НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 28.12.2021 № 06АП-6848/2021

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6848/2021

28 декабря 2021 года

г. Хабаровск

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

судьи Дроздовой В.Г.

рассмотрев апелляционную жалобу  Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае и Еврейской автономной области

на решение от  25.10.2021

по делу № А73-13449/2021

Арбитражного суда Хабаровского края,

рассмотренному в порядке упрощенного производства,

по иску Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, ОГРН 1032700309036

к Обществу с ограниченной ответственностью «Строительство локальных объектов недвижимости», ОГРН 1032700332939

о  взыскании 14 118,48 руб.,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Хабаровского края обратилось Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 (далее - истец, Управление) с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Строительство локальных объектов недвижимости» (далее – ответчик, ООО «СЛОН», общество) о взыскании ущерба в виде излишне выплаченных 14 118,48 руб.

Определением суда от 25.08.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением суда от 25.10.2021 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе Управление просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что вина ООО «СЛОН» выражается в том, что работодатель представил недостоверные сведения, что повлекло выплату излишних сумм пенсии. За март 2020 года сведения в отношении работающего пенсионера Жестковой И.А. по форме СЗВ-М (доп) представлены ответчиком 29.05.2020, после принятия решения от 01.05.2020 о выплате сумм страховой пенсии с учетом повышений. По мнению заявителя, доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика, выразившимися в несвоевременном представлении сведений за март 2020 года по форме СЗВ-М и возникновением убытков истца.

ООО «СЛОН» представлен отзыв на апелляционную жалобу  с возражениями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 АПК РФ жалоба рассмотрена судьей единолично по имеющимся материалам дела без назначения судебного заседания и вызова сторон.

Исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.

Установлено, что Жесткова Ирина Анатольевна является получателем пенсии по старости, одновременно продолжая трудовую деятельность в ООО «СЛОН», которое является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Страхователем в установленный законодательством срок в адрес истца не была представлена форма СЗВ-М за март 2020 года.

Обществом «СЛОН» форма СЗВ-М за март 2020 года с типом «исходная» представлена  почтовым отправлением 29.05.2020.

В связи с неполучением СЗВ-М за март 2020 года в установленный законом срок Государственным учреждением – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае № 2 в отношении Жестковой И.А. 01.05.2020 принято решение о выплате с 01.03.2020 сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) в сумме 15 279,01 руб.

Фактическая выплата страховой пенсии с учетом индексации за период с марта по май 2020 года осуществлена Управлением в июне 2020 года.

На основании представленных ответчиком 29.05.2020 сведений персонифицированного учета за март 2020 года Управлением выявлена излишняя выплата пенсии Жестковой И.А. за период с 01.03.2020 по 30.06.2020 в сумме 14 118 руб. 48 коп.

Истец считает, что в результате неправомерных действий ответчика - страхователя по обязательному пенсионному страхованию, который не предоставил в установленном порядке сведения о работающих у него застрахованных лицах, работающему пенсионеру Жестковой И.А. за период с 01.03.2020 по 30.06.2020 выплачена повышенная фиксированная сумма страховой пенсии по старости с учетом индексации как неработающему пенсионеру, бюджету пенсионного фонда причинен ущерб в  сумме 14 118,48 руб.

Претензия от 14.10.2020 № 10.1-14/17780 с требованием о возмещении ущерба в досудебном порядке обществом не удовлетворена, что послужило основанием обращения Управления в арбитражный суд.

Разрешая спор, суд первой инстанции верно применил нормы материального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном  страховании, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с названным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 названного Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (пункт 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).  

Согласно пункту 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктами 1, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлена обязанность страхователи представлять предусмотренные пунктами 2 - 2.2 названной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 названной статьи, - в налоговые органы по месту их учета. Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии с пунктом 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н  страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции установил, что сведения по форме СЗВ-М за март 2020 года должны быть представлены ООО «СЛОН» не позднее 15.04.2020.  

В силу пункта 5 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона.

На основании пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как верно установлено судом первой инстанции, по данному делу юридически значимым обстоятельством являлось установление недобросовестности работодателя - ООО «СЛОН».

Поскольку добросовестность ответчика презюмируется в силу статьи 10 ГК РФ, бремя доказывания его недобросовестности возлагается на пенсионный орган, требующий возврата полученной Жестковой И.А. суммы, то есть на истца.

Как установлено пунктом 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 названной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 названной статьи (пункт 7 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях).   

В соответствии с пунктом 10 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Руководствуясь приведенными нормами материального права, суд первой инстанции исходил из того, что истец обязан на основании представляемых страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежемесячно уточнять (выявлять) факт продолжения пенсионерами трудовой деятельности в целях выплаты им страховой пенсии с учетом индексации, а при установлении такого факта принять соответствующее решение.

В исковом заявлении и апелляционной жалобе Управление ссылается на  то, что выплата сумм страховой пенсии с учетом индексации Жестковой И.А. за период с 01.03.2020 по 30.06.2020 в сумме 14 118 руб. 48 коп. осуществлена работающему пенсионеру по вине общества «СЛОН», несвоевременно представившего сведения по форме СЗВ-М на указанное застрахованное лицо за март 2020 года.

При исследовании материалов дела судом первой инстанции установлено, что фактически выплата пенсии с учетом индексации произведена Управлением в июне 2020 года (в том числе доплата за период март-май 2020), при том, что в мае 2020 года истец располагал сведениями об осуществлении Жестковой И.А. трудовой деятельности в ООО «СЛОН», что подтверждено ежемесячно представляемыми страхователем сведениями об указанном застрахованном лице по форме СЗВ-М за март и апрель 2020 года (согласно письменным пояснениям сведения представлены 29.05.2020) и последующие периоды.

В этой связи суд правомерно указал, что на основании пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Управление обязано было принять решение о прекращении выплаты пенсии с учетом индексации с 01 июня 2020.

Однако вопреки приведенным выше нормам Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 885н, Управление, получив 29.05.2020 от ООО «СЛОН» сведения в отношении Жестковой И.А. за март, апрель 2020 года, приняло решение о выплате гражданке сумм страховой пенсии фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).  

При разрешении спора судом первой инстанции обоснованно учтен факт объявления в Российской Федерации указами Президента Российской Федерации № 206 от 25.03.2020, № 239 от 02.04.2020, № 294 от 28.04.2020 нерабочими днями периодов с 30.03.2020 по 03.04.2020, с 04.04.2020 по 30.04.2020, с 06.05.2020 по 08.05.2020, установления постановлением правительства Хабаровского края от 26.03.2020 № 97-пр ограничительных мер в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе предписанию гражданам в период с 01.04.2020 до 10.06.2020 не покидать места проживания (пребывания) за исключением прямо предусмотренных случаев (пункт 4.2. названного постановления).

Судом первой инстанции верно установлено, что Управление имело возможность на основании полученных от страхователя сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года, принять новое решение о прекращении индексации пенсии.

Ссылка Управления на то, что решение о назначении пенсии               Жестковой И.А. было принято 01.05.2020, не принята судом первой инстанции, поскольку 01.05.2020 является выходным праздничным днем.

Руководствуясь нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», суд первой инстанции пришел к выводу, что по смыслу изложенных выше норм факт работы должен устанавливаться пенсионным органом не со ссылкой на конкретный отчет СЗВ-М за определенный календарный месяц (в рассматриваемом случае за март 2020 года), а на основании сведений индивидуального персонифицированного учета работника в целом, как системы непрерывного сбора, обобщения и учета информации о застрахованном лице.

Исходя из оценки представленных в материалы дела доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что вина ООО «СЛОН» во вменяемом ему Управлением правонарушении отсутствует, равно как и причинно-следственная связь между поведением ответчика (несвоевременное предоставление сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года) и убытками (выплатой работнику Жестковой И.А. излишней суммы страховой пенсии).

Поскольку истец не доказал наличие всех элементов гражданско-правовой ответственности, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, приведенную истцом в суде первой инстанции, которая мотивированно судом отклонена, как свидетельствующая о неверном понимании Управлением изложенных выше норм материального права.

Шестой арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, не установил правовые основания для отмены решения. Нормы материального и процессуального права применены судом верно. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

От уплаты государственной пошлины истец освобожден в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от  25.10.2021 по делу         № А73-13449/2021 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

В.Г. Дроздова