НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 23.10.2020 № Ф03-2923/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

23 октября 2020 года                                                                   № Ф03-2923/2020

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе

судьи Никитиной Т.Н.

рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края

на решение от 27.04.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020

по делу № А73-3181/2020 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению акционерного общества «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» (ОГРН 1062712003507, ИНН 2712007419, адрес: 681060, Хабаровский край, Комсомольский р-н, с. Хурба, территория аэропорт)

к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края                   (ОГРН 1032700297530, ИНН 2721091150, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 70)

о признании незаконным и отмене постановления

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» (далее – АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – комитет, административный орган) от 23.01.2020 № 60-ю, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Дело рассмотрено Арбитражным судом Хабаровского края в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением от 27.04.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020, заявленное требование удовлетворено, постановление признано незаконным и отменено.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе комитета, полагающего, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права.

В жалобе и дополнениях к ней заявитель просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что объектом совершенного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного регулирования цен и тарифов (в сфере водоснабжения и водоотведения), в связи с чем в данном случае применению подлежит годичный срок привлечения к административной ответственности. В обоснование своей позиции ссылается на судебную практику.

АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» отзыв на кассационную жалобу не представило.

Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ и разъяснений, данных в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации                        от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», кассационные жалобы на решения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, дополнениях к ней, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение требований процессуального законодательства, суд округа приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации естественных монополий и организаций коммунального комплекса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения», административный орган установил по состоянию на 14.11.2019 нераскрытие обществом информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, а именно: нераскрытие информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых товаров (услуг) - питьевая вода (питьевое водоснабжение) за 2018 год; нераскрытие информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых товаров (услуг) - водоотведение) за 2018 год;  не раскрытие информации о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения за IV кв. 2018 года и I кв., II кв., III кв. 2019 года; нераскрытие информации о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе водоотведения за IV кв. 2018 года и I кв., II кв., III кв. 2019 года.

14.11.2019 в отношении АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» административным органом составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

23.01.2020 комитетом по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении вынесено постановление № 60-ю о привлечении АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в Комсомольский районный суд Хабаровского края с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Определением Комсомольского районного суда Хабаровского края                от 26.02.2020 по делу № 12-20/2020 заявление общества передано для рассмотрения по подведомственности в Арбитражный суд Хабаровского края.

Руководствуясь положениями Федерального закона от 07.12.2011                   № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), правильно применив положения подпункта «а» пункта 3, пунктов 28, 32, 49, 53 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6, судебные инстанции пришли к выводу о доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

 Между тем суды установили, что объектом посягательства правонарушения является нарушение установленного порядка управления, оспариваемое постановление вынесено за пределами срока привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, на основании чего удовлетворили заявленные требования и признали постановление от 23.01.2020 № 60-ю незаконным.

Исследовав доводы жалобы и представленные доказательства, суд кассационной инстанции полагает судебные акты принятыми с нарушением норм материального права, вследствие чего подлежащими отмене в силу следующего.

Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса.

Пункт  1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» определяет сферы деятельности субъектов естественных монополий, в частности, в сферах водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Согласно части 1 статьи 34 Закона № 416-ФЗ организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения. Такие стандарты раскрытия информации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения».

Таким образом, устанавливая административную ответственность организаций за нарушение сроков раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, часть 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ обеспечивает соблюдение предусмотренной частью 1 статьи 34 Закона                 № 416-ФЗ обязанности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации. При этом в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении составляет один год, исчисляемый со дня совершения соответствующего административного правонарушения.

Соответственно, выводы судов об объекте посягательства административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.8.1 КоАП РФ, установленный законом порядок управления в сфере правоотношений, связанных с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности, сделаны без учета специальной нормы права, устанавливающей обязанность организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение. В этой связи ссылка судов в оспариваемых судебных актах на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 № 3-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 № 823-О неправомерна.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

С учетом разъяснений, данных в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку – 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы или не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы (01.05.2019 – следующий день, после окончания срока, предусмотренного для выполнения обязанности); 30 календарных дней со дня истечения квартала, за которым раскрывается информация (31.01.2019, 01.05.2019, 31.07.2019, 31.10.2019 –  следующий день, после окончания срока, предусмотренного для выполнения обязанности), начинает течь с момента наступления указанного срока, то с учетом годичного срока привлечения к административной ответственности по настоящему правонарушению, постановление от 23.01.2020 вынесено в пределах установленного срока.

Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 1606-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сапожникова Константина Эдуардовича на нарушение его конституционных прав положением части 1 статьи 4.5 и частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Оснований для освобождения лица от административного наказания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, а также применения статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлено.

Поскольку суды установили фактические обстоятельства дела, и не требуется установления новых обстоятельств, однако неправильно применены нормы материального права (часть 2 статьи 288 АПК РФ), суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает возможным отменить решение от 27.04.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 по настоящему делу и, не передавая дело на новое рассмотрение, исходя из полномочий, установленных пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.04.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 по делу № А73-3181/2020 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.

В удовлетворении требований акционерному обществу «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23.01.2020 № 60-ю о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб. отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                              Т.Н. Никитина