АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июня 2018 года № Ф03-2173/2018
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2018 года .
Полный текст постановления изготовлен июня 2018 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Т.Н.Никитиной
Судей: Н.В. Меркуловой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от акционерного общества «Амурское пароходство» - Сикачев М.Н., представитель по доверенности от 24.05.2017 № АП-1327/2017; Ли Е.В., представитель по доверенности от 16.05.2018 № АП-1034/2018;
от муниципального образования городского округа «Город Хабаровск» в лице Администрации города Хабаровска - Иванова Т.Е., представитель по доверенности от 14.11.2017 № 1.1.29-352;
от комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края - Кофтелева В.А., представитель по доверенности от 09.01.2018 № 4-2-10-3;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования городского округа «Город Хабаровск» в лице администрации города Хабаровска
на решение от 22.01.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2018
по делу № А73-17241/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.В. Лазарева; в суде апелляционной инстанции судьи: А.П. Тищенко, Е.Г. Харьковская, Е.А. Швец
по иску акционерного общества «Амурское пароходство»(ОГРН 1022700915962, ИНН 2700000088, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 2)
кмуниципальному образованию городского округа «Город Хабаровск» в лице администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул.Карла Маркса, д. 66)
третье лицо: комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (ОГРН 1032700297530, ИНН 2721091150, адрес места нахождения: 680002, г.Хабаровск, ул. Фрунзе, д.70)
овзыскании 19 909 900 рублей
акционерное общество «Амурское пароходство» (далее – истец, общество, АО «Амурское пароходство») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к муниципальному образованию городского округа «Город Хабаровск» в лице Администрации города Хабаровска (далее – ответчик, администрация) о взыскании убытков в размере 19 909 900 руб., понесенных в связи с применением пониженных тарифов на пассажирские внутригородские перевозки внутренним водным транспортом в навигацию 2014 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее –комитет).
Решением суда от 22.01.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2018 исковые требования АО «Амурское пароходство» удовлетворены. Суд взыскал с муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» в лице администрации города Хабаровска в пользу АО «Амурское пароходство» убытки в размере 19 909 900 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 122 550 руб.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе администрации, полагающей, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию гражданско-правовой ответственности по правилам статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Считает, что в дело истцом не представлено доказательств, подтверждающих размер убытков. Полагает, что экспертное заключение комитета не может быть принято в качестве доказательства по настоящему делу. Указывает, что в 2014 году нормативно-правовые акты о выделении субсидий перевозчику не принимались, поскольку материальная помощь для частичной компенсации затрат на оплату проезда на водном транспорте внутригородского сообщения оказывалась гражданам. Утверждает, что перевозчик мог применять тарифы, необходимые для безубыточной деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, поддержанном представителем в судебном заседании указывают, что сумма выпадающих доходов от выполнения перевозок по внутригородским маршрутам г.Хабаровска в навигацию 2014 года по расчетам комитета составила 19 909 900 руб.
В судебном заседании представителем АО «Амурское пароходство» заявлены возражения по доводам кассационной жалобы, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва к ней, проверив исходя из доводов кассационной жалобы правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего дела, закрытое акционерное общество «Амурские пассажирские перевозки» (далее - ЗАО «Амурские пассажирские перевозки») было учреждено 14.07.2011 с целью осуществления внутригородских и пригородных перевозок пассажиров в границах городских округов г.Хабаровска и г. Николаевск-на-Амуре.
Постановлением администрации города Хабаровска от 29.04.2011 №1234 утвержден перечень внутригородских речных маршрутов, расположенных в границах городского округа «Город Хабаровск».
Решением Хабаровской городской Думы от 24.12.2013 № 851 «О бюджете городского округа «Город Хабаровск» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в городском бюджете на 2014 год была предусмотрена субсидия на возмещение части затрат по перевозке пассажиров речным транспортом на внутригородских речных маршрутах в сумме 12 929 700 руб.
На обращение ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» о предоставлении субсидии на подготовку флота к навигации 2014 года администрация города Хабаровска письмом от 08.04.2014 №1.1.40-1985 сообщила о принятии решения, предусматривающего предоставление адресной материальной помощи пассажирам, пользующимся речным транспортом на внутригородских речных маршрутах в навигацию 2014 года, в связи с чем, субсидирование перевозчиков из бюджета города производиться не будет.
В решение Хабаровской городской Думы от 24.12.2013 № 851 «О бюджете городского округа «Город Хабаровск» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» внесены изменения, которыми исключена субсидия на возмещение части затрат по перевозке пассажиров речным транспортом на внутригородских речных маршрутах в сумме 12 929 700 руб.
ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» обратилось в комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края с заявлением от 03.04.2014 № 02-15-443 о пересмотре тарифов на навигацию 2014 года.
Отделом регулирования цен и тарифов на товары и услуги комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в экспертном заключении от 09.04.2014 предложено для снижения убыточности работы ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» увеличить действующие тарифы на краевых пригородных маршрутах на 15 процентов; в случае отсутствия дотаций из бюджета г. Хабаровска тарифы на внутригородских маршрутах необходимо увеличить в 3,26 раза.
Постановлениями комитета от 23.04.2014 № 10-Ц, №11-Ц установлены предельные тарифы на перевозки пассажиров (взрослый тариф и детский) и багажа речным транспортом соответственно по внутригородским маршрутам и в пригородном сообщении города Хабаровска. Установленные тарифы не являются адресными, распространяются на всех речных перевозчиков, осуществляющих эту деятельность. Также в тарифах не установлены отдельные льготные тарифы для отдельных граждан.
23.04.2014 комитетом для ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» с начала навигации 2014 года установлены отдельные предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа, осуществляемые теплоходом «Заря» по линии «Хабаровск - Победа» (пригородный маршрут).
В апреле 2014 года администрация города Хабаровска (заказчик) направила в адрес ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» (перевозчик) подписанный с её стороны договор об организации перевозки пассажиров на внутригородских речных маршрутах от 29.04.2014, по условиям которого заказчик поручает, а перевозчик принимает на себя обязательства осуществлять перевозку пассажиров внутренним водным транспортом на внутригородских речных маршрутах в навигацию 2014 года согласно расписанию движения судов внутригородских линий, указанному в Приложении 1, и с частотой и количеством рейсов, не менее установленных Приложением 2 к договору (пункт 1.1).
Договор об организации перевозки пассажиров на внутригородских речных маршрутах со стороны ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» был подписан с протоколом разногласий, в соответствии с которым перевозчик предложил дополнить текст договора пунктом 1.2, содержащим условие о компенсации заказчиком в полном объеме убытков перевозчика в случае их возникновения по итогам года от работы на внутригородских маршрутах. Протокол согласования разногласий к договору от 29.04.2014 администрацией подписан не был.
В навигацию 2014 года ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» осуществляло внутригородские пассажирские перевозки собственным внутренним водным транспортом общего пользования в соответствии с расписанием движения судов внутренним водным транспортом в границах городского округа «Город Хабаровск», согласованным администрацией города.
Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» по итогам навигации 2014 года. Согласно анализу убыток предприятия от осуществления деятельности по перевозке пассажиров по внутригородским маршрутам г. Хабаровска в навигацию 2014 года составил 19 909 900 руб. (письмо комитета от 09.12.2014 № 1-4-10-4953).
На основании соглашения об отступном от 30.09.2015, заключенного с ЗАО «Амурские пассажирские перевозки», ссылаясь на неисполнение администрацией претензии от 26.08.2016 о возмещении убытков в размере 19 909 900 руб., возникших в результате перевозки пассажиров речным транспортом в 2014 году, АО «Амурское пароходство» обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Судебные инстанции, удовлетворяя исковые требования общества, руководствовались статьями 15, 16, 409, 424, 790, 1069 ГК РФ, статьями 6, 78, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 7 части 1 статьи 16, частью 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ), частью 2 статьи 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, учли правовую позицию, изложенную в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 № 13371/10, от 25.06.2013 № 1838/13.
Пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В силу части 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Статьей 78 БК РФ определено предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе из местного бюджета юридическим и физическим лицам в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, выделяемых в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним актами муниципальной администрации.
Следовательно, исходя из вышеуказанных норм права вопросы организации транспортного обслуживания населения городского округа в силу закона одновременно отнесены и к полномочиям, и к обязанностям администрации, поэтому необходимые для их решения денежные средства подлежали включению в расходы бюджета муниципального образования исходя из положений статей 6, 86 БК РФ.
Судами установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что маршруты расположены в границах городского округа, в пределах которого создание условий для предоставления соответствующих транспортных услуг и организация транспортного обслуживания населения являются вопросами местного значения.
В такой ситуации за счет предоставления обществом услуг по перевозке населения в навигацию 2014 года администрация тем самым выполнила возложенные на нее публичные функции, которые относятся к расходным обязательствам муниципальных образований.
Кроме того, статья 424 ГК РФ предусматривает возможность применения в предусмотренных законом случаях цен (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (пункт 2 статьи 790 ГК РФ).
В соответствии со статьей 6 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ провозная плата (плата за перевозки грузов, пассажиров и их багажа) устанавливается перевозчиками.
В случае предоставления органами государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления субсидий в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозкам пассажиров и их багажа по транзитным, пригородным и местным маршрутам перевозок пассажиров размер провозной платы определяется перевозчиками по согласованию с указанными органами.
При утверждении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом по внутригородским маршрутам города Хабаровска в навигацию 2014 года в постановлении от 23.04.2014 №10-Ц комитет исходил из условия предоставления городским бюджетом субсидии на оказание услуг по перевозке пассажиров речным транспортом согласно решению Хабаровской городской Думы от 24.12.2013 № 851, которая впоследствии фактически не была предоставлена, отменена решением Хабаровской городской Думы от 20.05.2014 № 906.
Как установлено судами, увеличение тарифа, которое могло компенсировать убытки перевозчика, не произведено, несмотря на обращения предприятия в орган регулирования.
Поскольку условия, при которых комитетом были установлены предельные максимальные тарифы для перевозчиков, не соблюдены, в том числе в результате действий городского образования по отмене предусмотренного субсидирования, у перевозчика возникли убытки вследствие тарифного регулирования, так как предусмотренный тариф не смог покрыть затраты перевозчика на внутригородских перевозках.
Таким образом, администрацией города Хабаровска не обеспечено возмещение экономически обоснованных затрат перевозчика, предоставлявшего населению услуги по перевозки пассажиров городским речным транспортом тем самым выполнявшего функции, отнесенные к расходным обязательствам муниципального образования, в связи с чем, ответчиком не исполнена обязанность по финансированию возмещения выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки.
Расчет убытков перевозчика произведен комитетом на основании первичных и финансовых документов перевозчика. С учетом фактически подтвержденных затрат комитет пришел к выводу о том, что в навигацию 2014 года по внутригородским маршрутам г. Хабаровска убытки перевозчика составили 19 909 900 руб.
Проверив расчет убытков, произведенный истцом, суды признали его правильным. Судами правомерно не принят во внимание довод заявителя жалобы о завышении размера убытков. Общество обосновало заявленный размер причиненных убытков, представив экономическую экспертизу, проведенную комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края. Доказательств, опровергающих данные сведения в дело не представлено.
Доводы администрации об отсутствии вины и причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками истца являлись переметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Ссылка заявителя жалобы на решение Хабаровского краевого суда от 10.11.2014 по делу № 3-82/2014, которым отказано в удовлетворении требования ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» о признании недействующим постановления № 10-Ц от 22.04.2016 «Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом по внутригородским маршрутам города Хабаровска», с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы судов не опровергает.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2015 по делу № 58-АПГ15-1 в случае, если реальные затраты перевозчика оказались выше установленных тарифов, то последний вправе обратиться в суд с иском о взыскании убытков.
Кроме того, отсутствие договора на компенсацию убытков не освобождает муниципальное образование от возмещения убытков, возникших вследствие виновных действий администрации.
Несогласие администрации с результатами оценки судами экономической экспертизы комитета и доводы о необоснованности изложенных в ней выводов не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции в силу норм главы 35 АПК РФ не наделен полномочиями по самостоятельной оценке имеющихся в деле доказательств.
Доводы кассационной жалобы о необходимости иной оценки доказательств, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и несоответствии выводов судов обстоятельствам дела; несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств не может быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.01.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2018 по делу № А73-17241/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Т.Н. Никитина
Судьи Н.В. Меркулова
Е.П. Филимонова