НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Ханты-Мансийского АО от 11.01.2007 № А75-6592/06

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

628012, Тюменская область, г.Ханты-Мансийск

ул.Ленина 54/1, тел. 3-10-34

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражного суда апелляционной инстанции

город Ханты-Мансийск

Дело №А-75-6592/2006

«12» января  2007 г.

            Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 11.01.2007г., постановление в полном объеме изготовлено 12.01.2007г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа

в составе:

судьи, председательствующего  в судебном заседании ФИО1

судей Лысенко Г.П., Янченко В.Н..

при ведении  протокола судебного заседания помощником судьи Алёшиной А.Н.

при участии

от заявителя: ФИО2, по доверенности № 1 от 10.01.2007 г., ФИО3, по доверенности № 68 от 25.12.2006 г., ФИО4, по доверенности № 69 от 25.12.2006 г., ФИО5, по доверенности № 66 от 25.12.2006 г.

от ответчика: не явились

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на решение арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 07 ноября 2006 года по делу № А75-6592/2006, принятому судьей Пивкиным И.Г.

по заявлению Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 

о признании недействительным пункта 10 Представления № 86-03-01/415 от 03.07.2006г.

УСТАНОВИЛ

В арбитражный суд обратилось Главное управление МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – заявитель) с заявлением о признании недействительным пункта 10 Представления № 86-03-01/415 от 03.07.2006г (далее – Представление), вынесенного  Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – ответчик).

Требования заявителя мотивированы несоответствием Представления в оспариваемой части требованиям действующего законодательства, регламентирующим установление районного коэффициента к заработной плате сотрудников заявителя, в частности, постановлению Правительства Российской Федерации от 3 января 1993 года № 2 «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала», Положения об оплате труда рабочих и служащих учреждений и организаций системы МЧС России, утвержденным  приказом МЧС России от 20 апреля 1993 года № 150, Указаниям МЧС России от 30 января 2001 года № 33-279-21, приказу МЧС России от 14 марта 2005 года № 140 «Об условиях оплаты труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России», приказу МЧС России от 14 сентября 2001 года № 385, постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1964 года № 611/35 « О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области» (с изменениями от 4 мая 1978 года), пункту 13 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», статье 137 Трудового кодекса Российской Федерации, Закону Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 декабря 2004 года № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, работающих в организациях, финансируемых их бюджета автономного округа», а также нарушением прав заявителя, на которого незаконно возложены следующие обязанности:  применять при расчете заработной платы /денежного довольствия сотрудников заявителя районный коэффициент в размере 1,5 в соответствии с требованиями постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 4 сентября 1964 года № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»; необоснованно начисленный районный коэффициент в сумме 88602 рубля возместить в доход федерального бюджета; произвести соответствующий перерасчет сотрудникам, начисление заработной платы/денежного довольствия которых не было обревизовано в рамках проведенной проверки.

Решением арбитражного суда ХМАО от 07.11.2006г.  требования заявителя удовлетворены.

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, не согласившись с решением суда, обжаловало его в апелляционном порядке.

Податель жалобы  извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явился.

Заслушав представителей заявителя, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 25.05.2006г. по 16.06.2006г. должностными лицами ответчика в соответствии с планом контрольно-надзорной работы на 2006 год была проведена проверка целевого использования заявителем, действующим на основании Положения о территориальном органе МЧС России – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (утверждено приказом МЧС России от 6 августа 2004 года № 372), средств федерального бюджета за 2005 год.  Проверкой было установлено (раздел 6 Акта проверки), что в нарушение пункта 5 Информационного письма Департамента доходов населения и уровня жизни Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Департамента организации назначения и выплаты пенсий Исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 мая, 9 июня 2003 года №№ 670-9, 1199-16, 25-23/5995 (далее – Информационное письмо) сотрудникам заявителя, правильность начисления заработной платы которым проверена, начисление районного коэффициента производилось в размере 70 %, то есть исходя из коэффициента – 1,7. Излишне начисленный в таком размере районный коэффициент составил суммы 9882,96 рубля (таблица на стр.16 Акта проверки) и 91751,59 рубль (таблица на стр.17 Акта проверки). Не согласившись с результатами проверки в указанной части, заявитель направил ответчику Разногласия к Акту проверки, указав на правомерность примененного при исчислении заработной платы сотрудникам заявителя районного коэффициента в размере 1,7 и на необоснованность ссылки проверяющих на Информационное письмо, принятое неуполномоченными органами.

Рассмотрев Разногласия заявителя, ответчик подготовил письменное заключение от 03.07.2006г. № 86-03-01/414, в котором отклонил доводы заявителя со ссылкой на  постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 4 сентября 1964 года № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

03.07.2006г. ответчиком вынесено Представление № 86-03-01/415 для принятия мер к устранению нарушений, выявленных проверкой целевого использования средств федерального бюджета, в Главном управлении МЧС России по ХМАО—Югре за 2005 год, в соответствии с пунктом 10 которого заявителю было предписано: применять при расчете заработной платы /денежного довольствия сотрудников заявителя районный коэффициент в размере 1,5 в соответствии с требованиями постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 4 сентября 1964 года № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»; необоснованно начисленный районный коэффициент в сумме 88602 рубля возместить в доход федерального бюджета; произвести соответствующий перерасчет сотрудникам, начисление заработной платы/денежного довольствия которых не было обревизовано в рамках проведенной проверки. Заявителю также было предписано принять меры по пресечению и дальнейшему недопущению выявленных в Акте нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц (пункт 11 Представления), указаны платежные реквизиты для перечисления в доход федерального бюджета неправомерно израсходованных средств.

Не согласившись с пунктом 10 Представления, заявитель оспорил его в судебном порядке в соответствии с частями 1 и 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как правильно указал суд, доводы ответчика в обоснование Представления в оспариваемой части не соответствуют нормам международного права, а также Конституции Российской Федерации, законодательству Российской федерации и субъекта Российской Федерации – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам, относящимся к установлению прав и свобод человека и гражданина их соблюдению и защиты.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Политика Российской Федерации согласно пункту 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституционными положениями, содержащимися в статье 19 Конституции Российской Федерации, закреплен основополагающий принцип равенства всех перед законом и судом и государственная гарантия равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств и запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Нормами международного права, содержащимися во Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией № 217 А (III) от 10 декабря 1948 года, в Международном пакте о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года), а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года), также закреплен данный основополагающий принцип равенства прав и недопустимости дискриминации их и, в частности,  трудовых прав в какой-либо форме.

Так, согласно положениям статьи 2 Всеобщей декларации прав человека каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. В силу положений статьи 23 указанной Декларации каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (часть 1),  каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд (часть 2) и каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемой, при необходимости, другими средствами социального обеспечения (часть 3).

Аналогичные положения содержатся во вводной части и статьях 2, 26 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года), а также во вводной части и статье 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года). 

Статьей 15 установлено, что  Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15). Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15). Общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.

Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента Российской Федерации от 21 января 1993 года  № 104 «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т. д.).

Трудовое законодательство в силу части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частями 2 и 5 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2) , законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью второй указанной статьи (часть 5). В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно части 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

О соотношении норм трудового законодательства и норм международного права  имеется указание в статье 10  Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (далее – Трудовой кодекс), согласно которой  общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации и если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора. В силу статьи 13 Трудового кодекса федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Целями трудового законодательства в силу положений статьи 1 Трудового кодекса являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Одними из основных принципов  правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации Трудовым кодексом признаются: запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников (статья 2). Согласно требованиям статьи 3 Трудового кодекса каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав и никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией в силу указанной нормы установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений закреплено в статье 6 Трудового кодекса, согласно которой к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе: обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации. В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Статьей 148 Трудового кодекса предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.  В силу положений статьи 313 Трудового кодекса (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого Представления) государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации и работодателей.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 Трудового кодекса). Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляют собой показатель относительно увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со статьей 316 Трудового кодекса устанавливаются Правительством Российской Федерации, при этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Федерального закона № 4520-1 от 19 февраля 1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

С момента введения в действие Трудового кодекса и указанного федерального закона и по настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Между тем, в соответствии со статьей 423 Трудового кодекса впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-I «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Учитывая правовой вакуум, образовавшийся в правовом регулировании данного вопроса, арбитражный суд, исходя из требований статьи 423 Трудового кодекса, а также исходя из вышеуказанных принципов, содержащихся в Конституции Российской Федерации и нормах международного права, считает подлежащими применению следующие нормативные акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а именно:

- пункт 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера»
(с изменениями от 29 октября 1992 г.), согласно которого предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются в соответствии с указанным постановлением за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов;

     - Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 декабря 2004 года № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа», согласно которого лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа, учащимся, студентам, получающим стипендии за счет бюджета автономного округа, обучающимся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении автономного округа, и лицам, являющимся получателями ежемесячного пособия на ребенка (детей) из средств бюджета автономного округа, при исчислении заработной платы, стипендии и пособия установлен районный коэффициент в размере 1,7.

            - Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2006 года № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями», согласно которого установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

При этом следует отметить, что в период с 1 марта 1991 года на основании принятого в соответствии с пунктом 13  Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» решением исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 28 февраля 1991 года № 33 «Об установлении единого районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих на территории округа» на территории округа по согласованию с Тюменским областным Советом профсоюзов был также установлен единый районный коэффициент в размере 1,7.  Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2004 г. N 489-П «О признании утратившим силу решения исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 28 февраля 1991 г. N 33» указанное решение Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области признано утратившим силу с 1 января 2005 г.

Несмотря на данное обстоятельство, необходимо выделить мотив и цель, которыми руководствовался уполномоченный в то время представительный орган субъекта Российской Федерации при установлении единого коэффициента в размере 1,7, а именно: действие на территории округа районных коэффициентов к заработной плате работников 1,3-1,5-1,7, которые неоправданно дифференцировали оплату труда людей, находящихся в одинаковых природно-климатических условиях и в целях социальной защиты рабочих и служащих непроизводственной сферы, а также ряда отраслей народного хозяйства.

Поскольку на 31 декабря 2004 года действовал порядок определения районного коэффициента, установленный решением исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 28 февраля 1991 года № 33, то в силу требований постановления Правительства РФ от 17 апреля 2006 года № 216 с 1 января 2005 года подлежит применению на территории округа единый районный коэффициент для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе, в том числе для работников органов государственной власти и учреждений, финансируемых  из федерального бюджета, в размере 1,7, установленный как решением исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 28 февраля 1991 года № 33, так и Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 декабря 2004 года № 76-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа» в виду отсутствия правового регулирования на федеральном уровне и ввиду соответствия указанных актов конституционным нормам и нормам международного права.

Применение на территории округа вышеуказанных нормативных актов, принятых субъектом Российской Федерации заявителем также, по мнению арбитражного суда, возможно и правомерно в соответствии с частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей применение норм права по аналогии закона и аналогии права.   

Суд правомерно признал довод заявителя в обоснование своего требования на Положение об оплате труда рабочих и служащих учреждений и организаций системы МЧС России, утвержденное  приказом МЧС России от 20 апреля 1993 года № 150, Указания МЧС России от 30 января 2001 года № 33-279-21, приказ МЧС России от 14 марта 2005 года № 140 «Об условиях оплаты труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России», приказ МЧС России от 14 сентября 2001 года № 385 несостоятельным. Так как указанные акты носят отсылочный характер и сами по себе не устанавливают размер районного коэффициента для сотрудников организаций и учреждений системы МЧС России. 

Доводы ответчика, изложенные в пункте 10 Представления и в отзыве на заявление, о необходимости руководствоваться постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 4 сентября 1964 года № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 8 апреля 1967 года № 174/10 «О районном коэффициенте к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в районах освоения нефтяных и газовых месторождений в северных районах Тюменской области» судом первой инстанции также правомерно признаны необоснованными, поскольку применение указанных актов Союза ССР не соответствует требованиям части 3 статьи 15, статьи 19 Конституции Российской Федерации, а также нормам международного права, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года), а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года), ввиду того, что они не были опубликованы официально для всеобщего сведения, а также ввиду того, что применение указанных актов Союза ССР приведет к нарушению основополагающего принцип равенства всех перед законом и судом, не обеспечению государственной гарантии равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения, места жительства и места работы на территории одного округа и допущению дискриминации трудовых прав работников заявителя и других органов государственной власти и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, проживающих и работающих в одинаковых климатических условиях и которым будет выплачиваться районный коэффициент в меньшем размере, чем установлено вышеуказанными нормативными актами субъекта Российской Федерации.

О необходимости обязательного опубликования законов и других нормативных актов Союза ССР, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан также указано в Заключении Комитета конституционного надзора СССР
от 29 ноября 1990 года №12 (2-12) «О правилах, допускающих применение неопуб-ликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан». Согласно указанному заключению, данному в соответствии со статьей 124 Конституции СССР, статьями 12, 18 и 21 Закона СССР «О конституционном надзоре в СССР», Комитет конституционного надзора СССР установил, что предоставление должностным лицам права определять, имеют ли правовые акты "общее значение" или не имеют, а также засекречивать информацию и в зависимости от своего решения публиковать или не публиковать нормативные акты открывает возможность для произвольного, неправомерного и не контролируемого обществом ограничения прав и свобод, для возложения на граждан дополнительных, нередко обременительных обязанностей, а также предоставления неоправданных льгот отдельным категориям граждан. В результате граждане лишаются возможности в полной мере использовать свои конституционные и иные права и свободы, в отношении которых изданы закрытые акты. В то же время они нередко не могут судить, правомерно ли действует по отношению к ним должностное лицо, руководствующееся закрытыми инструкциями, что затрудняет борьбу с произволом и препятствует реализации конституционного права на обжалование неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению:

1. Опубликование законов и других нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, то есть доведение их тем или иным способом до всеобщего сведения, является обязательным условием применения этих актов. Статья 4 Закона СССР "О порядке опубликования и вступления в силу законов СССР и других актов, принятых Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР и их органами", пункты 1, 2, 5 постановления Совета Министров СССР от 20 марта 1959 года N 293 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Правительства СССР" и другие нормативные положения в той их части, в которой они прямо или косвенно допускают вступление в силу неопубликованных нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, не соответствуют Конституции СССР и международным актам о правах человека и в этой части утрачивают силу с момента принятия настоящего Заключения.

2. На основании статьи 22 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР" ранее принятые, но не опубликованные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат опубликованию соответствующими государственными органами в трехмесячный срок со дня принятия настоящего Заключения. Акты, которые не будут опубликованы, по истечении этого срока утрачивают силу.

            Таким образом, постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 4 сентября 1964 года № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 8 апреля 1967 года № 174/10 «О районном коэффициенте к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в районах освоения нефтяных и газовых месторождений в северных районах Тюменской области», носящие нормативный характер и не опубликованные,  с 1 марта 1991 года, то есть по истечении трехмесячного срока, утратили силу.

Более того, применение вышеуказанных и других аналогичных актов Союза ССР, допускавших применение районных коэффициентов на одних и тех же территориях в различных размерах (но не более 1,5) в зависимости от места работы (организации) и принятых в 60-тые, 70-тые годы прошлого столетия, то есть в период действия на территории РСФСР (ныне Российской Федерации) Конституции СССР от 5 декабря 1936 года, согласно статьи 12 которой труд в СССР являлся не правом, а обязанностью каждого способного к труду гражданина, по мнению арбитражного суда, аморально и свидетельствовало бы о подтверждении со стороны государства – Российской Федерации факта дискриминации указанных трудовых прав работников, проживающих и работающих на территории округа.

Ссылка ответчика на пункт 5 Информационного письма Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ, Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ и Департамента организации назначения и выплаты пенсий Исполнительной дирекции ПФР от 19 мая, 9 июня 2003 г. NN 670-9, 1199-16, 25-23/5995, в соответствии с которым были направлены для использования в практической работе сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке, согласно которому на территории Ханты-Мансийского автономного округа - северной части автономного округа (севернее 60° северной широты) применяется коэффициент в размере 1,5, несостоятельна, поскольку указанный акт принят неуполномоченными органами.

Учитывая, что Представление в оспариваемой части не соответствует вышеуказанным нормам международного права, а также Конституции Российской Федерации, законодательства Российской федерации и субъекта Российской Федерации – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нарушает трудовые права сотрудников заявителя, незаконно возлагает на заявителя  обязанности: применять при расчете заработной платы денежного довольствия сотрудников заявителя районный коэффициент в размере 1,5; необоснованно начисленный районный коэффициент в сумме 88602 рубля возместить в доход федерального бюджета; произвести соответствующий перерасчет сотрудникам, начисление заработной платы/денежного довольствия которых не было обревизовано в рамках проведенной проверки, суд правильно удовлетворил заявление.

            Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение и оснований для его отмены не имеется.

            Доводы подателя жалобы основаны на неправильном понимании норм материального и процессуального права.

            Руководствуясь статьями 258, 266-268, 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда ХМАО от 07 ноября 2006г. по делу № А-75-6592/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течении двух месяцев в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа.

Председательствующий                                                      Г.Д. ФИО1

Судьи                                                                                    Г.П. Лысенко

                                                                                              В.Н. Янченко