НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 27.07.2016 № А73-14456/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

августа 2016 года                                                                   № Ф03-3479/2016

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2016 года .

Полный текст постановления изготовлен августа 2016 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой

Судей: Г.В. Котиковой, И.В. Ширяева

при участии:

от администрации Амурского муниципального района Хабаровского края: ФИО1, представитель по доверенности от 11.01.2016 б/н;

от администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края: ФИО2, представитель по доверенности от 30.12.2015 №26;  ФИО3, представитель по доверенности от 23.05.2016 № 10;

от Министерства финансов Хабаровского края: ФИО4,  представитель по доверенности от 12.11.2015 № 19-14/589;

от Министерства культуры Хабаровского края: ФИО5, представитель по доверенности от 01.07.2016 № 01-71-3115; ФИО6, представитель по доверенности от 19.01.2016 № 01-52-144;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края

на решение от 05.02.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016

по делу №  А73-14456/2015 Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.П. Медведева; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.В. Вертопрахова, Е.И. Сапрыкина, Е.А. Швец

по иску администрации Амурского муниципального района Хабаровского края

кадминистрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края

третьи лица: Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края и Министерства культуры Хабаровского края

о взыскании 1 800 000 руб.

по встречному искуадминистрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края

к администрации Амурского муниципального района Хабаровского края

о взыскании 9 177 600 руб.

Администрация Амурского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 682640, <...>; далее – администрация муниципального района, истец) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 682610, Хабаровский край, Амурский район, рабочий <...>; далее – администрация поселения, ответчик) о взыскании субсидии в сумме 1 800 000 руб., предоставленной на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по повышению оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений.

Администрацией поселения представлено встречное исковое заявления о взыскании с истца невыплаченных субсидий на софинансирование расходных обязательств по повышению оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений по соглашениям от 09.09.2014, от 01.04.2015 № 34 в сумме  9 177 600 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Хабаровский край в лице Министерства Культуры Хабаровского края и Министерства финансов Хабаровского края.

Решением суда от 05.02.2016 иск администрации района удовлетворен в полном объеме. В удовлетворении встречного иска отказано.

Не согласившись с решением суда в части взыскания в пользу истца субсидии в сумме 1 800 000 руб. администрация поселения обжаловала его в апелляционном порядке.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016 решение от 05.02.2016 в обжалуемой части оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация поселения просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Заявитель кассационной жалобы, а также его представители в судебном заседании, считают, что оснований для возврата субсидий в данном случае не имеется, спорное соглашение было заключено и частично исполнено (истцом ответчику перечислена сумма 1 800 000 руб., которая была использована администрацией поселения по назначению), однако суды не дали надлежащей оценки конклюдентным действиям сторон. Действия сторон в июле-августе 2015 года, по мнению администрации поселения, должны быть квалифицированы как попытка изменения заключенного соглашения в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Поскольку изменения не были согласованы, полагают, что соглашение действует в первоначальной редакции.

Администрация муниципального района, Министерство финансов Хабаровского края, Министерство культуры Хабаровского края в отзывах на кассационную жалобу и их представители в суде кассационной инстанции считают принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и отзывов на неё, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.02.2015 № 25-пр утвержден порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по повышению оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений на 2015 год (далее - Порядок).

Целью предоставления субсидий является софинансирование субъектом расходных обязательств муниципальных образований края на повышение оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений, увеличение заработной платы которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (пункт 2 Порядка).

В пункте 5 Порядка установлены условия предоставления субсидии.

Законом Хабаровского края от 10.12.2014 № 19 Министерство культуры Хабаровского края определено главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных по КБК 0801 04Б0С02 520 «Субсидии местным бюджетам на повышение оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений в рамках государственной программы Хабаровского края «Культура Хабаровского края».

04.05.2015 между Министерством культуры Хабаровского края и администрацией муниципального района заключено соглашение о предоставлении в 2015 году субсидии из краевого бюджета бюджету Амурского муниципального района на софинансирование расходных обязательств муниципального образования края на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и образования в сфере культуры № 5 ОТ, в соответствии с которым министерство обязалось предоставить в 2015 году бюджету муниципального образования субсидию в размере 26 050 700 руб., а получатель субсидии обязался принять субсидию и использовать ее по целевому назначению, определить финансовое обеспечение, указанных в пункте 1.2 расходных обязательств за счет средств бюджета муниципального образования в размере 26 050 700 руб., а также обеспечить выполнение условий соглашения.

В 2015 году средства краевого бюджета в сумме 26 050 700 руб. предоставлены муниципальному району.

Во исполнение порядка предоставления субсидии, в адрес администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района направлен проект соглашения от 01.04.2015 № 34 о предоставлении в 2015 году субсидии из бюджета Амурского муниципального района бюджету Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района на софинансирование расходных обязательств на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и образования в сфере культуры, согласно которому администрация обязалась предоставить в 2015 году бюджету муниципального поселения субсидию, утвержденную постановлением администрации Амурского муниципального района Хабаровского края от 01.04.2015 № 369, в размере 6 800 000 руб., а получатель обязался принять субсидию и использовать по целевому назначению, определить финансовое обеспечение, указанных в пункте 1.2 расходных обязательств за счет средств бюджета поселения в размере 6 800 000 руб., обеспечить выполнение условий настоящего соглашения.

Согласно пункту 1.2 соглашения, субсидия предоставляется на софинансирование расходных обязательств муниципального образования по повышению оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и образования в сфере культуры, увеличение заработной платы которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761; субсидия предоставляется при соблюдении условий, установленных постановлением Правительства Хабаровского края от 17.02.2015 № 25-пр (пункт 2.1); получатель обязан обеспечить возврат в доход районного бюджета части субсидии в случае не достижения в текущем году целевого показателя эффективности использования субсидии, установленного в пункте 3.2.2 (обеспечить в 2015 году достижение индикативного значения показателя соотношения средней заработной платы работников учреждения культуры и образования в сфере культуры к средней заработной плате по региону в соответствии с утвержденной муниципальной «дорожной картой»), а также неиспользованной субсидии в установленном порядке в срок до 15 января 2016 года (п. 3.2.6).

Пунктом 3.3.1 соглашения предусмотрено, что администрация вправе в случае невыполнения в течение текущего финансового года муниципальным образованием обязательств, вытекающих из настоящего соглашения, приостановить перечисление субсидии.

Не согласившись с редакцией преамбулы и пунктами 1.1, 1.2 соглашения, ответчик вернул соглашение с протоколом разногласий, с которыми истец не согласился.

Эльбанское городское поселение отказалось подписывать соглашение с учетом протокола согласования разногласий. До настоящего времени соглашение сторонами не подписано.

Вместе с тем, администрацией муниципального района платёжным поручением от 20.05.2015 №440782 Эльбанскому городскому поселению были перечислены межбюджетные трансферты на повышение оплаты труда работникам культуры в сумме 1 800 000 руб.

Поскольку соглашение ответчиком подписано не было, письмом от 06.07.2015 № 01-37/239 истец сообщил администрации поселения о приостановлении финансирования, а в случае дальнейшего отказа от подписания соглашения - о возврате перечисленной субсидии.

Также судами установлено, что администрацией поселения не было выполнено условие для получения субсидий из бюджета, предусмотренного пунктом 5 Порядка, а именно: не обеспечено достижение индикативного значения показателя соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры и образования в сфере культуры к средней заработной плате по региону в соответствии с утвержденной муниципальной «дорожной картой».

По итогам реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг культуры в Амурском муниципальном районе на 2013-2018 годы», утвержденного распоряжением главы района от 15.04.2013 № 43 (в редакции от 01.06.2015) по состоянию на 2015 год уровень средней заработной платы в муниципальных учреждениях культуры городских и сельских поселений района в 2015 году должен составлять 24 298 руб. Между тем этот показатель у работников муниципальных учреждений культуры Эльбанского поселения по информации его администрации  составляет 20 053 руб. (письмо от 20.07.2015 № 01-27-1356).

Письмом от 01.09.2015 № 01-38/299 истец потребовал вернуть перечисленную субсидию (1 800 000 руб.).

Неисполнение администрацией поселения данного требования послужило основанием для обращения администрации муниципального района в арбитражный суд с настоящим иском.

С учетом фактических обстоятельств настоящего дела, правоотношений сторон и статей 432, 443 ГК РФ, пункта 8 Порядка, установив, что соглашение о предоставлении субсидий между администрацией муниципального района и администрацией поселения не заключено, следовательно, денежные средства получены ответчиком в отсутствие правовых оснований, а также ответчиком не выполнены установленные условия для предоставлении субсидии, судебные инстанции пришли к правильному выводу, не опровергнутому заявителем кассационной жалобы, о том, что перечисленная субсидия в размере 1 800 000 руб. подлежит возврату в районный бюджет для дальнейшего перечисления в бюджет Хабаровского края.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, свидетельствуют о несогласии администрации поселения с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, постановления арбитражного апелляционного суда не имеется.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.02.2016 в обжалуемой части, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016 по делу №  А73-14456/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            Е.П. Филимонова                    

Судьи                                                                                    Г.В. Котикова         

                                                                                         И.В. Ширяев