НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 27.04.2017 № 06АП-1669/2017

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-1669/2017

02 мая 2017 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2017 года.
Полный текст  постановления изготовлен мая 2017 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Харьковской Е.Г.

судей                                       Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.

при участии  в заседании:

от акционерного общества «Хабаровский судостроительный завод»: до перерыва Волк Л.Г. представитель по доверенности от 12.12.2016;

от инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району города Хабаровска: Белый А.Н. представитель по доверенности от 21.11.2016, Козачек Н.А. представитель по доверенности от 30.12.2016 (до перерыва);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району города Хабаровска

на решение от  30.01.2017

по делу № А73-17349/2016

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Манником С.Д.

по заявлению акционерного общества «Хабаровский судостроительный завод»

к инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району города Хабаровска

о  признании недействительными решений инспекции от 30.06.2016 № 464, № 465, № 466,

                                                        УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод» (ОГРН 11082723009500, ИНН 2723112662, далее - АО "ХСЗ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Хабаровска (далее - инспекция), с учетом уточнения, о признании недействительными решения от 30.06.2016 № 464, № 465, № 466 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

          Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.01.2017 по  делу    № А73-17349/2016 заявленные обществом требования удовлетворены.

          Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 30.01.2017 по делу № А73-17349/2016 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы инспекция ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.

          В судебном заседании апелляционной инстанции представитель инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

        Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.01.2017 по делу № А73-17349/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

         В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 20.04.2017 объявлялся перерыв  до 27.04.2017.        

        Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.        

         Как следует из материалов дела,обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 27:23:000000:946, площадью 781471 кв. м, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Суворова, 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.01.2009 серии 27-АВ 194855 (л.д.1 т.2).

        В этой связи и в соответствии со статьей 388 НК РФ общество является налогоплательщиком земельного налога. АО "ХСЗ" представило в инспекцию первичные налоговые декларации по земельному налогу за 2012, 2013, 2014 годы, в которых исчислило земельный налог по указанному земельному участку, исходя из действующих в эти периоды налоговых ставок и кадастровой стоимости земельного участка.

         16.11.2015 АО "ХСЗ" представило в налоговую инспекцию уточненную (корректировка N 1) налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год, в которой налоговые обязательства по земельному налогу в этот налоговый период заявлены в размере 0 руб. Сумма налога уменьшена обществом в связи с отнесением принадлежащего на праве собственности земельного участка к землям, ограниченным в обороте, и применением предусмотренной подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ льготы.

        16.11.2015 АО "ХСЗ" представило в налоговую инспекцию уточненную (корректировка № 1) налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, в которой налоговые обязательства по земельному налогу в этот налоговый период заявлены в размере 5688835 руб. Сумма налога уменьшена обществом в связи с отнесением принадлежащего на праве собственности земельного участка к землям, ограниченным в обороте, и применением предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговой ставки 0,3% в отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности.

         16.11.2015 АО "ХСЗ" представило в налоговую инспекцию уточненную (корректировка № 1) налоговую декларацию по земельному налогу за 2014 год, в которой налоговые обязательства по земельному налогу в этот налоговый период заявлены в размере 5688835 руб. Сумма налога уменьшена обществом в связи с отнесением принадлежащего на праве собственности земельного участка к землям, ограниченным в обороте, и применением предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговой ставки 0,3% в отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности.

       По результатам камеральной проверки инспекция пришла к выводу о необоснованности использования обществом налоговой льготы за 2012 год и применения налоговой ставки 0,3% в налоговые периоды 2013, 2014 годов.

        Заместителем руководителя инспекции приняты решения от 30.06.2016 №№ 464, 465, 466, которыми налогоплательщику доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 5897035 руб., за 2013 и 2014 годы – соответственно по 7585114 руб. без начисления пени и назначения штрафа, учитывая, что земельный налог за эти периоды был ранее уплачен в полном объеме и своевременно.

      Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю, рассмотрев жалобы общества, решениями от 30.09.2016 № 13-10/230/18061@, № 13-10/230/18062@, № 13-10/230/18063@ оставило без изменения решения налоговой инспекции.

       Не согласившись с решениями налоговой инспекции, общество о их недействительности обратилось в арбитражный суд, который удовлетворил требование АО "ХСЗ", исходя из следующих обстоятельств.      

        АО "ХСЗ" создано в 2008 году путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Хабаровский судоремонтный завод" на основании Указа Президента Российской Федерации от 21.03.2007 N 394 "Об открытом акционерном обществе "Объединенная судостроительная корпорация".

       Из имеющих в деле справок Владивостокского регионального филиала ОАО "Регистратор Р.О.С.Т" следует, что 100 процентов акций общества находятся в собственности ОАО "Объединенная судостроительная корпорация".

      Земельный участок с кадастровым номером 27:23:000000:946, принадлежащий ранее на праве собственности Российской Федерации, передан налогоплательщику на праве собственности.

        Из устава АО "ХСЗ" следует, что основной целью деятельности общества является организация эффективной работы и получение прибыли в сфере выполнения государственного оборонного заказа, разработки и изготовления отдельных видов продукции, осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, находящихся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации; общество осуществляет строительство судов и кораблей на внешний и внутренний рынок, техническое обслуживание кораблей и судов, ремонт, переоборудование и модернизацию подводных лодок, надводных кораблей и судов, комплексный ремонт кораблей и судов ФПС, ГТК, ВМФ.

        Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 1226-р ОАО "ХСЗ" включено в Перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации и до настоящего времени числится в Перечне под № 597.

       Приказами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 05.02.2013 № 137, от 23.10.2013 № 1703, от 22.04.2014 № 758, от 02.06.2014 № 1067, от 20.11.2014 № 2338 ОАО "ХСЗ" включено в Перечень сводного Реестра организаций оборонно-промышленного комплекса.

      12.04.2012 Федеральной службой по оборонному заказу ОАО "ХСЗ" выдана бессрочная лицензия № 002240-ВВТ-ПР на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники по перечню согласно приложению к лицензии.

       Из представленной в дело справки ОАО "ХСЗ" от 15.01.2015 № 75-009 следует, что общество в 2011-2014 годах участвовало в выполнении государственных оборонных заказов.

      Согласно данным кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 27:23:000000:946 отнесен к категории "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "под фактически возведенные строения промышленной зоны", с территориальными зонами: зона предприятий III-IV класса опасности, зона с особыми условиями опасности. Весь земельный участок находится под обременением ФГУП "Рособоронэкспорт".

       Суд первой инстанции указал, что при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков к ограниченным в обороте важным является разрешенное использование земельных участков либо их фактическое использование в целях обеспечения обороны. При отсутствии правоустанавливающих документов, подтверждающих отнесение земельных участков к категории земель обороны, основания для их квалификации как используемых для обеспечения обороны могут быть подтверждены сведениями о статусе организации (отнесение ее к категории стратегических предприятий и организаций, осуществляющих разработку, производство, ремонт вооружения, военной техники и боеприпасов) и документами, подтверждающими фактическое использование земельных участков для указанных целей. Главным является предоставление земельных участков для обеспечения обороны, безопасности. Предоставление земельных участков для указанных нужд уже свидетельствует об ограничении данных участков в обороте.       

        Суд первой инстанции полагает, что нахождение земельного участка в собственности общества не является обстоятельством, исключающим его право на применение рассматриваемых видов льгот, поскольку ОАО "ХСЗ" создано в связи с приватизацией путем преобразования федерального государственного предприятия в открытое акционерное общество. Спорный земельный участок является частью имущества, переданного обществу в порядке приватизации с расположенным на нем имуществом, которое участвует в производственной деятельности по выполнению государственных оборонных заказов.

       Между тем, выводы суда несостоятельны.

       Согласно Федеральному закону от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» преобразование унитарного предприятия в акционерное общество является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность. Хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, со всеми изменениями состава и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия. Следовательно, после регистрации такого общества публично-правовое образование, которое ранее являлось собственником приватизируемого имущества, утрачивает право собственности на данное имущество.

       Право собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 27:23:000000:946 зарегистрировано 20.01.2009, свидетельство серии 27-АВ 194855 (л.д.1 т.2). В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности.

       В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2012 году) не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

       В статье 389 НК РФ  пункт 3 части 2 утратил силу с 1 января 2013 года (Федеральный закон от 29.11.2012 № 202-ФЗ). Пункт о том, что объектом налогообложения не признаются земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

       После 01.01.2013 в силу статьи 389 НК РФ объектом налогообложения не признаются земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодатель разграничил порядок налогообложения земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, исключив изъятые из объектов налогообложения, а по ограниченным - предусмотрел в статье 394 НК РФ пониженную налоговую ставку.

      В силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации  ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами).

       Таким образом, действующим законодательством установлена совокупность необходимых условий для налогообложения земельного участка в статусе ограниченного в обороте, одним из которых является нахождение  земельного участка в государственной или муниципальной собственности. Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2016 по делу № А33-1439/2015, от 27.04.2017 по делу № А65-93/2016.

        На основании изложенного, апелляционный суд полагает решения налогового органа правомерными, поскольку обществом не соблюдена совокупность условий для применения льгот по налогообложению земельного участка с кадастровым номером 27:23:000000:946. Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что нахождение земельного участка в собственности общества не является обстоятельством, исключающим его право на применение рассматриваемых видов льгот,

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  30.01.2017 по делу № А73-17349/2016 отменить.

  В удовлетворении  требования акционерного общества «Хабаровский судостроительный завод» о признании недействительными решений инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Хабаровска от 30.06.2016 № 464, № 465, № 466 отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.Г. Харьковская

Судьи

Е.И. Сапрыкина

Е.А. Швец