НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 30.09.2020 № 06АП-3456/20

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3456/2020

05 октября 2020 года

г. Хабаровск

        Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
        Полный текст  постановления изготовлен октября 2020 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи    Швец Е.А.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.

при участии  в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «ВИП»: Гуркин И.Ю., директор; Баженова А.С., представитель по доверенности от 30.01.2020;

от управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и ЕАО: Нартова Г.В., представитель по доверенности от 03.09.2020 № 21;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и ЕАО

на решение от  15.06.2020

по делу № А73-337/2020

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВИП»

к управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и ЕАО

об оспаривании предписания

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ВИП» (далее - заявитель, ООО «ВИП», общество) обратилось в Арбитражный суд    Хабаровского    края    с    заявлением    о    признании    незаконнымпредписания управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО, управление) от 09.12.2019 № 02.2-20/02Д.

Решением суда от 15.06.2020 заявленное требование удовлетворено.

Не согласившись с судебным актом, управление обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о законности оспариваемого предписания, поскольку управление, при выдаче обществу предписания, основывалось на пункте 18 «Порядка регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов ЕЭС», согласно которому основанием для приостановления действия декларации о соответствии, зарегистрированной в национальной части единого государственного контроля (надзора) соответствующего государства-члена предписания о приостановлении действий декларации о соответствии. Просит решение отменить, в удовлетворении требования общества отказать.

В судебном заседании апелляционного суда представитель управления на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.

Представители общества в заседании суда, а так же в представленных возражениях на жалобу, выразили несогласие с доводами последней, просили оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что в период с 05.12.2019 по 31.12.2019 управлением, на основании распоряжения от 03.12.2019 № 777-Р в отношении ООО «ВИП» проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, а так же проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.

Цель проверки: обеспечение исполнения хозяйствующим субъектом требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880, требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.10.2013 № 67, в связи с выявлением несоответствия требованиям Технических регламентов, что указано в срочных отчетах из системы Сирано о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных и санитарных правил и норм № 52782-2019, 52787-2019, 52791-2019 от 27.11.2019.

Результаты проверки отражены в акте от 12.12.2019 № 02.2-20/45Х.

В ходе проверочных мероприятий, проводимых в отношении иного юридического лица - ООО «Алиот», был произведен отбор проб.

Согласно протоколу испытаний № 4005/11514 ГЗ от 27.11.2019 от 06.03.2019: в пробе кефира выявлено несоответствие требованиям ТР ТС 033/2013, ТР ТС 022/2011 по показателю - качественное определение наличия сухого молока. Согласно протоколу испытаний № 3996/11505 ГЗ от 27.11.2019: в пробе сметаны выявлено несоответствие требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ТС 033/2013, ГОСТ 31452-2012.

В целях устранения выявленных нарушений обществу с ограниченной ответственностью «ВИП» выдано предписание от 09.12.2019 № 02.2-20/02Д, согласно которому предписано приостановить действие декларации о соответствии:

1)ЕАЭС № RU Д-RU. АЮ46 В.02518, дата регистрации о соответствии 04.04.2017 на кефир, массовая доля жира 3.4-6%, ГОСТ 31454-2012;

2)ЕАЭС № RU Д-RU. АЮ46 В.02516, дата регистрации о соответствии 04.04.2017 на сметану, массовая доля жира 15%, ГОСТ 31452-2012.

В течение 10 дней с момента получения предписания представить информацию о его выполнении.

Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее - Закон № 29-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона № 29-ФЗ под безопасностью пищевых продуктов понимается состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона № 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в том числе, не соответствуют требованиям нормативных документов, не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются. К упомянутым в пункте 2 статьи 3 Закона № 29-ФЗ нормативным документам относятся и технические документы, под которыми статья 1 этого же Закона понимает документы, в соответствии с которыми осуществляются изготовление, хранение, перевозки и реализация пищевых продуктов, материалов и изделий (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и другие). Таким образом, целью приведенных норм Закона № 29-ФЗ является исключение (пресечение) ситуаций, когда в обороте находятся пищевые продукты, не отвечающие нормативным требованиям безопасности, включая требования технических регламентов - продукты, в отношении обычного использования которых отсутствует обоснованная уверенность относительно их безвредности и безопасности для здоровья.

Одним из документов, удостоверяющих соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов, является декларация о соответствии (статья 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

Согласно статье 13 Закона № 29-ФЗ к отношениям, связанным с государственным надзором в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов применяются, в том числе, положения Закона о техническом регулировании.

На основании пунктов 1 и 3 статьи 39 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в случае, если орган государственного контроля (надзора) обладает достоверной информацией о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе выдать предписание о приостановке реализации продукции.

Положениями пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» закреплено право органов государственного контроля (надзора) выдавать предписания о приостановлении или прекращении действия декларации соответствия продукции.

Таким образом, установленная законом мера в виде приостановления действия декларации соответствия пищевой продукции в связи с нарушением требований технических регламентов носит ускоренный защитный и обеспечительный характер - она применяется органами государственного контроля (надзора) при наличии достоверных сведений (документов), подтверждающих несоответствие продукции нормативным требованиям, и в случаях, когда промедление в принятии данной меры способно повлечь причинение вреда жизни или здоровью граждан.

Как установлено по материалам дела, должностными лицами управления в период с 07.11.2019 по 04.12.2019 проводилась проверка в отношении ООО Алиот», в ходе которой были отобраны образцы продукции для исследований.

В результате проведённых исследований было выявлено несоответствие молочной продукции: кефира и сметаны (производитель: ООО «ВИП», Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Геодезическая д. 4/1) требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, ТР ТС 033/2013 и требованиям ГОСТ 31452-2012.

Данные результаты исследований ФГБУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория» были размещены в срочных отчетах в системе Сирано о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных и санитарных правил и норм №№ 52782-2019, 52787-2019, 52791-2019 от 27.11.2019.

В связи с выявлением продукции, не отвечающей требованиям Технических регламентов, хозяйствующему субъекту (ООО «ВИП»), являющемуся производителем исследуемой продукции 09.12.2019 было выдано оспариваемое предписание.

При этом 11.12.2019 управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО обратилось в управление Росаккредитации по Дальневосточному федеральному округу о приостановлении действия деклараций, указанных в предписании от 09.12.2019.

18.12.2019 директором ООО «ВИП» в ФГБУ «Приморская межобластная лаборатория» представлены пробы кефира и сметаны, в результате исследования которых несоответствия требованиям Технического регламента не обнаружено.

На основании данных результатов исследований, 24.12.2019 действие деклараций было возобновлено.

Оспаривая предписание, общество приводит доводы о том, что предписание не обладает признаками исполнимости в связи с не указанием в нем конкретного способа устранения выявленных нарушений.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 24.11.2014 № 752 утвержден Порядок регистрации деклараций о соответствии и порядка формирования и ведения реестра деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия (далее - Порядок). Порядок определяет правила регистрации деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, в реестре деклараций о соответствии продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Согласно пункту 12 Порядка, уполномоченный орган государственного
контроля (надзора), в случае выдачи заявителю предписания о
приостановлении действия декларации о соответствии, направляет в
Федеральную службу по аккредитации информацию, содержащую
сведения о регистрационном номере и дате регистрации декларации о
соответствии, дате и регистрационном номере предписания о
прекращении действия декларации о соответствии, дате (периоде) и
регистрационном номере предписания о приостановлении действия
декларации о соответствии. Информация о выдаче заявителю
предписания о приостановлении или прекращении действия декларации
о соответствии направляется органом государственного контроля
(надзора) в Федеральную службу по аккредитации: заказным почтовым
отправлением с уведомлением о вручении - в течение двух рабочих
дней со дня выдачи предписания; в электронной форме с
использованием
информационно-телекоммуникационнойсети

«Интернет»    -    в    течение    одного    рабочего    дня    со    дня    выдачи предписания.

Федеральная служба по аккредитации в течение одного рабочего дня со дня представления органом государственного контроля (надзора) информации о выдаче заявителю предписания о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии вносит в реестр сведения о приостановлении действия деклараций о соответствии по предписанию органа государственного контроля (надзора).

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 КоАП РФ).

Следовательно, предписание должно содержать конкретные выявленные нарушения с указанием сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретным.

Между тем, в настоящем спорном случае, управлением не указано каким образом предписание должно быть исполнено ООО «ВИП», поскольку  исполнимость спорного предписания зависит от воли третьих лиц, само общество не наделено полномочиями по приостановлению действия деклараций, а также по обращению в Федеральную службу по аккредитации с соответствующим заявлением.

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, формулировка предписания о приостановлении действия деклараций не соответствует принципам конкретности и исполнимости предписаний контролирующего органа, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленное обществом требование.

При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  15.06.2020 по делу № А73-337/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

     Е.А. Швец

Судьи

Е.В. Вертопрахова

 Е.И. Сапрыкина