Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4853/2023
ноября 2023 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Мангер Т.Е., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества «Сахалинское морское пароходство»: Коткина А.Н. по доверенности от 20.06.2023 № 2631;
от Хабаровской таможни: Моргунова М.А. по доверенности № 05-51/060 от 20.02.2023;
от Сахалинской таможни : Сокол Н.А., представитель по доверенности от 05.10.2022 №06-16/19970;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Хабаровской таможня, Сахалинской таможни, публичного акционерного общества «Сахалинское морское пароходство»
на решение от 15.08.2023
по делу № А73-651/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению отрытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство»
к Хабаровской таможне
о признании недействительными решения, признании незаконными действия
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Сахалинское морское пароходство», переименованное в ходе рассмотрения дела в публичное акционерное общество «Сахалинское морское пароходство» (далее – заявитель, Общество, ПАО «СахМП») обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решения Хабаровской таможни от 20.10.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, после выпуска товаров по ДТ №№ 10702070/291019/0223854, 10702070/200220/0038210, 10702070/270821/0269536; о признании незаконными действия Сахалинской таможни по списанию на основании уведомлений от 18.11.2022 №№ 10707000/2022/УАИ/0000069, 10707000/2022/УАИ/0000070 и 10707000/2022/УАИ/0000071 с лицевого счёта ПАО «СахМП» таможенных пошлин, налогов и пени за счёт авансовых платежей в завышенном размере.
Решением от 15.08.2023 суд требования ПАО «Сахалинское морское пароходство» удовлетворил частично.
Суд признал незаконными действия Сахалинской таможни по списанию с лицевого счёта ПАО «СахМП» за счет авансовых платежей пени:
- в сумме 254 945,59 руб., в том числе: 53 771,99 руб. – пени по таможенной пошлине; 201 173,60 руб. – пени по НДС (по уведомлению от 18.11.2022 № 10707000/2022/УАИ/0000071);
- в сумме 244 114,80 руб., в том числе: 48 822,96 руб. – пени по таможенной пошлине; 195 291,84 руб. – пени по НДС (по уведомлению от 18.11.2022 № 10707000/2022/УАИ/0000070);
- в сумме 74 637,39 руб., в том числе: 14 927,48 руб. – пени по таможенной пошлине; 59 709,91 руб. – пени по НДС (по уведомлению от 18.11.2022 № 10707000/2022/УАИ/0000069).
В остальной части в удовлетворении заявленных требований суд отказал.
Кроме этого, суд взыскал с Сахалинской таможни в пользу ПАО «СахМП» 9 000 руб. в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Хабаровская таможня, Сахалинская таможня, ПАО «СахМП» заявили апелляционные жалобы.
В обоснование своих апелляционных жалоб Хабаровская таможня, Сахалинская таможня указали, что судом первой инстанции неверно истолкованы положения Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 г. № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами». Считают, что установленный Правительством РФ мораторий не может распространяться на начисление пени на сумму не уплаченных в установленный срок таможенных платежей.
ПАО «СахМП» в обоснование своей жалобы, указало на несогласие с решением суда в части отказа судом в удовлетворении требований относительно портовых расходов, связанных с формальностями оформления судна в порту.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил изменить решение суда в обжалуемой части. В удовлетворении апелляционных жалоб Хабаровской таможни и Сахалинской таможни просил отказать.
Представители Хабаровской таможни, Сахалинской таможни в представленных отзывах и в судебном заседании поддержали доводы своих жалоб, отклонили доводы апелляционной жалобы Общества, просили их жалобы удовлетворить, в удовлетворении жалобы Общества отказать.
Поскольку в порядке апелляционного производства Обществом обжалована только часть решения суда в части включения в таможенную стоимость портовых расходов, Хабаровской таможней, Сахалинской таможней обжалована только часть решения суда, в части применения судом моратория, а лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ и правовой позицией, изложенной в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемых частях.
Изучив представленные материалы дела, проверив обоснованность доводов жалоб и возражений, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Хабаровской таможней в период с 13.05.2022 по 09.09.2022 проведена камеральная таможенная проверка в отношении ОАО «Сахалинское морское пароходство» на предмет достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации (таможенная стоимость товара) в отношении таможенных деклараций №№ 10702070/291019/0223854, 10702070/200220/0038210, 10702070/270821/0269536 (далее – ДТ № 3854, ДТ № 8210, ДТ № 9536 соответственно).
В ходе проверки таможенным органом установлено, что по ДТ № 3854 осуществлено таможенное декларирование операций по ремонту в отношении т/х «Парамушир» вне таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
По ДТ № 8210 осуществлено таможенное декларирование операций по ремонту в отношении д/э «Сахалин-8» вне таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
По ДТ № 8321 осуществлено таможенное декларирование операций по ремонту в отношении д/э «Сахалин-8» вне таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Таможенная стоимость, заявленная в графе 45 деклараций, а также в ДТС-1 определена декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, исходя из стоимости операций по переработке и таможенные пошлины, налоги исчислены и уплачены декларантом со стоимости операций по переработке.
Вместе с тем, таможенным органом установлено, что в базу для исчисления таможенных пошлин Обществом не включены понесенные расходы на запасные части, материалы и снабжение, которые были поставлены непосредственно на суда в период их нахождения в ремонте и были использованы при проведении работ, являющихся операциями по переработке товара, расходы на дополнительные услуги по ремонту и обслуживанию судов, оказанные субподрядчиками, а также расходы на услуги Российского морского регистра судоходства по освидетельствованию судов и техническому наблюдению за его ремонтом.
Данные обстоятельства отражены в акте камеральной таможенной проверки от 09.09.2022 № 10703000/229/090922/А000060.
По результатам проверки Хабаровской таможней 20.10.2022 приняты решения от 20.10.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №№ 3854, 8210, 9536 в части сведений о таможенной стоимости товаров и размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей.
В связи с выявлением факта неполной уплаты таможенных платежей, Сахалинской таможней сформированы уведомления (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Так, уведомлением от 24.10.2022 № 10707000/У2022/0000220 (ДТ № 3854) на Общество возложена обязанность уплатить 5 446 627,64 руб., исчисленных по КДТ № 10702070/291019/0223854/03 , в том числе: 946 134,86 руб. – таможенная пошлина; 202 643,68 руб. – пени, начисленные на сумму таможенной пошлины; 3 539 711,96 руб. – НДС; 758 137,41 руб. – пени по НДС.
Уведомлением от 24.10.2022 № 10707000/У2022/0000217 (ДТ № 8210) на Общество возложена обязанность уплатить 5 124 919,35 руб., исчисленных по КДТ № 10702070/200220/0038210/02 , в том числе: 859 055,01 руб. – таможенная пошлина; 165 928,87 руб. – пени, начисленные на сумму таможенной пошлины; 3 436 220,04 руб. – НДС; 663 715,43 руб. – пени по НДС.
Уведомлением от 24.10.2022 № 10707000/У2022/0000221 (ДТ № 9536) на Общество возложена обязанность уплатить 1 468 506,85 руб., исчисленных по КДТ № 10702070/270821/0269536/02 , в том числе: 262 653,54 руб. – таможенная пошлина; 31 047,84 руб. – пени, начисленные на сумму таможенной пошлины; 1 050 614,12 руб. – НДС; 124 191,35 руб. – пени по НДС.
В связи с неисполнением Обществом в добровольном порядке вышеуказанных уведомлений Сахалинской таможней приняты решения о взыскании таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет авансовых платежей:
- от 17.11.2022 № 10707000/2022/РА/0000147 (по ДТ № 3854) на сумму 5 527 372,88 руб. в том числе пеней в сумме 1 041 526,33 руб., начисленных на день составления решения;
- от 17.11.2022 № 10707000/2022/РА/0000148 (по ДТ № 8210) на сумму 5 202 234,30 руб. в том числе пеней в сумме 906 959,25 руб., начисленных на день составления решения;
- от 17.11.2022 № 10707000/2022/РА/0000146 (по ДТ № 9536) на сумму 1 492 145,66 руб. в том числе пеней в сумме 178 878,00 руб., начисленных на день составления решения;
Уведомлениями от 18.11.2022 № 10707000/2022/УАИ/0000071, № 10707000/2022/УАИ/0000070, 10707000/2022/УАИ/0000069 Сахалинская таможня уведомила Общество о произведенном взыскании таможенных платежей и пеней.
Не согласившись с решениями Хабаровской таможни от 20.10.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, после выпуска товаров по ДТ №№ 10702070/291019/0223854, 10702070/200220/0038210, 10702070/270821/0269536, а также действиями Сахалинской таможни по списанию на основании уведомлений от 18.11.2022 №№ 10707000/2022/УАИ/0000069, 10707000/2022/УАИ/0000070, 10707000/2022/УАИ/0000071 с лицевого счёта ОАО «Сахалинское морское пароходство» таможенных пошлин, налогов и пени за счёт авансовых платежей в завышенном размере, ПАО «СахМП» обратилось с заявлением в арбитражный суд, который частично удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
Порядок временного вывоза транспортных средств международной перевозки, совершения за пределами таможенной территории Союза в их отношении операций, а также процедура обратного ввоза транспортных средств международной перевозки, установлены главой 38 ТК ЕАЭС, главой 36 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Закон о таможенном регулировании).
Согласно пункту 1 статьи 276 ТК ЕАЭС временно вывозимые транспортные средства международной перевозки вывозятся с таможенной территории Союза без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что временно вывезенные транспортные средства международной перевозки, вывезенные с таможенной территории Союза и обратно ввозимые на такую территорию, сохраняют статус товаров Союза.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 276 ТК ЕАЭС временно вывезенные транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при соблюдении условий нахождения и использования временно вывезенных транспортных средств международной перевозки за пределами таможенной территории Союза. Срок нахождения за пределами таможенной территории Союза временно вывезенных транспортных средств международной перевозки не ограничивается. Временно вывезенные транспортные средства международной перевозки, находящиеся за пределами таможенной территории Союза, являющиеся товарами Союза, могут быть помещены под таможенную процедуру экспорта.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 278 ТК ЕАЭС транспортные средства международной перевозки, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску: при вывозе с таможенной территории Союза временно вывозимых транспортных средств международной перевозки и обратном ввозе на таможенную территорию Союза таких транспортных средств международной перевозки. Согласно пункту 2 указанной статьи декларантом транспортных средств международной перевозки выступает перевозчик. От имени перевозчика таможенные операции, связанные с таможенным декларированием транспортных средств международной перевозки, могут совершаться иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств-членов.
Пунктами 1, 2 статьи 230 ТК ЕАЭС установлено, что временно вывезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа, а также изменений вследствие естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения. Допускается совершение с временно вывезенными товарами операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонт, за исключением капитального ремонта, модернизации, техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при их помещении под таможенную процедуру реимпорта.
Условия использования за пределами таможенной территории Союза временно вывезенных транспортных средств международной перевозки определены в статье 277 ТК ЕАЭС.
Так, пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что за пределами таможенной территории Союза с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение следующих операций:
1) операции по техническому обслуживанию и (или) ремонту (за исключением капитального ремонта, модернизации), необходимые для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза с таможенной территории Союза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств международной перевозки за пределами таможенной территории Союза;
2) операции по безвозмездному (гарантийному) ремонту;
3) операции по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемые для восстановления временно вывезенных транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории Союза.
В отношении судов, зарегистрированных в международных реестрах судов государств-членов, допускается проведение операций по их техническому обслуживанию и (или) ремонту (пункт 2 статьи 277 ТК ЕАЭС).
Совершение операций, не предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 277 ТК ЕАЭС, в отношении находящихся за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, за исключением транспортных средств международной перевозки, указанных в абзаце четвертом подпункта 2 пункта 2 статьи 272 данного кодекса, допускается при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (пункты 2, 3 статьи 277 ТК ЕАЭС).
Из анализа указанной нормы следует, что условиями освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе временно вывезенного транспортного средства международной перевозки являются: вид совершенных операций - по техническому обслуживанию и ремонту (за исключением капремонта и модернизации); необходимость выполнения операций по ремонту - для обеспечения сохранности, эксплуатации и поддержания судна по состоянию на день его вывоза; время возникновения необходимости совершения ремонтных операций - во время использования транспортного средства за пределами таможенной территории Союза, помещение транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
Согласно пункту 3 статьи 277 ТК ЕАЭС совершение операций, не предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, в отношении находящихся за пределами таможенной территории Союза временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, за исключением транспортных средств международной перевозки, указанных в абзаце четвертом подпункта 2 пункта 2 статьи 272 настоящего Кодекса, допускается при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
В случае совершения операций, не предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории при ввозе на таможенную территорию Союза такие транспортные средства международной перевозки подлежат помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 186 ТК ЕАЭС.
В соответствии со статьей 179 ТК ЕАЭС операции по переработке вне таможенной территории Союза включают в себя: переработку или обработку товаров; изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку; ремонт товаров, включая их восстановление, замену составных частей, модернизацию.
Пунктом 1 статьи 186 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ввозные таможенные пошлины исчисляются исходя из стоимости операций по переработке вне таможенной территории Союза.
При этом в силу пункта 2 этой же статьи ТК ЕАЭС стоимость операций по переработке вне таможенной территории Союза определяется как совокупность фактически понесенных расходов на: 1) операции по переработке (ремонту); 2) иностранные товары, использованные в процессе переработки (ремонта), если они не включены в расходы на операции по переработке (ремонту).
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
Форма указанного уведомления, порядок и срок исполнения предусмотренных таким уведомлением требований устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно пункту 4 статьи 57 ТК ЕАЭС при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона о таможенном регулировании пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (пункт 3 статьи 72 Закона о таможенном регулировании).
В силу части 7 статьи 72 Закона о таможенном регулировании пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона.
Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени (часть 8 статьи 72 Закона о таможенном регулировании).
Согласно части 10 статьи 72 Закона о таможенном регулировании ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 настоящей статьи.
При этом в силу части 11 статьи 72 Закона о таможенном регулировании ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 настоящей статьи, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
В отношении судна «Парамушир».
Проверкой установлено, что 29.08.2019 судно т/х «Парамушир» в качестве ТСМП убыло за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза из порта Корсаков в порт Инчхон (Республика Корея) с грузом лома черных металлов, сведения о котором заявлены в ДТ №10702070/210819/0165779.
По завершению временного вывоза ТСМП т/х «ПАРАМУШИР» таможенным постом Морской порт Владивосток Владивостокской таможни 30.10.2019 в отношении судна осуществлены таможенные операции по оформлению прибытия из порта Пусан (Республика Корея).
29.10.2019 на основании договора на оказание услуг таможенного представителя от 01.03.2018 № 0515/03-НХД/11 по поручению и от имени ОАО «СахМП» таможенным представителем ООО «ДЬЮ ДИЛИДЖЕНС» во Владивостокский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Владивостокской таможни подана декларация на товары, которой при регистрации присвоен № 107402070/291019/0223854.
По ДТ № 3854 осуществлено таможенное декларирование операций по ремонту, произведенному в отношении т/х «ПАРАМУШИР» вне таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Из представленных в ходе проверки документов следует, что 30.08.2019 ОАО «САХМП» (Заказчик) с компанией «JOINTTOP MARINE ENGINEERING (DALIAN) CO.,LTD.» (Подрядчик) заключен контракт № 680/19 на ремонт судна т/х «ПАРАМУШИР» (ИМО 9190286). Общая стоимость контракта составляет 445978 долл. США. Срок ремонта 38 календарный суток, исключая официальные государственные праздники.
Согласно пункту 3.2 контракт № 680/19 судно будет подано на базу ремонта-верфь «ZHOUSHAN LONGSHENG SHIP INDUSTRY CO., LTD» с 25 августа 2019 года по 07 сентября 2019 года.
В соответствии с актами приемки судна в ремонт/из ремонта, ремонтные работы т/х «ПАРАМУШИР» начаты 14.09.2019 и завершены 25.10.2019. Исходя из сведений, отраженных в исполнительной ремонтной ведомости, произведен ремонт: корпусной, механической, электрической частей, а также общие, покрасочные и доковые работы. Общая стоимость ремонта составила 383322 долл. США, что подтверждается инвойсом № 2019DLJT-45SR от 25.10.2019, выставленным компанией Подрядчиком «JOINTTOP MARINE ENGINEERING (DALIAN) CO., LTD», а также спецификацией цен выполненных работ по контракту № 680/19.
Компанией ZHOUSHAN JINYAN SHIPPING AGENCY LTD выставлен рейсовый счет от 28.10.2019 на сумму 32 756,81 долл. США на оплату портовых расходов (карантинный сбор, миграционный сбор, буксировка, транспортные расходы, расходы на услуги связи, запчасти и др.) в порту Чжоушань (Судоремонтный завод), в связи с заходом судна в данный порт.
С учетом изложенного следует, что ремонт судна производился в порту Чжоушань, а соответственно в указанный порт судно т/х «ПАРАМУШИР» прибыло исключительно для проведения ремонтных операций, в соответствии с контрактом № 680/19, и нахождение судна в данном порту не было связано с международной перевозкой груза черных металлов из порта Корсаков в порт Пусан (Южная Корея).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что вышеуказанные расходы, являются расходами, произведенными в связи с ремонтом судна.
Доводы Общества о том, что услуги по лоцманской проводке, карантинный сбор, миграционный сбор, буксировка, питание лоцмана и карантинного офицера и др. необоснованно включены в стоимость ремонта в силу того, что эти услуги являются обычными услугами Обществу в связи с судозаходом в порт, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку как указывалось выше, прибытие судна в порт Чжошуань обусловлено исключительно запланированным ремонтом судна, иных причин нахождения судна в данном порту не имелось, а поэтому портовые расходы правомерно включены в стоимость ремонта.
В отношении судна т/х «Сахалин-8».
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором бербоут-чартера от 26.09.2018 № 628/18 заключенного между ООО «Морские паромные линии «Ванино-Сахалин», ИНН 2709014371 (Судовладелец) и ОАО «САХМП» (Фрахтователь) у последнего в аренде находится морское судно «САХАЛИН-8» 1985 года постройки (Калининград), ИМО 8330516, тип судна - пассажирское/накатное, флаг Российской Федерации, порт регистрации Ванино, (далее - д/э «САХАЛИН-8», судно).
24.10.2019 ОАО «САХМП» (Судовладелец) с компанией «WEIHAI HUADONG SHIP REPAIR CO., LTD.» (Подрядчик) заключен контракт № FA 19102401 на ремонт судна д/э «САХАЛИН-8» (ИМО 8330516).
Общая стоимость контракта составляет 587 045 (пятьсот восемьдесят семь тысяч сорок пять) доллара США. Срок ремонта: 45 дней, включая 10 дней в сухом доке.
Судно д/э «САХАЛИН-8» помещено под процедуру переработки вне таможенной территории по ДТ№ 10702070/301019/0225230.
В соответствии с актами приемки судна в ремонт/из ремонта, ремонтные работы д/э «САХАЛИН-8» начаты 12.11.2019 и завершены 09.02.2020. Исходя из сведений, отраженных в исполнительной ремонтной ведомости, произведен ремонт: корпусной, механической, электрической частей, а также общие, покрасочные и доковые работы. Общая стоимость ремонта составила 553 360 долл. США, что подтверждается окончательным инвойсом № FA19102401 от 09.02.2020, выставленным компанией Подрядчиком «WEIHAI HUADONG SHIP REPAIR CO., LTD.», а также спецификацией цен выполненных работ по контракту № FА19102401.
В целях завершения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории 20.02.2020 на основании договора на оказание услуг таможенного представителя от 01.03.2018 № 0515/03-НХД/11 по поручению и от имени ОАО «СахМП» таможенным представителем ООО «ДЫО ДИЛИДЖЕНС» (ИНН 7718897580, во Владивостокский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Владивостокской таможни подана декларация на товары, которой при регистрации присвоен № 10702070/200220/0038210.
По ДТ № 10702070/200220/0038210 продукт переработки д/э «САХАЛИН-8» помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Таможенная стоимость, заявленная в графе 45 ДТ № 10702070/200220/0038210, а также в ДТС-1 к данной ДТ, составила 35242004,33 руб. и определена декларантом в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС, по стоимости сделки с ввозимыми товарами (1 метод) исходя из стоимости операций по переработке 553360 долл. США (35242004,33 руб. в пересчёте на дату подачи ДТ) с добавлением балансовой стоимости судна (67232493,26 руб.) и расходов по транспортировке судна в сумме 11138500,51 руб.
Согласно графе 47 ДТ № 10702070/200220/0038210 таможенные пошлины, налоги исчислены и уплачены декларантом со стоимости операций по переработке 35242004,33 руб. (553360 долл. США).
Для подтверждения заявленных в ДТ № 10702070/200220/0038210 сведений ОАО «СахМП» при совершении таможенных операций по таможенному декларированию представлены следующие документы: контракт на ремонт судна № FA19102401 от 24.10.2019, инвойс № FA19102401 от 09.02.2020, соглашение к контракту от 09.02.2020, спецификация цен выполненных работ по контракту № FA19102401, акты приема судна в ремонт и из ремонта, свидетельство о праве собственности на судно, свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, классификационное свидетельство на судно.
По результатам проведения таможенного контроля до выпуска товаров заявленная по ДТ № 10702070/200220/0038210 таможенная стоимость принята таможенным органом.
Вместе с тем, в ходе камеральной таможенной проверки таможенным органом установлено, что в целях проведения ремонтных операций с судном д/э «САХАЛИН-8» помимо работ, выполненных компанией «WEIHAI HUADONG SHIP REPAIR CO., LTD.» в соответствии с контрактом от 24.10.2019 № FA19102401, обществом у иностранных поставщиков приобретались запасные части, материалы и снабжение, которые были поставлены непосредственно па д/э «САХАЛИН-8» в период его нахождения в ремонте и были использованы при проведении работ, являющихся операциями по переработке товара, а также субподрядчиками были оказаны дополнительные услуги по ремонту и обслуживанию судна, портовые расходы на общую сумму 12 274 018,13 руб.
Кроме того, в связи с проведением ремонтных работ д/э «САХАЛИН-8» были понесены дополнительные расходы на услуги ФАУ «Российский морской регистр судоходства» на сумму 76 788,39 евро.
С учетом принятых возражений Общества, налогооблагаемая база определена таможенным органом в размере 52 423 104,54 руб., что отражено в КДТ №10702070/200220/0038210/02.
Таможенным органом выявлена неполная уплата таможенных платежей на общую сумму 4 295 275,05, в том числе: 859 055,01 руб. – таможенная пошлина; 3 436 220,04 руб. – НДС.
Из материалов дела следует, что в стоимость ремонтных операций, таможенным органом включены портовые расходы (Люмпсум) по инвойсу № HTR20200209017 от 09.02.2020, выставленному компанией «RONGCENG HITRANS INTERNATIONAL SHIPPING AGENCY CO., LTD».
Согласно таблице № 3 акта проверки в базу для исчисления таможенных платежей таможенным органом включены расходы в сумме 17 248,00 долл. США по пунктам 1-11, 14-16 вышеуказанного инвойса.
В состав услуг про инвойсу HTR20200209017 от 09.02.2020 на общую сумму 52 672,03 долл. США включены следующие услуги: лоцманская проводка при причаливании и отходе – 906 долл. США; буксир для причаливания и отхода – 4 588,00 долл. США; дезинфекция – 9,00 долл. США; наём/списание – 20,00 долл. США; транспортировка из/в аэропорта – 1 080,00 долл. США; плата за больницу – 671,00 долл. США; стоимость виз – 490,00 долл. США; авиабилеты – 608,00 долл. США; стоимость масок – 250,00 долл. США; плата за сим-карты и пополнение баланса – 546,00 долл. США; стоимость запчастей – 7 180,00 долл. США; стоимость снабжения – 17 878,66 долл. США; провизия – 17 248,37 долл. США; минеральная вода – 297,00 долл. США; агентские – 700,00 долл. США; прочее – 200,00 долл. США.
Согласно таблице № 3 акта проверки в стоимость ремонтных операций таможенным органом не включались стоимость снабжения (пункт 12 инвойса), провизия (пункт 13 инвойса).
Кроме этого, судом установлено, что таможенным органом также не включены в базу для исчисления таможенных платежей стоимость минеральной воды (пункт 14 инвойса).
Учитывая, что в порт Шидао судно прибыло исключительно в целях проведения планового ремонта, то, как верно указал суд первой инстанции, расходы, указанные в данном инвойсе, подлежат включению в базу для исчисления таможенной пошлины, в силу того, что данные расходы непосредственно связаны с нахождением судна в ремонте.
В отношении судна д/э «САХАЛИН-9»
Из материалов дела следует, что 27.05.2021 ОАО «САХМП» (Судовладелец) с компанией «TIANJIN XINGANG SHIPBUILDING HEAVY INDUSTRY CO., LTD. SHIP REPAIRING YARD» & China Shipbuilding Trading (Tianjin) Co., Ltd» (Подрядчик) заключен контракт № HP2021042501 на ремонт судна д/э «САХАЛИН-9».
Общая стоимость контракта составляет 324 108 (Триста двадцать четыре тысяч сто восемь) доллара США. Срок ремонта судна составляет 30 календарных суток, в том числе 15 суток нахождения в доке, исключая официальные государственные праздники.
Судно д/э «САХАЛИН-9» помещено под процедуру переработки вне таможенной территории по ДТ № 10702070/310521/0158321.
В соответствии с актами приемки судна в ремонт/из ремонта, ремонтные работы д/э «САХАЛИН-9» начаты 06.07.2021 и завершены 20.08.2021. Исходя из сведений, отраженных в исполнительной ремонтной ведомости, произведен ремонт: корпусной, механической, электрической частей, а также общие, покрасочные и доковые работы. Общая стоимость ремонта составила 311122 долл. США, что подтверждается окончательным инвойсом № НР2021042501 от 20.08.2021, выставленным компанией Подрядчиком «China Shipbuilding Trading (Tianjin) Co., Ltd», а также спецификацией цен выполненных работ по контракту № НР2021042501.
В целях завершения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории 27.08.2021 ОАО «СахМП» на Владивостокский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Владивостокской таможни подана декларация на товары, которой при регистрации присвоен № 10702070/270821/0269536.
По ДТ № 10702070/270821/0269536 продукт переработки д/э «САХАЛИН-9» помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Таможенная стоимость, заявленная в графе 45 ДТ № 10702070/270821/0269536, а также в ДТС-1 к данной ДТ, составила 99349624,96 руб. и определена декларантом в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС, по стоимости сделки с ввозимыми товарами (1 метод) исходя из стоимости операций по переработке 311122 долл. США (23020165,68 руб. в пересчёте на дату подачи ДТ) с добавлением балансовой стоимости судна (67559534,90 руб.) и расходов по транспортировке судна в сумме 8769924,38 руб.
Согласно графе 47 ДТ № 10702070/270821/0269536 таможенные пошлины, налоги исчислены и уплачены декларантом со стоимости операций по переработке 23020165,68 руб. (311122 долл. США).
Для подтверждения заявленных в ДТ № 10702070/270821/0269536 сведений ОАО «САХМП» при совершении таможенных операций по таможенному декларированию представлены следующие документы: контракт на ремонт судна № НР2021042501 от 27.05.2021, инвойс № НР2021042501 от 20.08.2021, соглашение к контракту от 20.08.2021, спецификация цен выполненных работ по контракту № НР2021042501, акты приема судна в ремонт и из ремонта, свидетельство о праве собственности на судно, свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, классификационное свидетельство на судно.
По результатам проведения таможенного контроля до выпуска товаров заявленная по ДТ № 10702070/270821/0269536 (далее – ДТ № 9536) таможенная стоимость принята таможенным органом.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки документов установлено, что в целях проведения ремонтных операций с судном д/э «САХАЛИН-9» помимо работ, выполненных компанией «TIANJIN XINGANG SHIPBUILDING HEAVY INDUSTRY CO., LTD. SHIP REPAIRING YARD» & China Shipbuilding Trading (Tianjin) Co., Ltd.» в соответствии с контрактом № НР2021042501 от 27.05.2021, обществом у иностранных поставщиков приобретались запасные части, материалы и снабжение, которые были поставлены непосредственно на д/э «САХАЛИН-9» в период его нахождения в ремонте и были использованы при проведении работ, являющихся операциями по переработке товара, а также субподрядчиками были оказаны дополнительные услуги по ремонту и обслуживанию судна на общую сумму 4 382 219,52 руб.
Кроме того были понесены дополнительные расходы на услуги ФАУ «Российский морской регистр судоходства» на общую сумму 10 003,16 евро., и услуги по замеру остаточных толщин корпуса судна в сумме 1 376,00 долл. США по договору, заключенному с компанией «Dalian rainbow marine technology co.LTD»
В связи с указанными обстоятельствами таможенным органом увеличена база для исчисления таможенных платежей и доначислены таможенные платежи в сумме 1 313 267,66 руб., в том числе: 262 653,54 руб. – таможенная пошлина; 1 050 614,12 руб. – НДС.
Как установлено судом по договору с «XiamenSpecialEconomicZoneInternationalShippingAgencyCo., LTD» инвойс от 13.10.2021 № 2106051132 в части суммы 102 029,38 кит.юаней, включены расходы по утилизации мусора, а также включены расходы на почтовую связь, транспортные расходы, портовые сборы.
Согласно инвойсу (рейсового счета) от 13.10.2021 № 2106051132, он выставлен на оплату услуг в связи с нахождением судна в порту Тяньзинь (Китай) в период проведения ремонта.
Оказанные услуги, стоимость которых включена таможенным органом в стоимость операций по переработке, включали в себя: лоцманскую проводку, плату за использование буксира, причальный/якорный сбор, тоннажный сбор, сбор за оформление, доставку запчастей, утилизацию мусора, агентское вознаграждение, услуги связи/транспортные, прочие расходы, почтовые расходы.
Поскольку прибытие судна д/э «Сахалин-9» в порт Тяньзинь (Китай) и его нахождение в данном порту было обусловлено исключительно проведением ремонта данного судна, то, как верно указал суд первой инстанции, расходы, понесенные в связи с нахождением судна в порту, непосредственно связаны с ремонтом, а поэтому правомерно включены таможенным органом в стоимость операций по переработке.
Ссылки Общества на то, что согласно контрактной спецификации цен по ремонту судна к контракту от 27.05.2021 в общие услуги (стоимость ремонта) включены расходы по аренде буксира верфи для ввода и вывода судна из дока, услуги лоцмана – 4 500 долл. США, правового значения для иной оценки расходов по инвойсу от 13.10.2021 № 2106051132, выставленному компанией «Xiamen Special Economic Zone International Shipping Agency Co., LTD», а именно как расходов, произведенных в связи с ремонтом судна, не имеют.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в признании недействительными решений Хабаровской таможни по ДТ №№ 10702070/291019/0223854, 10702070/200220/0038210, 10702070/270821/0269536.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что таможенным органом при начислении и списании пени не был учтен введенный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 мораторий, в период действия которого (с 01.04.2022 до 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
В указанной части суд, первой инстанции правомерно руководствовался положениями статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Правила о моратории, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Таким образом, начисление Сахалинской таможней Обществу пени в период с 01.04.2022 до 01.10.2022 является неправомерным, поскольку противоречит установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 запрету.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал действия Сахалинской таможни по списанию на основании уведомлений от 18.11.2022 №№ 10707000/2022/УАИ/0000071, 10707000/2022/УАИ/0000070 10707000/2022/УАИ/0000069 с лицевого счёта ОАО «Сахалинское морское пароходство» пеней в сумме 254 945,59 руб., 244 114,80 руб., 74 637,39 руб. (соответственно), незаконными.
Доводы таможенных органов о правомерности начисления пени в период действия моратория в силу того, что таможенные пошлины не относятся к обязательным платежам, обоснованно отклонены судом первой инстанции как лишенные нормативного обоснования.
Таможенным органом в данном случае не учтено, что таможенные платежи, как и налоги, выступают обязательными публично-правовыми платежами в бюджет, взимаемыми на основании статьи 57 Конституции Российской Федерации, и само по себе различие в классификации доходов бюджета (отнесение таможенных пошлин в состав неналоговых доходов) не исключает обязательность применения моратория по начислению пени на суммы неуплаченных таможенных пошлин.
Кроме того, Сахалинской таможней произведено начисление пени не только на сумму таможенной пошлины, но и также на сумму НДС. Какого-либо обоснования правомерности начисления пени на сумму НДС в период действия моратория, с учетом заявленных доводов о том, что таможенные платежи не относятся к обязательным платежам, Сахалинской таможней не приведено.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционных жалоб несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.08.2023 по делу № А73-651/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | Е.А. Швец |
Судьи | Т.Е. Мангер |
Е.И. Сапрыкина |