НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Хабаровского края от 20.02.2019 № 06АП-381/19

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-381/2019

27 февраля 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2019 года.
Полный текст  постановления изготовлен февраля 2019 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.

судей                                       Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.

при участии  в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Амуррыбпром»: представителя  Литвиной Я.Н.  по доверенности от 01.03.2018 (на 1 год);

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного  учреждения) в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Амуррыбпром»

на решение от  07.12.2018

по делу № А73-13415/2018

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Серга Д.Г.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Амуррыбпром» (ИНН 2721058970, ОГРН 1022700922265)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе  Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (ИНН 2721101270, ОГРН 1032700309443)

о  признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Амуррыбпром» (далее – заявитель, ООО «Амуррыбпром», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному  учреждению) в городе  Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (далее – Управление,  УПФ, Пенсионный фонд) о признании незаконным решения № 24 от 22.05.2018 о привлечении ООО «Амуррыбпром» к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Решением суда от 07.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Суд установил, что в нарушение статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон                № 212-ФЗ) общество не включило в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу суммы заработной платы работников льготных профессий, занятых на работах с вредными и особыми условиями труда (обществом не учитывались суммы заработной платы работников плавсостава во время отстоя судов, нахождения на берегу).

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО «Амуррыбпром» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы утверждает следующее: нахождение морского судна у причальной стенки не является рыболовством, в связи с чем,  отсутствует основание считать, что труд физических лиц на судне, которое выведено из эксплуатации, связан с тяжелыми и опасными условиями труда, и как следствие у этих работников отсутствует право на досрочное назначение трудовой пенсии, данный факт  Управлением  не отрицается; в период июль-ноябрь 2015 года работники Ковалев А.А. и Машошин Ю.И. работали на судне БРБ-777 в должности капитана неполный рабочий день, то есть менее 80% рабочего времени, что подтверждается табелями учета рабочего времени, в связи с чем,  работники не обладали правом на досрочное назначение пенсии, следовательно, основания для исчисления страховых взносов у общества по дополнительному тарифу отсутствовали.

Представитель  Управления  извещенного  надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.

Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Управления, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заслушав представителя общества, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, ООО «Амурыбпром» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрировано в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждении)  в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края в качестве плательщика страховых взносов.

Управлением  проведена выездная проверка страхователя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, своевременности, достоверности и полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, в ходе которой установлено, что страхователем в нарушение части 2 статьи 58.3 Федерального закона  № 212-ФЗ  в 2015 -2016 годах не включены в объект обложения и базу для начисления страховыми взносами по дополнительному тарифу суммы заработной платы, что привело к занижению базы для начисления страховых взносов на общую сумму 248675,44 руб.; обществом не учитывались суммы заработной платы работников плавсостава во время отстоя судов, нахождения на берегу, не включались в базу для начисления дополнительного тарифа суммы компенсации отпуска при увольнении работников и суммы денежной премии работникам, о чем составлен акт выездной проверки от 11.04.2018 № 53 дсп.

По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений страхователя Управлением ПФР принято решение от 22.05.2018 № 24 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым  общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 2983,74 руб.. Обществу начислены пени в сумме 2316,62 руб., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в сумме 14918,72 руб.

Не согласившись с решением Управлением от 22.05.2018 № 24 относительно начисления дополнительных страховых взносов за 2015-2016 годы, ООО «Амуррыбпром» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах до 01.01.2017 были урегулированы Федеральным законом № 212-ФЗ, в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 5 которого  организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона  № 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в том числе в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона  № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иныхвознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 58.3 Федерального закона  № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», (с 01.01.2015 в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи:

2013 год – 4,0 процента,

2014 год – 6,0 процентов,

2015 год и последующие годы – 9,0 процентов.

В силу части 2 статьи 58.3 Федерального закона  № 212- ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 01.01.2015 в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи:

2013 год – 2,0 процента,

2014 год – 4,0 процента,

2015 год и последующие годы – 6,0 процентов.

На основании пункта 2.1 части 2 статьи 58.3 Федерального закона                 № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьидополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: для опасного класса условий труда – 8%, для вредного класса условий труда: подкласс 3.4 – 7%, подкласс 3.3 – 6%, подкласс 3.2 – 4%, подкласс 3.1 – 2% для допустимого класса условий труда – 0%, для оптимального класса условий труда – 0%.

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон  №173-ФЗ, Закон о трудовых пенсиях) предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 27 Федерального закона  № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона: мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Список производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержден Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников, занятых на работах с особыми условиями труда, поименованных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях осуществляется в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работников, признаваемые объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в статье 9 этого закона.

Специальная оценка условий труда в отношении плавсостава БРБ -777 не проводились.

Как следует из материалов дела, Управлением  выявлено,что в 2015-2016 годах в нарушение статьи 58.3 Федерального закона  № 212-ФЗ общество не включило в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу суммы заработной платы работников вышеуказанных льготных профессий, занятых на работах с вредными и особыми условиями труда; организацией не учитывались суммы заработной платы работников плавсостава во время отстоя судов, нахождения на берегу.

Оспаривая решение Управления, заявитель указывает на то, что нахождение морского судна БРБ 777 у причальной стенки не является рыболовством, в связи с чем,  отсутствует основание считать, что труд физических лиц на судне в период отстоя связан с тяжелыми и опасными условиями труда, и как следствие отсутствует право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, при исчислении страховых взносов по дополнительному тарифу с выплат, осуществляемых в пользу отдельных профессиональных категорий работников, для которых предусмотрен особый порядок исчисления периодов соответствующих работ (в частности, плавсостав на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности) необходимо учитывать, что  в целях применения статьи 58.3 Федерального закона  № 212-ФЗ, занятость работой этих лиц не увязывается с продолжительностью их нахождения на соответствующих условиях работы и количеством совершенных определенных действий.

Таким образом, на выплаты и иные вознаграждения в пользу данных работников, следует начислять страховые взносы по дополнительным тарифам, с момента возникновения с таким лицами трудовых отношений.

Соответственно, на выплаты и вознаграждения, произведенные в пользу работников плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности следует начислять страховые взносы по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2 статьи 58.3 Федерального закона  № 212-ФЗ, с момента возникновения с такими работниками трудовых отношений, вне зависимости от навигационного периода работы вышеуказанных судов.

В нарушение части 2 статьи 58.3 Федерального закона  № 212-ФЗ страхователем в 2015-2016 годах неправомерна сумма заработной платы не включена в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу, отражаемых по строке 233 формы РСВ-1.

При установленных обстоятельствах, учитывая, что на выплаты и иные вознаграждения в пользу работников плавсостава ООО «Амуррыбпром» следует начислять страховые взносы по дополнительным тарифам с момента возникновения с таким лицами трудовых отношений, УПФ пришло к обоснованному выводу, поддержанному судом первой инстанции о том, что суммы соответствующей заработной платы должны включаться в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу.

Произведенное Управлением доначисление страховых взносов, а также начисление соответствующих сумм пеней и штрафных санкций в порядке статьи 25, части 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ, правомерно  признано судом законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и противоречат представленным в материалы дела доказательствам, а потому отклоняются арбитражным  судом апелляционной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Излишне уплаченная 26.12.2018 заявителем жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьями 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края  от  07 декабря  2018 года по делу № А73-13415/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу  с ограниченной ответственностью «Амуррыбпром» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения № 1215 от 26.12.2018. Выдать справку.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

     Е.И. Сапрыкина

Е.Г. Харьковская