НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 20.12.2018 № 06АП-6785/18

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6785/2018

25 декабря 2018 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2018 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи Тищенко А.П.

судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А

при участии  в заседании:

от войсковой части 35657: ФИО1 по доверенности от 03.12.2018, ФИО2 по доверенности от 14.08.2018;

от департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска: ФИО3 по доверенности от 29.12.2017,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  войсковой части 35657

на решение от 08.10.2018

по делу № А73-12049/2018

Арбитражного суда Хабаровского края,

принятое судьей Леоновым Д.В.

по заявлению войсковой части 35657

к департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска

о признании незаконным решения от 15.06.2018 № 03-33/6001 об отказе подписания представленных бухгалтерских документов по приему-передаче имущества и обязании принять по бухгалтерским документам имущество,

третьи лица: межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Тепловые сети»,

установил:

в Арбитражный суд Хабаровского края обратилась войсковая часть 35657 (далее – заявитель, в/ч 35657) с заявлением о признании незаконным решения департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее – Департамент) от 15.06.2018 № 03-33/6001 об отказе подписать бухгалтерские документы по приему-передаче имущества: кабельной линии 0.4 кВ; наружной сети хозяйственно-бытовой канализации; водопроводной сети; тепловой сети; дренажа тепловой сети. В качестве меры по восстановлению нарушенного права заявитель просил обязать Департамент принять от заявителя по бухгалтерским документам вышеуказанное имущество.

Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу А73-12049/2018, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - МТУ Росимущества) и муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Тепловые сети» (далее – МУП г. Хабаровска «Тепловые сети»).

Решением от 08.10.2018 Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления по делу № А73-12049/2018.

Определением от 23.11.2018 Шестой арбитражный апелляционный суд принял к рассмотрению апелляционную жалобу в/ч 35657, содержащую требование – решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель считает решение незаконным и необоснованным по следующим доводам:

- обжалуемое решение принято без учета требований статей 210, 214, 216, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ), от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Приказ № 157н);

- суд не учел, что в ранее подписанных документах передачи муниципальному образованию «Городской округ «Город Хабаровск» в собственность имущества была указана первоначальная стоимость имущества и стоимость имущества с учетом амортизационных отчислений, но подлежала принятию к учету по балансовой стоимости с одновременным отражением ранее начисленной амортизации.

В судебном заседании представители в/ч 35657 поддержали апелляционную жалобу, пояснили, что без подписания Департаментом документов, содержащих указание на балансовую стоимость имущества на учете заявителя остается часть стоимости этого имущества, иначе как подачей заявления по настоящему делу в/ч 35657 не может защитить свои права.

Представитель Департамента в судебном заседании не согласился с доводами заявителя, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК  РФ).

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

На основании распоряжения МТУ Росимущества от 15.09.2017 № 201 «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за войсковой частью 35657, в собственность муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск» прекращено право оперативного управления войсковой части 35657 на относящиеся к федерального собственности имущество, указанное в приложении (имущество, находящее по адресу: <...>: кабельная линия 0,4 кВ протяженностью 63,40 м; наружные сети хозяйственно – бытовой канализации протяженностью 83,40 м; водопроводная сеть протяженностью 139,8 м; тепловая сеть протяженностью 258,01 м; дренаж тепловой сети протяженностью 257,1 м).

Этим же распоряжением войсковой части 35657 предписано передать имущество, указанное в приложении к распоряжению, в собственность муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск» в соответствии с актом приема – передачи, Муниципальному образованию «Городской округ «Город Хабаровск» - представить на утверждение в МТУ Росимущества подписанный акт приема – передачи в течение трех недель с момента получения распоряжения.

По акту приема-передачи, утвержденному МТУ Росимущества 10.10.2017, войсковая часть 35657 - передала, а Муниципальное образование «Городской округ «Город. Хабаровск» - приняло имущество, предусмотренное распоряжением от 15.09.2017 № 201.

Право оперативного управления в/ч 35657 на вышеуказанное имущество прекращено 09.11.2017, что подтверждается уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю.

Письмом от 19.03.2018 № 825 в/ч 35657 направила в Департамент акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, извещение и инвентарные карточки на передаваемые объекты.

Письмом от 30.03.2018 № 03-33/3066 Департамент возвратил войсковой части указанные документы по причине несоответствия стоимости объекта «Тепловая сеть», указанной в акте приема-передачи, утвержденного МТУ Росимущества 10.10.2017, стоимости этого же объекта, указанной в представленных документах.

Письмом от 19.04.2018 № 1274 в/ч 35657 повторно направила в Департамент для подписания акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, извещение и инвентарные карточки на передаваемые объекты.

Письмом от 03.05.2018 № 03-33/4291 Департамент возвратил в/ч 35657 документы без подписи в связи с несоответствием стоимости объекта «Тепловая сеть».

Письмом от 18.05.2018 № 2241 в/ч 35657 направила в Департамент этот же комплект документов.

Письмом от 15.06.2018 № 03-33/6001 Департамент возвратил документы с требованием о необходимости передачи объектов с такой же оценкой, как и в распоряжении от 15.09.2017 № 201.

Вышеуказанные обстоятельства, правильно установленные судом первой инстанции, послужили в/ч 35657 поводом для обращения в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

В соответствии с положениями статей 198, 200 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного акта государственного органа недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 50 Закона № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии с приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты инженерной инфраструктуры городов относятся к муниципальной собственности.

Частью 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно абзацу 20 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Право принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность предоставлено собственнику, то есть Российской Федерации в лице Территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом (пункт 5.13 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432).

Абзацем 25 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ установлено, что органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в названной части решений в соответствии с передаточным актом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Согласно абзацу 31 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, определяемой указанными в части 11 этого Закона решениями.

Абзацем 32 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.

К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с частью 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям статьи 154 (абзац 33 части 11 статьи Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004).

Из указанных положений следует, что передача имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования в соответствии с требованиями Закона № 122-ФЗ производится на основании соответствующего решения органа по управлению федеральным имуществом и утвержденного акта приема-передачи.

В соответствии с пунктом 6 распоряжения МТУ Росимущества от 15.09.2017 № 201 право собственности муниципального образования на имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению, возникло с 10.10.2017.

Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению.

В соответствии с разделом 2 указанного Приказа, Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (далее - Акт о приеме-передаче (ф. 0504101) оформляется при передаче нефинансовых активов между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями), в том числе: при закреплении права оперативного управления (хозяйственного ведения); передаче имущества в государственную (муниципальную) казну, в том числе при изъятии органом, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества, объектов нефинансовых активов из оперативного управления (хозяйственного ведения); при передаче имущества в качестве взноса в уставный капитал (имущественного взноса); при иных основаниях изменения правообладателя государственного (муниципального) имущества, за исключением приобретения имущества на государственные (муниципальные) нужды (нужды бюджетных (автономных) учреждений), продажи государственного (муниципального) имущества.

Акт о приеме-передаче (ф. 0504101) составляется при оформлении операций по приемке (передаче) имущества, относящегося к объектам нефинансовых активов, в том числе вложений в объекты недвижимого имущества.

Войсковая часть 35657 направила в Департамент для подписания акт № 0000-000022 от 15.03.2018 о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, указав в нем имущество, переданное в муниципальную собственность в соответствии распоряжения МТУ Росимущества от 15.09.2017 № 201.

Как правильно указал суд, на 15.09.2017 спорное имущество фактически было передано муниципальному образованию, на него зарегистрировано право муниципальной собственности и имущество передано на праве хозяйственного ведения соответствующим муниципальным предприятиям.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, право муниципальной собственности на объекты «тепловая сеть» и «дренаж тепловой сети» зарегистрировано 09.11.2017, а право хозяйственного ведения МУП г. Хабаровска «Тепловые сети» зарегистрировано 30.03.2018.

Учитывая, что представленные войсковой частью в Департамент документы оформляются при передаче нефинансовых активов, а передача имущества на дату оформления указанных документов уже состоялась и произведена регистрация права муниципальной собственности, у Департамента отсутствовала обязанность принимать указанные документы.

Возвращая указанные документы без подписания, Департамент обоснованно исходил из несоответствия стоимости имущества, указанной в представленных документах, стоимости имущества, указанной в приложении к акту приема-передачи, утвержденному МТУ Росимущества 10.10.2017.

Согласно акту от 10.10.2017 первоначальная стоимость тепловой сети протяженностью 258,01 м - 15 069 182 руб. 53 коп., остаточная – 11 995 658 руб. 85 коп. Согласно бухгалтерской справке, именно по указанной стоимости объект «тепловая сеть» был принят в казну муниципального образования и в последующем закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП г. Хабаровска «Тепловые сети».

Кроме того, с учетом размера первоначальной стоимости объекта и его остаточной стоимости Департаментом рассчитана сумма амортизации, которая составила 3 073 523 руб. 68 коп.

В акте от 15.03.2018 приема-передачи нефинансовых активов первоначальная (балансовая) стоимость объекта «тепловая сеть» отражена в размере 12 503 707 руб. 06 коп., а начисленная амортизация - в размере 508 048 руб. 21 коп.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд также установил и наличие у Департамента  несогласия с расхождением стоимости имущества, отраженной в акте приема-передачи нефинансовых активов, со стоимостью этого же имущества, отраженной в приложении к акту приема-передачи имущества.

Суд отклонил доводы заявителя о том, что изменение стоимости объекта «тепловая сеть» произошло в результате его разукомплектования, в результате которого на учет было поставлено два объекта: «тепловая сеть» и «дренаж тепловой сети».

Согласно справке МТУ Росимущества от 13.04.2018, объект «Тепловая сеть», переданный в соответствии с распоряжением МТУ Росимущества от 15.09.2017 № 201, по данным реестра федерального имущества имел следующие стоимостные характеристики: первоначальная стоимость – 15 069 182 руб. 53 коп.; балансовая стоимость - 12 503 707 руб. 06 коп.

Изменения, связанные с внесением в реестр федерального имущества сведений о балансовой стоимости объекта, обусловлены некорректной постановкой учреждением на бухгалтерский учет указанной тепловой сети как единого объекта, включающего тепловую сеть – балансовая стоимость 12 503 707 руб. 06 коп. и дренаж тепловой сети – балансовой стоимостью 2 565 475 руб. 47 коп.

Изменение стоимости объекта обусловлено тем, что объект «тепловая сеть» первоначальной стоимостью 15 069 182 руб. 53 коп. был разделен на два объекта: «тепловая сеть» стоимостью - 12 503 707 руб. 06 коп. и дренаж тепловой сети стоимостью 2 565 475 руб. 47 коп.

Соответствующие показатели стоимости объекта «тепловая сеть» в акте приема-передачи, на основании которого у муниципального образования возникло право собственности на передаваемое имущество, МТУ Росимущества не отразило.

Исходя из положений Закона № 122-ФЗ, основанием для принятия в муниципальную собственность федерального имущества является соответствующее решение, а также акт приема-передачи.

В соответствии с пунктом 23 Приказа № 157н объекты нефинансовых активов принимаются по бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости.

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).

Пунктом 29 Приказа № 157н установлено, что передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, а также между субъектами учета и иными, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, государственными (муниципальными) организациями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения), осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Согласно пункту 27 Приказа № 157н балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений.

Изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.

Из представленной в материалы дела инвентарной карточки учета нефинансовых активов в отношении объекта «тепловая сеть» следует, что данный объект действительно имел первоначальную стоимость 15 069 182 руб. 53 коп., однако, в связи с разукомплектованием объекта основных средств его балансовая стоимость уменьшилась и на дату его фактической передачи в муниципальную собственность составила 12 503 707 руб. 06 коп.

Как правильно установлено судом, не имеет значения для рассмотрения дела и подлежит отклонению довод заявителя о том, что у Департамента не имелось оснований принимать данное имущество к учету при отсутствии акта приема-передачи нефинансовых активов и инвентарных карточек.

Спорное имущество было передано в муниципальную собственность в соответствии со специальными нормами Закона № 123-ФЗ и на момент направления войсковой частью акта приема-передачи объектов нефинансовых активов данное имущество уже было принято в казну муниципального образования и закреплено на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями в соответствии с их видами деятельности.

При этом акт приема-передачи, на основании которого у муниципального образования возникло право собственности на переданное имущество и который был подписан, в том числе и войсковой частью 35657, содержал сведения как о первоначальной собственности данного имущества, так и сведения об остаточной стоимости данного имущества, которых было достаточно для принятия к учету данного имущества муниципальным образованием.

Таким образом, установив несоответствие первоначальной стоимости объекта «тепловая сеть», указанной в представленных бухгалтерских документах, первоначальной стоимости этого объекта, указанной в утвержденном 10.10.2017 акте приема-передачи, Департамент обоснованно отказался подписывать представленные документы.

Заявитель по правилам статьи 65 АПК РФ не доказал обоснованность своего требования, не привел нормативные акты, обязывающие Департамент подписывать документы в отношении имущества, правообладателем которого на дату направления указанных документов войсковая часть уже не являлась.

Заявитель не доказал, что иным способом, иначе как подачей настоящего заявления, невозможно устранить противоречия в учете и оформлении выбытия фактически переданного и принятого в муниципальную собственность имущества. 

Все доводы заявителя апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции повторно проверены и подлежат отклонению как противоречащие материалам дела, установленным по делу фактическим обстоятельствам, основанные на неправильном толковании норм права и не опровергающие выводов суда первой инстанции.

Данные доводы фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, при этом все эти доводы были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку со ссылками на нормы материального и процессуального права.

Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

 Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от  08.10.2018 по делу № А73-12049/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

  А.П. Тищенко

Судьи

      Е.И. Сапрыкина

Е.Г. Харьковская