НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 22.11.2018 № 06АП-6202/18

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6202/2018

26 ноября 2018 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2018 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи Тищенко А.П.,

судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.,

при участии  в заседании:

от Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России №5 по Хабаровскому краю: Батенкова Н.Д. по доверенности от 20.12.2017 № 02-23/19620;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Хабаровскому краю

на решение от  12.09.2018

по делу № А73-9097/2018

Арбитражного суда Хабаровского края,

принятое судьейГавриш О.А.

по заявлению индивидуального предпринимателя Артемовой Ирины Дмитриевны (ОГРН 304270926700022, ИНН 270400013029)

к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ванинском районе Хабаровского края (ОГРН 1032700150977, ИНН 2709010122),

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю (ОГРН 1042740080118, ИНН 2709010330)

о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 94 806 руб. 96 коп.,

установил:

индивидуальный предприниматель Артемова Ирина Дмитриевна (далее – ИП Артемова И.Д., предприниматель) состоит на налоговом учете в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Хабаровскому краю (далее – МИФНС России по Хабаровскому краю, налоговый   орган), применяет упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) с объектом налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов. Кроме этого, ИП Артемова И.Д. в 2015 году осуществлял предпринимательскую деятельность на территории Ванинского района, в связи, с чем являлся плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД).

Согласно представленным квартальным декларациям по ЕНВД за 1, 2, 3, 4 кварталы 2015 года, налоговая база по ЕНВД составила – 2 101 485 руб. (603 360 руб. за 1 квартал, 603 360 руб. - за 2 квартал, 478 578 руб. - 3 квартал, 416 187 руб. - 4 квартал).

Согласно декларации по УСН за 2015 год, предприниматель задекларировал доходы в сумме 22 262 164 руб., расходы в сумме 20 516 785 руб., в связи с чем, налоговая база составила 1 745 379 руб.

Страховые взносы на обязательное пенсионное за 2015 год в сумме 148 886 руб. 40 коп. уплачены индивидуальным предпринимателем по платежным поручениям от 12.05.2015 № 371 (на сумму 20 000 руб.), от 29.06.2015 № 511 (на сумму 50 000 руб.), от 08.09.2015 № 701 (на сумму 18 610 руб. 80 коп.), от 21.03.2016 № 193 (на сумму 60 275 руб. 60 коп.). При этом сумма страховых взносов, подлежащая уплате, была определена без учета расходов индивидуального предпринимателя.

Полагая, что подлежащая уплате сумма страховых взносов за 2015 год должна была быть исчислена с учетом расходов индивидуального предпринимателя, ИП Артемова И.Д. обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год в сумме 94 806 руб. 96 коп.

Решением от 12.09.2018 арбитражный суд обязал МИФНС России по Хабаровскому краю возвратить ИП Артемовой И.Д. излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2015 год в сумме 94 806 руб. 96 коп. Кроме того, суд взыскал с МИФНС России по Хабаровскому краю в пользу ИП Артемовой И.Д. судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Не согласившись с вышеуказанным решением, налоговый орган обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование – решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Заявитель жалобы считает, что:

- вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период (2015 год) предусмотрен только в отношении тех предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ, плательщики страховых взносов, находящиеся на других налоговых режимах, как в данном случае ИП Артемова И.Д. (УСН, ЕНВД), не вправе учитывать расходы при исчислении страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию;

- предпринимателем не соблюден претензионный досудебный порядок урегулирования спора (ИП Артемова И.Д. в инспекцию с заявлением о возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год не обращалась);

- поскольку судом не установлены факты нарушения налоговым органом прав предпринимателя, то понесенные индивидуальным предпринимателем судебные издержки не подлежит возмещению за счет инспекции.

В отзыве на апелляционную жалобу Фонд не согласился с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

ИП Артемова И.Д., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечила явку представителя в судебное заседание.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя предпринимателя.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Выслушав пояснения представителя налогового органа, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), действовавшего в период уплаты индивидуальным предпринимателем страховых взносов, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также – страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частью 1.1 данной статьи (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ).

Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.1. статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ).

В целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ).

Физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно исчисляют суммы налога по суммам доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (подпункт 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)).

При этом, исходя из положений статьи 225 НК РФ, сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой (пункт 3 статьи 210 НК РФ).

При исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 настоящего Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (пункт 1 статьи 221 НК РФ).

Таким образом, толкование статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ во взаимосвязи с вышеприведенными нормами Налогового кодекса российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что, поскольку понятие «величина дохода плательщика страховых взносов» не определена нормами указанного федерального закона, страховые взносы, наряду с налогами и сборами, являются обязательными платежами в государственные внебюджетные фонды, принципы их исчисления, уплаты и взыскания являются одинаковыми, поэтому при определении величины дохода плательщика страховых взносов, уплачивающего налог на доходы физических лиц, следует руководствоваться нормами НК РФ, к которым отсылает положение части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ и определять доход плательщика страховых взносов в соответствии со статьями 227, 225, 210 НК РФ.

Иное толкование привело бы к нарушению прав индивидуального предпринимателя и повлекло его обязанность дважды уплатить с одного и того же дохода обязательные платежи в соответствующий бюджет (НДФЛ) и государственные внебюджетные фонды (страховые взносы) без учета уже произведенных расходов по оплате, в данном случае НДФЛ, что является недопустимым и противоречащим конституционному принципу однократности налогообложения.

Кроме того, данная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 НК РФ», который указал, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 НК РФ предполагают, что для цели исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Данная правовая позиция подлежит применению и в случае, когда индивидуальные предприниматели применяли упрощенную систему налогообложения, выбравшим в качестве объекта налогообложения - доходы минус расходы (пункт 1 статьи 346.14 НК РФ).

Материалами дела подтверждается и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что страховые взносы за 2015 год в сумме 148 886 руб. 40 коп. исчислены без учета расходов предпринимателя, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и отраженных в налоговых декларациях по УСН.

Между тем, как следует из представленных в материалы дела налоговых деклараций, налоговая база по ЕНВД и УСН за 2015 год составила 3 846 864 руб.

Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П и положений части 1.1. статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, действительный размер обязательств ИП Артемовой И.Д. по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год составляет 54 079 руб. 44 коп., исходя из следующего расчета: (5 965 руб. x26% x 12)+(3 846 864 руб. – 300 000 руб.) x1%.

На основании платежных поручений от 12.05.2015 № 371 (на сумму 20 000 руб.), от 29.06.2015 № 511 (на сумму 50 000 руб.), от 08.09.2015 № 701 (на сумму 18 610 руб. 80 коп.), от 21.03.2016 № 193 (на сумму 60 275 руб. 60 коп.) индивидуальный предприниматель за 2015 год уплатил страховые взносы всего в сумме 148 886 руб. 40 коп. Следовательно сумма страховых взносов - 94 806 руб. 96 коп. (148 886 руб. 40 коп. - 54 079 руб. 44 коп.) является излишне уплаченной.

Доказательств уплаты сумм страховых взносов за 2015 год в ином размере в материалы дела не представлено.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерной вывод о том, что за 2015 год индивидуальный предприниматель излишне уплатил 94 806 руб. 96 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии.

Порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, предусмотренный статьей 26 Федерального закона № 212-ФЗ, аналогичен правилам в отношении возврата излишне уплаченных налогов, установленным статьями 46 - 47 НК РФ.

Так, в пункте 65 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, а также о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, вынесенных налоговыми органами в соответствии со статьями 46 и 47 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что положения НК РФ не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поэтому названные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям в том числе необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа.

В соответствии частью 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон № 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (часть 3 статьи 21 Федерального закона № 250-ФЗ).

Таким образом, полномочия органов Пенсионного фонда РФ с 01.01.2017 ограничены принятием решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней за периоды до 01.01.2017, при этом полномочиями по их фактическому возврату органы Пенсионного фонда РФ не обладают.

В данном случае такое решение Фондом не принималось, соответствующий вопрос разрешается арбитражным судом.

Исходя из положений Федерального закона № 250-ФЗ, после 01.01.2017 полномочиями по осуществлению фактического возврата излишне уплаченных сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней за периоды, истекшие до 01.01.2017, обладают только налоговые органы.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к правомерному выводу о том, что соответствующая обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов должна быть возложена на МИФНС России № 5 по Хабаровскому краю, как орган, уполномоченный осуществлять с 01.01.2017 фактический возврат излишне уплаченных страховых взносов, в том числе и на основании судебного решения.

Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Указанные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм права и фактических обстоятельств дела.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по содержащимся в ней доводам, не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 12.09.2018 по делу № А73-9097/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

А.П. Тищенко

Судьи

Е.В. Вертопрахова

Е.А. Швец