НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 30.08.2022 № 06АП-4209/2022

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-4209/2022

сентября 2022 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи Тищенко А.П.,

судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.

при участии  в заседании:

от министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края: Сячина О.В. по доверенности от 15.02.2022,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Осиан» на решение от 30.05.2022 по делу № А73-4982/2022 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Осиан» (ОГРН 1212700016990, ИНН 2724247084) к министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 27.12.2021 № 02-11/17977 «О продлении срока рубки, хранения и вывозки древесины» в части отказа в продлении срока рубки, хранения и вывозки древесины по лесным декларациям от 30.12.2019 №№ 6М-0128, 14М-0128, 17М-0128, 26М-0128,  

установил:

18.02.2010 между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и закрытым акционерным обществом «Реликт» (арендатор), в дальнейшем преобразованным в общество с ограниченной ответственностью «Реликт», заключен договор аренды лесного участка № 0128/2010 (далее – договор), в соответствии с которым арендатору сроком на 25 лет предоставлен в аренду лесной участок, находящийся в федеральной государственной собственности, площадью 21665 га; местоположение участка: Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, Уликанское лесничество; номера кварталов: 133-137,155-159, 175-178, 195-197, 211-216, 236-241, 262-266. Государственная регистрация договора аренды произведена 22.03.2010.

В связи с реорганизацией ООО «Реликт» в форме слияния права и обязанности (обязательства) в результате правопреемства по договору перешли к ООО «Научнопроизводственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация РОД» (пункт 1 статьи 58 ГК РФ), а после реорганизации последнего в форме выделения из него ООО «Промышленный пул «Магеллан» (пункт 4 статьи 58 ГК РФ) обязательства в результате правопреемства по договору перешли к ООО «Промышленный пул «Магеллан», что установлено вступившими в законную силу судебными актами, в том числе по делам № А73-12166/2017, № А73-21592/2019.

В связи с реорганизацией ООО «Промышленный пул «Магеллан» в форме слияния права и обязанности по договору перешли к ООО «Спектор», а в связи реорганизацией ООО «Спектор» в форме слияния (пункт 1 статьи 58 ГК РФ) права и обязанности по договору перешли к вновь возникшему 01.11.2021 юридическому лицу – обществу с ограниченной ответственностью «Осиан» (далее – ООО «Осиан», Общество).

Проект освоения лесов, разработанный Обществом на период 2020-2021 гг., прошел государственную экспертизу с положительным заключением, утвержденным приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 13.08.2020 № 1453П.

Проект освоения лесов, разработанный Обществом на период 2022-2026 гг., прошел государственную экспертизу с положительным заключением, утвержденным приказом Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края от 22.12.2021 № 2061 П.

Управлением лесами Правительства Хабаровского письмами от 13.01.2020 № 01-21/211, от 22.01.2020 № 02-21/734 были приняты поданные Обществом лесная декларация от 30.12.2019 № 6М-0128 с декларируемым периодом с 15.01.2020 по 31.12.2020 и лесные декларации от 30.12.2019 № 14М-0128, № 17М-0128, № 26М-0128 с декларируемым периодом с 26.01.2020 по 31.12.2020.

В последующем Управлением лесами Правительства Хабаровского края письмом от 31.08.2020 № 02-21/13268 приняты изменения в названные лесные декларации. На основании статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации указанными лесными декларациями (с учетом изменений) заявлена рубка лесных насаждений на предоставленном в аренду лесном участке Уликанского лесничества, Уликанского участкового лесничества различных древесных пород (ель, ясень, дуб, береза белая, липа, осина, пихта, лиственница и др.) по результатам отвода и таксации лесосек.

На основании заявлений Общества сроки заготовки древесины по указанным лесным декларациям продлевались, в общей сложности до 31.12.2021.

Общество 16.12.2021 письмом от 15.12.2021 № 109 обратилось в Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (далее – Комитет) с заявлением об изменении (продлении) срока заготовки и вывоза древесины на лесосеках, в том числе по лесной декларации № 6М-0128 (по 14.01.2022) и по лесным декларациям от 30.12.2019 № 14М-0128, № 17М-0128, № 26М-0128 (по 25.01.2022), сославшись на то, что рубка на данных лесосеках не окончена в связи с имевшими место неблагоприятными погодными условиями. Одновременно Общество направило в Комитет изменения к вышеуказанным лесным декларациям в части декларируемых периодов заготовки (с учетом испрашиваемого продления) через портал государственных услуг в электронной форме.

Письмом от 27.12.2021 № 02-11/17977 Комитет уведомил Общество об отказе в продлении срока рубки, хранения и вывозки древесины по декларациям № 6М-0128, № 14М-0128, № 17М-0128, № 26М-0128. В качестве оснований невозможности продления срока рубки, Комитет указал, что заявленный срок по вышеуказанным декларациям закончился 31.12.2020 и с учетом неблагоприятных погодных условий, продление срока заготовки было возможно на 12 мес., до 31.12.2021.

Не согласившись с решением Комитета (после переименования – Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (далее – Министерство)), Общество обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании такого решения незаконным. Также ООО «Осиан» просило обязать Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края продлить сроки рубки, хранения и вывозки древесины по договору аренды лесного участка от 18.02.2010 № 0128/2010.

Определением от 05.04.2022 заявление принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А73-4982/2022.

Решением от 30.05.2022 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с судебным актом, ООО «Осиан» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы считает, что следуя положениям Приказа Минприроды России от 01.12.2020 № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины (срок действия лесной декларации) составляет 24 месяца. Данный срок, с учетом испрашиваемого Обществом продления, не превышен.

 Также Общество полагает, что испрашиваемый им срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины (срок действия лесной декларации) с учетом его продления, составил 24 месяца (с 15.01.2020 по 14.01.2022 по лесной декларации № 6М-0128 и с 26.01.2020 по 25.01.2022 по лесным декларациям № 14М-0128, № 17М-0128, № 26М-0128), что соответствует пункту 11 Правил заготовки № 993.

Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 22.07.2022 Шестого арбитражного апелляционного суда.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании, проведенном в отсутствие апеллянта, представитель Министерства поддержал доводы отзыва.

Выслушав пояснения лица, участвовавшего в судебном заседании, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) одним из видов использования лесов является заготовка древесины.

В силу частей 1, 4, 8 и 9 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 названного Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993 утверждены Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 ЛК РФ (далее – Правила заготовки № 993).

В соответствии с пунктом 11 Правил № 993 рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.

Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований, подтвержденных справкой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.

Согласно статье 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, а также форма лесной декларации утверждены Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 539 (далее – Порядок № 539).

Согласно пункту 2 Порядка № 539 лесная декларация подается лицами, которым данные лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов и может быть продлен в случаях, установленных правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, установленными в соответствии с частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Порядка № 539 в лесную декларацию вносится информация, в том числе о декларируемом периоде (подпункт «г»).

В соответствии с пунктом 7 Порядка № 539 внесение изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода осуществляется, в том числе в случае продления сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины согласно правилам заготовки древесины.

Как установлено судом по материалам дела, первоначально по лесной декларации № 6М-0128 Обществом задекларирован период использования лесов с 15.01.2020 по 31.12.2020; по лесным декларациям № 14М-0128, № 17М-0128, № 26М-0128 – с 26.01.2020 по 31.12.2020.

В последующем, срок рубки по указанным декларациям продлялся уполномоченным в общей сложности до 31.12.2021, что подтверждается представленными в материалы дела письмами Министерства «О продлении сроков заготовки, хранения вывозки» и не оспаривалось представителем Общества в судебном заседании, т.е., как верно отмечено судом первой инстанции, на максимально возможные 12 мес. с момента окончания декларируемого периода.

Поскольку по спорным лесным декларациям разрешение на увеличение сроков рубки по заявлению Общества повлекло бы за собой увеличение совокупного срока продления свыше 12 мес., что не предусмотрено ЛК РФ и Правилами № 993, то Министерство оспариваемым решением правомерно отказало Обществу в продлении этого срока.

Довод заявителя жалобы о том, что срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины (срок действия лесной декларации) составляет 24 месяца и данный срок, с учетом испрашиваемого Обществом продления, не превышен, правомерно отклонен судом первой инстанции как основанный на ошибочном толковании положений Лесного кодекса Российской Федерации и Правил № 539.

Как указывалось выше, пунктом 11 Правил № 993 установлено, что рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.

Таким образом, названным пунктом Правил установлен максимальный срок декларируемого периода рубки, который может быть заявлен в лесной декларации.

При этом по смыслу статьи 26 ЛК РФ и пункта 4 Порядка № 539 лесная декларация носит заявительный характер, представляет собой заявление лесопользователя о конкретных лесных участках, на которых он намерен вести рубку древесины, объемах рубки и конкретном периоде использование лесов.

Таким образом, срок рубки, трелевка (транспортировка), частичной переработки, хранения, вывоза заготовленной древесины определяется лицом, использующим лесной участок, самостоятельно и именно указанный срок, заявленный лесопользователем в лесной декларации, может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.

Кроме того, следует отметить, что исчисление периода продления заготовки производится с даты окончания декларируемого периода, заявленного лесопользователем в лесной декларации, а не с даты окончания максимально возможного срока использования лесов (12 мес.), установленного лесным законодательством.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой фактически повторяют доводы Общества в суде первой инстанции.

Иное толкование заявителем норм действующего законодательства, а также иная оценка установленных обстоятельств спора, не свидетельствует о неправильном применении их судом.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения судебного акта в обжалуемой части.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от  30.05.2022 по делу № А73-4982/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

     А.П. Тищенко

Судьи

Е.В. Вертопрахова

            Е.А. Швец