АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
декабря 2020 года № Ф03-5123/2020
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен декабря 2020 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Черняк Л.М.
судей Филимоновой Е.П., Ширяева И.В.
при участии:
от индивидуального предпринимателя Костенюк Татьяны Васильевны: Костенюк Т.В., лично; Суковатый К.А., представитель по доверенности б/н от 17.02.2020;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю: Калашникова О.Н., представитель по доверенности от 26.12.2019 № 02-23/20736;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Калашникова О.Н., представитель по доверенности от 31.12.2019 № 05-22/18259;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Костенюк Татьяны Васильевны
на решение от 01.06.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020
по делу № А73-22079/2019 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Костенюк Татьяны Васильевны (ОГРНИП 304270417300017, ИНН 270410002844)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю (ОГРН 1042740080118, ИНН 2709010330, адрес: пл. Победы, д. 7, г. Советская Гавань, Хабаровский край, 682800); Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700168961, ИНН 2721121446, адрес: ул. Дзержинского, д. 41, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000)
о признании незаконными действий
установил: индивидуальный предприниматель Костенюк Татьяна Васильевна (далее – ИП Костенюк Т.В., заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России № 5 по Хабаровскому краю, инспекция, налоговый орган) с учетом принятого судом уточнения, о признании незаконными действий инспекции и УФНС России по Хабаровскому краю, выраженных в несоблюдении порядка применения налоговых вычетов, изложенных в письмах от 22.01.2019 № 03-35/000914 и от 26.07.2019 № 13-09/251/15596, о признании незаконным бездействия инспекции, выраженного в несоблюдении процедуры налогового контроля первичных деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за 2007-2009 годы, просит обязать инспекцию устранить допущенные нарушения путем восстановления прав предпринимателя на применение вычетов в порядке принятых решений налоговым органом об учете сумм таможенного НДС, зачисленного на счет федерального казначейства, обязать инспекцию принять соответствующее решение о дате зачисления на счет федерального казначейства сумм налога, уплаченного при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, заявленного на вычет в 2007-2009 годах.
Определением суда от 11.12.2019 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - УФНС России по Хабаровскому краю, Управление).
Решением от 01.06.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020 в удовлетворении требований оказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе предпринимателя полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы предприниматель ссылается на неполное исследование доказательств, представленных предпринимателем; на ошибку налогового органа, вызванную учетом внешнеторговых операций в составе операций, осуществляемых на территории Российской Федерации, и учете в составе расходов суммы валютных операций; указанная ошибка повлекла необоснованный учет фактических платежей в составе платежей, уплаченных поставщику товаров на территории Российской Федерации и принятие налоговым органом решении о возмещении НДС в порядке статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в принудительном порядке; полагает неправомерными выводы судов о применении статьи 171 НК РФ при оценке правомерности действии инспекции по сообщению в январе 2019 года об учете сумм таможенного НДС, подлежащих налоговому вычету, поскольку данная норма действует при условии приобретения товаров на территории РФ.
Представитель инспекции и управления против доводов кассационной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзывах.
Изучив материалы дела, заслушав доводы кассационной жалобы и возражения на нее, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение процессуального законодательства, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель 17.07.2017 обратилась в МИФНС России № 5 по Хабаровскому краю с заявлением о проведении сверки расчетов с бюджетом в части сумм налога на добавленную стоимость, подлежащую зачету, в связи с его уплатой таможенному органу за период деятельности налогоплательщика 2007-2009 годы.
Письмом от 04.08.2017 № 07-55/10342 МИФНС России № 5 по Хабаровскому краю отказала предпринимателю в проведении сверки на том основании, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность осуществления налоговым органом сверок сумм и показателей, выведенных по результатам проведения выездной налоговой проверки, в том числе, по которым имеются вступившие в законную силу судебные акты. Также налоговый орган указал, что предприниматель неоднократно заявлениями от 01.03.2016, от 01.07.2016 № 4, от 11.08.2016 о признании сумм НДС, доначисленных решением инспекции по результатам выездной налоговой проверки затрагивал вопросы, касающиеся неверного доначисления сумм налога на добавленную стоимость, просил признать суммы доначисленного налога не подлежащими взысканию. Этим же письмом налоговый орган сообщил предпринимателю, что не находит оснований для вынесения решения о возврате сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов.
Не согласившись с действиями инспекции по отказу в проведении совместной сверки, предприниматель обжаловал указанные действия в Арбитражный суд Хабаровского края. Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.01.2018 по делу № А73-17612/2017 требования предпринимателя удовлетворены, на МИФНС России № 5 по Хабаровскому краю возложена обязанность провести с ИП Костенюк Т.В. совместную сверку по налогу на добавленную стоимость за 2007-2009 годы.
На основании проведенной сверки налоговым органом сформированы акты по НДС: с 01.01.2007 по 30.12.2007 № 13412; с 01.01.2008 по 30.12.2008 № 13413; с 01.01.2009 по 30.12.2009 № 13414. Указанные акты сверки получены налогоплательщиком вместе с информационными письмами от 10.07.2018 №№ 9010, 9011, 9012.
В связи с разногласиями ИП Костенюк Т.В. по актам сверки проведена новая сверка 05.09.2018, по результатам которой налоговым органом 02.10.2018 сформированы акты по НДС: с 01.01.2007 по 30.12.2007 № 16220; с 01.01.2008 по 30.12.2008 № 16219; с 01.01.2009 по 30.12.2009 № 16218. Указанные акты сверки получены ИП Костенюк Т.В. 17.10.2018 и возвращены письмом от 05.11.2018 в налоговый орган с разногласиями.
По результатам дополнительной сверки 13.12.2018 налоговым органом сформированы акты по НДС, которые получены ИП Костенюк Т.В. 11.01.2019: с 01.01.2007 по 30.12.2007 № 16288; с 01.01.2008 по 30.12.2008 №16289; с 01.01.2009 по 30.12.2009 № 16290.
Письмом от 22.01.2019 № 03-35/00914 инспекция сообщила предпринимателю о том, что сумма налога, уплаченная при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, в актах сверки не отображается отдельной строкой, при этом данная сумма налога указывается в строках 270-280 налоговой декларации по НДС.
В налоговых декларациях по НДС за 2007-2009 годы по строкам 270-280 указаны суммы налога, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащие вычету, которые согласно разделу V Порядка заполнения раздела 3 налоговой декларации по НДС участвуют при расчете суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 НК РФ.
Представленные предпринимателем при сверке экземпляры налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 2007-2009 годы отражены в информационном ресурсе инспекции. Сведения, содержащиеся в экземпляре налоговых деклараций налогоплательщика и отраженные в ресурсе налогового органа, совпадают.
С целью проведения сверки поступлений и расходования сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в 2007-2009 годах по состоянию на текущую дату, налогоплательщику рекомендовано обратиться в таможенный орган.
14.02.2019 предприниматель обратилась в инспекцию с заявлением с дополнением 18.02.2019, в которых просила признать наличие переплаты по НДС за 2007-2009 годы и принять решение о возврате таможенного платежа.
Письмом от 26.02.2019 № 02-28/03612 инспекция сообщила предпринимателю, что сверка проведена за период 2007-2009 годы и информация из налоговых деклараций, представленных после отчетного периода (в 2011, 2015 годах), в акте сверке за указанный период не учитывается и не отражается.
По результатам проведенных сверок предприниматель обратилась с жалобами в УФНС России по Хабаровскому краю на действия должностных лиц инспекции. Письмами УФНС России по Хабаровскому краю от 15.04.2019 № 13-09/134/07691, от 26.07.2019 № 13-09/251/15596 на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ и пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» жалобы заявителя оставлены без рассмотрения, в связи с тем, что доводы, изложенные в указанных жалобах, содержат аналогичный предмет и основания обжалования, что и в ранее представленных жалобах.
Предприниматель обратился в арбитражный суд в связи с несогласием с действиями МИФНС России № 5 по Хабаровскому краю и УФНС России по Хабаровскому краю, выраженными в несоблюдении порядка применения налоговых вычетов, в несоблюдении процедуры налогового контроля первичных деклараций по НДС за 2007-2009, в уклонении от проведения камеральных проверок в порядке и сроках, предусмотренных пунктом 2 статьи 87 НК РФ и пунктом 2 статьи 88 НК РФ. Считает, что несоблюдение сроков камеральной налоговой проверки изменило цели проведения налогового контроля, а также порядок проверки данных, служащих основанием для исчисления и уплаты обязательств, задекларированных при реализации налогоплательщиком права производить расчеты с бюджетом в порядке пункта 1 статьи 78 НК РФ. Полагает, что неосуществление налоговым органом контроля за соблюдением налогоплательщиком процедуры реализации права производить вычеты на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм таможенного НДС при импорте товаров, ограничило право налогоплательщика на применение к вычету сумм налога, со дня уплаты которых не прошло три года (подпункт 2 пункта 1 статьи 32, пункт 7 статьи 87, пункт 1 статьи 172 НК РФ).
Отказывая в удовлетворении требований суды руководствовались следующим.
В силу положений статей 80, 146, 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая декларация является письменным заявлением налогоплательщика, представленным каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, с указанием необходимых данных, связанных с исчислением и уплатой налога, с самостоятельно исчисленной суммой налога, подлежащей уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Пунктом 4 статьи 166 НК РФ предусмотрено, что общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 НК РФ, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
В силу пункта 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Суды обоснованно применили положения пункта 2 статьи 171 НК РФ, которыми предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, после принятия товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Право на вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, возникает у налогоплательщика при выполнении вышеперечисленных условий.
С учетом установленного пунктом 1 статьи 174 НК РФ срока уплаты налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, исчисление и уплата налога на добавленную стоимость производится по итогам каждого налогового периода, при этом, налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС, в установленные НК РФ сроки.
Применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении условий, установленных в главе 21 НК РФ.
Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения НДС, подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода.
Судами правомерно со ссылкой на порядок заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина России от 07.11.2006 № 136н, действовавший в спорный период, отклонен довод предпринимателя о неправомерности отражения инспекцией сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Как правильно установлено судами, в представленных предпринимателем первичных налоговых декларациях по НДС за 2007-2009 годы по строкам 270-280 были отражены суммы налога, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащие вычету. Во исполнение решения Арбитражного суда Хабаровского края от 18.01.2018 по делу № А73-17612/2017 инспекцией в соответствии с регламентом организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденным приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ в 2018-2019 годах проведены сверки расчетов с бюджетом по НДС за 2007 – 2009 годы.
Представленные в ходе сверки предпринимателем экземпляры налоговых деклараций по НДС и отраженные в информационном ресурсе налогового органа, совпадают.
Суммы НДС, исчисленные предпринимателем в представленных декларациях за 2007-2009 годы к уплате или к возмещению из бюджета, также отражены в информационном ресурсе налогового органа - в карточке расчетов с бюджетом и также совпадают с данными, отраженными в экземплярах налоговых деклараций, представленных ИП Костенюк Т.В. при проведении сверки.
В связи с изложенным, а также учитывая, что налоговый орган не является администратором сумм, уплачиваемых декларантом таможенному органу при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и такие таможенные платежи в информационном ресурсе налогового органа не отражаются, сведения о таможенных платежах представлены таможенным органом по запросу инспекции, суды правомерно отклонили довод предпринимателя о том, что налоговым органом информация о внешнеторговых операциях налогоплательщика не учтена.
При этом, судами приняли во внимание, что суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и задекларированные предпринимателем, проверены налоговым органом при проведении сверки; переплаты по НДС, равно как и наличие ошибок налогового органа, повлекших отсутствие в КРСБ переплаты в указанном предпринимателем размере, не установлено.
Согласно порядку заполнения налоговой декларации по НДС указанные суммы налога могут быть заявлены налогоплательщиком самостоятельно для применения налоговых вычетов, правомерность которых проверяется налоговым органом по результатам камеральных налоговых проверок. В данном случае акты сверок сформированы с учетом сведений, которые были задекларированы ИП Костенюк Т.В. за 2007-2009 годы.
Судами правомерно указано, что поскольку переплата по НДС за 2007-2009 годы по результатам проведенных с предпринимателем сверок не подтверждена, при этом установленный статьей 78 НК РФ трехлетний срок со дня уплаты сумм НДС, задекларированных в декларациях за 2007-2009 годы истек, оснований для отражения указанной переплаты по НДС в карточке расчетов с бюджетом и ее последующего возврата или зачета налогоплательщику не имеется.
В 2010 году инспекцией были приняты решения о возврате и зачете сумм НДС (извещение о принятом налоговым органом решении о зачете от 10.09.2010 № 09-22/18225, от 13.09.2010 № 09-23/18236, уведомление о произведенном зачете от 08.09.2010 № 09-23/18217) в связи с представлением предпринимателем уточненных налоговых деклараций по НДС за август-ноябрь 2007 года, 3 и 4 кварталы 2008 года, в которых к возмещению предпринимателем был заявлен НДС.
Более того, в 2010-2011 годах правильность исчисления и уплаты предпринимателем НДС за 2007-2009 годы проверялась выездной налоговой проверкой и установлена вступившими в законную силу судебными актами по делу № А73-11966/2011.
22.12.2015 предприниматель представил в инспекцию уточненные налоговые декларации по НДС за 2007 - 2009 годы с суммами налога, заявленного к возмещению из бюджета. По результатам проведения камеральных налоговых проверок установлено, что представленные уточненные налоговые декларации не соответствуют налоговым обязательствам налогоплательщика, установленным выездной налоговой проверкой, результаты которой подтверждены вступившими в законную силу судебными актами. Дополнительно заявлен НДС к возмещению из бюджета, в связи с чем, налоговым органом вынесены решения от 09.09.2016 №№ 1669-1688, 10918-10935 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в возмещении полностью заявленной суммы НДС.
Судами не установлено подтверждение доводов предпринимателя об уклонении налогового органа от проведения камеральных проверок в порядке и сроках, предусмотренных пунктом 2 статьи 87 НК РФ и пунктом 2 статьи 88 НК РФ, и изменении цели проведения налогового контроля в связи с несоблюдением сроков камеральной налоговой проверки первичных расчетов по НДС.
Учитывая изложенное, суды приняли оспариваемые акты на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, являлись предметом исследования судов обеих инстанций, не влияют на правильность их выводов, свидетельствуют о несогласии ответчика с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При рассмотрении кассационной жалобы не установлено неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, влекущее безусловную отмену судебных актов. В силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.06.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020 по делу № А73-22079/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Л.М. Черняк
Судьи Е.П. Филимонова
И.В. Ширяев