Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-7288/2019
29 января 2020 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен января 2020 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кильдюшевской Д.А.
при участии в заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Хабаровскому краю: ФИО1 представителя по доверенности от 24.12.2019 № 3 (сроком по 31.12.2020);
от Федерального государственного казённого учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации: ФИО2 представителя по доверенности от 30.07.2019 № 133 (сроком на 1 год);
от Министерства обороны Российской Федерации: Фаст К.Ю., представителя по доверенности от 04.12.2018 № 207/425д (сроком по 27.11.2020);
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: ФИО1 представителя по доверенности от 31.12.2019 № 05-22/18259 (сроком по 31.12.2020);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казённого учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 02.10.2019
по делу № А73-17701/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю
к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности по земельному налогу, пени и штрафа в сумме 2128315,56 руб.
и по заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
о признании недействительным решения от 14.02.2019 № 13- 10/575/03113@
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю (далее – межрайонная инспекция) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «ДВТУ ИО» Минобороны России, учреждение, налогоплательщик), а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) задолженности по земельному налогу за 2016 год в сумме 813107 руб., пени в сумме 882591,86 руб., штрафа в сумме 432895,70 руб., а всего 2128315,56 руб.
В последующем в рамках дела № А73-12257/2019 Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации оспорило решение Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее – УФНС России по Хабаровскому краю) от 14.02.2019 № 13-10/575/03113@.
Определением суда от 07.08.2019 дела № А73-17701/2018 и № А73-12257/2019 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
Решением суда первой инстанции от 02.10.2019: в удовлетворении требований ФГКУ «ДВТУ ИО» Минобороны России о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 14.02.2019 № 13-10/575/03113@ отказано; требования межрайонной инспекции, заявленные к ФГКУ «ДВТУ ИО» Минобороны России, удовлетворены; в удовлетворении требований межрайонной инспекции, заявленных к Российской Федерации в лице Минобороны России, отказано.
Суд первой инстанции: признал обоснованными выводы налогового органа о невозможности отнесения 10 земельных участков учреждения, по которым произведено доначисление земельного налога (по 9 участкам по пониженной ставке 0,3% от кадастровой стоимости, как ограниченным в обороте), к изъятым из оборота (на них нет объектов недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы); не установил условий указанных в п. 2 ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) для взыскания в субсидиарном порядке с Министерства обороны испрашиваемой задолженности.
Не согласившись с данным судебным актом,ФГКУ «ДВТУ ИО» Минобороны России обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы утверждает следующее: выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а, следовательно, незаконные и необоснованные; 1. земельный участок с кадастровым номером 27:07:0050113:49 принадлежит учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования 22.03.2016; вывод суда о правомерности начисления налога по спорному участку, не соответствует обстоятельствам дела, исходя из представленных учреждением документов, установлен и подтвержден факт нахождения спорного участка в федеральной собственности и предоставления его для размещения имущества, принадлежащего ВС РФ и необходимого для обеспечения обороны и безопасности; 2. земельный участок с кадастровым номеров 27:01:0000009:87 принадлежит учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования 15.09.2016; передан для целей, связанных с обороной и безопасностью; на земельный участок Управлением Росреестра по Хабаровскому краю произведена государственной регистрация ограничения (обременение) права №27:01:0000009:87-27/003/2017-1 от 05.06.2017 на основании пункта 4 подпункта 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 19.11.2018; на основании ст. 389 ЗК РФ, указанный земельный участок изъят из оборота, объектом налогообложения не является; 3. в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 27:14:0010807:28 - вид разрешенного использования войсковая часть 67240, 27:14:0010910:2 - вид разрешенного использования – полигон; в границах земельных участков, дислоцируется войсковая часть 67240-П (передающий радиоцентр), которая имеет объекты недвижимого имущества и специализированное стационарное оборудование, используемое по обеспечению скрытности военного округа; 4 земельный участок с кадастровым номером 27:07:0010116:2263 принадлежит учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования с 29.09.2016, разрешенное использование участка под строительство склада; земельный участок с кадастровым номером 27:07:0010116:2264 принадлежит учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования с 29.09.2016, разрешенное использование участка под строительство пункта налива ТЗА; в границах земельных участков, дислоцируется войсковая часть 77983; объекты базы хранения ГСМ (горюче-смазочные материалы), расположенные на спорном земельном участке используются в постоянной деятельности войсковой части; 5. земельный участок с кадастровым номером 27:14:0010401:758 принадлежит учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования с 18.08.2016; на земельном участке располагался военный городок 22, что подтверждается схемой генерального плана городка; в границах земельного участка, располагаются объект недвижимого имущества здание хранилища и склады, что подтверждается копией кадастровых паспортов, свидетельствами о государственной регистрации прав, и выпиской из ЕГРН, с указанием кадастровых номером объектов недвижимости; приказом Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 23.10.2018 № 807 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Хурмулинское сельское поселение» Солнечного муниципального района Хабаровского края» спорный земельный участок, с расположенными на нем объектами недвижимого имущества, передан в собственность муниципального образования; таким образом, до момента издания соответствующего распоряжения объекты недвижимого имущества использовались Вооруженными силами Российской Федерации в целях обороны страны; пп. 1. п. 2 ст. 45, п. 3.1 ст. 46 НК РФ, ст. ст. 239, 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен внесудебный порядок взыскания недоимки по налогам в размере менее пяти миллионов.
УФНС России по Хабаровскому краю, межрайонная инспекция в представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Минобороны России в суд в своем отзыве на апелляционную жалобу, поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит отменить решение суда в части удовлетворения требований межрайонной инспекции.
В судебном заседании представитель учреждения поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель межрайонной инспекции и Управления отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Минобороны поддержала позицию учреждения, просила решение суда первой инстанции отменить в части, принять по делу новый судебный акт.
Заслушав явившихся представителей лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, межрайонной инспекцией проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год, представленной Учреждением в межрайонную инспекцию 05.10.2017, в ходе которой установлено занижение Учреждением суммы исчисленного земельного налога; указанные обстоятельства отражены в акте налоговой проверки от 23.01.2018 № 13302.
По результатам рассмотрения акта проверки и материалов проверки Межрайонной инспекцией вынесено решение от 11.04.2018 № 11047 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением Учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ с учетом смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельства в виде штрафа в сумме 865791,40 руб.
Кроме того, Учреждению доначислен земельный налог за 2016 год в сумме 8657914 руб. и начислены пени в сумме 865791,40 руб.
Основание для доначисления земельного налога послужили выводы Межрайонной инспекции о занижении Учреждением сумм земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами: 27:07:0050113:49, 27:01:0000009:87, 27:14:0010807:558, 27:14:0010807:559, 27:14:0010807:557, 27:14:0010807:28, 27:14:0010401:758, 27:07:0010116:2263, 27:07:0010116:2264, 27:14:0010910:2.
Требованием от 20.06.2018 № 12164 налогоплательщику предложено в срок до 10.07.2018 уплатить доначисленные по вышеуказанному решению суммы налога, пени и штрафа.
Поскольку в установленный срок данное требование налогоплательщиком не исполнено, межрайонная инспекция обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
В свою очередь Учреждение, не согласившись с решением Межрайонной инспекции от 11.04.2018 № 11047, обжаловало его в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю.
По результатам рассмотрения жалобы Учреждения, Управление ФНС решением от 14.02.2019 N 13-10/575/03113@ отменило оспариваемое решение Межрайонной инспекции в связи с допущенными процессуальными нарушениями при рассмотрении материалов проверки, и повторно рассмотрев материалы проверки привлекло Учреждение к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 432895,70 руб., а также доначислило учреждению земельный налог за 2016 год в сумме 8657914 руб., пени в сумме 1128852,86 руб.
Требованием от 06.03.2019 № 12173 Учреждению предложено добровольно уплатить суммы доначисленного по решению УФНС России по Хабаровскому краю земельного налога с учетом его частичной уплаты, а именно: 774018 руб. - недоимка по земельному налогу; 882591,80 руб. - пени; 432895,70 руб. - штраф.
Указанное обстоятельство послужило основанием для уменьшения межрайонной инспекцией суммы заявленных в настоящем деле требований.
В последующем, в связи с уточнением поступивших в счет уплаты налога платежей, Межрайонной инспекцией установлено, что в карточке лицевого счета текущие платежи по земельному налогу 2 и 3 кв. 2018 года в сумме 74942 руб. ошибочно учтены в счет уплаты земельного налога за 2016 год, в связи с чем, данная сумма отнесена в счет недоимки по земельному налогу за 2016 года и требованием от 18.04.2019 № 270239 Учреждению предложено доплатить данную сумму недоимки.
В связи с частичной уплатой земельного налога итоговая недоимка составила 813107 руб.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела Учреждение обжаловало решение Управления Федеральной налоговой службы от 14.02.2019 № 13-10/575/03113@ в вышестоящем налоговом органе - ФНС России.
Решением ФНС России от 15.05.2019 № СА-4-9/9017@ жалоба Учреждения оставлена без удовлетворения.
Полагая, что у налогового органа не имелось оснований для доначисления недоимки по земельному налогу, пени и штрафа Учреждение оспорило решение Управления Федеральной налоговой службы от 14.02.2019 № 13-10/575/03113@ в судебном порядке в рамках дела № А73-12257/2019, которое впоследствии объединено с настоящим делом.
В обоснование требования о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы, Учреждение указывает на неправомерность выводов налогового органа о невозможности отнесения земельных участков, по которым произведено доначисление налога, к изъятым из оборота.
Учреждение в соответствии со статьей 388 НК РФ является плательщиком земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 91 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пункта 1 статьи 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Как установлено налоговым органом в ходе рассмотрения материалов проверки, Учреждением занижена налоговая база по земельному налогу в результате неотражения в качестве объектов налогообложения и неисчисления земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 27:01:0000009:87, 27:14:0010807:558, 27:14:0010807:559, 27:14:0010807:557, 27:14:0010807:28, 27:14:0010401:758, 27:07:0010116:2263, 27:07:0010116:2264, 27:14:0010910:2, а также неправомерным применением пониженной налоговой ставки по земельному налогу, исчисленному в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:07:0050113:49.
В свою очередь, Учреждение, оспаривает решение Управление ФНС в полном объеме, при этом приводя доводы о несогласии только в части доначисления земельного налога в отношении земельный участков с кадастровыми номерами 27:01:0000009:87, 27:14:0010807:28, 27:07:0010116:2263, 27:07:0010116:2264, 27:14:0010401:758, ссылаясь при этом на правомерность не исчисления земельного налога в отношении вышеприведенных земельных участков, полагая, что данные земельные участки являются изъятыми из оборота на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 93 ЗК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
Таким образом, не подлежат учету при исчислении земельного налога только находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые объектами недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
В отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, согласно статье 394 НК РФ устанавливается налоговая ставка 0,3%.
Следовательно, организация, предприятие, учреждение, использующие такие земельные участки, должны подтвердить, что земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, занят зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, либо предоставлен и используется в целях обеспечения обороны и безопасности на вещном титуле постоянного (бессрочного) пользования.
Как следует из материалов дела, 15.09.2016 в ЕГРН за Учреждением зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 27:01:0000009:87.
Указанный земельный участок, площадью 399 646 кв. м, расположен по адресу: Хабаровский край, Амурский район, ст. Менгтон, категория земель: земли населенных пунктов: разрешенное использование: для нужд обороны.
В первичной налоговой декларации в отношении данного земельного участка налогоплательщик исчислил земельный налог в размере 38 853 руб.
Однако, в уточненной налоговой декларации налогоплательщик земельный налог в отношении данного земельного участка не исчислил, полагая, что земельный участок изъят из оборота в связи с его использованием для нужд обороны.
Доначисляя земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:01:0000009:87, налоговый орган правомерно исходил из отсутствия доказательств тому, что данный земельный участок является изъятым из оборота.
В ходе судебного разбирательства в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что данный земельный участок занят зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с разрешенным использование данный земельный участок предназначен для нужд обороны, налоговый орган при расчете налога применил пониженную ставку земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости и правомерно доначислил земельный налог в сумме 35 863 руб.
Доводы заявителя, фактически сводящиеся к тому, что для признания земельного участка изъятым из оборота на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ достаточно того, что в соответствии с разрешенным использованием данный земельный участок предназначен для нужд обороны, верно отклонены судом первой инстанции, как основанные на ошибочном толковании вышеназванной нормы ЗК РФ.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ, для признания земельного участка изъятыми из оборота необходимо, чтобы земельный участок имел не только разрешенный вид использования - для нужд обороны, но и чтобы данный земельный участок был занят находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Однако, доказательств выполнения такого условия в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:01:0000009:87 не представлено.
На основании изложенного оспариваемое решение Управления ФНС в части доначисления земельного налога в сумме 35863 руб. по земельному участку с кадастровым номером 27:01:0000009:87 не может быть признано недействительным.
В соответствии с оспариваемым решением, Учреждению доначислен земельный налог в сумме 785540 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:14:0010807:28.
В этой части, Учреждение ссылается на то, что данный земельный участок используется войсковой частью 67240-П, которая имеет на данном земельном участке объекты недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, согласно кадастровой выписке от 06.07.2017 в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:14:0010807:28, Учреждение является правообладателем данного земельного участка с 17.08.2016 (зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования.
Указанный земельный участок, площадью 4 517 070 кв. м расположен по адресу: Хабаровский край, Солнечный район (примерно в 2 км по направлению на запад относительно ориентира ст. Лиан); категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения. Разрешенное использование: войсковая часть 67240.
Однако, как установлено налоговым органом в ходе осмотра, оформленного протоколом осмотра от 03.04.2017 № 10, земельный участок имеет металлическое ограждение; на земельном участке расположено одноэтажное кирпичное здание АО «ДРСК» филиал «Хабаровские электрические сети» СП «Северные электрические сети» подстанция 110/10 кВ «Кедровая»; фактическое использование земельного участка не связано с размещением на нем зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации.
Ссылки Учреждения на письмо начальника оперативного управления - заместителя начальника штаба ВВО от 18.12.2018 № 141/6/09-06/17164 правомерно отклонены судом, так как, хотя из указанного письма следует, что в границах земельного участка с кадастровым номером 27:14:0010807:28 в указанный период дислоцировалась войсковая часть 67240-П, имеющая капитальные специальные сооружения и специальное стационарное оборудование, между тем, приведенные обстоятельства опровергаются результатами проведенного налоговым органом осмотра, в ходе которого не установлено наличие на спорном земельном участке объектов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Принимая во внимание вид разрешенного использования земельного участка, налоговый орган счел возможным признать данный земельный участок и применить при расчете налога пониженную ставку - 0,3%.
На основании изложенного выше, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания недействительным, в данной части решения Управления ФНС.
Как установлено в ходе проверки, Учреждение при исчислении земельного налога за 2016 год не включило в базу для его исчисления земельные участки с кадастровыми номерами 27:07:0010116:2263, 27:07:0010116:2264.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 27:07:0010116:2263 общей площадью 50 000 кв. м, расположен по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Хурба, в южной части земельного участка с кадастровым номером 27:07:0010116:2, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики земли для обеспечения космической деятельности; разрешенное использование - под строительство склада ГСМ (ТЗК).
Названный земельный участок предоставлен Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования с 29.09.2016.
Земельный участок с кадастровым номером 27:07:0010116:2264, общей площадью 20 000 кв. м, расположен: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Хурба, в северной части земельного участка с кадастровым номером 27:07:0010116:2, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики земли для обеспечения космической деятельности; разрешенное использование - под строительство пункта ТЗА.
Указанный земельный участок зарегистрирован за Учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования с 29.09.2016.
Доначисляя земельный налог в размере 2 052 руб. по земельному участку 27:07:0010116:2263 и в размере 1517 руб. по земельному участку 27:07:0010116:2264 налоговый орган исходил из того, что данные земельные участки не могут быть признаны изъятыми из оборота, а являются ограниченными в обороте.
Оспаривая решение Управления ФНС в данной части Учреждение полагает, что данные земельные участки являются изъятыми из оборота, указывая на следующие обстоятельства: в границах вышеназванных земельных участков дислоцируется войсковая часть 77983; объекты базы хранения ГСМ, расположенные на спорных земельных участках используются в постоянной деятельности войсковой части, о чем командир войсковой части сообщил письмом от 09.02.2019; Учреждением 15.02.2019 произведен осмотр спорных земельных участков, в ходе которого установлено, что эти земельные участки входят в состав участка с кадастровым номером 27:07:0010116:2 и являются частью имущественного комплекса аэродром «Хурба»; земельные участки используются войсковой частью в соответствии с разрешенным использованием; на земельных участках располагаются резервуары, техника и сооружения.
Между тем, в ходе осмотра, результаты которого оформлены протоколом осмотра от 27.03.2017 № 2, налоговым органом установлено, что на момент осмотра на земельном участке с кадастровым номером 27:07:0010116:2263 отсутствуют какие-либо постройки; участок под строительство склада ГСМ не используется; на участке находятся зеленые насаждения (лес).
При проведении осмотра земельного участка с кадастровым номером 27:07:0010116:2264 (протокол осмотра от 27.03.2017 № 1) установлено, что на земельном участке находится огражденная платформа для стоянки автомашин; на момент осмотра на стоянке находилось 8 автомашин; с правой стороны расположены хозяйственные помещения с большими емкостями под ТЗА.
На основании результатов осмотра налоговый орган пришел к выводу о том, что фактическое использование данных земельных участков не связно с деятельностью Вооруженных сил Российской Федерации.
Доказательств, опровергающих эти выводы налогового органа, заявителем не представлено.
При этом налоговым органом в ходе рассмотрения дела представлены дополнительные доказательства, подтверждающие его выводы об отсутствии оснований для отнесения вышеназванных земельных участков к изъятым из оборота.
Так, согласно письму АО «Газпромнефть-Аэро» от 05.03.2019 № БСО-02/2779 земельные участки с кадастровыми номерами 27:07:0010116:2263, 27:07:0010116:2264 общество использует на основании договоров аренды от 06.08.2015 №№ 141/З/АЗ-19, 141/З/АЗ-18.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 30.07.2015 №1700 земельные участки с кадастровыми номерами 27:07:0010116:2263, 27:07:0010116:2264 предоставлены ООО «Газпромнефть-Аэро» в установленном порядке сроком на 11 месяцев для целей строительства склада ГСМ и пункта налива ТЗА.
На основании указанного приказа, между Министерством обороны Российской Федерации и ООО «Газпромнефь-Аэро» заключен договор аренды от 06.08.2015 № 141/З/АЗ-18 земельного участка с кадастровым номером 27:07:0010116:2263 и договор от 06.2015 № 141/З/АЗ-19 земельного участка с кадастровым номером 27:07:0010116:2264 в соответствии с которыми эти земельные участки предоставлены обществу во временное владение и пользование.
По актам приема-передачи от 06.08.2015 Арендодатель сдал, а Арендатор принял вышеназванные земельные участки во временное владение и пользование.
Дополнительными соглашениями от 24.07.2016 пункт 6.4 указанных договоров аренды дополнены следующим содержанием: "если Арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока Договора при отсутствии возражений со стороны Арендодателя, Договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Указанные доказательства в своей совокупности свидетельствуют о том, что с 06.08.2015 по настоящее время спорные земельные участки используются ООО «Газпромнефть-Аэро» по договорам аренды, что само по себе исключает возможность признания этих земельных участков изъятыми из оборота.
Доводы Учреждения о том, что данные земельные участки предназначены для нужд обороны, поскольку они переданы в аренду для строительства склада ГСМ и пункта налива ТЗА, судом правомерно отклонены, как не свидетельствующие о том, что данные земельные участки следует признать изъятыми из оборота.
Исходя из существа договоров аренды, указанные земельные участки не заняты зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Вместе с тем, учитывая вид разрешенного использования данных земельных участков, налоговый орган счел возможным признать эти земельные участки ограниченными в обороте и применить при исчислении налога пониженную ставку- 0,3%.
На основании изложенного оспариваемое в данной части решение налогового органа признано судом законным и не нарушающим прав Учреждения.
Согласно кадастровой выписке в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:14:0010401:758, данный земельный участок расположен по адресу: Хабаровский край, Солнечный район, п. Хурмули, находится в собственности Российской Федерации и зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования за Учреждением с 18.08.2016, имеет категорию - земли населенных пунктов, разрешенное использование - военный склад 4955.
В ходе осмотра, оформленного протоколом осмотра от 03.04.2017 N 13, установлено, что земельный участок имеет деревянное ограждение, за которым расположены деревянные постройки, при этом не установлено, что в данных постройках размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Доказательств обратного Учреждением не представлено.
В связи с этим суд первой инстанции верно признал обоснованными доводы налогового органа об отсутствии оснований для отнесения данного земельного участка к изъятым из оборота.
Учитывая вид разрешенного использования данного земельного участка, налоговый орган исчислил земельный налог по данному участку в размере 63289 руб. исходя из пониженной ставки 0,3% от кадастровой стоимости.
Доводы заявителя о том, что приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.10.2018 №807 данный земельный участок с расположенными на нем объектами недвижимости передан в собственность Хурмулинского сельского поселения и только с момента передачи данный земельный участок не используется для нужд обороны, не опровергают выводы налогового органа об отсутствии оснований для отнесения данного земельного участка к изъятым из оборота.
Доначисляя земельный налог в сумме 7803407 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:14:0010910:2 налоговый орган исходил из отсутствия оснований для признания данного земельного участка изъятым из оборота.
В свою очередь, оспаривая решение налогового органа в данной части, налогоплательщик, ссылаясь на разрешенный вид использования данного участка, полагает, что он является изъятым из оборота.
Как следует из материалов дела, за Учреждением с 22.03.2016 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 27:14:0010910:2 площадью 19 946 978 кв. м, адрес места расположения: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир п. Хальгасо. Участок находится примерно в 8 км от ориентира по направлению на северо-восток; категория земель определена как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - под войсковой полигон.
Согласно кадастровой выписке от 09.06.2017 в отношении указанного земельного участка зарегистрировано ограничение по п. п. 2 п. 4 ст. 27 ЗК РФ (изъятие из оборота) с 06.06.2017.
По мнению Учреждения, поскольку данный земельный участок имеет разрешенное использование - под войсковой полигон, то оснований для исчисления земельного налога в отношении данного земельного участка не имеется в силу его изъятия из оборота.
Вместе с тем, исходя из положений подпункта 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ, для признания земельного участка изъятыми из оборота необходимо, чтобы земельный участок имел не только разрешенный вид использования - для нужд обороны, но и чтобы данный земельный участок был занят находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Между тем, доказательств соблюдения такого условия в отношении указанного земельного участка налогоплательщиком не представлено.
В свою очередь, налоговым органом представлен акт обследования земельного участка с кадастровым номером 27:14:0010910:2, составленный по результатам обследования, проведенного должностными лицами Управления по земельно-имущественной политике, архитектуре и градостроительству администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края по запросу Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю.
По результатам обследования установлено, что земельный участок не имеет ограждения; присутствуют разрушенные кирпичные здания; земельный участок порос кустарником; к акту обследования приложена фототаблица.
То есть, представленными в дело доказательствами не подтверждается тот факт, что спорный земельный участок занят находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
В дополнительных пояснениях Учреждение указывает, что полигон является специально подготовленным участком местности, с мишенными установками, складами, зданиями контрольно-пропускных пунктов, другими объектами, сооружениями, как результата строительства, предназначенным для проведения учений, боевых стрельб и других занятий по боевой подготовке; в границах полигона развернуты рубежи, расположены инженерно-фортификационные сооружения, в том числе разрушенные здания, используемые как элементы тактической обстановки, расположены дороги; согласно письму начальника штаба Восточного военного округа от 08.02.2019 в границах земельного участка дислоцируется войсковая часть, которая имеет объекты недвижимого имущества и специализированное стационарное оборудование, используемое по обеспечению скрытности военного округа; приказом начальника Хабаровского территориального и местного гарнизонов спорный земельный участок закреплен за войсковой частью 45...5.
Между тем, заявленные Учреждение доводы о наличии на земельном участке мишенных установок, зданий, КПП и др. объектов какими-либо доказательствами не подтверждены, а само по себе закрепление земельного участка за войсковой частью, при отсутствии доказательств наличия на нем зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, не является безусловным основанием для отнесения данного земельного участка к изъятым из оборота.
Поэтому, выводы налогового органа о том, что указанный земельный участок на основании подпункта 5 пункта 5 статьи 27 НК РФ ограничен в обороте, как земельный участок, представленный для обороны и безопасности, в связи с чем, налогоплательщику доначислен земельный налог исходя из пониженной ставки 0,3%., правомерно приняты как обоснованные судом первой инстанции.
Учреждение являлось правообладателем земельного участка с кадастровым номером 27:14:0010807:557 (право постоянного бессрочного пользования с 13.11.2015 по 21.01.2016), однако земельный налог за 2016 года в отношении этого земельного участка налогоплательщиком не был исчислен.
Согласно кадастровой выписке о данном земельном участке с 21.01.2016 его правообладателем является Хурмулинское сельское поселение Солнечного муниципального района Хабаровского края. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения; разрешенное использование: под объекты военного городка N 2 Лиан.
При проведении осмотра, оформленного протоколом осмотра от 03.04.2017 № 11, установлено, что на данном земельном участке расположено трехэтажное здание с пристройками, одноэтажное разрушенное здание, постройка полностью разрушена; на территории имеются бетонные блоки; участок заброшен; фактическое использование земельного участка для деятельности Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований не установлено.
Доказательств тому, что в спорный период на данном земельном участке были расположены здания, строения и сооружения, в которых были размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в материалы дела не представлено.
При названных обстоятельствах налоговый орган правомерно доначислил Учреждению земельный налог в сумме 49007 руб. в отношении данного земельного участка.
Как установлено судом, в период с 13.11.2015 по 21.01.2016 Учреждению на праве постоянного бессрочного пользования принадлежал земельный участок с кадастровым номером 27:14:0010807:558.
С 21.01.2016 данный земельный участок зарегистрирован за Хурмулинским сельским поселением.
Согласно кадастровой выписке в отношении земельного участка категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения. Разрешенное использование: под объекты военного городка № 2 Лиан.
В ходе осмотра, оформленного протоколом осмотра от 03.04.2017 № 9 установлено, что на данном земельном участке расположено пять одноэтажных кирпичных зданий, имеются металлические и деревянные ограждения; участок заброшен, никто не проживает; фактическое использование земельного участка не связана с деятельность Вооруженных сил Российской Федерации.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, Учреждением в ходе судебного разбирательства не представлено.
В связи с этим налоговый орган правомерно не признал данный земельный участок изъятым из оборота и произвел доначисление земельного налога в размере 404 руб. за период владения в 2016 году исходя из пониженной ставки земельного налога.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается лицами, участвующими в деле, в период с 13.11.2015 по 20.01.2016 за Учреждением на праве постоянного бессрочного пользования был зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером 27:14:0010807:559.
С 21.01.2016 данный земельный участок зарегистрирован за Хурмулинским сельским поселением.
Согласно кадастровой выписке в отношении земельного участка категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения. Разрешенное использование: под объекты военного городка № 2 Лиан.
В ходе осмотра, оформленного протоколом осмотра от 03.04.2017 № 8 установлено, что на данном земельном участке расположено два двухэтажных здания, семь одноэтажных зданий, одно пятиэтажное здание с одноэтажной пристройкой, одно четырехэтажное здание, два двухэтажных здания, котельная, подстанция, здание детского сада; все дома заброшены, никто не проживает; фактическое использование земельного участка не связана с деятельностью Вооруженных сил Российской Федерации.
Письмом от 30.11.2017 № 517/1-50 на запрос Межрайонной инспекции Администрации Хурмулинского сельского поселения сообщила о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 27:14:0010807:557, 27:14:0010807:558, 27:14:0010807:559 переданы в собственность Хурмулинского сельского поселения; здания, расположенные на переданных земельных участках не предназначены для деятельности, разрушены.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, Учреждением в ходе судебного разбирательства не представлено.
В связи с этим налоговый орган правомерно не признал данный земельный участок изъятым из оборота и произвел доначисление земельного налога в размере 13532 руб. за период владения в 2016 году исходя из пониженной ставки земельного налога.
На основании изложенного выше, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение Управления ФНС в данной части, признанию недействительным не подлежит.
Как установлено в ходе камеральной проверки, Учреждение в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:07:0050113:49 применило ставку земельного налога 0,3% для участков, ограниченны в обороте.
Однако, Управление ФНС пришло к выводу об отсутствии оснований для применения пониженной ставки и в соответствии с оспариваемым решением доначислило земельный налог исходя из ставки 0,6%.
Так, согласно кадастровой выписке за Учреждением с 22.03.2016 по настоящее время зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 27:07:0050113:49, общей площадью 23353 кв. м, расположенный по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, Селехинское сельское поселение, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование - для эксплуатации водоочистной станции (водозабор).
При проведении осмотра, результаты которого оформлены протоколом осмотра от 03.04.2017 № 15 установлено, что на данном земельном участке находится одноэтажное кирпичное здание, в котором расположены канализационно-очистные сооружения; здание передано в аренду ЖКУ № 2 по договору аренды от 25.12.2014, заключенному с Администрацией Селехинского сельского поселения.
С учетом указанных обстоятельств Управление пришло к обоснованному выводу, поддержанному судом первой инстанции о том, что использование данного земельного участка не связано с размещением на нем зданий и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Фактические использование данного земельного участка, вид его разрешенного использования, а также категория земель не позволяет отнести данный земельный участок к изъятым, либо ограниченным в обороте.
Доводы Учреждения о том, что на спорном земельном участке располагается военный городок Картель-2, на территории которого находится объект недвижимого имущества - водоочистная станция, используемая для обеспечения деятельности военного городка, не приняты судом первой инстанции, поскольку доказательств фактического наличия военного городка в материалы дела не представлено, а по результатам осмотра, проведенного налоговым органом, не установлен как факт наличия военного городка, так и факт того, что водоочистная станция используется исключительно для нужд военного городка.
Тот факт, что Управлением Росреестра произведена государственная регистрация обременения в отношении данного земельного участка на основании пункта 4 подпункта 2 статьи 27 ЗК РФ, в рассматриваемом случае, правового значения не имеет, поскольку данная регистрация произведена 06.06.2017, то есть за пределами рассматриваемого налогового периода.
На основании изложенного, оспариваемое решение в части доначисления земельного налога в сумме 35968 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:07:0050113:49 обоснованно признано судом первой инстанции законным и не подлежащим признанию недействительным.
Следовательно, судом первой инстанции сделан верный вывод о законности доначисления Учреждению земельного налога в сумме 8657914 руб., пеней на основании статьи 75 НК РФ, штрафа по п. 1 статьи 122 НК РФ (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, штраф снижен в 4 раза – до 432895,70), в связи с чем, оспариваемое решение Управления ФНС в данной части также признано принятым законно и обоснованно.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований Учреждения у суда первой инстанции не имелось.
Рассмотрев требование Межрайонной инспекции о взыскании с Учреждения суммы земельного налога за 2016 год, соответствующей суммы пени и штрафа суд правомерно удовлетворил его, поскольку установил обоснованность доначисления Учреждению земельного налога за 2016 год в сумме 8657914 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.
В связи с частичной уплатой Учреждением земельного налога и пени за спорный период задолженность составила 2128315 руб. 50 коп., в том числе: 813107 руб. - налог; 882312 руб. 86 коп. - пени; 432895 руб. 70 коп. - штраф.
Поскольку судом признана правомерность доначисления земельного налога за 2016 год, а доказательств его уплаты в полном объеме не представлено, то заявленные Межрайонной инспекцией требования удовлетворены судом, и с Учреждения в бюджет взыскано 2128315 руб. 50 коп., в том числе: 813107 руб. - налог; 882312 руб. 86 коп. - пени; 432895 руб. 70 коп. - штраф.
В части требования о взыскании задолженности по земельному налогу, пени и штрафа с Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности суд, применив положения статьи 19, пункта 2 статьи 44, статьи 45, пункта 2 статьи 49, статьи 2 НК РФ, положений статьи 2 ГК РФ, пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9, пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57, и установив, что спор возник из налоговых правоотношений, и что ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» является действующим юридическим лицом, сделал верный вывод о том, что условия, указанные в пункте 2 статьи 49 НК РФ, для взыскания в субсидиарном порядке с Министерства обороны Российской Федерации задолженности, в рассматриваемом случае, отсутствуют, и на этом основании правильно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02 октября 2019 года по делу № А73-17701/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.В. Вертопрахова |
Судьи | Е.И. Сапрыкина |
Е.Г. Харьковская |