Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3889/2020
06 октября 2020 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен октября 2020 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от Министерства науки и высшего образования Российской Федерации: представитель не явился;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска: Краденых Р.Г. представителя по доверенности от 10.01.2020 (сроком по 31.12.2020), Бондаренко С.В. представителя по доверенности от 10.01.2020 (сроком по 31.12.2020);
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Хабаровска: Оксюта О.В. представителя по доверенности от 09.01.2020 № 04-1-26/4 (сроком по 31.12.2020);
от ликвидационной комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения «Хабаровский организационно-методический центр Дальневосточного отделения Российской академии наук»: Якоба П.И. представителя по доверенности от 31.07.2020 (сроком по 31.12.2020);
от Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю:представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска
на решение от 03.07.2020
по делу № А73-24269/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлениюМинистерства науки и высшего образования Российской Федерации (ОГРН 1187746579690; ИНН 9710062939)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска
о признании незаконным решения от 31.07.2019 № 12255А об отказе в государственной регистрации
третьи лица: Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району города Хабаровска, ликвидационная комиссия Федерального государственного бюджетного учреждения "Хабаровский организационно-методический центр Дальневосточного отделения Российской академии наук", Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
УСТАНОВИЛ:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее – Министерство науки, Министерство, Минобрнауки России, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска (далее – ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска, регистрирующий орган, инспекция, налоговый орган) от 31.07.2019 № 12255А об отказе в государственной регистрации ликвидации Федерального государственного бюджетного учреждения "Хабаровский организационно-методический центр Дальневосточного отделения Российской академии наук" (далее – ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН», учреждение).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району города Хабаровска (далее – ИФНС России по Центральному району города Хабаровска), ликвидационная комиссия ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН», Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее – УФНС России по Хабаровскому краю).
Решением от 03.07.2020 требования заявителя удовлетворены, оспариваемое решение инспекции признано незаконным, с обязанием последней внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации прекращения деятельности ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН в связи с его ликвидацией.
Суд, установив, что в регистрирующий орган представлены все документы, необходимые для государственной регистрации ликвидации учреждения с указанием достоверных сведений, как в ликвидационном балансе, так и в заявлении по установленной форме, о том, что расчеты с кредиторами завершены (в соответствии с пунктом 5.1 статьи 64, пунктом 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации), пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит отменить решение суда первой инстанции полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает следующее: в силу положений статей 20-22, 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ), статей 62, 63, 64, 65, 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в рассматриваемом случае ликвидационный баланс составляется только после завершения расчетов с кредиторами, при этом их требования считаются погашенными (то есть расчеты завершены) исключительно, если у ликвидируемого юридического лица (в частности учреждения, которое не может быть признано несостоятельным (банкротом), а также у его учредителей (участников) отсутствуют соответствующие денежные средства и имущество, иное толкование действующего законодательства может привести к нарушению прав и законных интересов кредиторов и необоснованной государственной регистрации ликвидации юридического лица; поскольку ликвидационный баланс учреждения, представленный на государственную регистрацию, содержал сведения о наличии кредиторской задолженности, то учреждением нарушен порядок процедуры ликвидации, а именно, ликвидационный баланс составлен до завершения расчетов с кредиторами, следовательно верен вывод налогового органа об указании в заявлении о ликвидации по форме № Р16001 от 24.07.2019 недостоверных сведений о ликвидации учреждения; в материалах дела отсутствуют доказательства того, что заявитель, как единственный учредитель (участник), не имел возможности погасить задолженность перед кредиторами; судом необоснованно отклонена ссылка инспекции на судебные акты судов общей юрисдикции №№ 5-1087/2019-7, 12-1016/2019 (о дисквалификации Рассказова И.Ю.); судом не указано какие именно права и законные интересы нарушаются оспариваемым решением регистрирующего органа; наряду с указанными выше нормами права действующего законодательства при ликвидации федеральных государственных бюджетных учреждений, также следует руководствоваться письмом Минфина России от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176, в котором, в том числе указано о том, что все счета по активу и пассиву баланса на дату завершения работы ликвидационной комиссии должны быть равны нулю.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН» с доводами жалобы не согласилось, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.
В представленном в суд письменном объяснении в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, УФНС России по Хабаровскому краю просит удовлетворить жалобу инспекции и отменить решение суда первой инстанции, приняв по делу новый судебный акт.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, ИФНС России по Центральному району города Хабаровска поддерживает доводы такой жалобы регистрирующего органа и просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представители заявителя, Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных выше лиц, участвующих в деле согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Представители заявителя жалобы в судебном заседании поддержали доводы жалобы и дополнения к ней в полном объеме, просят удовлетворить апелляционную жалобу, отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ИФНС России по Центральному району города Хабаровска в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска, просит удовлетворить ее и отменить решение суда первой инстанции.
Представитель учреждения в судебном заседании просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда оставить без изменения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, отзывов на нее и объяснения в порядке статьи 81 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ФГБУ «ХОМЦ ДВО РАН» (ИНН 2721028214) зарегистрировано в качестве юридического лица 31.10.1997 за основным государственным регистрационным номером 1022700926885; единственным учредителем последнего является Минобрнауки России.
26.10.2017 Федеральным агентством научных организаций, осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее - ФАНО) издан приказ N 729 о ликвидации ФГБУ "ХОМЦ ДВО РАН", создании ликвидационной комиссии, руководителем которой утвержден Рассказов И.Ю., о чем 07.11.2017 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесены соответствующие записи.
Сведения о ликвидации, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" от 22.11.2017 часть 1 N 46 (660).
07.03.2018 приказом ФАНО N 112 утвержден промежуточный ликвидационный баланс ФГБУ "ХОМЦ ДВО РАН", согласно которому, размер кредиторской задолженности на 23.01.2018 составляет 10719549,81 руб., в том числе: расчеты по принятым обязательствам на сумму 4487718,65 руб., расчеты по платежам в бюджет на сумму 6175897,96 руб.
29.03.2018 в ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска руководителем ликвидационной комиссии ФГБУ "ХОМЦ ДВО РАН" представлено уведомление формы N Р15001 о составлении промежуточного ликвидационного баланса, о чем 05.04.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.
Впоследствии срок ликвидационных мероприятий на основании приказов ФАНО от 04.05.2018 N 350, Минобрнауки России от 06.07.2018 N 213, 09.10.2018 N 745, продлялся.
18.07.2019 приказом Минобрнауки России N 514 утвержден ликвидационный баланс ФГБУ "ХОМЦ ДВО РАН", согласно которому, размер кредиторской задолженности на 01.06.2019 составляет 51339291,58 руб., в том числе: по выплатам на сумму 324911,79 руб., расчеты по платежам в бюджет на сумму 6289859,74 руб.
24.07.2019 в ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска руководителем ликвидационной комиссии ФГБУ "ХОМЦ ДВО РАН" с целью государственной регистрации ликвидации учреждения, подано заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001 с приложением, в том числе ликвидационного баланса на 01.06.2019 и документа об уплате государственной пошлины от 24.07.2019.
Решением ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска от 31.07.2019 N 12255А, в государственной регистрации ликвидации юридического лица - ФГБУ "ХОМЦ ДВО РАН" отказано, на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ (нарушение порядка проведения процедуры ликвидации - ликвидационный баланс составлен до завершения расчетов с кредиторами).
Не согласившись с доводами, изложенными ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска в вышеуказанном решении, руководитель ликвидационной комиссии ФГБУ "ХОМЦ ДВО РАН" обратился с жалобой на решение регистрирующего органа в УФНС России по Хабаровскому краю, по результатам рассмотрения которой, последним принято решение об оставлении жалобы без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанным решением регистрирующего органа, Минобрнауки России обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а также порядок ликвидации юридического лица регулируются статьями 20 – 22 Федерального закона N 129-ФЗ и статьями 61 - 64 ГК РФ.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ документы, предусмотренные статьей 21 названного Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
В соответствии с подпунктом "а" части 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ относятся подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, и ликвидационный баланс.
Подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ определено, что несоблюдение установленного законодательством порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Федеральным законом N 129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, является основанием для отказа в государственной регистрации.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
На основании пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Пунктом 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица; при недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.
Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (пункт 4 статьи 62 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Пунктом 2 статьи 63 ГК РФ определено, что после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (пункт 4 статьи 63 ГК РФ).
По пункту 6 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В силу пункта 9 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Следовательно, процедура ликвидации юридического лица, предусмотренная статьями 61 - 63 ГК РФ, подразумевает совершение последовательных действий по созданию ликвидационной комиссии (ликвидатора), публичного объявления о ликвидации организации, предоставления возможности кредиторам заявить свои требования, составление промежуточного ликвидационного баланса, расчет с кредиторами, составление ликвидационного баланса и собственно ликвидацию.
Одной из основных целей процедуры ликвидации является возможность добровольного завершения расчетов со всеми кредиторами, а также необходимость инициирования процесса несостоятельности (банкротства) в случае отсутствия такой возможности.
То есть, при наличии не погашенной задолженности юридическое лицо не может быть ликвидировано, кроме как посредством прохождения процедуры несостоятельности, в противном случае могут быть нарушены права и законные интересы кредиторов, требования которых не могут быть удовлетворены при добровольной ликвидации должника.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию, поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
В рассматриваемом случае, 24.07.2019 руководителем ликвидационной комиссии ФГБУ "ХОМЦ ДВО РАН" Рассказовым И.Ю., с целью государственной регистрации ликвидации учреждения, в регистрирующий орган подано заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001 (вх. N 12255А) с приложением, в том числе ликвидационного баланса на 01.06.2019, который содержит сведения о наличии задолженности перед ИФНС России по Центральному району города Хабаровска, ПАО "Ростелеком", АО "ДГК", МУП города Хабаровска "Водоканал", КГУП "Недвижимость", АО "Хабаровскэнерго", АО "Спецавтохозяйство" г. Хабаровска, ХАБ "Энерго-сервис ЛПЛ", ОО "Дальсофт", ИП Ложкиным Д.А., ГУ - Хабаровское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, ПАО "ДГК", что, по мнению регистрирующего органа, указывает на недостоверность содержащейся в заявлении информации о завершении расчетов с кредиторами.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5.1 статьи 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица, в том числе требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса, не может быть признано несостоятельным (банкротом).
В силу пункта 1 статьи 65 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом).
Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 65 ГК РФ банкротство учреждения не допускается.
В соответствии с пунктом 5 статьи 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Поскольку, как видно из материалов дела, нарушения процедуры ликвидации учреждения отсутствуют, имущества, достаточного для погашения требований кредиторов, и на которое может быть обращено взыскание, учреждение не имеет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что последним в ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска были представлены все документы, необходимые для государственной регистрации ликвидации учреждения с указанием достоверных сведений как в ликвидационном балансе о наличии кредиторской задолженности, так и в заявлении по установленной форме о том, что расчеты с кредиторами завершены, так как в силу положений действующего законодательства такие требования считаются погашенными.
При том, что на 15.08.2019 непогашенной осталась лишь задолженность перед ИФНС России по Центральному району города Хабаровска.
По указанным выше обстоятельствам, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования заявителя о признании незаконным оспариваемого решения регистрирующего органа, с обязанием последнего в силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, путем внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации прекращения деятельности учреждения, в связи с его ликвидацией.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую оценку, правовых оснований не согласиться с которой у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 03 июля 2020 года по делу № А73-24269/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.В. Вертопрахова
Судьи Е.И. Сапрыкина
А.П. Тищенко