НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 29.10.2020 № Ф03-4476/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

ноября 2020 года                                                                    № Ф03-4476/2020

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен ноября 2020 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Михайловой А.И.

судей Лесненко С.Ю., Никитиной Т.Н.

при участии:

от частного учреждения здравоохранения «Клиническая больница «РЖД-Медицина» города Комсомольска-на-Амуре»: представитель не явился;

от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: Литовка П.И., представитель по доверенности от 09.01.2020 № 17-08; Алёшина Е.Н., представитель по доверенности от 09.01.2020 № 21-08;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу частного учреждения здравоохранения «Клиническая больница «РЖД-Медицина» города Комсомольска-на-Амуре»

на решение от 19.06.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020

по делу №   А73-995/2020 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению частного учреждения здравоохранения «Клиническая больница «РЖД-Медицина» города Комсомольска-на-Амуре»                      (ОГРН 1042700027358, ИНН 2703027151, адрес: 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Пирогова, 11)

к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (ОГРН 1022700921880, ИНН 2700000539; 680000, Хабаровский край,                   г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 69)

опризнании незаконным требования

   УСТАНОВИЛ:

Частное учреждение здравоохранения «Клиническая больница «РЖД-Медицина» города Комсомольска-на-Амуре» (далее – ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным требования Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования (далее – ХКФОМС, фонд) от 06.11.2019 № 34, принятого по результатам плановой комплексной проверки по использованию средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина» в части возврата в бюджет фонда 2 972 314 руб. 33 коп. (оплата НДС) и уплаты в бюджет штрафа в размере 297 231 руб. 40 коп.; обязании ХКФОМС принять решение об отмене требования.

Решением от 19.06.2020, оставленным без изменения постановлением  Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с судебными актами, ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина» обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление суда апелляционной инстанции отменить, удовлетворив его требования.

В отзыве на кассационную жалобу ХКФОМС просит судебные акты оставить в силе, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

В судебном заседании представители ХКФОМС поддержали доводы отзыва на кассационную жалобу. ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина», надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей фонда, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

         Как следует из материалов дела и установлено судами, ХКФОМС на основании приказа от 19.09.2019 № 216 проведена плановая комплексная проверка Негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая больница на станции Комсомольск ОАО «РЖД» (в настоящее время – ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина») на предмет использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в период с 01.01.2017 по 31.12.2018.

В ходе проверки, в числе прочих нарушений, фондом установлено использование в проверяемом периоде средств обязательного медицинского страхования в размере 2 972 314 руб. 33 коп. на уплату налога на добавленную стоимость, в том числе в 2017 году в сумме 1 243 662 руб.          33 коп., в 2018 году в сумме 1 728 652 руб., что не предусмотрено структурой тарифа.

По результатам проверки составлен акт от 28.10.2019 № 88, которым данные факты расценены как нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования.

Требованием от 06.11.2019 № 34 фонд предложил ЧУЗ «КБ РЖД-Медицина» возвратить в бюджет фонда обязательного медицинского страхования средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в размере 3 104 339 руб. 93 коп. и уплатить штраф в сумме 310 433 руб. 99 коп.

Не согласившись с актом проверки и требованием в части выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в сумме 2 972 314 руб. 33 коп. (уплата НДС), учреждение оспорило их в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, дав оценку обстоятельствам дела применительно к нормам действующего законодательства, пришел к выводу о законности выводов фонда о нецелевом использовании учреждением денежных средств.

Шестой арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

При этом, суды обоснованно исходили из следующего.

В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»(далее – Закон об ОМС).

В соответствии со статьей 4 Закона об ОМС к основным принципам осуществления обязательного медицинского страхования отнесено обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 Закона об ОМС медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 20 названного Закона медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 9 статьи 39 Закона об ОМС, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Оплата медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию осуществляется согласно статье 30 Закона об ОМС по тарифам, установленным тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и профессиональными союзами медицинских работников.

Согласно части 7 статьи 35 Закона об ОМС тариф на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Проведенной ХКФОМС проверкой установлено, ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина» средства обязательного медицинского страхования в сумме            2 972 314 руб. 33 коп.(в 2017 году – 1 243 662 руб. 33 коп., в 2018 году –           1 728 652 руб.) использовало на уплату налога на добавленную стоимость.

Между тем, нормативное предписание о включении в тариф статей затрат, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, содержится в пунктах 156, 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2011 № 158н (далее – Правила ОМС). Указанный перечень является закрытым и не содержит налога на добавленную стоимость.

Более того, деятельность медицинских организаций в сфере ОМС (реализация медицинских услуг застрахованным лицам) названным налогом не облагается в силу подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащей положения об  освобождении от налогообложения НДС реализации (а также передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

Таким образом, являются правильными выводы ХКФОМС о том, что средства ОМС, поступившие в качестве оплаты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, не могут быть направлены на выплату налога на добавленную стоимость.

Обосновывая правомерность своих действий, учреждение указывает на то, что сроки финансирования по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС не совпадают со сроками выплаты заработной платы, установленные коллективным договором, в связи с чем оно было вынуждено в декабре 2017 и декабре 2018 года выплатить заработную плату работникам за эти периоды из средств, полученных от оказания платных услуг.

Пунктом 6 статьи 15 Закона об ОМС установлена обязанность медицинских организаций вести раздельный учет операций со средствами ОМС, что предполагает отражение всех операции по оказанию медицинской помощи в рамках ОМС отдельно от иных операций. Расходы по уплате налога на добавленную стоимость, исчисленного с сумм поступления от оказания платных услуг отражаются по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и относятся на подстатью 291 «Налоги, пошлины и сборы».

При этом, в нарушение Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению», Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, учреждением операции по заимствованию денежных средств не осуществлялись, отражение в бухгалтерском учете и отчетности операций по оплате кредиторской задолженности, сформированной в рамках одного вида финансового обеспечения за счет средств другого вида финансового обеспечения, не производилось. Доказательств восстановления спорной суммы средств ОМС на счете ОМС заявителем в материалы дела не представлено.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 № 1648-О в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.

Следовательно, использование средств обязательного медицинского страхования на оплату НДС приводит к отвлечению средств ОМС и осуществлению расходов, не соответствующих целям их получения, которыми являются оплата расходов медицинского учреждения на оказание бесплатной медицинской помощи (оплата труда медицинским работникам, персоналу, оплата за использованные материальные запасы, питание, лекарственное обеспечение), то есть является нецелевым использованием бюджетных средств.

В связи с изложенным акт проверки от 28.10.2019 № 88 и требование от 06.11.2019 № 34 в оспариваемой части соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и интересы учреждения, в связи с чем, суды правомерно отклонили заявленные по делу требования.

Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установление иных обстоятельств по делу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу решения суда и постановления апелляционной инстанции.

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.06.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2020 по делу № А73-995/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           А.И. Михайлова                    

Судьи                                                                                    С.Ю. Лесненко         

                                                                                         Т.Н. Никитина