 2007 г.

            Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 20.02.2007 г. Полный текст постановления изготовлен– 26.02.07 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа

в составе:

судьи, председательствующего  в судебном заседании ФИО1

судей  Дубининой Т.Н., Лысенко Г.П.

при ведении  протокола судебного заседания помощником судьи Алёшиной А.Н.

при участии представителей:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 10.07.2006г, ФИО3, по доверенности от 21.06.2006г;

от ответчика: ФИО4, по доверенности 24.11.2006 ФИО5, по доверенности от 09.08.2006г.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Авиакомпания Скол» на решение арбитражного суда Ханты -Мансийского автономного округа от 27 декабря 2006 года по делу № А-75-5046/2006, принятое судьей Олещук О.А.

по заявлению ООО «Авиакомпания «Скол»

к  Инспекции ФНС России по  г. Сургуту

о признании  недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности  

установил: в арбитражный суд обратилось ООО «Авиакомпания «Скол»  с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Сургуту о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности №061/02 от 16.06.2006года в части привлечения к ответственности в виде штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 331017рублей и налога на прибыль за 2004год в сумме 441356рублей, доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 1 655085рублей и налога на прибыль организаций за 2004год в сумме 2 206780рублей, начисления пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 463247,71руб. и пени за несвоевременную налога на прибыль в сумме 1 528513,91руб.

Требования мотивированы  необоснованностью выводов налоговой инспекции        об отнесении расходов предприятия по ремонту самолета на его модернизацию и переоборудование, что повлекло неправомерное  доначисление налогов  на прибыль и на добавленную стоимость, соответствующих пени и привлечение заявителя к    налоговой ответственности.

Определением суда от 6 сентября 2006года по делу была назначена инженерно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено сотрудникам Федерального государственного унитарного предприятия «Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина» Производство по делу было приостановлено.

5 декабря 2006года производство по делу было возобновлено в связи с поступлением экспертного заключения в суд и дело назначено к рассмотрению на 19 декабря 2006года.

Согласно Экспертному заключению  работы в сумме 9 751 640 рублей  отнесены на выполнение ремонтных работ, работы в сумме 1 098 360 рублей отнесены на выполнение работ по модернизации.

В этой связи заявителем было уточнено заявленное требование  в части стоимости работ, определенных экспертизой как выполнение ремонтных работ: доначисление НДС в сумме 1 487539рублей, налога на прибыль в сумме 1 983 385рублей, соответствующих пеней и штрафов.

 Решением от 27.12.06 арбитражный суд в  удовлетворении требований отказал.

Заявитель,  не согласившись с решением суда, обжаловал  его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ставит  вопрос об отмене решения и принятия нового судебного акта, настаивает на правомерности доводов, которые приводил в суде первой инстанции.

В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы жалобы.    Представители  ответчика с жалобой не согласны, находят судебный акт законным и обоснованным.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266 и 268 АПК РФ  законность и обоснованность обжалуемого решения, не находит оснований для его отмены в связи с нижеследующим.

Судом установлено и это следует из  материалов  дела, налоговым органом  была проведена выездная налоговая проверка ООО «Авиакомпания «Скол» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах  (по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления): налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество предприятий, налога на операции с ценными бумагами, единого налога на вмененный доход, земельного налога, транспортного налога, платы за пользование водными объектами, платежам за загрязнение окружающей среды, сбору за использование наименований «Россия и Российская Федерация», налогу с продаж, целевым сборам: на содержание милиции, на нужды образовательных учреждений; налогу на рекламу, налогу на перепродажу автомобилей, водному налогу, единому социальному налогу, налогу на доходы физических лиц, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2003г. по 31.12.2004г., акцизам – с 01.10.2003г. -31.12.2004г. 

            По  результатам  проверки было выявлено занижение налоговой базы по налогу на прибыль за 2004год в размере 9 194915,25рублей, что привело к не исчислению и не уплате налога на прибыль в сумме 2 206 780рублей; доначислено к уплате авансовых платежей по налогу на прибыль в сумме 735 593руб. Поскольку налогоплательщиком была занижена налогооблагаемая база по налогу на прибыль, установлено завышение размера вычетов по НДС на сумму  1 655 085рублей. О чем составлен акт    № 061/02  от  18 мая 2006года.

            На основании акта   налоговым органом вынесено решение №061/02 от 16 июня 2006года о привлечении заявителя  к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной: п.1.1 пунктом 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость, в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, в размере 331 017руб.(август и сентябрь 2004года);  - по налогу на прибыль за 2004год  в сумме 441 356рублей; п.1.2 статьей 123  НК РФ за неправомерное неперечисление  (неполное перечисление) налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом в 2004году в виде взыскания штрафа в размере 486 252,60 рублей, всего к взысканию налоговых санкций –   1 258 625,60 рублей. Заявителю  также предложено уплатить  неуплаченный  (не полностью уплаченный) налог на добавленную стоимость в сумме 1 655 085рублей (за август, сентябрь 2004года), налог на прибыль за 2004год в сумме 2 206 780рублей, единый социальный налог  - в сумме 319 193,52руб., налог на доходы физических лиц в сумме 2 431263руб. и   соответствующие пени.

 Заявитель не согласен с указанным решением в части, в связи с чем обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Свои требования заявитель мотивирует тем,  что ООО «Авиакомпания «Скол» произвела  ремонт приобретенного воздушного судна, а не реконструкцию – как указано в акте выездной налоговой проверки.

            В соответствии с п.2 ст. 257 НК Российской Федерации первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

            При этом к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением  технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и ( или) другими новыми качествами.

            В целях настоящей главы к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

             Как усматривается из материалов дела, спорные работы выполнялись по заказу заявителя подрядчиком ЗАО «Пластавиа» на основании заключенного сторонами договора  №13\2003 от 24.11.2003г.  Из контекста имеющихся в названном договоре   определений  и предмета договора, что ЗАО «Пластавиа» обязался по  техническому  заданию Заказчика выполнить   по доработке пассажирского самолета ЯК-40 к №87940 (0445) в вариант VIP –салон на 9 пассажиров и т.д.

            Согласно п.1 Технического задания б\н к договору на переоборудование самолета ЯК-40 к №87940 (0445) в вариант салона повышенного комфорта для 9 пассажиров : Настоящее ТЗ включает дополнительные требования для проектирования и постройки на базе серийного самолета ЯК-40 №RA-78940 (0445) варианта самолета с пассажирским  салоном повышенного комфорта для перевозки пассажиров категории «VIP».

            Основанием для выполнения данной работы служит договор между «Авиакомпанией «Скол», ЗАО «Пластавиа» и ОАО «Смоленский авиационный завод».

 Материалы дела свидетельствуют, что  целью выполнения разработки является создание варианта самолета ЯК-40 с «пассажирским салоном повышенного комфорта для перевозки пассажиров категории VIP». Назначение данного самолета – обеспечение комфортабельных условий для работы и отдыха пассажиров на борту на протяжении всего полета.   Переоборудование самолета должно производиться на ОАО «Смоленский авиационный завод» из 32 местного варианта в 9-ти местный.

При указанных обстоятельствах, суд сделал правильный вывод о том,   что договор №№13\2003 и Техническое задание  заключены на переоборудование приобретенного ООО «Авиакомпания «Скол» воздушного суда из стандартной модификации в модификацию самолета повышенной комфортности, что и привело к удорожанию первоначальной стоимости самолета.

Указанные доводы     также подтверждаются  представленными  налоговым органом  в качестве дополнительных доказательств договорами, заключенными  ЗАО «Пластавиа»  на выполнение работ по доработке салона  самолета с контрагентами и первичными документами (счета-фактуры, акты выполненных работ, платежные поручения), относящимися к данным договорам, - всего   субподрядных работ на сумму   9 283 664,20 руб.   При этом ЗАО «Пластавиа» выставлен ООО «Авиакомпания «Скол» счет-фактура №34 от 24 августа 2004года (л.д.59 том 2) на 10650000 рублей (за работы по модернизации интерьера самолета ЯК-40  №87940 по договору №13\2003 от 24.11.2003года.

Кроме того, данные обстоятельства подтверждаются следующими документами, представленными ОАО «Смоленский Авиационный завод»,     которые не отражены в бухгалтерском и налоговом учете ООО «Авиакомпания «Скол» и не представлены к проверке:  Дог. №106А/2003 от 05.11.2003 - 1 787 400 руб., изготовление дополнительных кессонов крыльев самолета; Договор  №106/2003   от  05.11.2003-1757610руб.,монтаж дополнительных кессонов крыльев самолета для увеличения заправки топливом до 6 тонн, Дополнительное Соглашение №1 к Договору №106/2003 от 05.11.2003г. от 09.03.2004г. -498 402руб., доработка по обнаруженным дефектам, замена иллюминатора, Дополнительное Соглашение №2 к Договору №106/2003 от 05.11.2003г. от 04.08.2004г. -16 935руб., изготовление и установка наружных внутренних стекол. Всего работ на сумму 4 060 347рублей.

            Указанные доказательства также свидетельствуют о том, что  фактически производились работы по модернизации самолета, так как согласно п.27 ПБУ 6/01 в целях бухгалтерского учета затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате  модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения ) объекта основных средств. Срок полезного использования по этому объекту пересматривается.

            При указанных обстоятельствах, а также принимая во внимание положения  п.3  Постановления Пленума ВАС Российской Федерации №53, согласно которому  налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера), суд правомерно отказал  в удовлетворении заявленных требований. 

            Суд правильно признал несостоятельными  доводы заявителя о том, что   смета  расходов подтверждает  выполнение ремонтных работ воздушного судна ЯК-40 RA87940, поскольку указанная смета не относится к договору №13\2003 от 24.11.2003г.  и  как следует из содержания самой сметы   она составлена в качестве приложения к   договору №83/ЛП-2003 от 23 декабря 2003года (л.д.33-37 том 3), по которому заявитель купил воздушное судно  ЯК-40 RA87940. При этом следует отметить, что в соответствии с условиями договора купли-продажи № 83/ЛП-2003 от 23.12.03 дефекты, установленные при осмотре самолета устраняются за счет продавца. 

По указанным основаниям отклоняются доводы  заявителя  о плохом техническом состоянии самолета с указанием на наряд  дефектацию от 23 декабря 2003года, акты приемки самолета.

В этой связи также несостоятельна ссылка на дополнительное соглашение от 17.02.04 к договору №13/2003 от 24.11.03 (л.д. 115 т. 4), которым уточнено, что в полный комплекс работ включаются и ремонтные работы.

 К тому же, следует отметить, что анализ содержания работ по смете и наряда   дефектации и дефектов, установленных актами приемки самолета, свидетельствует о том, что указанные дефекты были обнаружены при приемке самолета,  тогда как содержание спорных работ указывает на то, что проводились  работы  по переоборудованию салона самолета, а не выполнение ремонтных работ.

Суд, учитывая  пояснения сторон и представленные документы, пришел к выводу о том,  что для экспертизы были представлены недостоверные сведения (в представленных ЗАО «Пластавиа» документах отсутствует смета на проведение работ с указанием видов и стоимости работ, которая представлена истцом  и направлена в числе других документов на экспертизу), и потому оно не может быть положено в основу доказательств заявителя.

Судебная коллегия соглашается данным выводом суда о том,   хотя основание положенное судом в основу данного вывода  не совсем корректны. Поскольку   заявителем указанная смета была представлена на экспертизу, однако, как было указано выше, данная смета   не относится к договору №13\2003 от 24.11.2003г.  и как следует из содержания самой сметы она составлена в качестве приложения к   договору №83/ЛП-2003 от 23 декабря 2003года.

 При указанных выше обстоятельствах, также не имеют существенного значения доводы жалобы о том, что  счете-фактуре  № 34 от 24.08.04 и счете-фактуре № 34 от 10.09.04, о предоставлении документов по требованию и нормативные обоснования отнесения указанных затрат на себестоимость продукции.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное   решение,  доводы жалобы на выводах, не соответствующих обстоятельствам, имеющим значение для дела, основаны на не правильном толковании норм права, в связи с чем, оснований для её удовлетворения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 258, 266, 268, 269 п.1, 271,    Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда ХМАО от 27 декабря 2006 г. по делу №А75-5046/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Авиакомпания Скол»– без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа.

Председательствующий                                                    Н.И. ФИО1

Судьи                                                                                   Т.Н. Дубинина

                                                                                              Г.П. Лысенко