Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-304/2020
21 февраля 2020 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Мильчиной И.А., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края: Бессмертных М.Р. по доверенности от 09.01.2020 № 6-9/1;
от министерства финансов Хабаровского края: Бахмат Т.А. по доверенности от 30.10.2018 № 19-12-563,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
на решение от 09.12.2019
по делу № А73-18863/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН 1082703000159, ИНН 2703044140)
к министерству финансов Хабаровского края (ОГРН 1032700295550, ИНН 2700000176)
о признании незаконным предписания от 05.02.2019 № 4,
третье лицо: министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края,
установил:
министерством финансов Хабаровского края (далее – Министерство финансов, Министерство) на основании приказа от 04.10.2018 № 269П проведена внеплановая выездная проверка соблюдения администрацией городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» (далее – Администрация городского округа) и ее структурными подразделениями условий предоставления субсидии на софинансирование расходных обязательств по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства муниципальной собственности, в рамках государственной программы Хабаровского края «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края», в части соблюдения графика выполнения мероприятий по строительству объекта «Реконструкция канализации в г. Комсомольске-на-Амуре», за 2017.
В ходе проверки Министерством был установлен факт невозврата управлением жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее – Управление) средств субсидии на софинансирование строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта капитального строительства муниципальной собственности города Комсомольска-на-Амуре «Реконструкция канализации в г. Комсомольске-на-Амуре», вследствие недостижения показателя результативности использования субсидии.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 24.01.2019.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки Министерство выдало начальнику Управления предписание от 05.02.2019 № 4 (далее – Предписание), которым последнему предписано принять меры по устранению выявленных нарушений и возвратить в доход краевого бюджета денежные средства в размере 25 374 201, руб. 43 коп. в течение 60 календарных дней со дня получения предписания. Информацию о выполнении Предписания с документами, подтверждающими устранение, представить в Министерство финансов не позднее 65 календарных дней со дня получения предписания.
Управление не согласилось с Предписанием, оспорило его путем подачи заявления в Арбитражный суд Хабаровского края.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А73-18863/2019, к участиюв деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края).
Решением суда от 09.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом Управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование – решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы привел следующие доводы:
- осуществление реконструкции спорного объекта в 2017 году было неисполнимо, ввиду необходимости проведения корректировки проектно-сметной документации объекта, в связи с изменениями законодательства Российской Федерации (часть 3.5 статьи 49 ГрК РФ, ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ, ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ, ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
- во избежание нарушения законодательства, администрация г. Комсомольска-на-Амуре неоднократно информировала Правительство Хабаровского края о невозможности выполнения запланированных на 2017 год работ по объекту до 2019, с переносом финансирования, однако изменения в Соглашения внесены не были;
- ответчиком не представлены доказательства неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств.
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 23.01.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство финансов не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
17.02.2020 в суд поступило дополнение к апелляционной жалобе, согласно которому нет оснований для привлечения Управление к ответственности за нарушение условий предоставления (расходование) межбюджетных трансфертов, а бюджет города является дефицитным.
Министерство ЖКХ Хабаровского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечило явку представителя в судебное заседание.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие не явившегося представителя лица, участвующего в деле.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу с дополнением. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Министерства финансов пояснения в соответствии с отзывом.
Выслушав пояснения явившихся представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, отмены судебного акта в силу следующего.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (пункты 1, 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)).
Полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (пункты 1, 2, 3 статьи 269.2 БК РФ).
Под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения «О Министерстве финансов Хабаровского края», утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.07.2018 № 255-пр (далее – Положение № 255-пр), пунктом 1.1 Порядка осуществления внутреннего государственного финансового контроля в Хабаровском крае, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.03.2014 № 65-пр (далее – Порядок № 65-пр), Министерство финансов Хабаровского края является одновременно и финансовым органом края, и органом внутреннего государственного финансового контроля в Хабаровском крае.
Таким образом, поскольку Министерство финансов Хабаровского края как орган внутреннего государственного финансового контроля осуществляет полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю, то в данном случае внеплановая выездная проверка Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края проведена, а обжалуемое предписание выдано органом, уполномоченным на осуществление внутреннего государственного финансового контроля в Хабаровском крае.
Как следует из материалов дела, основанием для выдачи предписания от 05.02.2019 № 4 послужил вывод Министерства финансов края о невозврате Управлением ЖКХ средств субсидии на софинансирование строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта капитального строительства муниципальной собственности города Комсомольска-на-Амуре «Реконструкция канализации в г. Комсомольске-на-Амуре», вследствие недостижения показателя результативности использования субсидии.
В соответствии со статьей 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 136 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 статьи 139 БК РФ предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ.
В силу пункта 4 статьи 139 БК РФ распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 статьи 219 БК РФ, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 07.06.2012 № 185-пр утверждена Государственная программа Хабаровского края «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края».
Приложением 10 к Государственной программе утвержден Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства муниципальной собственности (далее – Порядок № 185-пр).
Целью предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края (далее также - край) на софинансирование расходных обязательств по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства муниципальной собственности является оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям края на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства муниципальной собственности (далее - субсидии, объекты капитального строительства соответственно) в рамках реализации государственной программы Хабаровского края «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края» (пункт 1 Порядка № 185-пр).
Законом Хабаровского края от 06.12.2016 № 226 «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (субсидии бюджетам муниципальных образований края на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в перечень краевых адресных инвестиционных проектов. «Реконструкция канализации в г. Комсомольске-на-Амуре» в рамках государственной программы Хабаровского края «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края») утверждены бюджетные ассигнования в сумме 576 537,64 тыс. руб.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 07.02.2017 № 25-пр «О распределении субсидий краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции или техническому перевооружению объектов капитального строительства муниципальной собственности объектов топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, включенных в перечень краевых адресных инвестиционных проектов, на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов» Администрации городского округа на реконструкцию канализации в 2017 утверждено распределение субсидии в сумме 576 537,64 тыс. руб.
16.02.2017 между Министерством ЖКХ Хабаровского края и Администрацией городского округа было заключено соглашение № 1/17-КОМ-КБ «О предоставлении субсидии, предусмотренной в краевом бюджете на 2017 год на софинансирование расходных обязательств городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства муниципальной собственности» (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 29.08.2017 № 2) является предоставление муниципальному образованию субсидии из краевого бюджета на софинансирование строительства (реконструкции, технического перевооружения) объектов капитального строительства муниципальной собственности города Комсомольска-на-Амуре, в сумме 631 351,99 тыс. руб., в том числе объекта «Реконструкция канализации в г. Комсомольске-на-Амуре» в сумме 576 537,64 тыс. руб., из них средства федерального бюджета - 499 052,45 тыс. руб., средства краевого бюджета – 77 485,19 тыс. руб.
В соответствии с Перечнем главных администраторов доходов местного бюджета, являющегося Приложением № 1 к Решению Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14.12.2016 № 99 «О местном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края является главным администратором доходов местного бюджета по главе 500 «Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края», виду, подвиду дохода бюджета 2 02 20077 04 0000 151 «Субсидии бюджетам городских округов на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности».
В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 23.03.2017 № 1) исполнение обязанностей муниципального образования по Соглашению должно осуществляться главным распорядителем бюджетных средств местного бюджета, которому решением о местном бюджете утверждены бюджетные ассигнования по объекту капитального строительства «Реконструкция канализации в г. Комсомольске-на-Амуре».
Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14.12.2016 № 99 «О местном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» бюджетные ассигнования по целевой статье 07300R112E «Строительство (реконструкция, техническое перевооружение) объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в перечень краевых адресных инвестиционных проектов «Реконструкция канализации в г. Комсомольске-на-Амуре», бюджетные ассигнования в сумме 576 537,64 тыс. руб. утверждены Управлению.
В 2017 Финансовым управлением Администрации города Управлению ЖКХ доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на реконструкцию канализации в сумме 576 537,64 тыс. руб.
Платежными поручениями от 31.03.2017 № 297138, от 28.04.2017 № 626369, от 25.05.2017 № 1053, от 29.06.2017 № 398977, от 29.09.2017 № 484583, от 28.12.2017 № 728142 Министерство ЖКХ Хабаровского края перечислило Управлению субсидию в сумме 253 742,01 тыс. руб. (253 742 014 руб. 27 коп.).
Перечисление субсидии Министерством производилось на оплату фактически выполненных работ в соответствии с актами о приемке выполненных работ (унифицированная форма № КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма № КС-3), которые подрядчиком были выполнены не в полном объеме.
Согласно Отчету Управления об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета за 2017 кассовые расходы на реконструкцию канализации составили 289 000,00 тыс. руб., в том числе :
- за счет средств федерального бюджета – в сумме 219 639,73 тыс. руб. (219 639 734 руб. 59 коп.);
- за счет средств краевого бюджета – в сумме 34 102,28 тыс. руб. (34102279 руб. 68 коп.)
- за счет средств местного бюджета - 35 257,99 тыс. руб. (35 257 989 руб. 16 коп.).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 11 Порядка № 185-пр показателем результативности использования субсидии является соблюдение графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства.
В ходе проверки достижения Управлением показателя результативности «Соблюдение графика по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства» установлено следующее.
Графиком выполнения мероприятий по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства (приложение № 6 к Соглашению (в редакции дополнительного соглашения от 29.08.2017 № 2), установлен показатель «Объем денежных средств, предусмотренных на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства» за счет средств субсидии по объекту «Реконструкция канализации в г. Комсомольске-на-Амуре» на 2017 в сумме 576 537,64 тыс. руб.
Подпунктом «г» пункта 7 Порядка № 185-пр, а также подпунктом «г» подпункта 3.3.7 пункта 3.3 Соглашения установлена обязанность муниципального образования по предоставлению Министерству ЖКХ Хабаровского края отчетов об исполнении графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по форме, согласно приложению № 9 к Соглашению.
Согласно Отчету об исполнении графика выполнения мероприятий по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства за 2017, представленного Управлением Министерству ЖКХ Хабаровского края 09.01.2018 в системе электронного документооборота Правительства Хабаровского края, показатель «Объем финансового обеспечения на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства» Управлением фактически достигнут в сумме 253 742,01 тыс. руб., что на 322 795,63 тыс. руб. меньше объема, установленного графиком, в том числе:
- за счет средств федерального бюджета – в сумме 219 639,73 тыс. руб. (219 639 734 руб. 59 коп.);
- за счет средств краевого бюджета – в сумме 34 102,28 тыс. руб. (34 102 279 руб. 68 коп.).
Таким образом, в данном случае в нарушение подпункта «а» пункта 11 Порядка № 185-пр график выполнения мероприятий по строительству (реконструкции, техническому перевооружению) объектов капитального строительства Управлением ЖКХ не был выполнен.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 17 Порядка № 185-пр в случае, если муниципальным образованием края не достигнуто значение показателя результативности использования субсидии, установленного подпунктом «а» пункта 11 настоящего Порядка, по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии и в срок до 01 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, данное недостижение не устранено, объем средств, соответствующий 10 процентам объема субсидии (за исключением субсидии, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета), использованной в году предоставления субсидии, подлежит возврату из бюджета муниципального образования края в краевой бюджет в срок до 20 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, - если срок достижения значения показателя результативности использования субсидии, предусмотренного подпунктом «а» пункта 11 настоящего Порядка, установлен соглашением в пределах года предоставления субсидии.
Объем средств субсидии, источником финансового обеспечения которой являлись средства краевого бюджета, подлежащий возврату в краевой бюджет, составил 3 410 227 руб. 96 коп. (34 102 279 руб. 68 коп х 10 %).
Кроме того, согласно абзацу 4 пункта 17 Порядка № 185-пр в случае недостижения муниципальным образованием края значений показателей результативности использования субсидии, установленных в соответствии с абзацем четвертым пункта 11 настоящего Порядка, и (или) невыполнения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 10 Правил, муниципальным образованием края производится возврат части субсидии, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, в срок до 20 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, в размере и порядке, установленных Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 19 Правил в случае, если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по соблюдению графика выполнения мероприятий, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам объема средств, предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств, размеру субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), по которым допущено нарушение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, без учета размера остатка субсидии по указанным объектам государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежит возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии.
Объем средств субсидии, источником финансового обеспечения которой являлись средства федерального бюджета, подлежащий возврату в краевой бюджет, составил 21 963 973 руб. 46 коп. (219 639 734 руб. 59 коп. х 10 %).
Общий объем средств субсидии, подлежащий возврату в доход краевого бюджета, составил 25 374 201 руб. 43 коп. (3 410 227 руб. 96 коп. + 21 963 973 руб. 46 коп.).
В соответствии с пунктом 21 Порядка предоставления субсидии Министерством ЖКХ Хабаровского края в адрес Главы городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» было направлено требование от 22.06.2018 № 1-07/8319 о возврате субсидии в доход краевого бюджета в срок до 06.08.2018.
По состоянию на 24.01.2019 подлежащий возврату объем средств субсидии вследствие недостижения показателя результативности использования субсидии в нарушение абзаца 8 статьи 135 БК РФ и пункта 17 Порядка№ 185-пр в краевой бюджет не был возвращен.
Установив в ходе проверки указанное нарушение, по результатам проведенной проверки Министерство финансов края правомерно выдало Управлению ЖКХ предписание от 05.02.2019 № 4 о необходимости возврата в доход краевого бюджета денежных средств в размере 25 374 201,43 руб. в течение 60 календарных дней со дня получения предписания.
Довод Управления о невозможности осуществления реконструкции спорного объекта в 2017 году, ввиду необходимости проведения корректировки проектно-сметной документации объекта, в связи с изменениями законодательства Российской Федерации (часть 3.5 статьи 49 ГрК РФ, ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ, ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ, ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ) правомерно отклонен судом первой инстанции, в связи с непредставлением в материалы дела доказательств, свидетельствующих о невозможности реконструкции спорного объекта в 2017 году вследствие изменений действующего законодательства Российской Федерации.
Довод Управления о том, что во избежание нарушения законодательства администрация города Комсомольска-на-Амуре неоднократно информировала Правительство Хабаровского края о невозможности выполнения запланированных на 2017 работ по объекту до 2019, с переносом сроков финансирования,правомерно отклонен судом на основании следующего.
Исходя из пункта 6.7 Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 23.02.2017 № 1) внесение изменений в Соглашение, предусматривающих ухудшение установленных значений показателей результативности, а также продление сроков реализации предусмотренных Соглашением мероприятий, не допускается в течение всего срока действия Соглашения, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии.
Из содержания письма Министерства ЖКХ Хабаровского края от 15.05.2019 № 6038 следует, что своевременного, документально обоснованного заявления о наличии обстоятельств непреодолимой силы, не позволяющих обеспечить использование спорной субсидии в части соблюдения графика мероприятий, к Соглашению в отношении спорного объекта, от Администрации городского округа и подведомственных ей организаций в Министерство ЖКХ Хабаровского края до 10.04.2018 не направлялось.
Ввиду этого, правовых оснований для внесения изменений в Соглашение у Министерства ЖКХ Хабаровского края не имелось, как не имелось и оснований и для освобождения муниципального образования от ответственности, предусмотренной пунктом 17 Порядка № 185-пр.
Кроме того судом установлено что 29.08.2017 между Министерством ЖКХ Хабаровского края и Администрацией городского округа было заключено дополнительное соглашение № 2 к Соглашению, изменяющее график мероприятий к Соглашению, который ранее не предусматривал освоение средств по спорному объекту в размере 576 537 640,00 руб., а 29.12.2017 между Министерством ЖКХ Хабаровского края и Администрацией городского округа было заключено дополнительное соглашение № 3 к Соглашению, изменяющее график перечисления спорной субсидии, которым предусмотрено перечисление средств субсидии в сентябре, декабре 2017.
С учетом изложенного суд пришел к верному выводу о том, что оспариваемое Предписание не противоречит требованиям действующего законодательства, права заявителя не нарушает, в связи с чем, основания для удовлетворения требований заявителя у суда отсутствовали.
Изложенным в апелляционной жалобе доводам дана должная оценка судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции нет оснований считать такую оценку ненадлежащей. Доводы дополнения не имеют существенного значения для рассмотрения дела, поскольку спор возник из несогласия с Предписанием, суд не рассматривал вопросы ответственности Управления, утверждение бюджета города с дефицитом не влияет на законность Предписания.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 09.12.2019 по делу № А73-18863/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | А.П. Тищенко |
Судьи | И.А. Мильчина |
Е.Г. Харьковская |