Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-6910/2019
20 ноября 2019 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен ноября 2019 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Мильчиной И.А., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «АББАТ ФИНАНС»: не явились;
от Отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации: Черненко М.Е., представителя по доверенности от 29.07.2019;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «АББАТ ФИНАНС»
на решение от 10.10.2019 по делу № А73-14212/2019
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Ж.Г. Шестак,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «АББАТ ФИНАНС»
к Отделению по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «АББАТ ФИНАНС» (далее – общество, ООО МКК «АББАТ ФИНАНС») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об оспаривании постановления Отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - отделение Банка, административный орган) от 09.07.2019 № 19-13878/3110-1 о привлечении к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением суда от 10.10.2019 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части размера штрафа, превышающего 250 000 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить.
По мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы материального права, а также не полностью выяснены обстоятельства дела, указывающие на вину.
Апеллянт в заседание суда второй инстанции своего представителя не направил.
В ходе судебного разбирательства представитель отделения Банка отклонил доводы жалобы как несостоятельные, просил решение оставить без изменения, указывая на неоднократные нарушения действующего законодательства со стороны организации. Возражений в отношении вывода арбитражного суда о снижении штрафной санкции ниже низшего предела не высказано.
Исследовав материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы с учетом отзыва, выслушав пояснения административного органа, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 07.05.2019 административным органом в адрес общества выдано предписание Т128-99-2/20224 об устранении в течение пяти рабочих дней с даты получения предписания нарушений законодательства путем направления бухгалтерской (финансовой) отчетности в Банк России, а также ответа на предписание с приложением документов, подтверждающих исполнение требований предписания.
В связи с тем, что в установленный срок предписание исполнено не было, 24.06.2019 административным органом составлен протокол об административном правонарушении № ТУ-08-ЮЛ-197-13878/1020-1 по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, и 09.07.2019 вынесено постановление № ТУ-08-ЮЛ-19-13878, которым общество привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 500 000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество оспорило постановление в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводу о доказанности административным органом состава вмененного обществу административного правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений в ходе привлечения его к административной ответственности. При этом с учетом части 3 статьи 4.1. КоАП РФ, посчитал возможным снизить размер административного штрафа до 250 000 руб.
Возражения заявителя апелляционной жалобы сводятся к несогласию с данными выводами.
В соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется невыполнением в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять контрольно-надзорные функции.
Учитывая диспозицию части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, суд должен установить факт законности выданного заявителю предписания, за неисполнение которого последний был привлечен к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ), статьей 14 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон № 151-ФЗ) Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением микрофинансовыми организациями требований указанного Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона № 151-ФЗ микрофинансовой организацией является юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 151-ФЗ. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.
Банк России, согласно статье 76.5 Закона № 86-ФЗ, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно части 1 статьи 15 Закона № 151-ФЗ, микрофинансовые организации обязаны представлять в Банк России отчетность, в том числе бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также иные документы и информацию, предусмотренные Федеральным законом № 151-ФЗ.
Пунктом 6 Указания Банка России от 24.05.2017 № 4383-У предусмотрено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность микрофинансовой организации представляется в Банк России в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
Согласно Указанию Банка России от 03.11.2017 № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» электронные документы (информация), в том числе требования (предписания) Банка России, направляются Банком России поднадзорным организациям путем размещения в личных кабинетах.
Как следует из материалов дела, по результатам проверочных мероприятий Банком России установлено, что в нарушение требований статьи 15 Закона № 151-ФЗ и пункта 6 Указания Банка России № 4383-У от 24.05.2017 ООО МКК «АББАТ ФИНАНС» не представило годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2018 год.
В этой связи Банком России в адрес общества было направлено предписание от 07.05.2019 № Т128-99-2/20224 об устранении нарушения законодательства и необходимости представления отчетности за 2018 год в срок не позднее 5 рабочих дней с даты получения предписания.
Предписание Банка России было размещено в личном кабинете общества 07.05.2019 и считается полученным 08.05.2019. Соответственно, ООО МКК «АББАТ ФИНАНС» надлежало представить в Банк России отчетность по состоянию на 31.12.2018 не позднее 17.05.2019.
В результате контроля исполнения предписания административным органом установлен факт его неисполнения, в связи с чем обществу направлено уведомление от 21.05.2019 № Т128- 99-2/24287 о признании предписания неисполненным.
Фактически годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2018 год представлена ООО МКК «АББАТ ФИНАНС» в Банк России 28.05.2019 (вх. № ТР-2019-01884650), после чего в адрес общества было направлено уведомление от 04.06.2019 № Т128-99- 2/29915 о снятии предписания с контроля.
Выше установленные обстоятельства указывают на наличие объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При этом лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Довод общества о технических трудностях в отправке отчетности отклоняются апелляционной коллегией, поскольку надлежащими доказательствами это не подтверждено. Кроме того, ходатайство об отсрочке исполнения предписания обществом не заявлялось.
Следовательно, оснований полагать, что общество привлечено к ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в отсутствие законных оснований, у апелляционного суда не имеется.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судебной коллегией не установлено, как и оснований для признания правонарушения малозначительным по статье 2.9 КоАП РФ.
Рассматривая вопрос о соразмерности назначенного обществу административного наказания суд первой инстанции с учетом частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, исходя из принципа соразмерности и справедливости назначения наказания, принимая во внимание сложное финансовое положение организации, с целью соблюдение баланса частных и публичных интересов, правомерно счел возможным назначить размер наложенного на общество административного штрафа ниже низшего предела, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Судебная коллегия полагает, что назначенное административное наказание в рассматриваемом случае соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Таким образом, оснований для отмены или изменения принятого судебного акта не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.10.2019 по делу № А73-14212/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.И. Сапрыкина |
Судьи | И.А. Мильчина |
Е.А. Швец |